четверг, 7 января 2021 г.

Духовные поучения преп. Амвросия, старца Оптинского

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Духовные поучения преп. Амвросия, старца Оптинского

Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно. (преп. Амвросий)

Преподобный Амвросий глубоко проникал в душу собеседника и читал в ней, как в раскрытой книге, не нуждаясь в его признаниях. Незнакомый человек мог прий­ти к нему и молчать, а Старец знал его жизнь и его обстоятельства, и зачем он сюда пришел. Он назы­вал незнакомых ему лиц по имени, открывал им их тайные грехи, исцелял больных от недугов прежде, чем они просили об этом. Слово Старца было со властью, основанной на близости к Богу. «Совер­шенно соединивший чувства свои с Богом, — говорит Иоанн Лествичник, — тайно научается от Него словесам Его». Это живое общение с Богом и есть дар пророческий, та необыкновенная прозорливость, которой обладал преподобный Амвросий и которой служил людям.

Икона преп. Амвросия, Старца Оптинского

Тропарь, глас 5
Яко к целебному источнику притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу усердную спастися душам нашим.

 На вопрос: «Как жить?» — Старец Амвросий отвечал: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем моё почтение».

 Познав опытным путем глубину духовной жизни, Старец знал — кому, когда и что написать для пользы души.

В основе всех писем преподобного Амвросия лежит еван­гельское и святоотеческое учение и незыблемость церковных догматов. В одном из своих писем он наставляет: «Православ­ная восточная Церковь от времен апостольских и доселе соблю­дает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение евангельское и апостольское, так и предание святых От­цов и постановления Вселенских Соборов».

 «В Евангелии сказано, что ни одна птица не падает без воли отца Небесного (Мф. 10, 29). Как же ты, разумное создание Божие, имеющее бес­смертную душу, искупленное кровию единород­ного Сына Божия, предопределенное к вечной небесной славе, — оставлена будто бы Промыслом Божиим на произвол? Так думать — великая не­сообразность. Оставь эту неправильную мысль и крепко держись за псаломское слово: На всяком месте владычества Его: благослови, душе моя, Господа (Пс. 102, 22). Потому что по всей земли судьбы Его (1 Пар. 16,14)».

 О скорбях Старец писал вопрошающим: «Не без причины называется земная жизнь "юдолью плача": плачут подчиненные и бедные, воздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Со­ображая все это, обратимся мыслию и сердцем ко все­благому Промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзим печаль свою на Господа (Пс. 54, 23)».

 По слову Преподобного и утешения следует тоже искать только в Господе: «Будем искать утешения и отра­ды в Едином Господе и от Него Единого искать милости, которая вечна и нескончаема. Всё человеческое кратковременно преходяще. Хотя по видимости своей и привлекает, но обманчиво. Внимание человеческое никого надолго не успокаивает, только польстит, поманит, а после всегда оканчивается неприятностью и раскаянием».

 «...В скорби и печали не ищи отрады и утешения вовне и извне, а, по слову Апостола, старайся о том, чтобы пребы­вать в том звании, в которое призвана Промыслом Божиим для спасения души своей. О получении же спасения читаем в Евангелии, что оно приобретается тесным и прискорб­ным путем, и входим мы в Царствие оно узкими дверьми. Почаще размышляй об этом при содействии молитвы и чтении... писем святого Златоуста, всеми средствами ста­раясь удержать в себе веру и упование на Промысл и помощь Всеблагого Господа, Иже хощет всем спастися и в разум истины прийти».

 «Кто желает называться чадом Христовым, тот должен терпе­ливо и безропотно понести все, что понес Христос, и должен мо­литься за обидящих, как Он мо­лился за распинающих». (Преподобный Амвросий)

 И награду также ожидать от Бога, не обращая внима­ния на неблагодарность людей: «Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на небла­годарность людей и не должно обращать никакого внима­ния. Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах».

 Особое внимание преподобный Амвросий уделял тому, что добродетель смирения должна руководить жиз­нью христианина в исполнении молитвенного делания. Своим духовным чадам он советовал следующее: «Лучше, когда источник непрестанно течет хоть понемногу, нежели много с перерывами... Лучше не великое правило иметь, да постоянно исполнять оное, нежели много с перерывами со­вершенного оставления».

«Пишешь, что иногда к обычному правилу прилага­ешь лишние поклоны от усердия до усталости, а после и обычного не выполняешь. Полезнее постоянно продолжать умеренное делание, нежели иногда излишнее совершать, иногда же и должное оставлять по причине неумеренной усталости. Не зря пишут святые отцы: «Умеренному дела­нию цены несть».

