понедельник, 4 января 2021 г.

Преподобный Макарий (Михаил Николаевич Иванов)

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских

Преподобный Макарий (Михаил Николаевич Иванов)
20/3 декабря 1788 - почил 7/20 сентября 1860

 
«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Все грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. Ничего не значит телесная болезнь; надо спасаться, чтобы душевные недуги не остались неисцеленными» (преп. Макарий)

Михаил Николаевич Иванов родился в семье орловских дворян. С 14 лет вынужден был пойти работать в финансовое ведомство. В 1810 году отправил­ся на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь и в мир уже не вернулся. В 1815 году по­стрижен в монашество. В 1828 го­ду познакомился со старцем Львом. В 1834 году вместе с ним перешел в Оптину Пустынь, где старец Лев стал его духовным наставником. Вскоре был назначен духовником обители. Благодаря трудам стар­ца Макария впервые в России бы­ли изданы рукописи и переводы святоотеческих творений.

Преподобный Макарий

О внешности старца Макария жизнеописатель говорит так: «Лицо - ничем, с первого взгляда, не поражающее, даже по обыкновенным понятиям о красоте физической, вовсе некрасивое, с печатью постоянного самоуглубления, на вид более строгое, нежели ласковое. Но такова си­ла благодати Божией, что лицо это, служа зеркалом чистой, люб­веобильной и смиренной души, сияло какою-то неземною красотою, отражая в себе то или другое из свойств вну­треннего человека, -плодов Духа, исчислен­ных Апостолом. Взор тих, слово смиренно и чуждо дерзновения. Вообще в нем было редкое соединение ума и детской простоты, ве­личия и вместе тихос­ти и смирения, делав­ших его доступным для всех и каждого».

По смерти старца Льва вся тяжесть по­двига духовного руко­водства братией легла на отца Макария. Ти­хая радость о Господе никогда не покидала этого святого делателя, целившего и души, и тела. Помазуя елеем из лампады, горевшей в его келлии перед чти­мою им Владимирскою иконою, Старец прино­сил великую пользу больным телом, и слу­чаи таких исцелений немалочисленны. Осо­бенно часты были исце­ления бесноватых.

Велика роль боголюбивого Старца и в ду­ховном просвещении русского народа: он явил миру бесценные духовные сокровища - творения святых отцов, организовав в Оптиной их перевод и издание.

Часовня на могиле старца Макария

Святые мощи преп. Макария покоятся во Владимирском храме

После кончины отца Макария издано шесть томов его писем - сокровище мудрости и многолетнего опыта. В них батюшка как бы со­ставляет карту неба и научает нас безбедно плавать по житейскому морю.

Духовные поучения преп. Макария, старца Оптинского

Владимирской икона Божией Матери - особо чтимый старцем Макарием образ. Принесена в Оптину пустынь старцем Львом

В духовной жизни всегда так бывает: или предваряет скорбь утешение, или сие скорбь предваряет. Сии перемены рождают надежду и смирение. Только скорби бывают различные, и мирские, и духовные, но об этом тебе еще рано знать, а принимай то, что пошлет Бог, с благодарением и равнодушием, в утешительных чувствах не возносись, а в скорбных не упадай духом. (преп. Макарий)

 

Если мы будем стараться очищать сердце свое от страстей, то, по мере очищения, благодать Божия будет отверзать очи сердечные к видению света истинного; блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф.5:8), но тогда, когда и смирением усовершат себя, ибо смиренным открываются таинства... (преп. Макарий)

 

Посещают нас болезни и скорби. Это знак милости Божией к нам: Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр.12:6), то и надобно благодарить Господа за Его отеческий о нас Промысл. Скорби нас вразумляют и искусными творят в делах наших, также и очищают от грехов, равно как и болезни. (преп. Макарий)

 

Мы не знаем судеб Божиих, Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями. (преп. Макарий)

 

Жизнь наша есть духовная война с невидимыми духами злобы. Они возмущают нас залогственными нашими страстьми и побуждают к преступлению заповедей Божиих. Когда вникнем и рассмотрим внимательно, то найдем, что на всякую страсть есть врачевство - заповедь, противоположная оной, а потому враги и стараются не допустить нас до сего спасительного врачевства. (преп. Макарий)

 

Борьба с страстьми необходима: ибо тьма и мгла страстей помрачает душевные наши очи, дабы не видеть Солнца Правды, Иисуса. (преп. Макарий)

 

Подвизайтесь против страстей. Брань не отдышна, ужасна и свирепа с ними и с невидимыми врагами. Смирение же их побеждает. (преп. Макарий)

 

Воздержание имей по силе и обрати внимание на внутреннее делание: самоукорение, смирение, терпение, любовь; ближних не зазирай и не осуждай, свои грехи и немощи смотри. (преп. Макарий)

 

