пятница, 26 февраля 2021 г.

Ненарушенная красота. Спасо-Прилуцкий монастырь

Ненарушенная красота.
Спасо-Прилуцкий монастырь

Русский Север - земля обетованная нашего монашества, наша, северная, Фиваида. Многие прославленные подвижники подвизались здесь, много значимых для духовной жизни русского народа мест в здешнем краю. И одно из них - Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь.

Спасо-Прилуцкий монастырь с высоты птичьего полета.  
https://photosight.ru/photos/5526448

В XVI веке монастырь достиг наивысшего расцвета. Его особенно ценил Иван Грозный и ставил в пример - наряду с Троице-Сергиевой Лаврой и Кирилло-Белозерским монастырем – как обитель, где строгая иноческая жизнь сочетается с внешним благолепием и богатством. Известно, что в один из моментов своего неровного царствования Иван Грозный замысливал перенести столицу государства в Вологду, и поэтому Прилуцкий монастырь был для него своего рода "запасной придворной обителью"…
Летом 1924 года обитель была закрыта. По счастью, архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкой обители не пострадал в ХХ веке. Сначала здания обители требовались для хозяйственных нужд, а потом на них обратили внимание защитники памятников истории и архитектуры. Поэтому храмы монастыря сохранились полностью.
Возвращение Спасо-Прилуцкого монастыря Русской Православной Церкви состоялось в 1992 году. За минувшие годы проделана большая работа по восстановлению монастыря.

Преподобные Димитрий и Игнатий Прилуцкие со Спасо-Прилуцким монастырем. Икона современного письма

Согласно преданию, некоторое время по приходе в город Вологду прп. Димитрий жил в доме кожевника, стоявшем на левом берегу реки Вологды. Здесь его, очевидно, и посетила мысль устроить в окрестностях Вологды общежительный монастырь. Как говорится в житии, его очень заботило то, что "общаго жития иноков не бысть от Волги реки великий даже и до моря". "И возлюби преподобный место, на Прилуце (то есть в излучине реки) тако нарицаемо, отстоящее от града за три поприща; и абие (тотчас) постави крест на месте том и благослови его".
Место, избранное прп. Димитрием для строительства монастыря, принадлежало "благонарочитому мужу Илие и Исидору Выпрягу". В житии отмечается, что они с радостью отдали свою землю монахам и, более того, затоптали озимые хлеба, почти уже созревшие, чтобы строительство могло начаться немедленно.

Икона Всемилостивого Спаса с преподобными Димитрием и Игнатием в молении

Так говорит о преподобном Димитрии Прилуцком текст его жития. За свою земную жизнь он помог сотням, если не тысячам, бедняков, защитил многих рабов от жестокости господ и всегда при этом считал себя должником перед всеми людьми.

Икона преподобного Димитрия Прилуцкого письма прославленного иконописца Дионисия

Тропарь преподобному Димитрию Ирилуцкому, Вологодскому чудотворцу, глас 1

Свыше от Бога, преподббне, / благодать приял оси духовную / и от Него убо познался еси, блажение, / Того ради и ты духом познал eси лучшая Его, / будущаго века пребывание, / и постнически испытався во своих обителех. / И ныне со ангели ликовствуя, / Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием: / Слава Давшему ти крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.
По большим праздникам,  на Сретение иконы преподобного Димитрия, Вологодский музей предоставляет монастырю одну из наиболее древних его святынь — икону прп. Димитрия с житием, написанную великим иконописцем Дионисием. Собственно, и самое празднование в честь Сретения иконы преподобного связано именно с этим образом. В 1487 году Иоанн III «вытребовал» из Спасо-Прилуцкого монастыря имевшуюся там в то время икону прп. Димитрия, желая, чтобы она сопровождала его в походе на Казань. В 1503 году царь прислал в обитель новую икону, написанную Дионисием. Впоследствии она почиталась как чудотворная. (Судя по всему, житийная икона вологодского святого стала одной из последних работ Дионисия, поскольку он скончался в 1502 году.) В память об этом событии и было установлено празднование в честь Сретения иконы преподобного Димитрия, совершаемое 3 (16) июня. Сейчас в Спасо-Прилуцком монастыре постоянно находится копия с иконы, писанной Дионисием, а чудотворный старинный образ — лишь редкий «гость» в нем. Слишком велика его художественная и историческая ценность.

