понедельник, 4 января 2021 г.

Преподобный Антоний (Александр Иванович Путилов)

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских

Преподобный Антоний (Александр Иванович Путилов)
9/22 марта 1795 - 7/20 августа 1865


«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности себя воле Божией» (преп. Антоний)
«Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, а оно останется на всю жизнь в памяти».
(преп. Антоний)

Александр Иванович Путилов родился в городе Романове Ярославской губернии в купеческой семье. В роду его было много монашествующих. В юнос­ти служил в Москве, был в плену у французов. В 1816 году удалил­ся в Рославльские леса, где уже подвизался его старший брат Ти­мофей, впоследствии настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Моисей, и прожил там пять лет. В 1821 году вместе с братом перешел на жительство во вновь устроенный Скит при Оптиной Пустыни, был его начальником. В 1839 году назначен настояте­лем Малоярославецкого монас­тыря и нес этот крест почти 14 лет. Уйдя на покой, вернулся в Оптину Пустынь. Всю жизнь пи­тал глубокое благоговение к сво­ему старшему брату, архиманд­риту Моисею, который являлся его духовным отцом.

 

Скит. Святые врата

Будучи начальником Скита, отец Антоний вместе с братией пре­одолевал большие внешние трудности и лишения, сам исполнял многие братские послу­шания, служа для всех примером трудолюбия.

Священнослужение совершал он с великим благоговением, кото­рое передавалось всем предстоящим. В каж­дом его движении, в каждом слове и возгла­се видны были девст­венность, кротость, смирение. Клиросное пение, в котором он часто участвовал, было тихое, стройное и вме­сте с тем величествен­ное. В нем слышались страх Божий и молит­венное благоговение.

Храм св. Иоанна Предтечи в Скиту

Ему пришлось пере­жить кончину брата своего, архимандрита Моисея, что было для него тяжелой потерей. Два месяца провел он в затворе в непрестан­ной молитве за усоп­шего. Он не мог гово­рить о брате без слез и потому отказывался сообщить сведения, ему известные, о со­кровенной, внутренней жизни покойного Старца.

Как великий люби­тель безмолвия, отец Антоний желал всегда проводить уединенную жизнь в молитвенных трудах, чтении и богомыслии, и говаривал, что когда остается один в келлии, тогда бывает у него празд­ник на душе.

По глубокому свое­му смирению он всегда хотел уклониться от учительства, тем более что в Оптиной Пусты­ни уже был великий старец, пользовавший­ся всеобщим уважени­ем, - иеромонах Макарий. Но духовные да­рования его, и даже самое смирение, с которым он от всех укло­нялся, привлекали к нему всех, и скоро келлия его стала на­полняться множеством посетителей, желав­ших принять от него благословение и ду­ховное назидание.

Святые мощи преп. Антония покоятся в Казанском храме.

Духовные поучения преп. Антония, старца Оптинского

Весьма приятно то Богу, что делается с благословением, посему и мы с вами будем так жить, чтоб каждая ступенечка наша была благословенною. (преп. Антоний)

 

Без видимой Святой Церкви не могло бы быть и Святых Тайн Христовых, без которых человек не может наследовать живота вечного. Молитвословие церковное толикую имеет силу и важность, что церковное едино. «Господи, помилуй» превосходит все келейные духовные упражнения; и потому-то святые отцы, предстоя во святом храме, воображали, что они предстоят на небеси пред Престолом Божиим! (преп. Антоний)

 

Нe должно разслабевать, но дух свой разогревать то чтением духовным, то памятию вечности, то молитвою хотя краткою, говоря ко Господу: разсеянный мой ум собери, Господи, и ожесточенное сердце мое страхом Твоим смири и помилуй мя! Ибо мы без помощи Божией ничего не сильны сделать, даже и с мухами не сладим, не точию с невидимыми врагами. (преп. Антоний)

 

