понедельник, 4 января 2021 г.

Преподобный Моисей (Тимофей Иванович Путилов)

 

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских

Преподобный Моисей (Тимофей Иванович Путилов)
15/28 января 1782 - 16/29 июня 1862

«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Укоряйте себя мысленно и уничижайте и худшими всех себя имейте. И Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений». (преп. Моисей)

Тимофей Иванович Путилов родился в городе Борисоглебске Ярославской губер­нии в благочестивой купеческой семье. Вместе с братом Ионою поступил в Саровскую пустынь. Во время нашествия французов в 1812 году жил в Свенском монастыре, а затем 10 лет в Рославльских лесах, где был пострижен в монашество. В 1821 году вместе с братом Александром пересе­лился в Скит Оптиной Пустыни. В 1822 году был рукоположен в иеродиакона, а через несколько дней - в иеромонаха. В 1826 году назначен строителем Оптиной Пустыни и находился в этой должности 37 лет.

Храм преп. Марии Египетской в Оптиной пустыне

В его правле­ние был расширен Введенский собор, построена церковь во имя преп. Марии Египетской и кладбищенская церковь, новые брат­ские корпуса, каменная ограда, собрана библиотека, расцвела книгоиздательская деятельность. При нем было учреждено и упро­чилось в Оптиной старчество. От­личался крайней нестяжательностью, милосердием и кротостию.

Келья настоятеля в Оптиной пустыне

Всю жизнь отца Моисея можно вы­разить такими слова­ми: он жил сокровен­но в Боге. Среди не­престанных забот и по­печений внешних, в нем был «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа».

Неподражаемо бы­ло его искусство гово­рить с каждым на его языке, сообразно с его понятиями и образом мыслей. С удивитель­ным искусством умел он избегать в беседах осуждения людей: «Да, кто же может это одо­брить...» - только и скажет он мягко.

Монастырская стена Оптиной пустыни

По взаимным жало­бам взысканий не де­лал и только внушал: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Одна­ко самочиния, нераде­ния или небрежности в деле исполнения по­слушания не любил и умел в случае надобно­сти вразумить, кого требовалось. Сострада­ние его к бедным не имело предела.

Дар рассуждения со­единялся в нем с да­ром святой любви. Он умел мудро утаить свои дарования, поче­му при жизни многие, не знавшие его близко, считали его хотя и хорошим, но обыкновенным человеком.

Святые мощи преп. Моисея покоятся в Казанском храме.

 

Духовные поучения преп. Моисея, старца Оптинского

Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием. (преп. Моисей)

 

Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труды к терпению, которое для нас выгоднее утешения, возвышающего душу. (преп. Моисей)

 

К утрени надобно ходить, потому что во время Литургии за нас приносится Бескровная Жертва Богу, а ходя к утрени, мы сами себя приносим в жертву Господу, жертвуем для Него своим покоем. (преп. Моисей)

 

Мысленных волков кроме помощи Христовой избавиться неможно - на отгнание их потребно Его всемогущей благодати, а не человеческой слабой помощи. Для того нужно привергаться к стопам Иисуса с крайним смирением, Его просить обо всем и на Него всю печаль свою возвергать и сверх того молить Божию Матерь и прочих угодников с истинным признанием своих грехов, немощи в исправлении себя. (преп. Моисей)

 

Дa даст Господь разум и силы друг друга тяготы носить и тем соблюдать закон Христов, любовь и мир. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои. (преп. Моисей)

 

Немощи душевные брата своего должно носить благодушно без огорчения. Ибо если кто болен телом, то не только на него не огорчаемся, но еще и служим тому всяким образом, то таким образом надо и в душевных недугах поступать. (преп. Моисей)

 

{Если кому нужно сделать выговор или замечание, то надобно прежде в сердце помолиться за него Богу. Думаешь иногда, что брат тот не примет замечания, а если помолишься за него сперва, то, смотришь, сверх ожидания он и замечание выслушает спокойно, и исправление бывает. (преп. Моисей)

 

Христос Спаситель наш рек о Себе: не ищу воли Моея, но воли пославшаго Мя Отца (Ин.5:30). И имея в виду горькую чашу страданий, преклонь колена, моляшеся, глаголя: Отче, аще волиши мимо нести чашу сию от Мене; обаче не Моя воля, но Твоя да будет (Ср.: Мф.26:39). Сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе. Взирая на Него, Начальника веры, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, укрепляем себя молитвою смиренною: по воле Твоей, Господи, тако да будет о мне! (преп. Моисей)