 Благодарность в христианине такая вещь великая, что вместе с любовью последует за ним и в жизнь будущую, где он с ними будет праздновать Пасху вечную. (преп. Амвросий)

 Не в богатстве дело, а в нас самих. Человеку сколько ни давай, не удовлетворишь его. (преп. Амвросий)

Благословение Старцев Оптинских Льва и Макария их ученику преподобному Амвросию. Фреска у мощей преподобных Льва (l841) и Макария (l860) Оптинских. Оптина Пустынь. Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.

Напрасно думать, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество ближе и к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, то богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество было бы полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся, нежели бедные и недостаточествующие. Бедность и недостаточество ближе к смирению, и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать, а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысел божий. Доселе питал нас Господь и вперед силен сотворить сие. (преп. Амвросий)

 Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся. (преп. Амвросий)

 Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и уловляет людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде - белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евою в раю. (преп. Амвросий)

 В праздности - грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать грех. (преп. Амвросий)

 Иди, куда поведут, смотри - что покажут, и все говори: да будет воля Твоя! (преп. Амвросий)

Икона преп. Амвросия, Старца Оптинского

 Мера во всем хороша. Есть возраст духовный, как и наружный возраст. Как девятилетние не могут браться за то, что впору двадцатилетним, так бывает и в духовной жизни: непосильным и неразумным рвением можно себе духовно живот надорвать. А если Господь кого и сохранит от сего, то, по крайней мере, всуе приимет труд и скорбь. Тише едешь - дальше будешь, сказано опытными. Вредно не радеть о должном, но небезопасно ретиться выше своей меры. Трех более всего держись: страха Божия, смирения и всегдашнего покаяния. (преп. Амвросий)

 Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и беспокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или смущает неверие? Прежде всего должно обратить внимание на причины сих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачевство. Причина неверия - любление земной славы, как свидетельствует Сам Господь во Святом Евангелии: како можете веровати, славу друг от друга приемлюще, славы же от единого Бога не ищете (Ин.5:44). А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и от неимения любви к ближним. (преп. Амвросий)

 Молитву Иисусову произноси против блудных искушений, а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь: "Спаси, Господи, и помилуй такую-то и ее святыми молитвами помози мне окаянной и грешной". (преп. Амвросий)

Икона преп. Амвросия с клеймами. Находится над ракой со святыми мощами преподобного

Огородник весною сперва совершенно очищает землю от всякой дурной травы, потом уже в чистую землю сажает растения; но дурная трава опять проникает, и огородник должен почти целое лето осторожно пропалывать и очищать растения от дурной травы несколько раз, пока укрепятся совершенно огородные растения. Тело наше создано из той же земли, и сколько человек ни старается очищать себя от страстей, страсти опять проникают, как дурная трава. Опять обратимся к огороду, который если плохо огражден, то козы и свиньи повреждают растение. А птицы могут летать и чрез ограду. Огородник должен за всем этим следить и сохранять растение. А христианин должен сохранять плоды духовные от мысленных птиц, которые преобразуются иногда и в других животных. Праотцу нашему сказано: в поте лица твоего снеси хлеб твой, дондеже возвратишися в землю, от неяже взят еси (Быт.3:19). (преп. Амвросий)

 Во Святом Евангелии Сам Господь глаголет: будите мудри яко змия и цели яко голубие (Мф.10:16). Мудрость змиина, по изречению толковников, состоит в том, когда бьют змию, то она более всего хранит голову, так и христианин в напастях и трудных обстоятельствах должен более всего хранить веру; во-вторых, мудрость змиина состоит в том, когда змия хочет скинуть с себя старую кожу, то пролазит сквозь тесную скважину, а иначе с себя старую кожу скинуть не может; так и христианин, если желает совлещися ветхого человека, то должен проходить тесный путь по евангельскому учению. Целость же голубиная состоит в незлобии и прощении обид или досад и подобного. (преп. Амвросий)

«Преподобный Амвросий Оптинский принимает монашеский образ». Фрагмент житийной иконы

 Ангели с пастырьми славословят. За что такой чести и славы сподобились простые пастыри? За свое простосердечие и за простой образ их жизни, которую святой Иоанн Златоуст по суровости и лишениям уподобляет житию Предтечи. Ели они только один хлеб и пили из источника воду, где приходилось. А сказано в псалмах: от потока на пути пиет, сего ради вознесет главу (Пс.109:7). Кто же питается роскошными снедями и пьет дорогие пития, того мысль не может возноситься горе, а бродит и пресмыкается долу по земле. (преп. Амвросий)

 Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. (преп. Амвросий)

 Господь Судия нелицемерный. В свое время рассудит все правосудно и воздаст комуждо по делам его. А наше главное дело, пока находимся в этой жизни, терпеть все, смиряться и просить от Господа помощи и помилования, и будет хорошо. (преп. Амвросий)

