среда, 13 января 2021 г.

Старинный Суздаль

Зимняя сказка Суздаля
Автор текста: Семенова Н.

Суздаль. Покровский монастырь

Великолепен Суздаль в рождественские морозы!

Снег искрится, низкое солнце играет на золотых куполах соборов и церквей. Невысокие дома с пали­садниками укрыты белыми сугробами. Кажется, будто ожила волшебная сказка.

Суздаль — очень старый город. Годом основания принято считать 1024-й, когда он упоминается в Лаврентьевской летописи. С XIX века его облик прак­тически не изменился. В нем нет ни промышленных зданий, ни современных высотных зданий. Это город-музей, сохраняющий архитектуру позапрошлого века.

Город возник в излучине реки Каменки, где бы­ли сооружены первые земляные укрепления, а впос­ледствии возведен городской собор. Изначально Суздаль, как и все древнерусские города, был дере­вянным. Капитальное строительство началось при великом князе Владимире Мономахе в начале XII века. Строительство храмов и городских зданий велось из плинфы — широкого и плоского обожженного кирпича, который, как и распространенный древнерусский тип крестово-купольного христиан­ского храма, пришел из Византии.

Вид на кремль Суздаля

Внутреннее про­странство простейшей крестово-купольной церкви делится четырьмя столбами на девять ячеек-компартиментов. Перекрытием ранних зданий служили крестообразно расположенные цилиндрические своды, а образовавшиеся между ними угловые ячей­ки имели обычно крестовые своды. Над центром храма — на средокрестье, на подпружных арках воз­вышался барабан с куполом шлемовидной формы. Суздальские церкви имеют на восточной сторо­не одну, но чаще три алтарных апсиды, из которых средняя предназначена для престола, левая для жертвенника и правая для диаконника. Церкви вре­мен Владимиро-Суздальского княжества отличают­ся от древних храмов Киева и Новгорода тем, что имеют горизонтальный аркатурно-колончатый пояс, узорчатый карниз, венчающий алтарные апсиды, а также пер­спективные порталы входов с по­лукруглыми арочками, напомина­ющие романские. Наружные сте­ны сооружений домонгольского периода нередко имеют скульп­турные украшения в виде челове­ческих фигур, птиц, животных и растений. В некоторых церквах Суздаля того времени сохрани­лись древние фрески.

Трапезная церковь Спасо-Ефимиевского монастыря

В первой половине XII века, после распада Киевской Руси, Суздаль становится политическим и культурным центром всего Северо-Востока. До этого времени на Руси белокаменное строительство не велось. Оно началось при Юрии Владимировиче Долгоруком, князе Владимиро-Суздальской земли (с 1096 или 1113 года), великом князе киевском (1155 — 1157 гг.). Предполагают, что Юрий Долгорукий задумал вести строительство из белого камня за­долго до восшествия на киевский престол, проводя целенаправлен­ную политику возвышения Суз­дальского княжества.

Предварительно была проведе­на геологическая разведка белого камня, который в Суздаль и дру­гие города Северо-Восточной Ру­си потом возили за пятьсот кило­метров — из окрестностей Подоль­ска.

Кидекша

Первый белокаменный храм был возведен в 1152 году возле го­рода, в устье Каменки, на берегу реки Нерль, где Юрий Долгору­кий построил свою крепость-ре­зиденцию Кидекша. Большой артелью галицких мастеров была вы­строена небольшая крепость, ок­руженная валами с деревянными стенами. Были построены хоро­мы, поставлены рубленые палаты для челяди. Внутри крепости вы­рос белокаменный храм — церковь Бориса и Глеба.

Эта церковь относилась к тому же типу крестово-купольных со­оружений, что и Дмитровский со­бор во Владимире и храм Покрова на Нерли. Но она значительно проще по своим архитектурным формам и резному декору: ее от­личают крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной орнамент в верхней части апсид, барабана и аркатурно-колончатый пояс. Первоначально храм имел крестово-купольный свод, над центром возвы­шался барабан с мощным куполом. Но в XVII веке были переложены своды, верхи апсид, над церковью возвели простейшую четырехскатную крышу с ма­ленькой главкой. В XIX веке пристроили паперть. В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века.