Господь Бог глубиною неведомой нам мудрости Своей не всегда зараз исполняет прошения наши и отлагает до времени, но ничего доброго, сделанного во имя Его, не оставляет без награды. Если отца с матерью не наградит, то детей и потомство их щедро наградит, ибо праведен есть Господь наш и несть неправды в Нем. (преп. Антоний)

 

Когда человек будет снискивать дух бодрый, тогда, при всех немощах и недугованиях плоти, может быть спокоен и доволен своим положением. (преп. Антоний)

 

Что делать? Так уж Господь устроил, чтобы временная жизнь наша без скорбей не проходила, как сказано: всякая глава в болезнь, и всякое сердце в печаль. Но всего удивительнее, что ни один святой муж, сколько бы ни был свят и совершен, не провел жизнь свою без того, чтобы не претерпеть чего, и - того ради, чтобы человек не превозносился. И если святые терпели, а нам и кольми паче должно терпеть! (преп. Антоний)

 

Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или для предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных. (преп. Антоний)

 

Кто одну страсть преодолеет, тот одного демона победит, а кто две страсти одолеет, тот двух демонов победит, а кто десять или более оставит пристрастий, тот целый полк бесов переколотит и будет наслаждаться душевным миром. (преп. Антоний)

 

Воюете со своими страстишками? Воюйте, воюйте, будите добрые воины Христовы! Не поддавайтесь злобе и не увлекайтесь немощами плоти. А в случае поползновения спешите к Врачу, вопия со Святою Церковью, нашею матерью: "Боже, сопричти мя разбойнику, блуднице и мытарю (разумеется, кающимся) и спаси мя". (преп. Антоний)

 

Надо знать, какая страсть беспокоит более всего, с ней и нужно бороться особенно. Для этого надо ежедневно проверять свою совесть. (преп. Антоний)

 

Дай Бог ребенку в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка! Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки резвы, прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому не приятны. (преп. Антоний)

 

Если кто-то, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны мы со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал нам наставника или наставницу незаблудную, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного. (преп. Антоний)

 

Отцы не тогда только бывают отцы, когда детей по голове гладят и балуют, но и тогда именуются отцы, когда вразумляют и наказуют чад. (преп. Антоний)

 

Как врачи медицинские, так и врачи духовные не одинаково поступают. Одни больному все позволяют и пить и есть, а другие велят строгую диету наблюдать; так и духовники: одни все прощают и разрешают, а другие за все истязуют и связуют, а цель у всех одна, чтоб исцелить. (преп. Антоний)

 

Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего. (преп. Антоний)

 

Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь - потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: "Сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось". (преп. Антоний)

 

Обетов и канонов на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных, чему верьте без сомнения. (преп. Антоний)

 

Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному несть, взывая к Нему из глубины своей души: «Отче наш! Да будет во всем Твоя святая воля, точию не лиши мя Небесного Царствия Твоего». (преп. Антоний)

 

Отдавая всю себя Богу, не должно беспокоиться о тряпицах и к оным привязывать свое сердце. (преп. Антоний)

 

Мирские дела столь многочисленны, что едва ли во сто лет могут приведены быть к должному концу, и столь важны, что никакого отлагательства не терпят. Одни только богоугодные дела, к несчастию нашему, безбоязненно отлагаемы могут быть, иные до утра, иные до другого лета, а некоторые даже до старости и престарения, почему очень нередко случается, что и без исполнения остаются, о чем и я сердечно соболезную, да пособить нечем. (преп. Антоний)

 

Можно ли понадеяться на мир? Кому он не польстил? Кому не солгал? Обещает он много, а дает очень мало. Одни только уповающие на Господа, по слову святого Давида, не погрешают, то есть не обманутся в надежде своей! (преп. Антоний)

 

Прошу вас за обидящих вас молиться, говоря: ненавидящих и обидящих нас рабов Твоих (имя рек) прости, Господи Человеколюбче, не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным. (преп. Антоний)

 

