четверг, 25 февраля 2021 г.

Николо-Угрешский монастырь, его красота

 Николо-Угрешский монастырь

Николо-Угрешский монастырь основал сам великий князь Дмитрий Донской. Получив на месте обители светлый знак свыше, князь помолвил: «Сия вся угреша сердце мое» «Это всё согрело сердце моё». Николо-Угрешский монастырь основал сам великий князь Дмитрий Донской. Получив на месте обители светлый знак свыше, князь помолвил: «Сия вся угреша сердце мое» «Это всё согрело сердце моё».

Николо-Угрешский монастырь с высоты птичьего полета. https://vadimrazumov.ru/579249.html

В августе 1380 года до московского князя Дмитрия Ивановича дошли (тревожные вести о том, что хан Мамай собирает большое войско, чтобы идти на Русь. Готовясь дать отпор татарам, князь разослал гонцов по русским землям. Сбор войск назначен был в Коломне. Дорогою из Москвы Дмитрий сделал привал недалеко от города. Здесь ему было чудесное видение иконы Святителя Николая. "Сия вся угреша сердце мое!" - воскликнул будто бы он. Отсюда и произошло название местности.

Панорамный современный вид монастыря. https://vadimrazumov.ru/579249.html

8 сентября 1380 года состоялась кровопролитная битва на Куликовом поле, расположенном между Доном, Непрядвой и Красивой Мечей. Победа была куплена русскими дружинами дорогой ценой. Похоронив павших в бою, князь Дмитрий (теперь уже по праву - "Донской") возвратился в конце сентября в Москву. Но прежде остановился он на Угреше, где "повеле сооружити храм во имя и в честь Святителя Угодника Христова Николая Чудотворца; и возлип; ну обитель славну ."

Величественные купола обители

В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.

Вид Николо-Угрешского монастыря в начале прошлого столетия

В первые годы XX века Николо-Угрешская обитель числилась среди наиболее посещаемых паломниками. Монастырские святыни - главным образом, иконы Святителя Николая и Божией Матери "Взыграние" - притягивали сюда множество людей. Монастырь славился своей благотворительной деятельностью. В здешней больнице лечились и получали бесплатно лекарства более пяти тысяч человек в год.

Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор в начале XX века. Преподобный Пимен дожил лишь до его закладки. Достраивали собор уже его «наследники».

8 ноября 1879 года архимандрит Пимен получил благословение от митрополита Макария на возведение Спасо-Преображенского собора. Строить решено было "по образцам древнейших храмов русско-византийского зодчества". Эпоха классицизма отошла, оставив по себе величественные церкви в Санкт-Петербурге, Москве, по многим русским городам и весям. Однако: "Великолепен Исаакиевский собор, - отмечал отец Пимен, - но он не имеет того древнего благолепия, к которому мы с детства привыкли, и, глядя на эту базилику, не думается, что стоишь перед православным храмом"

Так выглядел Спасо-Преображенский собор, когда в обители возобновилась монашеская жизнь по возвращению ее в РПЦ

В начале 1990-х годов у собора был весьма разрушенный вид. Все пять куполов были сломаны, внутри храм выгорел, в трапезной находился спортивный зал детско-юношеского клуба самбо и дзюдо, в нижнем этаже расположились мастерские жилищно-кооперативного общества. Десять лет понадобилось на то, чтобы хотя отчасти восстановить собор.28 мая 2000 года его торжественно освятил Святейший Патриарх Алексий II.

Отреставрированный Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря.

Архитектор Каминский трудился над планом собора долго и кропотливо. Сохранившиеся чертежи отразили его творческий поиск. Интересно, что разрабатывал Каминский не только "общий" облик храма, но и его интерьеры, стремясь к тому, чтобы собор представлял собой единое гармоническое целое. Многие исследователи сравнивают Спасо-Преображенский собор с храмом Христа Спасителя. Действительно, некие общие стилистические черты у них найти можно, но творение Каминского отличается большей скромностью и легкостью. Собор является вторым по площади после храма Христа Спасителя в московском регионе, его высота 77 метров.

Воскрешенный иконостас

Паломников поражал интерьер храма. Фрески, резной пятиярусный иконостас, узорочье древнерусских орнаментов - все это необычайно гармонично сочеталось между собой, и потому храм "не подавлял" вошедшего, как это иногда бывает с большими соборами, но "возносил в горняя".

Ковчег с частицей мощей свт. Николая в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря

Николо-Угрешский монастырь был местом ссылки для "подозрительных" лиц духовного звания. При царе Алексее Михайловиче здесь содержались старообрядцы. И расстриженный поп Никита Добрынин (Пустосвят). Протопоп Аввакум сидел на Угреше в течение семнадцати недель.

Никольский собор

Вид собора в начале XX века.

В XIX столетии о Никольском храме говорили как о древнем, древнейшим среди всех построек Николо-Угрешского монастыря. В середине века собор, несколько обветшавший и, как тогда казалось, "устаревший", решили перестроить, чему мягко, но непреклонно воспротивился митрополит Филарет (Дроздов). "Собор сам по себе хорош, - говорил он, - его разрушать и заменять новым не следует, он должен остаться как есть"

Икона «Никола с житием» (ок. 1380) хранится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.

