четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Варсонофий (Павел Иванович Плиханков)

 Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Преподобный Варсонофий  (Павел Иванович Плиханков)
5/18 июля 1845 - 1/14 апреля 1913

«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Вот жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами множество шкатулок и ключей к ним нет…». (преп. Варсонофий)

Павел Иванович Плиханков родился в Самаре в благочестивой семье. Отец происхо­дил из оренбургских казаков. Учился в Оренбургском военном училище и на офицерских курсах в Петербурге. В миру жил по-монашески. В 1889 году впервые был в Оптиной; по благословению старца Амвросия, после чудесного исцеления от смертельной болезни поступил в Иоанно-Предтеченский Скит.

В воспоминаниях отца Василия Шустина передано, что отец Иоанн Кронштадтский, провидев духом в лице отца Варсонофия ис­тинного подвижника, поцеловал в алтаре Ан­дреевского собора в Кронштадте руку моло­дому офицеру, будуще­му старцу и схимнику.

Будучи еще в ми­ру, молодой пол­ковник заболел вне­запно воспалением легких. Доктора опре­делили его положение безнадежным. Почув­ствовав дыхание смер­ти, больной велел ден­щику читать Святое Евангелие. Внезапно увидел он небеса от­верзшимися и содрог­нулся от великого стра­ха и света. Глубочай­шее покаяние пронзило внезапно его душу. «Из блестящего военного в одну ночь, по соизво­лению Божию, он стал великим старцем», - говорил о случившем­ся старец Нектарий.

Келья старца Варсонофия в Скиту

Десять лет провел в затворе, живя под руководством старцев Анатолия и Нектария, занимался изучением аскетической литературы и деланием Иисусовой молит­вы. Стал помощником скитоначальника, духовником Скита и Шамординской обители. Он обладал даром духовного рассуждения, про­зорливости. Находился в духовном общении со св. прав. Иоанном Кронштадтским, старцем Варнавой Гефсиманским, митрополитом Петербургским Антонием, митропо­литом Московским Трифоном.

Во всем его облике есть что-то подобное великим пророкам или апостолам, отражавшим ярким светом славу Бо­жию на себе.

Ясней здесь небеса и чище их лазурь…
Мирской ярем неся, и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая. (Ст. Варсонофий)

Многие видели стар­цев, озаренных светом при их молитве. Виде­ли и отца Варсонофия как бы в пламени во время Божественной литургии. «Однажды я присутствовала при служении отцом Варсонофием литургии, -вспоминала одна мона­хиня, - мне пришлось увидеть и испытать не­что неописуемое: Ба­тюшка был просветлен ярким светом. Он был как бы средоточием этого огня и испускал лучи. Лучом исходивше­го от него света было озарено лицо служив­шего с ним диакона».

Святые, мощи преп. Варсонофия покоятся во Владимирском храме.

Духовные поучения преп. Варсонофия, старца Оптинского

Икона преп. Варсонофия, Старца Оптинского

Не благословясь, ничего не следует делать. Если мирские люди в делах более или менее важных спрашивают совета у людей более опытных, то тем более инок должен пребывать в послушании. (преп. Варсонофий)

 

Всякому, только помыслившему вступить на правый путь, приходится переносить массу всевозможных искушений. Блаженны и преблаженны вступившие на правый путь. (преп. Варсонофий)

 

Разные есть степени блаженства, смотря по заслугам каждого: иные будут с Херувимами, другие - с Серафимами и так далее, а нам бы только быть в числе спасающихся. (преп. Варсонофий)

 

Берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого - Небесного! Хотим сделаться его гражданами. (преп. Варсонофий)

 

Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, - ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру - великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры. (преп. Варсонофий)

 

Женщина без веры жить не может. Или она после временного неверия опять скоро возвращается к вере в Бога, или же начинает быстро разлагаться. Другое дело мужчина: он может жить без веры. Окаменеет совершенно, станет соляным столбом,- таким окоченелым и живет. А женщина так не может... (преп. Варсонофий)

 

Нужно быть во всем аккуратным и внимательным. Внимательность, точность и аккуратность в делах и своих обязанностях даже будут способствовать утренней душевной собранности вашей, когда вы привыкнете ко внимательности. (преп. Варсонофий)

 

В Евангелии сказано: Молитесь за врагов ваших (ср.: Мф.5:44),- и, действительно, враги, желая нам досадить и сделать что-либо злое, делают это исключительно по своему нерасположению к нам, но по большей части своим злом пресекают большее зло, которое грозило нам. Поэтому они истинные наши благодетели, за которых нам надо молиться. (преп. Варсонифий)

