четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков) . Житие

Преподобный Амвросий (Александр Михайлович Гренков)
23/6 декабря 1812 - 10/23 октября 1891
Житие преподобного Амвросия

«… Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление».
«Самооправдание – большой грех. Самооправдание и обвинение других, правильное или неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш».
«Поминайте наставники ваша, иже глаголоша вам слово Божие: их же взирающее на окончание жительства, подражайте вере их…»
(преп. Амвросий)


«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

Воспитанный в святоотеческом духе своими наставниками, великими Оптинскими старцами Львом и Макарием, преподобный Амвросий известен и дорог всему миру. Его мудрые советы и письма обладают такой духовной силой, что продолжают и по сей день разрешать недоумения и скорби, втречающиеся на нашем хри­стианском пути.

Преподобный старец Амвросий Оптинский уже при жизни своей стяжал славу великого святого земли Русской. Это был строгий постник, неустанный молитвенник, испытавший много скорбей, напастей и болезней, потерпевший и поношение, и клевету. Старец Амвросий был исполнен милосердия и состра­дательности к ближним, о которых он плакал и болезновал ду­шою. По словам составителя его жизнеописания, известного духовного писателя архимандрита Агапита (Беловидова): «Любить ближних так, чтобы желать им всякого счастия, благослов­ляемого Богом, и стараться доставить им это счастье, — было жизнью и дыханием его».

Преподобный Амвросий Оптинский. Фотография найдена в начале XXI века в одной из келий на Святой Горе Афон. В нижней части снимка была приклеена вырезанная из письма Старца подпись «Многогр[ешный] иеросх[имонах] Амвросий. 14 марта 1886 г.»

Александр Михайлович Гренков, будущий старец Амвросий, родился 23 ноября 1812 года в селе Большая Липовица Тамбовской губернии, в день памяти благоверного князя Александра Невского, в честь которого и был назван во святом кре­щении. Александр был шестым из восьми детей сельского дьяка Михаила Федоровича и его супруги Марфы Николаевны. По случаю праздника, именин царя Александра Павловича, к деду, священнику отцу Феодору, съехалось много гостей, дом был переполнен и готовившуюся быть матерью младенца перевели в баню. Старец вспоминал об этом: «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

По обычаю того времени, Александр учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири. По праздникам вме­сте с отцом пел и читал на клиросе.

Александр был одарен от Бога живостью ума и хорошей па­мятью. Ему легко давалось учение и в духовном училище, и в семинарии. Даровитого юношу любили за веселость и остроту ума, сочетавшиеся в нем с чистотой и скромностью. Александр увлекался поэзией и пробовал сам писать стихи. Эту любовь он сохранил на всю жизнь. Уже будучи старцем, часто говорил свои поучения в рифму.

Казалось, трудно было предположить, что Александра ждал монастырь. Сам он вспоминал: «В монастырь я не думал никогда идти». Но за год до окончания семинарии Александр тяжело заболел. «Все отчаялись в моем выздоровлении, мало надеялся и я сам. Послали за духовником. Он долго не ехал. Я сказал: «Прощай, Божий свет!» — вспоминал Старец. Во время болезни Александр дал обет Господу: если выздоровеет, то оставит мир и посвятит всю жизнь служению Богу в монашеском звании. Однако по выздоровлении он, по его выражению, «целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости». Но мысли о монашестве уже не оставляли Александра и желание служения Богу все более укреплялось в нем в уединенной пламенной молитве.

Старец Иларион Троекуровский (l853)

По дороге на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру летом 1839 года Александр посетил Троекуровского затворника отца Илариона. Старец ласково принял его, утвердил на избранном пути и сказал: «Иди в Оптину, ты там нужен». Осенью этого же года после одного вечера в гостях, где он веселился и смешил всех до упаду, Александр, обличаемый совестью, решился, наконец, исполнить свой обет всецелого служения Богу. Опасаясь уговоров родных и знакомых, он тайно оставил Липецк, где преподавал в духовном училище, и направился в Оптину Пустынь.

Здесь он застал самый цвет оптинского монашества, таких выдающихся подвижников, как игумен монастыря отец Моисей, его брат — скитоначальник отец Антоний, старцы Лев и Макарий. Среди братии было много опытных, добродетельных монахов. Оптина Пустынь украшалась не столько внеш­ним великолепием, сколько простотой, кротостью и смирением ее насельников: «Младшая братия стара­лись всячески смиряться не только перед старшими, но и перед равными, боясь даже взглядом оскорбить другого, и при малейшем поводе немедленно проси­ли друг у друга прощения».

Старец Лев с любовью принял Александра и благословил пожить на гостином дворе, а в дальнейшем и остаться в мона­стыре. 2 апреля 1840 года Александр Михайлович Гренков был зачислен в братию. Он так вспоминал о своем первоначальном пребывании в обители: «Год жил [я] в монастыре на кухне. Пять келий переменил; жил в келье отца Игнатия, и в башне, на кухне год прималчивал, т.е. спросят что — скажу... А через год меня прямо в келейники взяли».