Именно в Никольском соборе находилась древняя чудотворная икона Николая Чудотворца, к которой стекались толпы паломников. Теперь эта икона "прописана" в Третьяковской галерее, а в монастыре хранится современный список с нее.

Современный вид отстроенного заново Никольского собора.

В 1940 году храм разрушили, и к моменту передачи Николо-Угрешского монастыря на его месте был огороженный пустырь, где кое-как были свалены стройматериалы, принадлежавшие мастерским жилищно-кооперативного общества. Завершено восстановление собора в 2006 году.

Колокольня

Колокольня – красавица с высоты птичьего полета. https://vadimrazumov.ru/579249.html

Колокольня построена по проекту Ивана Павловича Жеребцова в 1761 году, перестроена в 1858-59 гг. до шести ярусов, высота 79 метров.
Изначально предполагалось, что колокольня будет трехъярусной. Дополнительные три яруса, а вместе с ними неповторимо изящный вид и устремленность в небо колокольня приобрела в 1859 году.
Но славна Николо-Угрешская колокольня была не только своей внешней красотой. Главное украшение ее состояло в колоколах.

Высота колокольни 74 метра

До 1859 года самый большой колокол обители весил 355 пудов, что уже не соответствовало высоте колокольни (около 74 метров). Средств на новые колокола в монастырской казне не хватало, и в гостиницах для паломников и возле храмов поставили кружки для пожертвований, благодаря чему через некоторое время собралась необходимая сумма.
Прп. Пимен заказал сначала один колокол - на 600 пудов, но вскоре обнаружилось, что некий благотворитель тоже заказал колокол для Угрешской обители, весом в 1200 пудов. Эти колокола повесили на колокольню в 1878 году. Впоследствии, когда колокольный ансамбль монастыря сложился полностью, общий вес его составил три тысячи пудов (сорок восемь тонн).

Запустение монастыря в советскую эпоху

В 1920-е годы большевики сняли с колокольни все колокола, пустив их на переплавку, а в начале Великой Отечественной войны, посчитав, что величественная Николо-Угрешская колокольня является слишком заметным ориентиром для вражеских бомбардировщиков, власти разрушили несколько верхних ярусов колокольни. Теперь колокольня полностью восстановлена. Восстановлена и звонница - причем звучание колоколов проверялось по сохранившимся аудиозаписям угрешских звонов.

Палестинская стена

Палестинскую стену иногда называют еще «Иерусалимской».

Замыкающая монастырскую территорию с запада, Палестинская стена была построена в 1866 году. По замыслу архитекторов, она изображает иконописный город — своеобразный Новый Иерусалим в камне.
В советское время Палестинская стена сильно пострадала — впрочем, не столько по чьему-то злому умыслу, сколько по безалаберному отношению к памятнику архитектуры: деревья, росшие возле стены, разрушили своими корнями ее фундамент. При реставрации, проведенной в 1970 году, пришлось даже «выпрямлять» одну из башен.

Храм преподобного Пимена Угрешского

Храм преподобного Пимена Угрешского построен на том месте, где некогда находилась часовня преподобного

Никто не мог предположить, что спустя полвека после кончины преподобного Пимена Угрешского, закроют кладбище и разорят часовню ад могилой преподобного. Но дивен Бог во святых своих. В 2000 году состоялось прославление святого, а на месте разрушенной часовни над его могилой выросла белокаменная церковь – красавица.

Пруд монастыря

Вид на Спасо -Преображенский собор и колокольню со стороны Петропавловского скита

Пруд – одно из украшений монастыря. В его зеркальной глади отражаются золотые кресты и голубые купола Спасо-Преображенского храма и красавица колокольня, тем самым как бы удваивая благодатную красоту обители. От воды исходит уют, чистота, мир и покой, а лодочки напоминают о великой миссии церкви в земной юдоли, как корабле спасения душ человеческих…

Возвращение Николо-Угрешского монастыря,
как Божие чудо

Вид Николо-Угрешского монастыря со стороны площади свт. Николая.

В 1991 году Николо-Угрешский монастырь был передан Русской Православной Церкви.
28 мая 2000 года состоялось долгожданное событие - освящение Спасо-Преображенского собора, главного храма Угреши, и канонизация прп. Пимена Угрешского. В подготовке к этому дню участвовал весь город.

Воскрешенная обитель Божия. https://photocentra.ru/images/main56/560703_main.jpg

Позднее архимандрит Вениамин вспоминал: "В 2000 году, в последние дни перед великим освящением Преображенского собора, у нас возникли огромные трудности со строителями, вдобавок обрушились строительные леса. А еще надо было успеть территорию от мусора очистить и множество других мелочей доделать. Наших сил просто не хватало. Мы обратились на городское телевидение, и оно почти два дня вело прямую трансляцию из монастыря. На наш призыв откликнулись почти три тысячи человек. Одна 92-летняя бабушка принесла сто пирожков и ватрушек и говорит: "Детки, не могу я вам кирпичики носить, вот вам подкрепиться". Это было настоящее единение".

 Источники:

Николо-Угрешский монастырь: Путешествие по святым местам. Номер 7./ текст Ксения Толоконникова – М.: ООО «Де Агостин», 2009. – 32 с. – (Православные монастыри)

https://vadimrazumov.ru/579249.html панорамные виды монастыря

http://www.discoverarts.ru/diars-860-1.html подробнее о монастыре

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...