Помимо домонгольской постройки, в современ­ной Кидекше сохранилась теплая Стефаниевская церковь 1780 года и Святые ворота рубежа XVII — XVIII веков с фигурным верхом и резным декором. Они построены одновременно с каменной невысо­кой оградой и шатровой колокольней. До начала XX века на колокольне висел колокол, датированный 1552 годом — подарок Ивана Грозного по случаю взя­тия Казани.

Старейшее здание Суздаля — Рождественский со­бор XII — XVI веков, много раз перестраивался и в настоящее время его первоначальный облик утрачен. На рубеже XII - XIII веков, при великом князе Все­володе III, в Суздале насыпаются валы, строятся но­вые крепостные сооружения. Сейчас в кремле сохра­нились крепостные валы и рвы, остались и некото­рые церкви, относившиеся к кремлю.

Никольская церковь

У самого кре­постного вала, в юго-восточном углу кремля, сохра­нились летняя Никольская и зимняя во имя Рождест­ва Христова. Они были построены у Никольских во­рот, выводящих к Каменке.

Никольская церковь, постав­ленная после пожара 1719 года, — трехчастно-осевой храм, состоя­щий из основного объема, коло­кольни и соединяющей их трапез­ной. Он украшен просто и изящно. Гладкие стены, окна с резными на­личниками, под самой кровлей проведен широкий карниз из ко­кошников и валиков. Четырехскат­ную кровлю венчает главка на вы­соком тонком барабане, украшен­ном двумя аркатурными поясами.

Суздальские церкви обычно ставились парами: летняя — более нарядная и зимняя - более скром­ная. Колокольня Никольской церкви построена по типу старин­ных шатровых деревянных церквей — «восьмерик на четверике». Ша­тер колокольни несколько вогнут, что является характерной особен­ностью суздальских построек.

Церковь Козьмы и Дамиана

На том же берегу реки, напро­тив кремля, возвышается церковь Козьмы и Дамиана. Холм, на ко­тором она стоит, назывался Яруновой горой. В конце XII века здесь был основан монастырь, но к XVII веку монастырь уже исчез, а в 1725 году деревянная церковь была заменена каменной.

На левом берегу Каменки, на возвышенности, расположены по­стройки Александровского монас­тыря. Как предполагают, он был основан в 1240 году Александром Невским.

Святые ворота Александровского монастыря

От первых его строений ничего не осталось. Сохранившие­ся пятиглавый Вознесенский храм и колокольня сооружены в самом конце XVII века, здание Святых ворот - в первой половине XVIII века. Тогда же поставлена и каменная ограда. В 1764 году, после церковных реформ Петра I и Екатерины Великой, монастырь был закрыт.

Александровский монастырь

У Вознесенской церкви Александровского монас­тыря характерная архитектура своего времени: высо­кий четверик с двумя ярусами окон и пятиглавием. Окна украшены резными наличниками, которые во втором ряду дополнены фигурными колонками. Ана­логичные колонки украшают и барабаны храма. Ба­рабаны — высокие и придают храму ощущение уст­ремленности ввысь. С северной стороны пристроен «теплый» придел и паперть, с востока — одна боль­шая апсида. Перспективный портал и карнизы до­полняют декор высоких стен.

Колокольня Александровского монастыря

Однако отдельно стоя­щая колокольня — редкий для Суздаля образец. Ко­локольня представляет собой высокий восьмигран­ный столп на низком четверике и увенчана стройным шатром с рядами узких оконцев-слухов, ее гладкие фасады лишены украшений.

Церковь Александра Невского в Михалях

Любопытный образец архитектуры начала XX ве­ка — церковь Александра Невского в Михалях. Невы­сокое здание из красного кирпича было построено в псевдорусском стиле. Долгое время простояв в руи­нах, оно недавно восстановлено в «новорусском» ду­хе, украшено изразцами и тонированными стеклами, купола крыты сусальным золотом. Сейчас здание вы­гладит очень нарядно.

Так в Рождество оживает сказка старого города!

 

Источник:

СЕМЕНОВА Н. Зимняя сказка Суздаля./ Н. СЕМЕНОВА; фото автора.// Юный художник. - 2007. - № 1. - с.4-7. – (РАССКАЗЫ ОБ АРХИТЕКТУРЕ)

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...