 

Видимых врагов у нас быть не должно, против них одно оружие: молитва за них, ну а невидимых у нас всегда было много и будет много. (преп. Варсонофий)

 

Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф.24:9). Слово это относится ко всем христианам, которые жили в первые века христианства и будут жить в последнее время Церкви Христовой на земле. (преп. Варсонофий)

 

Краеугольный камень иноческого жития есть смирение. Смирение и послушание помогают приобрести различные добродетели, особенно в телесном отношении, но если есть гордость - все пропало. Подобно тому, как погибают, делаются ничем пятисотрублевые кредитные билеты, брошенные в огонь. Пока они вне огня, они имеют огромную стоимость, но лишь только попали в огонь - превращаются в пепел, ничего не стоящий. Или еще, человек с великими добродетелями, но гордый - подобен огромному кораблю, нагруженному всякими драгоценностями, но не входящему в пристань, а гибнущему среди моря. Так с одной стороны велик и гибелен порок - гордость, а с другой - так спасительно смирение. На кого воззрю, только на кроткого и смиренного, трепещущего словес Моих (ср.: Ис.66:2), - говорит Господь. (преп. Варсонофий)

 

За гордостью, словно по стопам ее, всегда идет блуд. (преп. Варсонофий)

 

Есть грехи смертные и несмертные; смертный грех это такой грех, в котором если не покаешься, и в нем застанет смерть, то идешь в ад, но если ты в нем покаялся, то он тотчас же прощается. Смертным он называется потому, что от него душа умирает и ожить может только от покаяния. Грех то же для души, что рана телесная для тела. Есть раны, которые можно врачевать, которые не приносят телу смерти, а есть раны смертельные. Так же и грехи. Смертный грех убивает душу, делает ее неспособной к духовному блаженству. Если, например, слепого человека поставить на место, с которого открывается чудный вид, и спросить его: "Не правда ли, какой чудный вид, какая красота", то он, конечно, ответил бы, что не чувствует этой красоты, так как у него нет глаз, нет зрения. То же самое можно сказать о неспособности души, убитой грехом, к вечному блаженству. (преп. Варсонофий)

 

Не угашайте духа, но паче возгревате его терпеливо молитвой и чтением святоотеческих и священных писаний, очищая сердце от страстей. (преп. Варсонофий)

 

Лучше соглашайтесь подъять тысячу смертей, чем уклониться от Божественных заповедей Евангельских и дивных установлений иноческих. (преп. Варсонофий)

 

Мужайтесь в подвиге, не отступайте от него, хотя бы ад восстал на вас и весь мир кипел на вас злобой и прещением, и веруйте: "Близ Господь всем призывающим Его во истине". (преп. Варсонофий)

 

Есть слепота и глухота телесная - трудно переносить их, но духовная глухота и слепота гораздо ужаснее. Да избавит нас от того Господь. (преп. Варсонофий)

 

Жизнь есть блаженство, и не только оттого, что мы верим в блаженную вечность, но и здесь, на земле, жизнь может быть блаженною, если жить со Христом, исполняя Его святые заповеди. Если человек не будет привязан к земным благам, но будет во всем полагаться на волю Божию, жить для Христа и во Христе, то жизнь еще и здесь, на земле, сделается блаженством. (преп. Варсонофий)

 

Внешний мир с его красотами благотворно действует на человека, и душа, способная наслаждаться красотою мира, есть душа возвышенная, но человек, достигший совершенства, созерцает в душе своей такую красоту, перед которой видимый мир ничего не стоит. Господь сказал про душу человека, любящего Бога: к нему придем и обитель у него сотворим (Ин.14:23). Непостижимо, как это в маленьком сердце помещается Сам Господь, а где Господь, там и рай, там и Царство Божие. Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). (преп. Варсонофий)

 

Вся жизнь проходит в суете. Ум идет посреди суетных мыслей и соблазнов. Постепенно он навыкнет помнить о Боге так, что в суете и хлопотах, не думая, будет думать, не помня, помнить о Нем. Только бы шел не останавливаясь. Пока есть это стремление вперед - не бойся, цел твой кораблик и под сенью креста совершает свое плавание по жизненному морю, цел он, и не надо бояться могущих случиться бурь. Без непогоды не обойдется и никакое обыкновенное плавание, тем паче жизненный путь, но не страшны жизненные невзгоды и бури шествующим под прикрытием спасительной молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную, - не страшны они, только бы не впасть в уныние, ибо уныние порождает отчаяние, а отчаяние уже смертный грех. (преп. Варсонофий)