Не доверять себе и не следовать своему разуму и воле есть путь ко смирению; без него же, хотя бы и доброе что было нами сделано,- Богу неприятно. (преп. Макарий)

 

Приготовляя детей для светской жизни, попеклись ли насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреде пшеницы. (преп. Макарий)

 

Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное. (преп. Макарий)

 

Думаете, что сыну полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках - сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери. (преп. Макарий)

 

Те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? любим ли врагов наших? - и познанию в сем нашей немощи. (преп. Макарий)

 

Мы воины духовные и имеем непримиримых врагов невидимых, бодрых, злобных, старающихся разорить град души нашей; не должно и нам продолжать жизнь нашу в лености и дремоте греховной, но, призывая в помощь Бога, противостоять врагу нашему. Он тогда только имеет силу против нас, когда мы самонадеянно и гордо думаем о себе, а если смиренномудрием во всяком случае водимся, то вся сила и сети вражий сокрушаются. (преп. Макарий)

 

Главные наши враги - бесы, которые борют нас нашими страстями; на все их козни, стрелы и сеть главное оружие - смирение, так как они горды, то и низлагают тех, кои гордо думают с ними сражаться, а противу смирения не могут устоять. (преп. Макарий)

 

Сети вражий тонки и неудобно постигаемы, одно лишь смирение их избегает. (преп. Макарий)

 

Познайте корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренные. (преп. Макарий)

 

Все происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий. (преп. Макарий)

 

Где падение,- хоть и в помыслах, - там предварила гордость. Эту-то гидру с семью ее главами побеждайте помощию Божиею. (преп. Макарий)

 

Гордость более всего лишает людей и добрых дел, и помощи Божией: где нет света, там тьма, а где нет смирения, там заступает место гордость. (преп. Макарий)

 

Возношение, т.е. гордость, так пагубна, что и с высоты добродетелей низвергает в бездну страстей и пороков. (преп. Макарий)

 

Не вдруг лезьте на небо, но смиренно поступайте, а то хуже всех грехов, когда гордость и мнение обладают вами. (преп. Макарий)

 

Не ищите высоких дарований, восхищений и утешений духовных, оные даруются по мере нашего смирения. Да и можно ли войти в Царский Чертог и наслаждаться вечери Его, бывши в нечистом рубище страстей? Очистим оные покаянием и смирением и предоставим воле Божией, когда Ему угодно будет, вести нас в Чертог Его, а сами будем считать себя недостойными того. (преп. Макарий)

 

Делайте добро, уклоняясь от зла, - сначала из страха Божия, а потом дойдете и до любви Божией. (преп. Макарий)

 

Нe забывайте о смирении, которое нужно сопрягать со всяким добрым делом, без коего дела нам не принесут пользы, а паче повредят, что на многих видим исполнившимся. Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете - опасайтесь мысли, что добро делаете, которую старается враг приносить, дабы все плоды погубить и душу удалить от Бога. (преп. Макарий)

 

Плод благого делания есть любовь и смирение, от коих рождается покой и мир совести. (преп. Макарий)

 

Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе. (преп. Макарий)

 

Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим, а смирение и одно сильно спасти нас; о сем надобно попещись - стяжать оное и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие. (преп. Макарий)

 

Всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, а паче дружба по страсти, непрочна и разрушится. (преп. Макарий)

 

Бывают времена горьки, тяжки и томны. Без этого нельзя обойтись. На чувственной войне многие бывают ранены и претерпевают болезни, кольми паче на сей духовной брани многи раны приемлем от духов злобы, а паче когда вознадеемся на свои силы и разум, то и побеждаемся, пока смиримся, познавши свою немощь. (преп. Макарий)

 

В бранях противляйся со смирением, как писано и показано нам от отец, и аще случится пасти, паки восставай и знай, что за гордость искушаешься оными. Бежи к самоукорению и смирению, а не из кельи. Дондеже не сотрется монах разными искушениями и скорбьми, не может познать своей немощи и смириться. (преп. Макарий)

 

Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы наслаждаться миром и утешением, но и крест духовный, то есть отъятие утешений, нести благодушно. (преп. Макарий)

 

При всяком благом произволении к добру надобно ожидать искушения от противной силы, ненавидящей сего. Вы это знаете довольно и знаете, что нужно к отражению оной и побеждению: познание своей немощи, самоукорение, смирение и к Богу взывание. (преп. Макарий)

 

Душа-то больше тела: тело поболит, да и тем кончится, а душевная-то болезнь простирается в вечность; избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление. (преп. Макарий)

 

Это не худо, что вы обучаетесь сами знать хозяйство; вы составлены не из одной души, но и из тела, а тело нужно для спасения души, надобно же и о нем попещися. (преп. Макарий)

 

