вторник, 2 февраля 2021 г.

Ге Н. Н. Особый ракурс его творчества

Ге Николай Николаевич (1831 – 1894 гг.)
Особый ракурс его творчества

«Я люблю людей, — писал художник, — верю, что они хорошие, и никакие промахи меня не излечат. Я лучше человека ничего не знаю и буду всегда верить: все, что моя радость, мое счастье, мое знание — все от людей...». (Ге Н.Н.)
Этим «кредо» Николай Ге руководствовался не только в своем искусстве, но и во всей жизни своей. Его часто называли «человеком идеи». А надо бы назвать «человеком любви».

Ге Н.Н. Автопортрет. 1893 г.

«В последнем автопортрете 1893 года покоряет прекрасный и одухотворенный образ художника, человека неугасимого творческого огня. Портрет отличают рембрандтовская глубина, трепетная взволнованность, великолепная живопись, могучая пластика цветового построения объема.   ...Краски будто светятся, и это великолепно передает внутреннее горение художника. Горящий взгляд освещает все лицо, является смысловым и колористическим фокусом портрета. Лицо сильно затемнено справа, под глазами, на щеке смело проложены светлые голубые тени. Высоко поднятые брови, глубокие морщины, избороздившие лоб, придают лицу оттенок тревожной скорби. В этом портрете наглядно проявились высокий гуманизм, постоянные творческие дерзания и поиски «живой» формы («которая соответствовала бы моему настроению и передавала это настроение другим»,— как говорил Ге), составляющие сущность искусства этого художника, в частности, сущность его портретного творчества». (Т.Н. Горина. Из кн.: «Очерки по  истории русского портрета второй половины XIX века». – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1963)

Да, Николай Ге был гениальным портретистом, именно, наверно, потому, что очень любил людей. О его доброте и внимании к людям свидетельствует ниже представленный женский портрет.

Портрет Наталии Ивановны Петрункевич. 1892, Государственная Третьяковская галерея.
https://kunstru.ru/wp-content/uploads/2019/09

«Молодая женщина читает книгу у открытого в сад окна.
Как по вечерней глади озера неслышно бегут мимолетные блики плывущих облаков, так и в этом холсте, будто гонимые неумолимым роком, неслышно скользят легкие тени раздумий, печали, мечты.
Это полотно — целый мир.
Бездну ассоциаций, сложную гамму чувств рождает художник, создав внешне статичную композицию. Но покой, с первого взгляда властвующий на холсте, только кажущийся.
В глубоких тенях, в тишине старого дома, в тяжелых складках платья, в самом силуэте женщины неуловимо скрыта напряженность.
Как будто ощущаешь бег неумолимого времени, отсчитывающего меру радостей и невосполнимых потерь.
За окном жизнь.
Скользят по дорожке прозрачные блики солнца. Они зовут нас в глубину сада, в зеленую прохладу деревьев.
Прошелестела страница книги. Вздохнула женщина.
Пробежал ветерок. Зашептали листья.
Неуловимые миги бытия... Где-то в лазоревой выси яростно светит летнее солнце, где-то в просторной степи гудит вольный ветер. Где-то кипит жизнь.
В старом доме тишина.
Пробили часы.
Проскрипел паркет. Кто-то прошел по комнатам.
В саду прокричала кукушка.
Еле заметная, чуть грустная улыбка осеняет юное лицо. Чуть приподняты дуги бровей. Тончайшие интонации чувств улавливает мудрый художник. И эта объемность зрения живописца сообщается нам. Мы начинаем вместе с Николаем Ге бродить по тенистым аллеям запущенного сада, любоваться игрой света и тени, холодных и теплых тонов зелени.
Начинаем зорче видеть чудесный мир, окружающий нас, учимся у живописца доброте, приобщаемся к чувству прекрасного.
Ге бесконечно любил природу. Он часто говорил, что сумасшедшие те, которые не находят, что лучше всего на свете весна, сад, деревья, птицы, трава.
Да. Красота нужна человеку!»
(искусствовед Долгополов Игорь Викторович)

Мастер писал картины на исторические и евангельские сюжеты. Но он любил писать и пейзажи, сохранив в душе детский восторг перед радостью бытия: «Рано утром я проснулся. Маленькая комната-спальня вся залита солнцем. Дверь растворена прямо в садик. Канарейки поют во весь голос...»