 

Если и случится согрешить - верь в милосердие Божие, приноси покаяние и иди дальше, не смущаясь. (преп. Варсонофий)

 

Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств - все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства, перед нами множество шкатулок, а ключей нет. Были такие люди, которым открывалось это... (преп. Ваврсонофий)

 

Будем хранить веру Христову и по силе исполнять Его святые заповеди. Только не надейтесь на свои собственные силы, а просите помощи у Господа: "Господи, помози мне", - и поможет. (преп. Варсонофий)

 

Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они и не так трудны! (преп. Варсонофий)

 

Поэты и художники, которые удовлетворялись только восторгами, получаемыми от искусства, подобны людям, дошедшим до портика Царского дворца, но не вошедшим внутрь чертога, хотя им и предлагали. (преп. Варсонофий)

 

При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! (преп. Варсонофий)

 

Великое имеем мы, верующие, оружие - это сила Животворящего Креста. Как подумаешь, страшно становится за неверующих, они совершенно беспомощны: это все равно, как если бы человек совершенно безоружный ночью отправился в дремучий лес, да его там растерзает первый попавшийся зверь, а защититься ему нечем. Мы же не будем страшиться бесов. Сила крестного знамения и имя Иисусово страшно для врагов Христа, нас спасет от лукавых сетей диавольских. (преп. Варсонофий)

 

Мир - это такое чудовище, что если повернуть кругом, то разорвет. (преп. Варсонофий)

 

Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовных. Но как стяжать это? Прежде всего, миром и любовью к ближним. Затем терпением. Кто спасется? Претерпевый до конца (Мф.10:22). Далее - удалением от греховных удовольствий, каковы, например, игры в карты, танцы и т.д. (преп. Варсонофий)

 

Принуждение себя и понуждение на молитву очень нужно в молитвенном подвиге. (преп. Варсонофий)

 

Не ждите от молитвы одних восторгов, не унывайте, когда не ощутите радости. Ведь и так бывает, что стоишь, стоишь в церкви, а будто внутри не сердце, а так, деревяшка, да деревяшка-то неоструганная... Ну что ж, и за это, т.е. за деревяшку, спаси Господи. Значит, надо так было. Ведь иная душа, пережив высокие восторги, и возомнить о себе может, а такое состояние "окамененного нечувствия" смиряет ее. (преп. Варсонофий)

 

Молитва, пост и бодрствование над собою, т.е. хранение своих мыслей и чувств, делают нас победителями врагов нашего спасения. Самое трудное из этих трех дел есть молитва - вечная добродетель, которая вследствие упражнения обращается в навык, а молитва до самой смерти требует побуждения, следовательно, подвига. (преп. Варсонофий)

 

Важна молитва церковная, лучшие мысли и чувства приходят именно в церкви, правда, и враг в церкви сильнее нападает, но крестным знамением и молитвой Иисусовой отгоняйте его. Хорошо встать в церкви в какой-нибудь темный уголок и молиться Боженьке. "Горе имеем сердца!" - возглашает священник, а ум наш часто стелется по земле, думая о непотребном. Боритесь с этим. (преп. Варсонофий)

 

Как увидеть Христа? Путь к этому возможен: непрестанная молитва Иисусова, которая одна способна вселить Христа в наши души. (преп. Варсонофий)

 

У нас один меч - молитва Иисусова. Сказано: "Бей этим мечом невидимых ратников, ибо нет более сильного орудия ни на небе, ни на земли". (преп. Варсонофий)

 

Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не поропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби. Раз решился идти этим путем - пошел, то не ропщи, если встретятся трудности, скорби, - нужно терпеть. (преп. Варсонофий)

 

Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова. (преп. Варсонофий)

 

Приобретение внутренней молитвы необходимо. Без нее нельзя войти в Царство Небесное. Внешняя умная молитва недостаточна, ибо она бывает и у человека, в котором присутствуют страсти. Вот некоторые и говорят: "Какой же смысл творить молитву? Какая польза?" Великая! Ибо Господь, даяй молитву молящемуся (1Цар.2:9), даст человеку молитву или перед самой смертью, или даже после смерти... Только не надо ее оставлять. (преп. Варсонофий)

 