Что терзает завистника? Ближнего благополучие или предпочтение; хотя и сам он имеет те же блага, а временем и предпочтение, но ему досадно, зачем он имеет то. А где любовь и смирение, там все изгибы зависти пожерты бывают. (преп. Макарий)

 

При исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. (преп. Макарий)

 

Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Наша же воля развращенна, и требуется всегдашнее понуждение к исполнению воли Божией, и помощи Его надобно просить. (преп. Макарий)

 

Всякому нужен огнь искушений к испытанию и научению в терпении. Необходимо смотреть на вещи с точки той, как Промысл Божий печется о спасении нашем: иному больше, а иному меньше требуется случаев к терпению и обучению, а другому еще не пришло время. (преп. Макарий)

 

Не унывайте, когда бывают какие потрясения: это необходимо в обучении духовной жизни; старайтесь находить в себе вину и не обвинять никого из ближних. (преп. Макарий)

 

Приступая к Таинству исповеди, должно представлять себя со страхом, смирением и надеждою. Со страхом - как Богу, прогневанному грешником. В смирении - чрез сознание своей греховности. С надеждою - ибо приступаем к Чадолюбивому Отцу, пославшему для нашего искупления Сына Своего, Который взял грехи наши, пригвоздил их на Кресте и омыл пречистою Своею Кровию. (преп. Макарий)

 

Бояться срама при исповеди - тоже от гордости; обличив себя пред Богом при свидетеле, получают успокоение и прощение. (преп. Макарий)

 

Святые отцы не советуют грехов чувственности изъяснять подробно, чтобы памятию подробности не осквернять чувств, а сказать просто образ греха, а прочие грехи, наводящие стыд самолюбию, должно пояснить подробнее, с обвинением себя. (преп. Макарий)

 

Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей если продолжительно и постоянно с нами пребывают,- то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению. (преп. Макарий)

 

Чтение правила: читать надобно со смирением и страхом Божиим, не для того, чтобы люди хвалили, но чтобы внимали чтомому, и ежели когда увлечешься и примешь похвалу, тотчас зазри себя. (преп. Макарий)

 

Лучше малое не оставить, нежели браться за великое. (преп. Макарий)

 

Господь не истяжет правил, а особенно от болящих и слабых,- но смирение необходимо всегда, оно восполнит и недостаток правил. Смирение в чем состоит - считать себя худшею всех, никого не осуждать, не роптать и прочее. (преп. Макарий)

 

На право живущих и волю Господню творящих враг не имеет силы подействовать; когда уже он целым легионом не смел сам внити в стадо свиное, а просил на сие позволения у Господа нашего Иисуса Христа, изгнавшего от человека оный легион, то после того что причинит человеку, когда Господь не попустит или в наказание за грехи, или к испытанию веры? (преп. Макарий)

 

Крест есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее душевное: мрак, томность и тому подобное надобно переносить. Ибо Бог посылает это к уничтожению нашей гордости и к снисканию смирения. (преп. Макарий)

 

Мы ищем и желаем сладостного духовного наслаждения; не спорю, оно приятно,- но ниже креста, крестом и оно нам даровано, и без креста прочно быть не может. Оно приходит и оставляет нас по мере того, как идем путем креста и смирения. (преп. Макарий)

 

Вce несут свой крест, и вы несете свой крестик, хоть и одним пальчиком, а все-таки несете. Несение креста необходимо потребно для спасения всякому христианину, а не только монаху. Да, все несут крест и несли, даже вочеловечивыйся Бог нес крест, и Его крест был самый тяжелый, как заключавший в себе все кресты всех людей. И заметьте: Бог несет крест, а человек помогает (Симон Киринейский) тем, что берет от Него крест и сам несет его. Значит, и мы, неся свои кресты, помогаем Господу в несении креста, т.е. готовимся быть Его слугами на небесах в лике бесплотных Духов... Какое высокое назначение! (преп. Макарий)

 

Леность есть немалый порок и полагается в числе смертных грехов, то и надобно себя нудить к исполнению наших обязанностей, просить Бога о помощи, не надеяться на свою силу. Он, видя таковое наше произволение, даст силу и крепость и поможет одолеть расслабленную леность, но без нашего тщания и произволения и Бог не помогает. В случае же немощи и бессилия да заменяет сии наши бездействия: болезнь сердечная, сожаление и смирение. (преп. Макарий)

 

Леность часто нападает на труждающихся в благочестии, а при оплошности нередко овладевает. Для прогнания сей страсти отцы святые советуют держаться памяти смертной, вечных мук и блаженства праведных, руководясь при сем смирением, которое, низводя на нас милость Божию, совершенно свобождает от плена лености. (преп. Макарий)

 

Против лености - бодрость и страх Божий. (преп. Макарий)

 

Неизлечимые болезни должно лечить с верою, прибегать к Богу и угодникам Его, а когда не получит кто исцеления, то, видно, надобно нести сей крест, посланный на спасение души его. (преп. Макарий)