Молитесь усердно Господу Богу и хладное сердце свое разогревайте Сладчайшим именем Его, поелику Бог наш огнь есть. Оное призывание и нечистые мечтания истребляет, и сердце согревает ко всем заповедям Его. А посему молитвенное призывание Сладчайшего имени Его должно быть дыханием души нашей, должно быть чаще биения сердца нашего. (преп. Антоний)

 

О монастырской жизни должно не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать, и потом уже однажды навсегда решиться вступить в обитель святую на жизнь монашескую. (преп. Антоний)

 

Мы не должны беспечальными быть, но опасаться, чтобы смерть в нашу келью когда не пожаловала нежданная. Почему будем молиться и бдеть, ибо блажен раб тот и блаженна раба та, коих смерть обрящет бдящих, недостойни же и окаянни тии, их же обрящет унывающих и погруженных в нерадение (как в сон) о спасении своей бедной души. (преп. Антоний)

 

Куда бы мы ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным душам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною. (преп. Антоний)

 

Что мрачные мысли нередко беспокоят вас, не смущайтесь, ибо мрачные мысли, как осенние облака, одни за другими находят и затемняют свет, но они и проходят, и небо остается чисто и приятно. Так и мысли наши побродят, побродят по белому свету, и ум усядется на своем месте, тогда и тихо, и весело бывает на душе. А уму нашему от скитания семо и овамо много способствует краткая, но часто повторяемая молитва Иисусова, к которой даруй вам Господи приобрести навык, и тогда ясные дни настанут для вас. (преп. Антоний)

 

Когда Сам Христос Спаситель наш послушлив был не на время некое краткое, но до смерти, посему если и мы будем всегда послушливы, то будем всегда и счастливы. Но то наше горе, что лютая страсть самолюбия соделала волю нашу железною, то есть непреклонною к послушанию: часто представляется нам, что мы и умны, и лучше можем видеть других, и прочее. (преп. Антоний)

 

Святая Церковь гласит: пост есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение, удержание языка от празднословия и пересудов, охранение от раздражительности, похоти отложение и лжи и льсти удаление. И кто так постится, того пост приятен бывает Богу. (преп. Антоний)

 

Посты непременно надо соблюдать, в среду и в пятницу, и весь Великий пост. Непременно поститесь! (преп. Антоний)

 

Продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку, а посему и дни рождения, и тезоименитства должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении. (преп. Антоний)

 

Весьма спасительно питать свою душу Нетленным и Святым Хлебом. Если бы случилось человеку в тот день умереть, в который он приобщался Святых Тайн, то душу его приемлют святые Ангелы на руки свои, чести ради приобщения, и все воздушные мытарства безбедно проходит. (преп. Антоний)

 

Радость бывает в нас от частого памятования о Боге, по писанному: помянух Бога и возвеселихся (Пс.76:4). (преп. Антоний)

 

Должно всеми мерами стараться удерживать себя, дабы не приобресть себе несчастного навыка ко гневу, каковый несносный порок не столько заметен бывает в себе, сколько виден он в других, и гневающиеся всуе повинны бывают геенне огненной. (преп. Антоний)

 

Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных. (преп. Антоний)

 

Что с нами ни бывает, без попущения Божия не бывает, как сказано праведным Иовом: якоже Господеви изволися, тако и бысть (Иов.1:21). И посему, подобно ему, должны благодушно переносить все случающееся в жизни неприятное, и удерживать себя от ропотливости, и не говорить: почему это так, а не так? (преп. Антоний)

 

Отсечению воли своей от одних слов без пролития крови, то есть без трудов, в короткое время навыкнуть невозможно, поелику прежняя наша жизнь доселе текла в своеволии. (преп. Антоний)

 

Если искренно желаете иметь свободу от страстей, и от всех недугов душевных, и хульных помышлении и научиться смирению, то должно совершенно волю свою, а с нею и всю непокоряющуюся гордыню поплевать и потоптать собственными ногами, чрез что обновится яко орля юность твоя, и из человека своевольного и грешного соделаетесь Ангелом Божиим или, по крайней мере, малым чем умаленными от Ангелов, т.е. без крыльев. (преп. Антоний)