«Моление преподобного Амвросия Оптинского на воздусе». Фрагмент житийной иконы

 Всеблагий Промысл Божий всегда устрояет о нас то, что для нас полезнее. Мы же по неведению часто стремимся к противному. Убийца искони грозил убийством, но сказано, что не у прииде час сей. Един Господь ведает, как попустится ему устроить это злодейство, или совсем не попустится. Мученики, предаваясь воле Божией, одни умирали мученическою кончиной, а другие по воле Божией просто умирали в темнице. Предадимся и мы воле Божией и всеблагому Промыслу Господа, да устроит о нас благое и спасительное, якоже весть и якоже будет Ему благоугодно. (преп. Амвросий)

 В одном месте молились о дожде, а в другом - чтобы не было дождя, вышло же, что Бог хотел. (преп. Амвросий)

 Чадце! покорись воле Божией, и враг отбежит от тебя, смущающий тебя. Стой, где можно будет в церкви, и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Господь. (преп. Амвросий)

«Преподобный Амвросий Оптинский принимает приходящих к нему». Фрагмент житийной иконы

 "Нe нужно ворожиться, а лучше на волю Божию положиться". К ворожеям ходят люди двоедушные, которые не надеются на милость и помощь Божию, а ищут помощи человеческой или надеются более на какие-либо расчеты человеческие, а не на Бога и Его всесильную помощь и вездесущий Промысл. (преп. Амвросий)

 Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление. (преп. Амвросий)

 Дарований никаких не ищи, а лучше старайся усвоить матерь дарований - смирение,- это прочнее. (преп. Амвросий)

 Еще в Ветхом Завете сказано: Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери (ср.: Притч.17:25), т.е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но не радят о том, чтобы наставлять детей страху Божию, и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Единой Соборной Апостольской Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для отечества непотребны, иногда и зловредны. (преп. Амвросий)

«Преподобный Амвросий Оптинский устрояет обитель Шамординскую». Фрагмент житийной иконы

 Довольно будет и того, если позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Что благое посеете в душах своих детей в их юности, то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания. (преп. Амвросий)

 Если успеете насадить в сердцах детей ваших страх Божий, тогда на них разные человеческие причуды не могут так зловредно действовать. (преп. Амвросий)

 Перед исповедью займитесь сыном и приготовьте его к этому Таинству, как сумеете. Заставьте его перед исповедью прочесть заповеди с объяснением. Касательно исправления его недостатков вообще, можете ему говорить иногда полушутливым тоном: "Ты ведь молодой князь, чрез такие поступки не ударяй себя лицом в грязь". (преп. Амвросий)

«Преставление преподобного Амвросия Оптинского». Фрагмент житийной иконы

 Детей мы обязаны учить, а от детей сами должны учиться, по сказанному от Самого Господа: аще не будете, яко дети, не внидите в Царствие Небесное (Мф.18:3). А святой апостол Павел протолковал это так: не дети бывайте умом, но злобою младенчествуйте; умы же совершении бывайте (1Кор.14:20). (преп. Амвросий)

 В благие минуты можешь сказать питомице, что она, как христианка, кроме журналов должна читать духовные книги и на слово не верить всякому вздору без разбора - что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать. (преп. Амвросий)

 Паук ленивый сидит на одном месте, выпустит ниточку и ждет,- как только попадется муха, сейчас и голову ей долой, а муха-то жужжит... Так и враг всегда протягивает сети: как кто попадется, сейчас ему и голову долой. Смотри, не будь мухой, а то также зажужжишь. (преп. Амвросий)

Введенский собор. Рака с мощами преподобного Амвросия Оптинского

 Смущаетесь, и в душе кипит на всех зло. Это от самолюбия и тщеславия. Старайтесь всегда считать себя пред Господом хуже и грешнее всех на свете и молитесь в это время: Господи, помилуй нас грешных, разумея и себя, и тех, на кого гневаетесь, не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию,- это происходит от гордости. А гнев мужа,- по слову святого апостола Иакова, - правды Божия не соделовает (Иак.1:20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться. (преп. Амвросий)

 Раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет никакой пользы. (преп. Амвросий)

 Гордых Сам Бог исцеляет. Это значит, что внутренние скорби (которыми врачуется гордость) посылаются от Бога, а от людей гордый не понесет. А смиренный от людей все несет, и все будет говорить: достоин сего. (преп. Амвросий)

Икона преп. Амвросия, Старца Оптинского

 Отчего люди грешат? Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают, если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот: так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности - служить Богу, от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина - уныние, или леность, забвение и неведение, от которых связан весь род человеческий перешитыми узами. А за тем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиренного и окаянного раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления... (преп. Амвросий)

 Если перебивать разговор, то это дело дерзости. (преп. Амвросий)

 Мудрости свойственно иметь не только остромыслие, но и дальновидность, и предусмотрительность, и вместе искусство, как поступить. (преп. Амвросий)