 

Потщимся паче всего возлюбить ближнего, ибо в его любви и любовь к Богу заключается. (преп. Макарий)

 

Тебя не любят - ты люби их; то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф.5:44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу. (преп. Макарий)

 

Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. (преп. Макарий)

 

Милостыня духовная больше вещественной; кто не уделяет ближнему, сам пользуясь, тот скуп есть и немилостив. (преп. Макарий)

 

Где мир, там Бог, а где вражда, там сопротивный, от которого да избавит нас Господь! (преп. Макарий)

 

Не давайте западать искре немирства и вражды; чем далее, тем более старается враг делать между вами возмущения, да не поругается он вами, блюдите. Смирение разрушает все его козни. (преп. Макарий)

 

Мы, согрешая пред Богом, теряем мир, а покаянием оный возвращается - милосердием Божиим. Подобно лишаемся мира, приемля скорбь и враждуя на людей, а когда самоукорением угасим сей пламень, то водворяется и мир. (преп. Макарий)

 

Всегда имейте Бога помощника себе, не уповайте на свой разум и на свои силы, считайте себя последнейшими всех и между собою имейте любовь о Господе и смирение, да не будет между вами старшей, но каждая считай себя последнею, и всех сестер считайте лучшими себя; не глядите ничьих пороков и не судите, то и мир Божий будет с вами! (преп. Макарий)

 

Надобно, познавши суету мира, воистину бесполезную, уклоняться от нее и искать в себе средств к исполнению воли Божией. Но пока мы служим миру, мы не видим тьмы страстей, помрачающей наш смысл, и, находясь в таком усыплении, не заботимся о том, что, угождая миру, являемся преступниками заповедей Божиих, и еще от некоторых малых исправлений мним быть себя истинными христианами, а сим прельщаемся ложно, не занимаясь учением Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. (преп. Макарий)

 

Когда не имеете время много на молитву, довольствуйтесь тем, сколько имеете, а Бог примет ваше произволение; помните, что мытарево чувство бывает приятно Богу в молитве, и опасайтесь давать цену своей молитве: это дело Божие, а не наше. (преп. Макарий)

 

О церковной молитве знайте, что она выше домашней молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв, от смиренных сердец к Богу приносимых, кои Он приемлет, яко кадило благовонное, с коими и наши, хотя немощные и ничтожные, приемлются. (преп. Макарий)

 

В церковь надобно ходить в мирном духе, ибо и молитва не приемлется, аще имамы на кого что или кто от нас оскорблен. (преп. Макарий)

 

Молитву Иисусову можно творить и в обществе умом с произношением тихо слов, не отверзая уст, но, главное, тут нужно смирение, с чувством мытаря. (преп. Макарий)

 

Видя свои немощи, можно снисходительно судить и о немощах других. (преп. Макарий)

 

В немощах телесных надобно сообразоваться с оными, а выше меры понудить себя - то и совсем можно изнемочь, только надобно вооружиться против лености. (преп. Макарий)

 

Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего устроения. (Макарий)

 

Получивши помощь или исправив что благо, берегись помысла, хвалящего тебя, а других осуждающего. Это сеть вражия, закликающая в высокоумие и все плоды добродетели отъемлющая. (преп. Макарий)

 

Не осуждайте других, ибо одно это ходатайствует нам всякое осуждение пред Богом. (преп. Макарий)

 

Прежде надобно оставить грех и удаляться случаев, приводящих к оному, а отчаиваться отнюдь не должно, ибо отчаяние лишает надежды спасения, ввергает еще в вящие согрешения и само считается пред Богом тягчайшим грехом. (преп. Макарий)

 

Лучше всегда каяться и смиряться, нежели отчаиваться; покаянием и смирением привлечете на себя благодать Божию и помощь Его. (преп. Макарий)

 

Падения наши в гнев и прочие действия страстей доказывают нам предварившую духовную гордость и уже невольно нас смиряют; если будем стараться истреблять корень сей, то ветки сами отвалятся. (преп. Макарий)

 

Надобно иметь многий искус, пока познаем нашу немощь истинно и смиримся, и это не малым временем, а многим стяжавается. Самые падения наши обуздывают наше дмение и уже невольно смиряют. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. (преп. Макарий)

 

Падаяй и востаяй, каяйся и смиряяйся лучше непадающего и некающегося, и несмиряющегося; от браней научаемся искусству. (преп. Макарий)

 

Не унывай в мысленной брани, наносимой тебе от невидимого врага душ наших, аще и тысящу язв приимеши на день, не отступай от подвига, отрекись своей воли и рассуждения. Бог благ есть и милостив, не попустит выше меры тебе искушения, но нужное и полезное ко обучению; считай себя последнею всех. (преп. Макарий)

 