Старец Лев особенно любил молодого по­слушника, ласково звал его Сашей. Но из воспитательных по­буждений испытывал при людях его смире­ние. Делая вид, что гремит против него гневом, часто называл «химерой», подразуме­вая под этим словом пустоцвет, который бы­вает на огурцах. Но другим про него гово­рил: «Великий будет человек».

Перед своей кончиной старец Лев призвал батюшку отца Макария и сказал ему о послушнике Александре: «Вот человек больно ютится к нам, старцам. Я теперь уже очень слаб. Так вот я и передаю тебе его из полы в полу, владей им как знаешь».

Преподобный Макарий Оптинский. Литография

После смерти старца Льва послушник Александр стал келейником старца Макария. В 1842 году 29 ноября он был пострижен в мантию и наречен Амвросием в честь святителя Амвросия, епископа Медиоланского. 4 февра­ля 1843 года состоялось рукоположение в иеродиакона, а 9 декабря 1845 года — в иеромонаха.

По дороге в Калугу, куда он ехал для рукоположе­ния, отец Амвросий сильно простудился. С этого вре­мени он стал постоянно болеть и уже никогда не смог по-настоящему поправиться. Этот крест он пронес через всю свою монашескую жизнь.

Преподобный Амвросий Оптинский

В сентябре 1846 года во время обострения болезни отец Амвросий был келейно пострижен в великую схиму. Батюшка уже не мог совершать литургию, еле передвигался, не выносил холода и сквозняков. Пищи вкушал очень мало.

Но при этом отец Амвросий признавался, что телесная немощь благотворно действует на его душу. И другим в утешение говорил: «Бог не требует от больного подвигов телесных, а только терпения со смирением и благодарения».

Иеросхимонах Амвросий (Гренков)

Особенно важным для духовного возрастания преподобного Амвросия в эти годы было его общение со старцем Макарием. Он по-прежнему оставался в полном послушании у Старца, даже в келейных мелочах, и благодаря руководству преподобного Макария, смог обучиться «искусству из искусств — умной молитве».

Отец Амвросий занимался переводом святоотеческих тво­рений и подготовкой их к изданию вплоть до самой кончины старца Макария. В том числе им была переведена на славянский язык «Лествица» Иоанна, игумена Синайского.

7 октября 1860 года преподобный Макарий преставился. И вот теперь исполнились слова Троекуровского затворника Илариона: «Иди в Оптину, ты там нужен».

Преподобный Амвросий Оптинский. Портрет выполнен художницей С.М. Афониной. 2009 год

К этому времени отец Амвросий настолько преуспел в духовной жизни, что уже старчествовал в течение двенадцати лет по благословению преподобного Макария, успешно руководствуя своими советами и наставле­ниями относившихся к нему в деле спасения.

Отличаясь живым и веселым, общительным характером, мягким и добрым сердцем, проницательным умом, житейскою опытностью и мудростью, высоким духовным устроением, глубокою молитвенностью и знанием челове­ческого сердца, батюшка Амвросий по смерти старца Макария естественно заступил его место и как бы совместил в себе духов­ные черты и дарования обоих своих предшественников. Он имел огромное духовное влияние не только на братию монастыря, но и на посторонних людей всякого звания и положения. При всей своей крайней немощи и болезненности, приковывавшей его почти всегда к постели, он с утра и до поздней ночи, с небольшим пере­рывом для обеда и краткого отды­ха, принимал посетителей, и эта его деятельность продолжалась непрерывно в течение 30 лет.

Святые врата Иоанно-Предтеченского скита. Открытка. 1912 год

Он действительно был крайне нужен в Оптиной, ибо никто другой не мог проходить это ве­ликое служение с такою честью и славою и так продолжительно, как судил Господь болезненному старцу Амвросию.

Отец Амвросий вме­щал в своем сердце всего человека - со все­ми его привязанностя­ми, желаниями - всем его миром внутрен­ним и внешним. Из его слов и указаний было видно, что он любит не одного того, с кем го­ворит, но и всех люби­мых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого.

Батюшка Амвросий всецело предал себя жерт­венному служению ближним. Никто из приходивших к нему ради духовной пользы не уходил не получив назидания и утешения. Это стоило Стар­цу многих трудов, напряжения всех его душевных и телесных сил. От болезни он так обессилел, что по временам не мог передвигаться без помощи келейников.