 

Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская, (преп. Моисей)

 

Известно нам, от Писания Святого, что созданы мы не для того, чтоб только есть вкусно, да жить приятно, и гулять и веселиться без памяти. Мы созданы есьмы на дела благая, и средством коих в краткой сей жизни стяжаваем вечную блаженную жизнь, к которой все благодатию Божиею призваны. Так здешний век наш есть время непрестанных дел телесных и душевных, а будущий век приятие по делам. (преп. Моисей)

 

Нежели внутренний человек не поучается в законе Божием и не питается и не укрепляется чтением и молитвою, то побеждается от внешнего, и имже побежден будет, тому и работает. От сего видятся дела угодные тем, но противные Богу, каковые суть: гордость, сребролюбие, чревообъядение, совершение всякого рода похотей, празднословие, смехи, гулянье, пиянство, злоба, лукавство, ложь, зависть, лень и прочие. Вот плоды сеяния в плоть, и посему плоть и кровь Царствия Божия наследити не могут. (преп. Моисей)

 

Когда душа закону Божию поучается, а тело благоразумию души покорно, тогда дела видятся сии: любовь к Богу и ближнему, мир со всеми, кротость, простота, благосклонность, милосердие ко всем, скромность, воздержание, целомудрие, незлобие и прочие. И сии дела суть плоды Духа Святаго и называются сеянием в душу. (преп. Моисей)

 

Доброе дело легко не делается, а все с трудом и терпением. (преп. Моисей)

 

Потребно себя и ближнего всевозможными способами поддерживать и успокаивать, а главный из всех способ: смиренное обращение ко Господу и возложение своей и ближнего немощи на Его всесильную помощь и спасение. Что невозможно исправить нам, то, без сомнения, возможно Богу, Которым живем и движемся. (преп. Моисей)

 

Покой обещан нам в будущем веке, а здесь на земле - труд и искушение. Блажен человек, иже претерпит искушение (Иак.1:12). (преп. Моисей)

 

Многие бури и ураганы потрясают атмосферу и наносят различные крушения, а святой царь Давид изо всего извлекает хвалу Богу. И действия духов злобы поднебесных, подобно бурям, потрясают душу и сердца пребывающих на земле человеков. Нам, немощным, что теперь делать? Одно средство ближайшее и вернейшее - воздевать руки ко Господу Богу, подобно Моисею в пустыне, где нападала на него вражия сила Амаликова. Всевышним Богом прейдем стену искушений. С нами Бог. И бояться слишком не должно. (преп. Моисей)

 

Если будет время на келейное правило, исправляй в своей мере, так же и в рассуждении книжного чтения и писания. Когда же другое занятие не позволит тем много заняться, оставляй ради послушания спокойно. Трудись по силам, а не слишком, чтоб от чрезмерия не унывать. В словах имей осторожность и братьев остерегай. Какие случатся утешения, по благословлению старца, употребляйте во славу Божию. Противности и недостатки терпите Бога ради. (преп. Моисей)

 

Дай Бог мирное и душеспасительное жительство, согласно образу учения Христова, а не сводов узаконений гражданских - зуб за зуб. (преп. Моисей)

 

Между собою храните молчание, кроме нужного ничего постороннего не говорите, да будет чист ум ваш в молитвах. Укоряйте себя мысленно и уничижайте, и худшими всех себя имейте, и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений. (преп. Моисей)

 

Юного брата направляй искусненько, прежде молитвою о нем, а потом и советом кратким, возлагая все на Господа, яко от Того исправляются стопы человеку. Блюди и себя отовсюду. (преп. Моисей)

 

Для возбуждения нашего нерадения сие приводить себе на память нужно всегда, что мы смертны, жизнь наша весьма скоропреходяще и неизвестностию смертного часа очень опасна, ибо хотя и известно знаем, что умрем, но не знаем, когда умрем: сегодня ли или завтра, рано ли или поздно, в день ли или в ночь. Сия судьба каждого человека совсем неизвестна, когда кого посечет смертная коса, и в каком устроении обрящет: готового ли благими делами или неготового и злыми преисполненного. В чем бо застанет кого, в том и пред Богом на суд представит, и от дел своих всяк или прославится или постыдится. И никто нам в часе оном смертном не поможет, точию с Богом добрые дела. (преп. Моисей)