Лучше, видя свою нищету, всегда зазирать себя и повергать пред Богом со смирением, нежели видеть свои исправления. Держите путь средний, смиренный, а не восходите безвременно на высокий, не вашей меры путь. Зря свою нищету, никого не зазирайте, не осуждайте, считайте себя последнейшими всех и, когда случится от кого принять укоризну или презрение, считайте себя того достойными. (преп. Макарий)

 

Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостоивается прощения благодатию Христовою чрез разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом. (преп. Макарий)

 

К смерти мы всегда должны готовиться покаянием, действительность коего измеряется не числом поклонов, а сердечным усердием. Помни, что жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50:19), и потому, когда не исполнишь правила, по слабости ли сил или по другой какой причине, заменяй сей недостаток самоукорением и смирением. (преп. Макарий)

 

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Видишь, чему более повелевает Господь научатися - смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощию Божиею. (преп. Макарий)

 

Чтобы не иметь никакой скорби и вдруг получить спокойствие - это отнюдь не возможное дело; когда все страсти победим, уничтожим гордость и стяжем смирение, тогда обрящем и покой, ибо и Господь повелел учиться от Него кротости и смирению, для обретения покоя (Мф.11:29). (преп. Макарий)

 

Мы, осуждая других, себя мним нечто быти и лишаемся спокойствия; вы знаете Господнее слово: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29), то аще не имеем спокойствия душевного, значит, не имеем смирения и кротости. (преп. Макарий)

 

Мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы - духовные воины - должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других, и умалив (таким образом) страсти наши, т.е. победив их, а паче гордость и возношение, гнев, ярость и проч., тогда и сего дара удостоимся - мира душевного. (преп. Макарий)

 

Мы ищем покоя, а оный нам не на пользу. Покой обретается в кресте и в предании себя воле Божией, и пока страстями боримы и плохо на них вооружаемся, то покоя нельзя обрести. (преп. Макарий)

 

Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог, или приражение помысла, не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется - к ним ли, или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается грехом и подлежит покаянию. Не в силах будучи сами противиться оным, должно прибегать к Богу, повергать свою немощь и просить Его помощи, просить и Матерь Божию о помощи на оные. Когда кто одолеваем бывает помыслами, то это знак, что предварила гордость, и потому надобно чрез оные более смиряться. (преп. Макарий)

 

Не удивляйтесь тому, что во время службы находят помыслы различные: когда вы принимаетесь за оружие против врагов, т.е. молитву, то и они на вас вооружаются сильнее прилогами помыслов. Прибегайте ко Господу на них молитвою и не смущайтесь: они исчезнут, а когда будете смущаться, видя, что оные не оставляют вас, то сим больше их на себя вооружаете, а когда со смирением стоя вопиете на них к Богу, то и успокоитесь. (преп. Макарий)

 

Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. (преп. Макарий)

 

Послушание есть то, что направляет нас на путь совершенства. (преп. Макарий)

 

Воздерживаясь от брашен, должно воздерживаться и от страстей. (преп. Макарий)

 

Сколько же вредна слава человеческая! Хоть бы и точно человек имел что-либо достойное похвалы, но когда услаждается шумом слов оных, то уже лишается будущей славы, по учению святых отцев. (преп. Макарий)

 

Помысл о себе высокого мнения есть тяжкий грех пред Богом, а люди, им одержимые, не только не каются в нем, но и за грех не считают. Берегись сего злого корения! (преп. Макарий)

 

Должны нас устрашать всякая слава и похвала человеческая, ибо, по учению святых отцев, "не только приемляй славу от человек, но даже и слышай шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы". Не попусти, Господи, нам увлечься услаждением здешней суетной славы! (преп. Макарий)

 

Вepa не в том только состоит, чтобы веровать, что есть Бог, но и во всепремудрый Его Промысл, управляющий тварями Своими и все на пользу устрояющий; времена и лета положены суть в Его власти (Деян.1:7), и каждому из нас предел жизни определил прежде бытия нашего, и что без воли Его ни птица не падет, ни влас главы нашей не погибнет! (Мф.10:29; Лк.21:18). (преп. Макарий)

Бог печется и промышляет об нас более, нежели сами мы, Он устраивает наше спасение, однако ж не хощет, чтобы мы искали оного в здешней отраде, но в скорбях, в теснотах и в болезнях. Со ослабою ли вошли в Царство Небесное отцы и матери наши? Не паче ли тесным и прискорбным путем приобрели оное? Они скорбели, но не стужали и не малодушествовали, и сие служило им отрадою в лютейших скорбях, душевных и телесных, по претерпении коих и совершенном смирении получили и совершенное успокоение и даже духовное дарование. (преп. Макарий)

 