Преподобный Амвросий Оптинский. Хоругвь

 Уподобляется наша жизнь довольно глубокому рву, который в дождливое время наполняется так, что и переезду не бывает, в другое же время иссыхает так, что нисколько по нем не течет вода. Святыми же отцами похваляется такая жизнь, которая проходит, подобно малому ручейку, постоянно текущему и никогда не иссыхающему. Ручеек этот удобен во-первых, к переходу, во-вторых, приятен и полезен всем проходящим, потому что вода его бывает пригодна для питья, так как тихо текущая и потому никогда не бывающая мутною... (преп. Амвросий)

 Кто склонен более ко внутренней жизни, тому преимущественно следует заботиться более всего о том, чтобы всех и все оставлять на суд Божий, а особенно остерегаться двоедушия, чтобы не сбылось на нас слово святого апостола Иакова, брата Божия, что муж, или человек, двоедушный не устроен во всех путех своих (Иак.1:8). (преп. Амросий)

 Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовною солию. (преп. Амвросий)

 Какие дивные слова в Евангелии... Какую бы ни взять другую книгу, даже самого лучшего писателя, но если ее много раз читать, она может надоесть. А Евангелие - чем больше его читаешь, тем больше получаешь утешения и всяких благих чувств. (преп. Амвросий)

 Советую почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слышали: понимаешь - не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоит, только читай побольше и подольше. (преп. Амвросий)

 Мы должны жить на земле так, как колесо вертится - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем. (преп. Амвросий)

 Мы живем-то в юдоли плача; поэтому и приходится проводить время-то иногда скача, а иногда плача. Будем хоть утешать себя тою мыслию, что эта юдоль плачевная - временная. Все промчится, все промелькнет, как тень, как эхо, и настанет вечность постоянная, неизменяемая, бесконечная и о, дабы для нас блаженная, светлая! Будем надеяться, что Господь, по беспредельному милосердию Своему, не лишит нас сей милости. (преп. Амвросий)

 Житъ - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение. (преп. Амвросий)

 Житъ можно и в миру, только - не на юру, а жить тихо. (преп. Амвросий)

 Зависть происходит от гордости и, вместе, от нерадения к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля. Всего лучше стараться истреблять зависть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедию и благоразумным молчанием. (преп. Амвросий)

 Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностию и соперничеством, а затем рвением с досадою и порицанием того, кому завидуем. (преп. Амвросий)

 3мея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу; так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских заповедей. (преп. Амвросий)

 Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией. (преп. Амвросий)

 В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся поправить это самоукорением и исповеданием сперва Сердцеведцу Богу, а по времени и духовному отцу. Случающиеся увлечения да научат тебя уклонению, и осторожности, и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи. (преп. Амвросий)

 Мы пришли учиться духовной жизни: что ж удивительного, если погрешаем? Будем исправляться! А исправит нас Сам Бог! (преп. Амвросий)

 Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. (преп. Амвросий)

 Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянуть барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! - Не все вдруг, а понемногу. - Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля, и если тянут за него, то потихоньку и все тянется, а если взять сразу, то все испортишь от потрясения. (преп. Амвросий)

 На земле все временно и кратковременно и скоропреходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то должны помнить и не забывать апостольское слово: вся хотящий благочестно жити о Христе, гоними будут (2Тим.3:12). (преп. Амвросий)

 Старайтесь жить, подражая, - как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево - подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок - не очень на это смотрят. (преп. Амвросий)

 Когда кто-либо совершает келейное правило и среди оного почувствует особенное настроение духа к молитве Иисусовой или к поучению в каком-либо изречении Писания, тогда может оставить на время келейное правило и заняться тем или другим из сказанного. Так научают нас опытные отцы. (преп. Амвросий)

 Слабый молится, чтобы его не клеветали, а мужественный молится, чтобы Бог помог ему других не клеветать ни словесно, ни мысленно. (преп. Амвросий)

 Крестное знамение должно на себе полагать или с именем Святой Троицы, произнося: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа", или с именем Единого от Троицы, нас ради вочеловечшагося и волею распеншагося, произнося: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго". (преп. Амвросий)

 Не можете оставить табак курить... Невозможное от человек - возможно при помощи Божией, только стоит твердо решиться оставить, сознавая от него вред для души и тела, так как табак расслабляет душу, умножает и усиливает страсти, омрачает разум и разрушает телесное здоровье медленной смертию. (преп. Амвросий)

 Монаху не следует серьезно лечиться, а только подлечиваться. (преп. Амвросий)

 От ласки у людей бывают совсем иные глазки. (преп. Амвросий)

 Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому диавол мешать не может, а где только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим. (преп. Амвросий)

 Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение. (преп. Амвросий)

 Если будете принимать людей Бога ради, то, поверьте, все будут к вам хороши. (преп. Амвросий)

 Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет. (преп. Амвросий)

 Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1Ин.3:15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению. (преп. Амвросий)

 Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает. (преп. Амвросий)

 К ближним мы должны оказывать всякую милость, всякую снисходительность, а от себя истязывать всякую истину, всякую правду. (преп. Амвросий)

 Дело спасения нашего требует на всяком месте, где бы человек ни жил, исполнения заповедей Божиих и покорности воле Божией. Этим только приобретается мир душевный, а не иным чем, как сказано в псалмах: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна (Пс.118:165). (преп. Амвросий)

 Хорошо молиться перед распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения, при этом смиряется дух. (преп. Амвросий)

 Молись про себя, ища одной только милости и воли Божией, в церкви ли бываешь, вне ли церкви, идешь ли, сидишь ли, лежишь ли, молись: Господи, помилуй, якоже веси, якоже волиши. (преп. Амвросий)

 Когда в будни нельзя бывать в церкви, пораньше вставай и прочитывай что-нибудь молитвенное в свое утешение. (преп. Амвросий)

 Молитва вещь такая, что, проживши в монастыре несколько лет, не скоро научишься молиться как следует, а теперь пока молись, как умеешь и как можешь, только с мытаревою мыслью. (преп. Амвросий)

 Господь молился за распинающих, а первомученик Стефан молился за убивающих, чтобы не вменилось им в грех, глаголя: "Не ведят бо, что творят". Делай то же, и получишь милость и помощь Божию, и успокоишься. (преп. Амвросий)

 Молись за оскорбляющих сими словами: "Спаси, Господи, такую-то... и молитвами ее помилуй и меня, грешную". Особенно молись так во время сильного смущения. Хорошо при этом полагать великие поклоны, если позволяет место. (преп. Амвросий)

 Царствие Божие не в словах, а в силе; нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение. (преп. Амвросий)

 Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз. (преп. Амвросий)

 Чтобы быть монахиней, надо быть либо железной, либо золотой... Железной - значит иметь большое терпение, а золотой - большое смирение. (преп. Амвросий)

 Монашество само по себе имеет великую важность духовную и приносит большую пользу душевную тем, кто приступает к оному с искренним расположением и проходит оное с простотою и незлобием во смирении. (преп. Амвросий)

 Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. - Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесех, а если ждешь здесь, то напрасно и лишение терпишь. (преп. Амвросий)

 Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут. (преп. Амвросий)

 Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода. (преп. Амвросий)

 Должно помнить Евангельское слово Самого Господа: милости хощу, а не жертвы (Мф.9:13), т.е. чтобы благоугодить Господу, нужно более всего заботиться, чтобы не осуждать других и вообще иметь снисходительное расположение к ближним. (преп. Амвросий)

 Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь. (преп. Амвросий)

 Как будешь кого осуждать, то скажи себе: лицемере, изми первее бревно из очесе твоего (Мф.7:5). Бревно в глазу - это гордость. Фарисей имел все добродетели, но был горд, а мытарь имел смирение, и был лучше. (преп. Амвросий)

 Суд праведный должен относиться к нам самим, а не к другим, и не по наружным деяниям должно себя судить, а по внутреннему состоянию или ощущению. (преп. Амвросий)

 Везде потребно и смирение, и терпение, и неосуждение других. Только этими духовными средствами приобретается мирное устроение души, соразмерно тому, насколько мы будем простираться к смирению, и долготерпению, и неосуждению других. (преп. Амвросий)

 Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большею частию подвергаемся мы греху сему от самомнения и возношения; несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению пред Богом и людьми и просить в этом помощи Божией. (преп. Амвросий)

 Если кто непокоен (т.е. немирен на тебя, а не высказывает сего), то угождай ему, будто не замечаешь сего. (преп. Амвросий)

 Надо быть ко всем почтительной. Будь ласкова, но не ласкательна. Поклонись, да скорее мимо проходи. (преп. Амвросий)

 Если между нами произойдет какое-либо недоразумение или нам покажется, что нам делают что-нибудь плохое нарочно, надо сейчас же попросту объясниться, и тогда всякое недоразумение исчезнет. (преп. Никон)

Молчи пред всеми, и тебя будут все любить. (преп. Амвросий)

 Смотри на всех просто. (преп. Амвросий)

 Полезно нам всегда помнить, как мыслила блаженная Феодора, которая при противном обращении с ней других говорила себе самой: "Ты недостойна любви ближних". (преп. Амвросий)

 Следует и должно позаботиться всячески, чтобы из самоугодия не мешать спасению ближнего, и миру его душевному, и успеху духовному. За это отдадим великий ответ Богу, если не будем осторожны. Долг христианский содействовать спасению ближнего, а не препятствовать, (преп. Амвросий)

 Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим, а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения. (преп. Амвросий)