 

В затруднениях, недоумениях и всех обстоятельствах ближайшее средство и верное к пользе нашей - одно обращение ко Господу и возложение на Него всей печали и попечения. Притом надобно молить Бога о тех, с которыми предлежит дело, и все уладится хорошо. Господь просвещает всякого человека, грядущего в мир, и дает мир душам нашим. Уныние же и печаль бесполезны в деле, требующем мужества. (преп. Моисей)

 

Не унывай! Господь близ. Тому возвещай все печали и недоумения. Где недостает человеческого пособия ко вразумлению, там Божия помощь не посредственно подает мысль благу, когда обращаемся к Нему, как дети к Отцу. (преп. Моисей)

 

Нет недостатка в руководстве к добродетели и благочестию; лишь бы только усердствовали к тому и леностию лукавого раба от оного не оттягивались. Впрочем, все ведет нас к доброму. Любящим Бога все поспешествует во благое. (преп. Моисей)

 

Если кому когда милование какое-нибудь сделаете, за это помилованы будете. Если постраждете со страждущим, кажется, не велико сие по видимому, с мученики счисляетесь. Если простишь обидящего, и за сие не только все грехи простятся, но и дщерию Небесного Отца бываешь. Если помолишься от сердца о спасении хотя мало, и спасешься. Если не осудишь согрешающего, и за сие тебе спасение. Если укоришь себя перед Богом за грехи, совестию чувствуемые, и за то оправдана будешь. Если исповедаешь грехи свои пред Богом, и за сие - прощение и мзда. Если попечалуешь о грехах, или умилишься, или прослезишься, или воздохнешь, и воздыхание твое не утаится от Него, не таится бо от Него, глаголет святой Симеон, капля слезная, ниже капли часть некая. (преп. Моисей)

 

Господь занимается спасением души вашей больше, нежели как бы вы думали. Он спасет вас, только обращайтесь к Нему со смиренным упованием и делайте малое по видимому. Господь Бог и малое, Его ради творимое, оценит дорогою ценою. (преп. Моисей)

 

На кого призирает Господь, токмо на кроткого и молчаливого... Да будет воля Твоя, Господи, во мне грешном. Покой обещан нам в будущем веке, а здесь, на земле, труд и искушение. Блажен человек, иже претерпит. (преп. Моисей)

 

Самочиние приводит к тщеславию и оканчивается душевным вредом, а когда то же дело совершается с благословением, то ради молитв братии и настоятеля Господь покрывает послушника от всего вредного, и он получает душевную пользу. (преп. Моисей)

 

Должно о всем благодарить Господа, праведно налагающего на нас труд к терпению, которое для нас полезнее утешения, возвышающего душу. Видно, так Господу угодно. Скорби не могли бы постигнуть нас без попущения Божия - ради грехов наших. И самые эти скорби охраняют нас от других искушений. (преп. Моисей)

 

Скорбные встречи всегда трудны к сношению их, но надобно понуждаться нести, по учению апостольскому: терпением да течем на предлежащий нам подвиг (Евр.12:1), призывая в помощь Господа и моля Его за оскорбляющих, да ниспослет мир душам нашим. (преп. Моисей)

 

Труждающимся и обремененным покой у Господа готов. И не стоят того все наши труды, что ждет труждающихся в кратковременной жизни к вознаграждению вечному. Подвизайся, брате, добрым подвигом со упованием на Господа Бога. (преп. Моисей)

 

Одно воззрение на Всесильного Господа и воззвание к Нему поддерживает бедную душу. (преп. Моисей)

 

Какая будет выгода воину без брани? - Он неискусен и немужествен. И монаху без борьбы нельзя стяжать души в терпении и увенчану быть от Подвигоположника. Не изнемогай духом и не унывай в противностях, но обращайся ко Господу с смиренным молением и веруй, что приидет к тебе помощь. (преп. Моисей)

 

Нам всегда надо говорить: по воле Твоей, Господи, да будет то или другое. Посылаемое все надобно принимать, как от руки Господни: скорбное ли - к терпению, приятное ли - к благодарению. (преп. Моисей)

 

От уныния спасай себя, как от недуга блудного. Он из числа семи смертоносных страстей. (преп. Моисей)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...