Дивны дела Божий и непостижимы для нашего помраченного ума, но, сколько можно, познаем из Писания и из опытов, на наших глазах бывших, что Господь посылает болезни, скорби, лишения, глады, войны, мятежи, или наказуя за грехи, или предупреждая, чтобы не впали в оные, а иных испытует веру. Итак, мы должны благоговеть пред Его всепремудрым Промыслом и благодарить за все Его к нам неизреченное милосердие. (преп. Макарий)

 

Как же мы познали бы сами себя, когда бы никто не наносил нам оскорблений, и как бы стяжали терпение, и как бы смирились? Все это бывает не без Промысла Божия, но премудрым Его смотрением попускаются каждому к искусу его произволения и терпения случаи, могущие смутить его и колебать, дабы познал свою немощь и смирился или бы приобрел добродетель терпения и любви. (преп. Макарий)

 

Мы не знаем судеб Божиих. Он все творит на пользу; мы привязаны к здешним благам, а Он хощет даровать нам будущее благо здешними краткими болезнями. (преп. Макарий)

 

Всеобъемлющий Промысл Его простирается как на весь мир, так и в особенности на каждого из нас. (преп. Макарий)

 

Не забивайтесь в гору, не ищите высоких дарований, но со смиренными ведитеся: яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся (Пс.4:5), зазрите себя и укорите о неисправлениях, это лучше будет высоких ваших исправлений с самомнением о себе. Пока находимся мы на сей войне, не должно ни дерзать, ни отчаиваться. (преп. Макарий)

 

Раздражительность, или яростная часть, есть одна из тричастности души, дана нам не для того, чтобы гневаться на ближних, а иметь ревность против греха, а когда мы яримся на ближних наших, то это делаем против естества. Раздражительность в нас имеет силу от гордости. (преп. Макарий)

 

Раздражительность показывает нам внутреннее наше устроение, которое надобно побеждать самоукорением, терпением, любовию, а не вниманием к слабостям ближних и не осуждением, но иногда и нам наносят оскорбления, и конечно, не без Промысла Божия, чтобы показать нам нашу немощь и дать средство к исцелению - борьбою, сопротивлением и смирением. (преп. Макарий)

 

Против раздражения - терпение, и самоукорение, и рассуждение о страстях Христовых. (преп. Макарий)

 

Нам не надобно увлекаться собою, что мы лучше других, но считать себя последнейшими из всех; в сем-то состоит и разум духовный, и духовное обучение. (преп. Макарий)

 

Помаленьку начинай, себе не доверяй, на свой разум не полагайся, воли своей отвергайся, и Господь даст тебе истинный разум. (преп. Макарий)

 

К сожалению, нынче так свободно везде говорят и пишут о религии, не к созиданию, а к сомнению; чувственность овладевает, и юное поколение склонно более к свободе, а не к обузданию чувств, и разуму дает свободу, хоть он и помрачен. (преп. Макарий)

 

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостию он отвержен. (преп. Макарий)

 

Истинный разум, или рассуждение, стяжавается от смирения, а смирение от скорбей, по слову святого Петра Дамаскина, и кто бегает скорбей, тот бегает своего спасения. (преп. Макарий)

 

Bce грехи человеческие терпит Бог, а ропота не оставляет без наказания. (преп. Макарий)

 

Блюдитесь от ропота и малодушия, отягощающих и умножающих скорби. (преп. Макарий)

 

Смирение рождается от истинного послушания и отложения самосмышления, когда мы ни в чем не доверяем себе, но, волю свою и разум отсекая, вверяем другим, могущим нас управить. (преп. Макарий)

 

Не имея никого окормляющего или с кем бы душу отвести, - паче должно читать книги и окормлятися ими с призыванием Божией помощи. (преп. Макарий)

 

Самомнение - эта тонкая стрела бесовская - тайно уязвляет сердце, и семя его тонко насевается, так что мало-помалу возрастает фарисей, а потом предается и совершенной гордыне, а сия - бесовской области. (преп. Макарий)

 

Смотрите паче, не закрался бы татский помысл, что вы живете лучше и внимательнее других; и оный так опасен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совершенной гордыне и далее. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостию. (преп. Макарий)

 

Всякий гордый прилог и о себе мнение считай немалым грехом, повергай себя пред Богом, проси прощения и помощи о избавлении от оного. (преп. Макарий)

 

Если вы не будете подвержены искушениям и, не познавая своих немощей, будете токмо видеть свои исправления и на них полагать надежду спасения, то можно впасть в крайность высокоумия и прелести неисцельной, ибо враг когда не может кого победить страстьми и немощами, то влагает во ум высокоумие и мнение о себе, от которого впадают в прелесть и в помрачение ума. (преп. Макарий)

 

Берегитесь помыслить о себе нечто высокое, за сие благодать Божия лишает своей помощи и предаемся страстям и духам в наказание. (преп. Макарий)

 