 Суровую жизнь могут проходить редкие и только крепкие телом, которые без вреда могут переносить и холод, и голод, и сырость, и полулежание. А по слову преподобного Иоанна Дамаскина, немощным телом полезнее смирение и благодарение, нежели телесные труды и подвиги, к которым они неспособны. (преп. Амвросий)

 Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом, немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменять труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы. (преп. Амвросий)

 Основание нашего спасения - покаяние. (преп. Амвросий)

 Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе. (преп. Амвросий)

 Всеблагий Господь ничего от нас не требует, как только одного искреннего покаяния, и чрез оное вводит покаявшихся в Царствие Свое Небесное и вечное, по сказанному в Евангелии: покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф.3:2). (преп. Амвросий)

 Какое ныне настало время! Бывало, если кто искренно раскается в грехах, то уже и переменяет свою греховную жизнь на добрую, а теперь часто бывает так: человек и расскажет на исповеди все свои грехи в подробности, но затем опять за свое принимается. (преп. Амвросий)

 Грехи как грецкие орехи - скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно. (преп. Амвросий)

 Богу приятнее грешник кающийся, чем человек не согрешивший, но превозносящийся. Лучше, согрешивши, покаяться, нежели, не согрешая, гордиться этим. Фарисей удержался от греха, но за возношение и осуждение мытаря лишился пред Богом своей праведности, а мытарь, и много согрешивший, чрез смиренное сознание и понесение укоризны от фарисея получил не только прощение грехов, но и восхитил оправдание фарисея. (преп. Амвросий)

 Всем не только можно, но и должно заботиться о благоугождении Господу. Но чем благоугождать Ему? Прежде всего покаянием и смирением. (преп. Амвросий)

 Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время. (преп. Амвросий)

 Враг наш невидимый сам же вложит мысль греховную в душу человека, да тут же и запишет ее, как его собственную, дабы впоследствии на Страшном Суде Божием обвинить человека. (преп. Амвросий)

 Господь вас избавит от всех недолжных помыслов, только смиряйтесь. (преп. Амвросий)

 Гордым и самонадеянным помыслам о совершенстве противопоставляй крайнее смирение пред Богом и людьми, выставляя себе прямо на вид, что ты и устной молитве еще не научилась, и келейного правила не исполняешь. Откуда же вдруг явилось совершенство? (преп. Амвросий)

 Во время молитвы должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву, если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи. (преп. Амвросий)

 Особенно не тревожься хульными помыслами, которые явно происходят от зависти вражией. Со стороны же человека поводом к оным бывает или горделивое самомнение, или осуждение других. (преп. Амвросий)

 Если дело искупления рода человеческого совершено было послушанием до смерти Отцу воплотившегося Сына Божия, то и всякая поручаемая должность есть не что иное, как послушание Богу, потому что различные роды правлений разделяются от Духа Святаго, как свидетельствует Апостол (1Кор.12:28). (преп. Амвросий)

 Лучше быть учеником ученика, нежели жить по своей воле. Об этом и в отеческих писаниях сказано. Послушаться совета своего отца духовного не стыдно, но душеспасительно и необходимо; и кто не слушает доброго совета, тот бывает наказан. (преп. Амвросий)

 Старайся поступать во всем по заповедям Божиим и помни, что Господь присутствует и зрит твое расположение сердца. Послушание исполняя, считай, что оно поручено от Господа, чрез человека, и от усердия исполнения его зависит твое спасение. (преп. Амвросий)

 Пост похвален и нужен в свое время и в своем месте: лучше держись умеренного употребления пищи и пития, избегая сытости, которой признак малое отягощение, и, с другой стороны, излишнего и неуместного воздержания. Обе крайности нехороши и вредны. Умеренность же и среднее из них делает человека более способным к духовному деланию. (преп. Амвросий)

 Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет. (преп. Амвросий)

 Если будут хвалить, должно молчать - ничего не говорить. (преп. Амвросий)

 Истинный монах не корит и не хвалит. (преп. Амвросий)

 После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, т.е. на прежние грехи. (преп. Амвросий)

 Ежели мы с верою неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, во-первых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердою решимостию не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми, опечалившими нас. (преп. Амвросий)

 Дело нашего спасения зависит и от нашего произволения, и от Божией помощи и содействия. Но последнее не последует, если не предварит первое. (преп. Амвросий)

 Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет. (преп. Амвросий)

 Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного. (преп. Амвросий)

 Сама не юли и другим не вели. (преп. Амвросий)

 Все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое отдаляет нас от Бога. (преп. Амвросий)

 Будем жить проще, и Бог помилует нас. (преп. Амвросий)

 В духовной жизни вещь весьма хорошая вовремя благоразумно объясниться, вовремя попросить прощения, чтобы и свою душу умиротворить, и другим подать повод к тому же. Не вотще сказано в псалмах: взыщи мира и пожени и (Пс.33:15). (преп. Амвросий)

 Спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждою, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благою надеждою и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. (преп. Амвросий)

 Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преподобного Петра Дамаскина, что спасение совершается между страхом и надеждою, А желать видеть свое спасение ясно как на ладони – желание и мнение ошибочное. Если в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда и неожиданный мороз или град, и подобное тому, то кольми паче в духовной жизни бывают прелоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, то есть мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели. От чего да избавит нас Всеблагий Господь. (преп. Амвросий)

 По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. Не приидох бо, - глаголет Господь, - воврещи мир на землю, но меч (Мф.10:34). (преп. Амвросий)

 Земной удел человеческий - скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: несть мира в костех моих от лица грех моих (Пс.37:4). (преп. Амвросий)

 Начало спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божии хотения. (преп. Амвросий)

 Отселе постараемся положить твердое начало не разветвлять путь Христов на многообразные отрасли, но собирать воедино главное: любить Господа от всей души и иметь мир и святыню со всеми, ни о ком не думая дурно и подозрительно. (преп. Амвросий)

 В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: со святыми упокой. (преп. Амвросий)

 Мы все путаемся: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедыи грешный спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться. (преп. Амвросий)

 Богомудрые отцы научают нас всегда и во всем лучше себя укорять и во всяком неприятном случае на себя возлагать вину, а не на других. - Тогда и обрящем покой и мир душевный и удержимся на истинном пути спасения. (преп. Амвросий)

 Начинать должно с благодарения за все. Начало радости - быть довольным своим положением. (преп. Амвросий)

 Особенно остерегайтесь ропота, на кого бы то ни было. Ропот хуже и вреднее всего. Полезнее и покойнее винить во всем и за все себя, а не других. Особенно же должно остерегаться ропота на Промысл Божий, чрез Матерь Божию все благое и душеполезное нам устрояющий. Только мы, человеки, по малодушию своему, часто безумно мятемся и безрассудно скорбим за устрояемую нам пользу душевную. (преп. Амвросий)

 Самолюбие наше примешивается и противодействует каждому доброму делу, и портит, и растлевает оное, особенно же препятствует приносить чистую молитву Богу. (преп. Амвросий)

 Oт себялюбия и самолюбия вся беда. Они не любят, когда другие нас затрагивают, и так расшевелятся, что от помыслов и не оберешься. От них плодятся противные помыслы, словно саранча, поедающая не только плоды духовные, но листья и саму кору. (преп. Амвросий)

 Корень всему злу - самость и упрямость, растворяемые завистию и заправляемые обольщением вражиим, поэтому и нужно всячески постараться вырвать этот злой корень: смирением и послушанием, подражая Самому Господу, Который смирился до рабия зрака и послушлив был до смерти крестной и распятия. (преп. Амвросий)

 В чем окажетесь виновными пред Богом и пред людьми, в том приносите покаяние и смиряйтесь, не дерзайте никого судить или осуждать, но во всяком неприятном случае стараясь возлагать вину на себя, а не на других, или за грехи свои, или что дали повод к скорби своею неосторожностью и неискусством. (преп. Амвросий)

 Считай всех лучше себя, а себя укоряй и всячески зазирай и не стыдись за свои немощи кланяться и просить прощения у ближнего, когда что имеешь на него. Почитай каждый день, как бы он был для тебя последний, и мыслями своими чаще поставляй себя на суде Божием. Твори молитву непрестанно в сердце: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Богородицею помилуй мя грешную". (преп. Амвросий)

 Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастия и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человеческому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями. (преп. Амвросий)

 Если солнце всегда будет светить, то в поле все повянет, потому нужен бывает дождь. Если все будет дождить, то все попреет, потому нужен ветер, чтобы продувал. А если ветра недостаточно, то нужна бывает и буря, чтобы все пронесло. Человеку все это в свое время бывает полезно, потому что он изменчив. (преп. Амвросий)

 Постоянно отрадная жизнь приводит к неотрадным весьма последствиям. И в природе видим, не всегда приятная весна и плодородное лето, а бывает и дождливая осень, и холодная снежная зима, и половодье, и разные ветры и бури, и сверх того неурожай и голод, и разные смятения и болезни, и иные многие беды. Все это потребно, чтобы человек научился благоразумию, терпению и смирению. Так как в благополучии большей частию он забывается, а в различных скорбях делается более внимательным к своему спасению. (преп. Амвросий)

 Если человек терпит скорби с покорностью воле Божией, исповедуясь во грехах своих, то чрез это избавляется от тяготы вечных мучений. Поэтому лучше потерпим здесь неприятности, как бы они тяжки ни были, возверзая печаль свою на Господа и молясь Ему со смирением, да избавит нас от малодушия и отчаяния, которые хуже всяких грехов. (преп. Амвросий)