 

Брачная жизнь - Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь - святая и ангельская жизнь; и та и другая богоугодная жизнь. (преп. Антоний)

 

Не брак, а прелюбодеяние должно считать и гнусным, и скверным, и проклятым, и противным делом Богу и Ангелам Его, и благочестивым людям, коего, т.е. прелюбодеяния, должно гнушаться как превеликой мерзости всем человекам, и лучше согласиться стократно умереть, нежели осквернить себя столь гнусным пороком, и прогневать Бога, и лишиться Небесного Царствия Его. А посему всем нам, и мужчинам, и женщинам, должно при собраниях избегать амуров, любодейных взглядов, двусмысленных слов, безчинных телодвижений и слишком нескромных нарядов, но во всем придерживаться скромности и христианского благоприличия. (преп. Антоний)

 

Если вы хотите найти утешение в скорбях, обращайте немедленно сердце ваше ко Господу, Единому Утешителю, испытывайте себя, по слову Божию, т.е. кайтесь, исправляйте себя, веруйте и сердцем и душею во Иисуса Христа и прибегайте к Нему, как к Единому Спасителю вашему. Чем более вы будете молиться Богу в скорбях, тем скорее ощутите чувство сладкого утешения. (преп. Антоний)

 

Что жизнь проходит не без горя, - что делать? Ибо не было на земле ни одного счастливца, кто б прожил весь свой век без печали и без слез, поелику живем мы не в Царствии Небесном, а во юдоли плачевной. Но есть надежда, что сеющий слезами радостию пожнут. А посему возверзи печаль свою на Господа, и Той тя препитает. (преп. Антоний)

 

Лучше употребить золотое времечко на размышление о грехах юности и неведения, о болезненном раскаянии в них и исповедании, занимать себя частою молитвою, хотя и краткою, и приобщением Святых Тайн, хотя в месяц раз, и размышлением: "О горе мне, грешнице сущей, горе, благих дел не имущей! Како пред суд Божий явлюся? Како со святыми вселюся?" (преп. Антоний)

 

Ничего нет к нам ближе, как смерть! И где бы ни случилось окончить жизнь свою со упованием на Божие спасение и опущену быть в могилу, везде Господня есть земля! (преп. Антоний)

 

Все мы теперь живем и ходим посреди сени смертной, ибо смерть не за морями, а у каждого за плечами. Страшимся за смерть одного и другого, но мысль о исправлении своем отлагаем впредь, когда язык наш немо будет говорить. (преп. Антоний)

 

В каком месте назначено от Господа человеку умереть, то, хотя бы был он за границею за многие тысячи верст, непременно прибудет он к месту своего назначения, и в свое время, ибо повеление Божие выполняется в точности. (преп. Антоний)

 

Мы не можем постигнуть, почему молодой преждевременно умирает, а старичок иной скучает уже самой жизнию и от бессилия то и дело охает, но не умирает. Господь же Бог всепремудро, человеколюбно и недоведомо нам всем и каждому полезное устрояет и дарует. (преп. Антоний)

 

Господь Бог глубиною мудрости Своея человеколюбно все строит и полезное всем подает, т.е. если чью жизнь продолжает, благодетельствует; и если чьи дни сокращает, то того ради, да не злоба изменит разум его или лесть прельстит душу его. Так Господь Бог истинно человеколюбно все строит и полезное всем подает. А наш долг - и в том и в другом случае с детскою покорностию ко Отцу Небесному должны говорить: Отче наш, да будет воля Твоя! (преп. Антоний)

 

Смиренные люди в духе ни на кого и мысленно не досадуют, но себя считают во всем виновными и грешными и ни на кого не ропщут, но за все Бога благодарят. (преп. Антоний)

 