Чрез послушание снискивается смирение, и познаем свою меру, избегаем о себе мнения. (преп. Макарий)

 

Когда замечаешь за собою самонадеяние, то, при случаях и при помощи Божией, самоукорением оно исторгнется. (преп. Макарий)

 

Мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетерпение, а не их, но, напротив, благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатию Божиею, опасайтесь увлекаться мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смирения. (преп. Макарий)

 

Старайся стяжать во всем самоукорение и смирение, то и внимание будешь иметь, и стражу за своими сердечными движениями. (преп. Макарий)

 

Зазрение себя и самоукорение во всем приносит смирение, а оное сохранит мир. (преп. Макарий)

 

Ежели случится принять от кого укоризну или пренебрежение, необходимо научать сердце свое глаголать, что "мы хуже их", - не краем языка, но сердечным залогом. (преп. Макарий)

 

Кто бы какой ни был, но все считайте, что он лучше вас, и так приобыкнете помалу, будете всех видеть Ангелами, а себя - спокойными, но пока еще самолюбивая часть ваша не укрощена, то много требуется огня, дабы пожечь оную. (преп. Макарий)

 

Следи за движением своего сердца и низлагай возникающие страсти, а паче гордости, гнева, ярости, зазрения и осуждения ближних. Что нам плакать о чужих мертвецах, когда свой мертвец лежит перед нами - умерщвленная грехами душа наша. (преп. Макарий)

 

Невозможно быть сему, чтобы жизнь всю провести без искушений и скорбей, а быть в отраде и без попечения. Тут-то и познавай, что Бог о тебе промышляет, когда посылает скорби и печали, и хочет оными обучить и упремудрить в духовном разуме. Без скорби ни смириться, ни в духовный разум прийти не можем; и будь твердо уверена, что, кроме попущения Божия, никакая скорбь приключиться нам не может, хотя по видимому и кажется, что люди причиною нам оных бывают, но они суть только орудия, коими Бог действует в деле нашего спасения. (преп. Макарий)

 

Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно. (преп. Макарий)

 

Скорбей нигде не избежишь, ибо оные суть порождения собственных наших страстей, ко обличению их, дабы мы, с помощию Божиею, попеклись об исцелении их. (преп. Макарий)

 

Горе нашему времени; ныне тесный и прискорбный путь, ведущий в живот вечный, оставляем, а ищем отрадного и спокойного, но Милосердый Господь невольно сводит с сего пути многих и поставляет на прискорбный. Невольными скорбями или болезнями приближаемся ко Господу, ибо они нас невольно смиряют, а смирение, когда оное стажем, и кроме дел может нас спасти, по слову святого Исаака Сирина. (преп. Макарий)

 

Не верь тем слезам, кои текут прежде, нежели ты от всех грехов совершенно себя очистил. (преп. Макарий)

 

Не тогда мы почитаемся смиренными, когда только сами себя уничижаем, но когда, быв уничижены от других, без смущения приемлем, яко достойные того. Так же душевное наше бесплодие невольно должно нас низводить в глубину смирения, и страсти, мучающие нас, такое ж производят действие. (преп. Макарий)

 

Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного небеструдно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения. (преп. Макарий)

 

Старайся, дабы со внешним смиренноодеянием согласовать и внутреннее смирение. Считай себя худшею и последнейшею всех, не устами токмо говоря, но в сердце мысль водружая; оно доставит тебе спокойствие. (преп. Макарий)

 

Необходимо, чтобы всякое делание растворено было смирением: молишься ли, постишься ли, уклоняешься ли от света или исполняешь послушание - все делай ради Бога и не думай, что делаешь хорошо. (преп.Макарий)

 

Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо. (преп. Макарий)

 

Сознавая свою греховность, снискивайте смирение, которое сильно ходатайствовать ко Господу как о прощении грехов наших, так и о утверждении впредь, к исполнению заповедей Его. (преп. Макарий)

 

Через познание своих немощей да поможет нам Господь стяжати многовожделенное нами смирение. (преп. Макарий)

 

Когда вменишь себя в ничто, то какое дело до того, что о тебе говорят и думают? Смиренный всегда мирен и спокоен, а пока будем достигать сего, то требуется большой искус. При всяком случае, потрясающем тебя, познавай свою немощь и укоряй себя, а не других. (преп. Макарий)

 

В немощи и поползновении случающемся смиряй себя не краем языка, а сердечным чувством, да получишь залог благого делания. (преп. Макарий)

 

Всеми мерами старайся стяжавать противоположное гордости - смирение, и как оное приобретается, учись в книгах святых отцев: всегдашнее самоукорение - ближний к оному путь. (преп. Макарий)

 

Сознавай свою греховность в гордости и нетерпении и смирись под крепкую руку Божию, никого не обвиняя, кроме себя, тогда и увидишь помощь Божию: как Бог тебя успокоит и расположит к тебе сердца противящихся тебе. (преп. Макарий)

