четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Иларион (Родион Никитич Пономарев)

 

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Преподобный Иларион (Родион Никитич Пономарев)
(8/21 апреля 1805 - 18/1 октября 1873)

"Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!"

«Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание, и до сих пор не говори ничего, пока непрестанною молитвою и самоукорением не утишишь твое сердце». (преп. Иларион)

Родион Никитич Пономарев родился в Пасхальную ночь в семье портного сельца Клю­чи Новохоперского уезда Воро­нежской губернии. Когда ему бы­ло 24 года, семья переехала в Са­ратов. Там он прожил 9 лет, ус­пешно вел борьбу против раско­ла.

Имея с детства лю­бимым занятием чте­ние священных и свя­тоотеческих писаний и прилежа оному умом и сердцем, он многое со­хранил в замечатель­ной памяти своей и мог, когда требовалось, при разговоре приводить наизусть многие продолжительные тексты и цитаты. Это содейст­вовало успеху его в прениях с раскольника­ми в Саратове, по­скольку Господь дал ему служение миссио­нерское, апостольское, способствовавшее воз­вращению в лоно Ма­тери Церкви многих заблудших и погибель­но отпавших от нее душ.

Объездил множество русских монастырей. В 1839 году приехал в Оптину Пустынь. Старец Макарий избрал его себе в келейники. Эту должность он исправлял в течение 20 лет. Нес послушания садовое, трапезное, устроил пасеку. Перед смертью отец Макарий передал ему своих чад, а также окормление нескольких женских монастырей. В 1863 году он был назначен скитоначальником и духовником обители.

Став скитоначальником и духовником оби­тели, он поддерживал порядки, заведенные старцем Макарием. Обладал молитвенным даром так воздейство­вать на человека, что тот, чувствуя невиди­мое присутствие Все­могущего Господа, со всей откровенностью исповедовал Старцу са­мые потаенные движе­ния своего сердца.

Терпеливо наставлял Старец о безгневном перенесении скорбей и оскорблений, учил при­нимать их с самоукорением, как посланные промыслом Божиим за грехи наши для душев­ной пользы.

Больница с церковью во имя преп. Илариона Великого. Построена в 1874 г. по завещанию старца Илариона

Отец Иларион через долголетний навык к ежеминутному понуж­дению себя ко всяким трудам телесным и нравственным, обратил трудолюбие и презре­ние своей воли и покоя как бы в свою природу.

Не передать даже от­части те бесчисленные тяжкие страдания в те­чение двадцати месяцев болезни: постоянная бессонница, удушье, сильнейшие боли, не­возможность двигаться. Вражьи напасти лиша­ли его и малого покоя в отместку за испове­дование и исцеление бесноватых больных. Только одна душа в нем, как в праведном Иове, оставалась неприкосно­венною. Своего страда­ния старался не выра­жать ничем - ни вздо­хом, ни словом. До по­следнего дня своей жиз­ни ни разу не прерывал исполнения молитвен­ного правила. Когда приблизилась великая, сокровенная минута, истомившийся страда­лец, сложивши опух­шие руки на грудь, тихо заснул, предав душу Господу, до последнего вздоха перебирая четки.

Святые мощи преп. Илариона покоятся во Владимирском храме.

Духовные поучения преп. Илариона, старца Оптинского

Икона преп. Илариона, Старца Оптинского

Читая писания святых отец, мы видим, что желающему очистить сердце от страстей нужно призывать Господа на помощь. - Это так, но мы не можем творить молитву Иисусову без расхищения мыслей. С новоначальных не взыскивает Бог нерасхищаемой молитвы, она приобретается многим временем и трудами; как писание святых отец говорит: "Бог дает молитву молящемуся", а молиться все-таки продолжать надо, устами и умом. (преп. Иларион)

 

Мы не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть. (преп. Иларион)

 

При разговоре с другими осторожность в словах не мешает иметь, и молитву Иисусову на уме держать в то же время можно. (преп. Иларион)

 

Должно стараться о всех людях иметь хорошее мнение. Один Бог - Сердцеведец, мы же о людях безошибочно судить не можем. (преп. Иларион)

 

В случае какого-либо поползновения в делах, словах и мыслях нужно тотчас раскаиваться и, познавая свою немощь, смиряться и понуждать себя видеть свои грехи, а не исправления: от рассматривания грехов приходит человек в смирение и сердце сокрушенно и смиренно стяжавает, которого Бог не уничижит. (преп. Иларион)

 

В помыслах самохваления - надо смотреть свои грехи и помнить, что без помощи Божией мы ничего доброго и полезного не сделаем, наши одни только немощи и грехи. (преп. Иларион)

 

Похвалам о себе не внимай и бойся их, помни - кто-то из святых отцов говорит: если кто хвалит тебя, жди от него и укоризну. (преп. Иларион)

 

Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами, (преп. Иларион)

 

Желая жить или умереть там-то, а не там-то, мы составляем свою волю, желаем исполнять свои желания, чего мы делать не должны. Ни о чем таком не молите Господа, а молитесь, да будет над нами Его святая воля. (преп. Иларион)

 

Потерпим немного, и получим вечное блаженство. Предадим забвению все утехи и радости земные - они не для нас. Сказано: где сокровище наше, тут будет и сердце наше (ср.: Лк.12:34), а сокровище наше на небеси, поэтому будем стремиться всем сердцем к Небесному Отечеству. Там все скорбное наше превратится в радость, поношение и уничижение - в славу, печали, слезы и воздыхания - в утешение, болезни и труды - в вечный безболезненный покой. (преп. Иларион)

 

Когда пришла к нам скорбь, нужно ждать утешения, а за утешением нужно ждать опять скорби. (преп. Иларион)

 

Нельзя прожить так, чтобы никто нас не опечалил или не оскорбил, а Апостол говорит: яко многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян.14:22), и тяготы друг друга носите, и тако исполните закон Христов (Гал.6:2). Будем поэтому просить, чтобы нам с самоукорением и смирением нести скорби, не быть побежденными от зла, но благим побеждать злое и с Пророком сказать: с ненавидящими мира бех мирен (Пс.119:6). (преп. Иларион)

 

Церковь есть для нас земное небо, где Сам Бог невидимо присутствует и назирает предстоящих, поэтому в церкви должно стоять чинно, с великим благоговением. Будем любить церковь и будем к ней усердны, она нам отрада и утешение в скорбях и радостях. (преп. Илларион)

 

Монашеское дело наше: смириться, да поклониться, да попросить прощение - тем и оправдан. (преп. Иларион)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...