Спасский собор — центр Спасо-Прилуцкого монастыря


Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря

Спасский собор Спасо-Прилуцкого монастыря, построенный в 1537—42 годах, является первым каменным храмом не только в самом монастыре, но и во всей Вологде (знаменитый Софийский собор строился несколькими десятилетиями позже, в 1568—70 годах). До 1537 года на месте нынешнего Спасского собора стоял одноименный деревянный собор. Деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста возвел на месте, выбранном им для устройства монастыря, еще прп. Димитрий Прилуцкий…

Спасский собор и соборная колокольня

По типу своему Спасский собор напоминает московские храмы XVI века и благодари споим внушительным размерам доминирует над всеми монастырскими постройками. Двухэтажный, кубической формы, он поставлен на высокий подклет и увенчан торжественными пятью главами.

Обращает на себя внимание очень скромное декоративное убранство собора (и в этом его отличие от современных ему московских храмов). В сущности, декорированы узорчатыми кирпичными «поясами» лишь барабаны глав… Главам собора придана первоначальная, шлемовидная, форма.
Собор Спасо-Прилуцкого монастыря освящен во имя Всемилостивого Спаса и праздника Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста, установленный Церковью 1 (14 по новому стилю) августа, в первый день Успенского поста, ведет свое происхождение из Константинополя. В IX веке появилась традиция «износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней.

Фреска «Всемилостивый Спас с преподобными Димитрием и Игнатием в молении», украшающая крыльцо западной паперти собора

В России, 1 августа по старому стилю вспоминали Крещение Руси и совершали празднество в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы, памятуя о победе князя Андрея Боголюбского в сражении с волжскими булгарами в 1164 году. Согласно преданию, в поход князь взял с собою крест и икону Божией Матери и молился перед ними о даровании победы. В народе этот праздник, которым начинается Успенский пост, называют медовым Спасом, так как, вслед за малым освящением воды, совершаемым в этот день, освящается также свежий мед. Обычай этот (как и освящение яблок в яблочный Спас) восходит к древней благочестивой традиции, согласно которой первые плоды урожая приносили в храм.

Интерьер верхнего храма Спасского собора

В Спасском соборе два этажа. К началу XX века в нижнем храме было пять престолов, в верхнем — три. Кроме того, в нижнем, храме почивали мощи прпп. Димитрия и Игнатия Угличских. Находятся они там и сейчас. А вот надгробие благоверного князя Димитрия, похороненного в ногах прп. Игнатия, было в 1641 году снято, поскольку находилось близко к алтарю и мешало установке нового иконостаса.

Рака с мощами прп. Димитрия Прилуцкого в нижнем храме Спасского собора

У гроба преподобного Димитрия Прилуцкого выздоравливали и слепые, и расслабленные, и одержимые бесами. Часть свидетельств исцеления записывались… Тот, кто верит в в помощь святых по милости Божией получают эту помощь.

Колокольня Спасского собора

https://pravoslavie.ru/90923.html

Колокольня была построена в 1639—54 годах. До этого на ее месте стояла другая, возведенная одновременно с каменным Спасским собором. В нижнем четверике колокольни находились кельи и церковь, а над звоном, в верхнем восьмерике, установили большие колесные часы с боем.
Колокола Спасо-Прилуцкого монастыря, отлитые в 1736—38 годах, были пущены на переплавку в 1935 году. От них не осталось почти ничего — ни описаний, ни эскизов. Известны лишь имена некоторых колоколов («Вестовой», «Протас», «Большой») и их вес. Так, колокол «Большой» (действительно, самый тяжелый из всей звонницы) весил 357 пудов 30 фунтов.

В 2007 году колокольня получила новую звонницу. Составленная по образцу звонницы вологодского Софийского собора, она насчитывает 14 колоколов, вес самого крупного из которых достигает 600 килограммов.
«Попробовала свои силы» новая звонница Спасо-Прилуцкого монастыря 16 июня 2007 года, когда на праздник Сретения чудотворного образа прп. Димитрия Прилуцкого в Вологду прибыл Святейший Патриарх Алексий II.

Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря

Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vologda/temples/23370

С 1960-х голов на территории Спасо-Прилуцкого монастыря находится уникальный памятник русского средневекового зодчества – деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. "Родина" этой церкви - Александро-Куштский монастырь, основанный в XV веке прп. Александром Куштским. Располагался он в низменной местности на берегу реки Кушты, в двух километрах от впадения ее в Кубену. Деревянная Успенская церковь была построена в середине XVI века, после страшного пожара, уничтожившего почти все монастырские строения. Таким образом, она является одним из наиболее старых зданий подобного рода на всем Русском Севере.