Человек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел, и спокоен, и всем доволен. (преп. Антоний)

 

Истинно горе тому человеку, кто не имеет смирения. Кто не умеет сам смиряться, того впоследствии будут смирять люди, а кого не смирят люди, того смирит Бог. (преп. Антоний)

 

Отчего несть мира в костех наших, в душе нашей и в сердце нашем? От грехов наших! Оттого, что нисколько не поучаемся в смирении, оттого, что любим очень спорить и доказывать, что мы более других все знаем, оттого, что мы не оставляем разговора с помыслами своими, которые вместо палачей непрестанно мучат нас. (преп. Антоний)

 

Гордость любит иметь преимущество пред всеми, а смирение ни с кем себя не сравнивает, считая себя хуже всех. (преп. Антоний)

 

Более всего смиряйте себя в мысли пред Богом и людьми, чрез что и Царствие Божие узрите внутрь себя, и в то время будет лицо ваше сиять благоговейным спокойствием и приятною улыбкою. (преп. Антоний)

 

Будь внимательнее к своему спасению, пока есть день, т.е. надо себя всячески понуждать на всякое доброе дело, повторяю: понуждать надо себя, ибо нуждницы получают Небесное Царство. (преп. Антоний)

 

Должно бояться не холеры, а тяжких грехов, ибо смертная коса скосит человека как траву и без холеры. А посему все упование свое возложите на Господа Бога, без воли Коего и птицы не умирают, кольми паче человек. (преп. Антоний)

 

Мы с детскою покорностию все должны переносить, и приятное, и неприятное, и за все прославлять благого Бога, т.е. пришла на нас какая скорбь или болезнь, будем говорить: слава Тебе, Господи! Умножились ли скорби и болезни, опять: слава Тебе, Господи! Безотрадные скорби и болезни усилились и ведут ко гробу, опять: слава Тебе, Господи! (преп. Антоний)

 

Богом так определено, чтобы каждый человек имел в жизни сей какой-либо крест, т.е. прискорбие душевное, который должен он благодушно несть, ибо от малодушия и нетерпения никакой пользы нет. И когда многи скорби и праведным людям в жизни сей случались, то мы, люди небезгрешные, кольми паче все должны терпеть. (преп. Антоний)

 

Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно - при нем все неприятности утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи! Даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! Даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати! (преп. Антоний)

 

Для горделивых укорение - нож острый, а для смиренных - находка богатая. (преп. Антоний)

 

Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную - оные отражать. (преп. Антоний)

 

Бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком упадать духом, ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе. (преп. Антоний)

 

Господу Богу все возможно есть - не точию отчаянного больного исцелить, но и мертвого воскресить. А посему все упование свое возложите вы на Господа Бога, у Которого и для вас, как и для всех, осталось милости много. (преп. Антоний)

 

Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает. (преп. Антоний)

 

Чтение духовных книг советую не оставлять, ибо, бывает иногда, и одна строка, прочитанная в добрый час, оценится дороже всего годового издания и останется навсегда в памяти. (преп. Антоний)

 

Если взять в размышление один свой язык, то сколько им произнесено было зла - хулы на Бога, осуждения на ближних, ропота, насмешек, кощунства, болтовни, брани, божбы и прочее и прочее! И проходит ли в году хотя один день, в который бы мы языком своим не согрешили, забывая о том, что за каждое праздное слово ответ отдадим Богу. Посему Господь Бог, промышляющий о нашем исправлении и спасении, и посылает скорби, от которых человек не только празднословить, но и дельное говорить затрудняется. (преп. Антоний)

 

Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно остается на всю жизнь в памяти. (преп. Антоний)

 

Советую ободрять себя молитвою, хотя краткою, и упованием, что как после зимы и суровой непогоды приходит приятная весна, так и после скуки не замедлит показаться приятная отрада, а посему этою надеждою и утешайте себя. (преп. Антоний)

 

Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, лежачи на боку, т.е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное! (преп. Антоний)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...