 Когда найдет хандра, не забудь укорять себя, вспомни, сколько виновата пред Господом и перед собою, и сознай, что недостойна ничего лучшего, и тотчас почувствуешь облегчение. (преп. Амвросий)

 Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь. (преп. Амвросий)

 Много и о многом заботиться не должно, а следует позаботиться о самом главном - о приготовлении себя к смерти. (преп. Амвросий)

 Смех изгоняет страх Божий. (преп. Амвросий)

 Дерзка и смела от смеха, - страха Божьего, стало быть, нет. (преп. Амвросий)

 Надо вниз смотреть. Ты вспомни: земля еси, и в землю пойдеши. (преп. Амвросий)

 Кайся, смиряйся, сестрам уступай - что можно, и не осуждай других - все с немощами. (преп. Амвросий)

 Бог посещает Своею милостию только смиренных. (преп. Амвросий)

 Смиряйся больше духом, - смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Господу. (преп. Амвросий)

 Если кто тебя обидит, не рассказывай никому кроме старца, и будешь мирна. Кланяйся всем, не обращая внимания, отвечают ли на поклон или нет. Смиряться нужно пред всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это может быть потому, что не имели к тому случая, - обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим. (преп. Амвросий)

 Оставь обманчивую мысль, что ты в отдаленном месте будешь смиряться и будешь переносить всякое попрание и уничижение, а лучше смирись в настоящее время и в настоящем месте, где живем, и считай себя мысленно под ногами всех, т.е. считай себя достойною всякого попрания, и уничижения, и досаждения. (преп. Амвросий)

 Если очень зацепят тебя, скажи себе: "Не ситцевая, не полиняешь". (преп. Амвросий)

 Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет. (преп. Амвросий)

 Кто уступает, тот больше приобретает. (преп. Амвросий)

 Смиряйся, и все дела твои пойдут. (преп. Амвросий)

 Иди мытаревым путем, и спасешься, - говори: Боже, милостив буди мне грешной! (Лк.18:13). (преп. Амвросий)

 Будем мирны и смирны, паче же смиренны. Тогда все будет на пользу нам, по слову Писания: чистым все чисто (Тит.1:15). Да будет и у нас все чисто-начисто. (преп. Амвросий)

 Смирение в том и состоит, чтобы никого не осуждать и не укорять и иметь одежду и обстановку в келье простую. (преп. Амвросий)

 Смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости и доказывает неопытность и неискусство человека в прохождении своего дела. (преп. Амвросий)

 

Все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный, оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе - и довлеет нам. (преп. Амвросий)

 Со спорливым характером едва ли можно ожидать, чтобы был толк. В духовной жизни нет ничего хуже и вреднее спорливости. На время она иногда и притаивается, а после опять обнаруживается в прежней силе. (преп. Амвросий)

 Во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного, если тотчас же будем прибегать к Богу с покаянием и потом, в свое время, исповедать это и духовному отцу. (преп. Амвросий)

 Страх Божий приобретается исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать все по совести. (преп. Амвросий)

 Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог. (преп. Амвросий)

 Из Святого Писания видим, что скорби приближают людей ко спасению, если кто не малодушествует и не отчаивается, а вооружается терпением со смирением и преданностию воле Божией. (преп. Амвросий)

 Тщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы так же любит. (преп. Амвросий)

 Тщеславие, если его тронуть пальцем, кричит: кожу дерут. (преп. Амвросий)

 Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает. (преп. Амвросий)

 Нападет на тебя тоска, читай Евангелие. (преп. Амвросий)

 В церкви не должно говорить. Это злая привычка. За это посылаются скорби. (преп. Амвросий)

 Стоя в церкви, должно слушать внимательно пение и чтение церковное, и, кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно когда нехорошо или невнятно слышно чтение церковное. (преп. Амвросий)

 Говорить, стоя на церковных службах, или обзирать глазами по сторонам не только неприлично, но и прогневляет Господа невниманием и бесстрашием. Если не можем мы душевно, то по крайней мере телесно и видимо да держим себя благоприлично. Телесное и видимое благоприличие может приводить нас к благому устроению внутренних помыслов. (преп. Амвросий)

 Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку. (преп. Амвросий)

 Описывать с книг, пожалуй, можно, только нужно усваивать; что понятно, то читать. Читать надо меньше, но понимать. (преп. Амвросий)

 Только хоть прочитай книгу. Если и не запомнишь ничего в то время (т.е. во время чтения), получишь пользу. (преп. Амвросий)

 Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: "А мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием". Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских, а молись с усердием к Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать, как и Сам Господь сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин.15:5). (преп. Амвросий)

 Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

Преподобный Амвросий, старец оптинский: Альбом к 200-летию со дня рождения преподобного Амвросия Оптинского

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...