Ге Н.Н. Дорога в лесу

Языков Н.М.
***
…Это ты, страна родная,
Где Весенние цветы,
Мне дарила жизнь младая!
Край прелестный — это ты...

Николай Николаевич Ге родился в Воронеже 15 февраля (27 февраля по новому стилю) 1831 года. В тот год в России свирепствовала холера. Не пощадила она и семейство Ге: когда Николеньке было три месяца; от этой болезни умерла его мать.
Коля рос в родовом имении в Малороссии, под приглядом отца и бабушки. Но с ними он видался лишь за чинными семейными трапезами, за которыми всегда, будучи впечатлителен и робок по натуре, чувствовал себя неуютно. Большую же часть времени будущий художник проводил в обществе горячо любимой им няни, чей образ он благодарно хранил в памяти до самой старости. И как страдал мальчик, зная, что по малолетству своему не может защитить ту, которая заменила ему мать, от розог управляющего имением! Ведь няня заменила ему мать. Художник признавался:
«Добрая, милая няня, равной тебе не встречал я более. Никогда тебя не забуду. Ты своей чистой, кроткой народной любовью осенила мое младенчество и завещала мне чуткость к чужому горю».

Ге Н.Н. Мост в Вико

Свидетелем побоев приходилось быть ему и в гимназии. В позднейших автобиографических набросках мастера есть такой образ гимназического надзирателя: «Он бил квадратной линейкой, и один раз разломал ее на чьей-то голове. Он рвал уши, — завиток уха отделялся трещиной, которая покрывалась постоянным струпом...» Вероятно, именно здесь должны мы искать истоки будущей «человечности»
Н.Н. Ге страстно и деятельно сочувствовал народу, уважал его. Народ никогда не сливался в глазах художника в некую «массу». «Я делал печь бедной семье у себя в хуторе, и это время было для меня самое радостное в жизни. И кто это выдумал, что мужики и бабы, вообще простой люд, грубы и невежественны? Это не только ложь, но, я подозреваю, злостная ложь. Я не встречал такой деликатности и тонкости никогда нигде... » — эта запись была сделана Н. Ге после покупки им хутора близ станции Плиски.

Ге Н.Н. Что есть истина Христос и Пилат. 1890

Поэтому то творчество Ге очень «человечно». Вглядывание в человека — вся суть его, от «Тайной вечери» и до «Распятия». Никто на его картинах не выглядит «подлецом» — ни уходящий от Христа Иуда, ни барственный Пилат, стоящий перед Ним. Ни Петр I, подписавший смертельный приговор своему «непотребному» сыну Алексею… Тот, кого другой живописец изобразил бы негодяем, у Ге — всего лишь несчастен. Несчастен, потому что запутался, ослаб, не сумел пойти до конца, не успел опомниться, пожалеть свою душу и душу ближнего своего...

Ге Н.Н. Портрет Шестовой с дочерью

«Я чист и считаю себя счастливым человеком, а помирать все равно, что на золотом ложе или под воротами...» — эти слова Н. Ге подтвердил всею своею жизнью.

 

Источники:

Портреты русских художников: неброшюрованный альбом./ автор-составитель Татьяна Николаевна Дульнева. – М.: Советский художник, 1989

Азбука русской живописи. – М.: Белый город, 2009. – (Моя первая книга)

https://info.wikireading.ru/274131 Долгополов Игорь Викторович. Мастера и шедевры. Том 2

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...