Надвратная церковь Спасо-Прилуцкого монастыря

Надвратная церковь Спасо-Прилуцкого монастыря

Надвратная церковь во имя Вознесения Господня (равно как и сами главные ворота) была построена вскоре после Спасского собора. Изначально церковь освятили во имя св. Феодора Стратилата. В 1844 году храм переосвятили во имя Вознесения Господня.
Декоративное оформление церкви состоит из элементов, характерных как для московской, так и для новгородской архитектуры: нишек, арочек, поребрика и бегунца (бегунец - особый тип декоративной кирпичной кладки в виде пояса, образующего на поверхности стены ряд треугольных углублений, попеременно обращенных вершинами вниз и вверх). Такое смешение стилей вполне обычно для большинства каменных северных храмов XVI-XVII веков.

Церковь во имя великомученицы Екатерины
и святого равноапостольного князя Владимира

Екатерининская церковь-усыпальница в классическом стиле смотрится  неожиданно в старинном монастыре

В 1830 году к юго-востоку от Спасского собора была возведена церковь во имя великомученицы Екатерины и святого равноапостольного князя Владимира. Небольшая, однокупольная, она является характерным образцом так называемого "провинциального классицизма".
Екатерининская церковь строилась усердием вологодского помещика Владимира Волоцкого над могилами его родственников, похороненных на этом месте. Род Волоцких был хорошо известен в Вологде, он вел свое начало от выходца из Полыни Александра Волоцкого, получившего в начале XVI века поместья на Вологодчине.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vologda/temples/23370

Одним из самых интересных храмов Спасо-Прилуцкого монастыря является церковь, освященная в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. К церкви примыкает трапезная палата, а сама она соединена крытой галереей со Спасским собором.
Одноглавая, бесстолпная, с позакомарным покрытием, Введенская церковь имеет два этажа.
Точное время постройки Введенского храма неизвестно, однако по описи 1623 года он значится уже каменным. Большинство исследователей указывают в качестве наиболее вероятного периода его строительства начало второй половины XVI века, предполагая, что он был сооружен вскоре после завершения Спасского собора. Кроме того, очевидно, что при создании декоративного убранства церкви (поребрика, декоративных поясков) зодчие отчасти ориентировались на оформление барабанов глав соборного храма.
Церковь очень нарядна. Она запоминается своей трехъярусной пирамидой, увенчанной барабаном с луковичной главой. Форму храма задает кубический объем, лишенный алтарных апсид, что весьма характерно именно для XVI века.

Часовня над колодцем

Часовня над колодцем, ископанным, по преданию, прп. Димитрием Прилуцким. Из этого колодца берут воду для молебнов с водоосвящением, после чего паломники и прихожане увозят ее домой, веруя в ее целительную силу

На богомолье к «угодничкам вологодским» жители Вологодской и смежных с ней губерний считали необходимым сходить хотя бы раз в жизни. Особенно же стремились в Спасо-Прилуцкий монастырь те, кто желал обрести исцеление у мощей преподобных и святого источника преподобного Димитрия Прилуцкого

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», находящаяся в монастыре с 1910 года

Особым почитанием пользуется в Спасо-Прилуцком монастыре икона Божией Матери «Скоропослушница». Это список с афонского образа. Сама чудотворная икона хранится в афонском монастыре Дохиар, и ее создание относят к X веку.
Спасо-Прилуцкий монастырь находится в пригороде Вологды, в поселке Прилуки.

Стены и Южная башня монастыря

Преподобный Димитрий Прилуцкий был духовным отцом князя Димитрия Донского и крестным его детей. Благодаря материальной помощи князя строительство монастыря шло легко и быстро. Интересно, что необычная «веселая» раскраска башен монастыря — это не нововведение и не современная попытка украсить древний памятник. Так выглядели башни и в древности.

Источники:

Спасо-Прилуцкий монастырь: Путешествие по святым местам. Номер 11./ текст Ксения Толоконникова – М.: ООО «Де Агостин», 2009. – 32 с. – (Православные монастыри)

https://docviewer.yandex.ru/view подробнее о монастыре

https://pravoslavie.ru/90923.html много красивых фотографий монастыря

https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vologda/temples/23370

https://yandex.ru/video/preview/?text видео о монастыре

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...