 

Будьте мирны и здоровы, в духовных бранех мужественны, а не малодушны; крепкое оружие на врага - самоукорение и смирение, потому оно и трудно, что сокрушает всю его силу, и он тому противится: искус покажет пользу оного! (преп. Макарий)

 

Bce зло от гордости происходит, а все блага смирением приобретаются. Велика сия добродетель - смирение! И как драгоценный камень редко обретается, а паче в нынешнее бедственное время. (преп. Макарий)

 

Смиренные не вникают в глубину недоведомых, но смиряют свой помысл, и по времени Бог вразумит их. (преп. Макарий)

 

Читая учение святых отцев, не пари высоко, но, видя свою нищету, нисходи во глубину смиренномудрия; оно и едино спасти может, а без оного и все наши дела и добродетели не принесут пользы. (преп. Макарий)

 

В смущении нет никакой пользы, а величайший вред; оно есть вражия колесница, не попускает излить сердца своего пред Богом с покаянием. (преп. Макарий)

 

Видя свое малодушие, познайте и то, откуда оное происходит: очевидно, от самолюбия, которое не может нести оскорбления - смущается. (преп. Макарий)

 

Посудите, какая польза от смущения после какого-либо поползновения? Не лучше ли смирить себя и приносить раскаяние? Здесь рождается спокойствие, а там лишаются оного. (преп. Макарий)

 

Смирение успокаивает и подает благонадежие к исправлению, а смущение более отягощает и врага на вас воздвизает к большим браням. (преп. Макарий)

 

Главная причина смущения от зазрения ближних и несамоукорения, а враг имеет силу еще более воздвигать бурю смущения в таком устроении. (преп. Макарий)

 

Истинное сокрушение состоит в том, когда душа наша стенает без всякой гордости, не проискивая себе никакого утешения. (преп. Макарий)

 

Спасение наше состоит в вере и в уповании на милосердие Божие, предание в Его святую волю себя и всех нас. (преп. Макарий)

 

Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражий низлагаются. (преп. Макарий)

 

Те, которые на нас негодуют, они нас научают любомудрствовать в испытании себя: точно ли мы христиане? любим ли врагов наших? - и познанию в сем нашей немощи. (преп. Макарий)

 

Страсти не могут нами господствовать, когда мы противляемся им и призываем на них помощь Божию. Укрепляет же на нас страсти и подает им над нами победу наше самолюбие и гордость. (преп. Макарий)

 

Мы, бедные, любим свои страсти, уважаем их; и какое ж воздаяние от них получаем? Мучение совести и томление духа. (преп. Макарий)

 

Жизнь, проходимая с неукоризненною совестию и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастие. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастие. (преп. Макарий)

 

Удобно учиться терпению не тогда, когда мы бываем за вину порицаемы, но когда невинно поносимы и укоряемы. (преп. Макарий)

 

Утешениям или предваряет, или последует мятеж, а сему причиною наше страстное устроение; страсти наши суть дверь, затворяющая пред нами сию духовную радость. (преп. Макарий)

 

Стоя в храме, не надобно исчислять свои недостатки и тем ум отвлекать от внимания чтения и пения, а просто считать себя грешною за все свои греховности и за рассеяние помыслов, сего и довольно. (преп. Макарий)

 

Мрачность-то духа, хотя и ко искусу посылается иногда, однако все надобно испытать: не за гордость ли посылается? - и надобно смириться. (преп. Макарий)

 

Во время сухости и томности не должно падать в ров уныния и отчаяния, не искать в себе того, чего мы недостойны, - великих дарований Божиих, а упокоиваться на смирении, считая себя недостойным оных. (преп. Макарий)

 

Причиною упадка духа и страха, конечно, суть наши грехи. (преп. Макарий)

Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва. (преп. Макарий)

 

Царствие Божие внутрь вас есть,- сказал нам Господь (Лк.17:21), т.е. в сердце, то и надобно его искать в сердце, очищая его от страстей и прило-гов вражиих, никого не осуждая и не укоряя. (преп. Макарий)

 

Ну какую же нам принесут пользу книги, если мы будем только читать, а на дело не подвигнемся. (преп. Макарий)

 

Разумение Священного Писания дается по мере чистоты сердца нашего и смирения; эта глубина неудобозримая и бесконечная. (преп. Макарий)

 

Читайте отеческие книги и занимайтесь их учением, оно пригодится к познанию своей немощи и к приобретению смирения, терпения и любви и вразумляет нас, как противиться страстям, как очищать сердце свое от сего терния и насаждать добродетели. (преп. Макарий)

 

Прошу вас, Бога ради, читайте слово Божие и отеческие наставления почаще, обрящете пользу, найдете там, что один путь к спокойствию - терпение и смирение. (преп. Макарий)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...