Внутренний вид кельи преподобного Амвросия Оптинского в Скиту

«Одно остается нам, немощным грешным, — искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно  и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию». (Преподобный Амвросий)

«Древних христиан враг искушал мучениями, а нынешних — болезнями и помыслами». (Преподобный Амвросий)

«Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение». (Преподобный Амвросий)

Преподобный Амвросий Оптинский возле своей кельи

«Старайся поступать во всём по Заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца». (Преподобный Амвросий)

«Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовно­му значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению...» (Преподобный Амвросий)

«Знаете ли вы, что старцы при жизни никогда своей обители не оставляют; неужели же отступятся от нее после кончины? Нет, все будет с ней, как и прежде». (Преподобный Амвросий)

«Догмат есть не положение человеческое, ясно формулированное, а истина Божественная о Боге, — истина, которую люди сами по себе никак не могли бы постигнуть, если бы она не открыта была Самим Богом. Истину можно исследовать, истину можно познавать, истину можно утверждать. А истину полагать нельзя». (Преподобный Амвросий)

«Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную» (Преподобный Амвросий)

Преподобный Амвросий Оптинский. Портрет. 1907 год. Портрет выполнен  иеромонахом Даниилом (Болотов) (1837-1907)

Батюшку нельзя себе представить без участливой улыбки, от которой станови­лось как-то весело, тепло и хорошо, без заботливого взора, ко­торый говорил, что вот он сейчас для вас придумывает и скажет что-нибудь очень хорошее, без того оживления во всем - в дви­жениях, в горящих глазах - с которым он вас выслушивает, и по которому вы хоро­шо понимаете, что в эту минуту он весь вами живет, и что вы ему ближе, чем сами себе.

Один из докторов старца Амвросия говорил: «Если бы вы меня спрашивали о простом больном, я бы сказал, что остается полчаса жизни, а он, может быть, проживет и годы». Сам же Старец терпеливо и со смирением переносил все испытания. Часто от него можно было слышать: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».

Трудно представить себе, как он мог, будучи пригвожденным к такому страдальческому кресту, в полном изнеможении сил, принимать ежедневно сотни людей и отвечать на десятки писем. На нем сбывались слова: «Сила Божия в немощи совершается».

Преподобный Амвросий Оптинский благословляет народ. Картина художницы С.Н. Ивлевой. 2002 год

Любовь и мудрость — именно эти качества притяги­вали к преподобному Амвросию людей. С утра до вечера шли к нему с самыми наболевшими вопросами. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъ­яснял его и давал ответ. В продолжение такой беседы ре­шался не просто один вопрос, в это время Старец вмещал в свое сердце всего человека, со всем его миром, внутренним и внешним. «Батюшка, вас ждут». — «Кто там?» — спросит Старец. — «Московские, вяземские, тульские, белевские, каширские и прочие народы».

Рассудительность и прозорливость совмещались в Старце Амвросии с удивительной, чисто материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу.

Несмотря на то, что Старец Амвросий сам проводил высокую духовную жизнь и был необычайно требователен к себе, он был, прежде всего, милостивым утешителем всех приходящих к нему в скорбях. Он не мог уделить много времени на беседу с каждым. Но те несколько слов, кото­рые он успевал сказать человеку, исцеляли его душу и сно­ва наполняли её радостью и духовными силами.

Шамордино. Келья преподобного Амвросия Оптинского. Открытка. Начало XX века

В последние же 10 лет своей жиз­ни с конца 1870-х годов отец Амвросий возложил на себя еще новую заботу о содержании и благо­устройстве многолюдной женской Казанской Шамординской обители, которую он основал в 12 верстах от Оптиной Пустыни и в которой, кроме 1000 сестер, большею частью не имевших никаких личных средств, а иногда и совершенно больных и престарелых, содержались еще и детский приют, школа, бога­дельня и больница.

Батюшка всегда проявлял неустанное попечение о скорбящих, одиноких и обездоленных женщинах. Многие из них проводили благочестивую жизнь, но не могли вне­сти вклада для поступления в обитель. Горячим желанием Старца было создать такую обитель, где могли бы приютить­ся и благочестиво жить многие нуждавшиеся женщины. По молитвам Старца самим Промыслом Божиим начало такой обители было положено в имении помещицы А.Н. Ключаревой (впоследствии монахини Амвросии), где она жила с двумя внучками.

Икона Божией Матери «Иверская» из кельи в Шамординской обители, где скончался преподобный Амвросий. (Передана в Оптину Пустынь)

Еще до официального открытия мона­стыря там по благословению старца Амвросия уже стали строиться один корпус за другим. Первыми насельницами стали уже жившие здесь сестры-послушницы, находившиеся ранее при монахине Амвросии. Батюшка принимал в обитель всех больных, вдов, сирот, чающих утешения и не имеющих пристанища. Все они составили одну тесную семью, объединенную любовью к своему Старцу.

«Старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим на­ставником», — писал о нем протоиерей Сергий Четвериков. Живое слово Старца, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам — мирянам и монашествующим.

