четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Исаакий (Иван Иванович Антимонов)

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Преподобный Исаакий (Иван Иванович Антимонов)
31/13 июня 1810 - 22/4 сентября 1894

«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Любите Бога и ближних, любите церковь Божию; в службе церковной, молитве ищите благ не земных, а небесных» (преп. Исаакий)

Иван Иванович Антимонов происходил из богатого  купеческого рода. Ро­дился в Курске в благочестивой семье. С юности имел усердное горение ко Господу. В 1847 году поступил по благословению старца Макария в Скит Оптиной Пустыни. Нес послушания на пасеке, в хлебопекарне, поварне; обладал необычайной физической силой и хорошим голосом. В 1862 году назначен настоятелем обители, управлял ею 32 года. При нем достроен храм во имя Всех святых на новом кладбище, украшены внутри Введенский и Казанский соборы, выстроена больница с церковью во имя свя­того Илариона Великого, воз­двигнуто много новых строений.

Храм Всех святых. В настоящее время не сохранился

Скит во времена Старцев называли ра­ем, и в этом земном раю довелось препо­добному Исаакию на­чать свою монашескую жизнь. Он был известного купеческого рода, в миру оставив богат­ство и почет, пришел в монастырь и стал уче­ником оптинского Старца Макария. Благодатная простота, не­обыкновенное прямодушие, строгое испол­нение возложенных на него послушаний стали отличительными черта­ми его облика. Препо­добный против воли согласился на приня­тие сана, а еще через некоторое время люби­тель безмолвия был вынужден взять на се­бя нелегкое бремя на­стоятельства.

Бывший игумен Оп­тиной, прп. Моисей, предпринимал много усилий по благоукрашению монастыря, и прп. Исаакий вошел в труды своего замеча­тельного предшествен­ника. За время его на­стоятельства был дост­роен храм во имя Всех святых, расширен Ка­занский собор, построена больница с храмом св. Илариона Великого и много других подсоб­ных помещений и кор­пусов, доделан водоп­ровод. Родственники преподобного, курские миллионеры, много благотворили Оптиной.

Ко всему, что каса­лось монастырских по­рядков, старец отно­сился строго, бывало даже сурово; но в сво­ей келейной жизни сохранял скромность и смирение.

Скромный и смирен­ный в личной жизни, настоятель проявлял твердость, когда возни­кала нужда: «Дальше Сибири меня не сош­лют», - говорил он.

Может показаться, что старец Исаакий, несший крест настоятельства, пребывает как бы в тени старцев, духовно окормлявших насельников и паломников обители, — Амвросия, Илариона, Анатолия. Немного сохранилось его поучений, высказываний, не так подробны воспоминания о нем. Но в этом и заключается его особый подвиг — неся тяжелый груз хозяйственных дел обители, он служил братии и паломникам, явив удивительную высоту в смирении. За его простотой — удивительная глубина, цельность и сила духа. Период его настоятельства — лучшая пора в жизни Оптиной.

В последние годы преподобному дове­лось испытать много огорчений, особенно после кончины старца Амвросия, когда не­доброжелатели писали тайные доносы. Но твердый подвижник не падал духом, а благо­душным терпением скорбей приготовлялся к переселению в веч­ность. Лишь за год до кончины, вполне успо­коенный, в мире дожи­вал дни своего земного странствия.

Отец Исаакий избрал лучший способ воспитания и назидания иноков — собственным примером. Его строгость к себе поражала всех. Отец Исаакий вставал в полночь, исполнял положенное в скиту келейное правило и затем уже шел к утрене. Будильщик никогда не заставал его спящим. К ранней обедне он ходил постоянно, поминал во время проскомидии всех своих родственников и благодетелей обители. Во время поздней обедни и после полуденного краткого отдыха принимал посетителей, занимался делами обители, а при первом ударе колокола к вечерне спешил опять в храм. Посты он соблюдал со всей строгостью. На первой седмице Великого поста, даже в старости, всегда сам читал канон Андрея Критского. Постовое богослужение он особенно любил. До последних дней сохранил красивый густой низкий голос, его чтение в храме всегда было отчетливым, внушало благоговение к службе.

Последнее наставле­ние старца было тако­во: «Живите по совес­ти, просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо».

Святые мощи преп. Исаакия покоятся в Казанском храме.

 Духовные поучения преп. Исаакия (Антимонова), старца Оптинского

Икона преп. Исаакия (Антимонова), Старца Оптинского

«Вот так-то будет лучше - повиноваться и отвергать свою волю. Будешь так поступать, и впредь во всем будет хорошо и радостно». (преп. Исаакий)

 

«Какие у нас скорби? У нас не скорби, а скорбишки. Вот в миру так скорби: жена, дети, обо всем забота; а у нас что? Полно Бога гневить, надо только благодарить Его; живем на всем готовом». (преп. Исаакий)

 

«Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои». (преп. Исаакий)

 

«Отцы и братия! Нужно ходить к старцу для очищения совести» (преп. Исаакий)

 

«Ах, братцы! Пожалуйста, кончите миром» (преп. Исаакий)

 

«Ну вот, брат, я тебя предупреждаю, а там смотри сам, чтобы мне за тебя не отвечать пред Богом» (преп. Исаакий)

 

«Господи! Я, неблагодарный, не имея на Тебя надежды, стал было сетовать, а вот уже и помощь Тобою послана». (преп. Исаакий)

 

«Скит – тихое пристанище. Я сам прожил в нем 16 лет, и опять пошел бы туда, и оставил бы свое начальство; блаженны дни, которые я провел в скиту». (преп. Исаакий)

 

Каким путем о. Исаакий достиг благодатного смирения, видно из его слов иноку, спросившему, как победить гордость: «Как победить? Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».

 

«Живите по совести и просите помощи у Царицы Небесной, и все будет хорошо». (преп. Исаакий)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...