Шамордино. Преподобный Амвросий Оптинский возле своей кельи

На вопрос как жить, чтобы спастись, Старец отвечал: «Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно, как на ладони, — желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена — то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, что кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами: приятными или неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребы­вать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными прелогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас всеблагий Господь».

Икона Божией Матери «Спорителъница хлебов». На обороте иконы надпись: «Празднование 15-го октября. Образ сей старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Амвросия».

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» была написана по просьбе преподобного Амвросия.

Ежегодно преподобный Амвросий приезжал в Шамордино. Он посещал корпуса и кельи, объезжал постройки и давал необ­ходимые указания. Проведя несколько дней в обители, духовно напитав ее насельниц, отец Амвросий возвращался в Оптину.

Многие из своих поучений Старец облекал в форму про­стых и легко запоминающихся пословиц, часто произнося их в рифму. Например, на вопрос: «Как жить?» — Старец отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

Несмотря на внешнюю незатейливость этого совета, в нем содержится вся глубина святоотеческой мудрости. Быть в мире с ближними, в скорбях не поддаваться малодушным помыслам и всегда иметь надежду на всеблагий Промысл Божий. «Другого же средства для получения мирного устроения душевного, — учил Старец, — кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно».

Заповеди должно исполнять со смирением и терпеливым перенесением всех искушений: «Евангельские заповеди требу­ют, во-первых, смиренного терпения и перенесения всех иску­шений, по сказанному: в терпении вашем стяжите души ваша, и претерпевши до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится».

Оптина Пустынь. Некрополь. Захоронения Любови и Веры Ключаревых

Старец часто напоминал о том, что прожить без скорбей невозможно, однако и в житейских невзгодах можно и должно обрести пользу для души: «Пишешь, что согласна бы жить в N., если бы получала духовное удовлетворение. Но оно впол­не принадлежит только Будущему веку, а на земле предписано нам иметь скорбные испытания, как сказано самим Господом: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Слова эти ясно показывают, что хотя все места целого мира исходи, а безскорбного положения нигде не обрящешь; везде потребно будет и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устрое­ние души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению и долготерпению и неосуждению других».

Оптина Пустынь. Часовня на могилках преподобных старцев Макария, Амвросия и Иосифа. Открытка. Начало XX века

В начале июля 1890 года старец Амвросий, по обыкнове­нию, уехал в Шамордино дней на десять. Трижды он пытался вернуться в Оптину, но каждый раз, когда собирался возвращаться, с ним случалось недомогание. Старец усматривал и этом волю Божию. Молодая, еще не утвержденная обитель нуждалась в постоянном окормлении Старца, и он отдал ей по­следние дни своей жизни. Всю зиму Старец ежедневно прини­мал посетителей, но заметно было, что он постепенно слабел.

Осенью 1891 года Батюшка совсем захворал, и это было его последним испытанием. 10/23 октября 1891 года душа велико­го старца-подвижника оставила его многострадальное тело.

Святейший Синод распорядился погрести Старца в Оптиной Пустыни, рядом с могилкой его духовного учителя и наставника старца Макария. «Великий человек был батюшка Макарий, вот привелось бы мне хоть у ножек его лечь», — говорил неког­да Старец. Господь исполнил желание Своего избранника.

Семь часов продолжалось перенесение тела почившего Старца в Оптину Пустынь. Почти непрерывно шел дождь и дул сильный ветер, но свечи в руках молящихся не гасли. До поздней ночи над свежей могилой совершались панихиды. Простые люди говорили: «Батюшка для всех был нужен, да видно понадобился ему отдых».

Оптина  пустынь с высоты птичьего полета

Незадолго до смерти старца Амвросия спро­сили: «Придет время, не станет Вас с нами. Что мы тогда будем делать?» И он с любовью ответил тогда: «Уж если я с вами тут всё возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь».

И он не ушел от нас. Он у престола Божия предста­тельствует со всеми святыми за Русскую землю и своей благодатной помощью не оставляет нас.

В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых. Его святые мощи ныне почивают во Введенском соборе обители.

Преподобне отче наш Амвросие, моли Бога о нас!

 Икона. Преподобный Амвросий Оптинский

МОЛИТВА ПРЕПОДОБНОМУ АМВРОСИЮ СТАРЦУ ОПТИНСКОМУ

О, великий старче и угодниче Божий, преподобие отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое. Избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений. Низпосли отечеству нашему от Великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие. Буди непреложный покровитель Святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

Преподобный Амвросий, старец оптинский: Альбом к 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=878:2015-03-23-12-57-12&catid=95:2013-10-10-14-43-42 - Монастырь Казанская Амвросиевская женская пустынь в Шамордино

 

Литература:

1. Концевич И.М. Оптина Пустынь и её время./ И.М. Концевич. - М., 2008

2. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. - Оптина Пустынь, 2012

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...