Томительное, часто безотрадное состояние, предваряющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым. Ибо Царь может сразу обогатить нищего. Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скорбями, в числе которых имеет себе место томительное состояние духа. (преп. Варсонофий)

 

Первым вашим делом, как только просыпаетесь, пусть будет крестное знамение, а первыми словами - слова Иисусовой молитвы. (преп. Варсонофий)

 

Иисусова молитва есть необходимейшее оружие в деле нашего спасения. Но кто берется за нее, должен ожидать искушений и приготовиться к борьбе внутренней, к борьбе с помыслами. Бесы не любят Иисусовой молитвы и всячески мстят человеку, бьющему их этим мечом. (преп. Варсонофий)

 

Не следует внимать искусительным помыслам, надо гнать их далеко от себя и, не смущаясь, продолжать молитвенный труд. Пусть незаметный плод этого труда, пусть человек не переживает духовных восторгов, умиления и т.д. - все-таки бездейственной молитва остаться не может. Она бесшумно совершает свое дело. (преп. Варсонофий)

 

Больше молчите. А если что спросят, даже в церкви, ответьте без всякой раздражительности, не показывая угрюмого вида. (преп. Варсонофий)

 

Монашество есть образ смирения, и до оного достигают множеством браней и искушений, на которые и надобно себя приготовлять, а Господь силен нас укрепить. (преп. Варсонофий)

 

Монашество есть внешнее и внутреннее. Миновать внешнее нельзя, но и удовлетвориться им одним тоже нельзя. Одно внешнее без внутреннего даже приносит вред. Внешнее монашество можно уподобить вспахиванию земли. Сколько ни пахай - ничего не вырастет, если ничего не посеешь. Вот внутреннее монашество и есть сеяние, а пшено - молитва Иисусова. Молитва освещает всю внутреннюю жизнь монаха, дает ему силу в борьбе, в особенности она необходима при перенесении скорбей и искушений. (преп. Варсонофий)

 

Монашество есть блаженство, какое только возможно для человека на земле, выше этого блаженства нет ничего. И это потому, что монашество дает ключ ко внутренней жизни. Блаженство внутри нас, надо только открыть его. Полное блаженство на небе, в будущей жизни оно только продолжается. (преп. Варсонофий)

 

Хулой на Духа Святаго непростительной и ведущей к погибели называется упорное неверие и отрицание бытия Божия, несмотря на воочию совершающиеся чудеса, несмотря на множество фактов, неопровержимо доказывающих существование Бога. Упорное отрицание и неверие являются хулой на Духа Божия, не прощается ни в сем веке, ни в будущем, и человек, умерший не покаявшись в своем неверии, погиб. (преп. Варсонофий)

 

Главное, что требуется от каждого человека, - это никого не осуждать. Кажется, просто, а начни исполнять - окажется трудно. Враг сильно нападает на человека и внушает ему помыслы осуждения. Господь говорит: "Прости", а враг внушает: "Отомсти обидчику. Он тебя поносит, и ты его поноси". Не нужно слушать врага, необходимо бороться с ним. (преп. Варсонофий)

 

Старайтесь быть всегда готовыми к смерти, ибо смерть близко и к старым, и к молодым, и монахам, и мирянам одинаково, часто она приходит внезапно и неожиданно. Пусть каждый подумает, что будет с его душой. (преп. Варсонофий)

 

«Все человечество можно разделить на две части: фарисеи и мытари. Первые погибают, вторые спасаются. Берегите сознание своей греховности. Это - самое драгоценное перед Богом. Что спасло мытаря? Конечно, это сознание своей греховности: "Боже, милостив буди мне грешному!" Вот эта молитва, которая прошла уже почти два тысячелетия. Но смотрите, мытарь сознает себя грешным, но в то же время надеется на милость Божию. Без надежды нельзя спастись» (преп. Варсонофий, старец Оптинский)

 

Охранять свою душу от помыслов - это трудное дело, значение которого даже непонятно людям мирским. Нередко говорят: зачем охранять душу от помыслов? Ну, пришла мысль и ушла, чего же бороться с нею? Очень они ошибаются. Мысль не просто приходит и уходит. Иная мысль может погубить душу человека, иной помысл заставляет человека вовсе повернуть на жизненном пути и пойти совсем в другом направлении, чем он раньше шел. Святые отцы говорят, что помыслы есть от Бога, помыслы от себя, т.е. от своего естества, и помыслы от бесов. Для того, чтобы различать, откуда приходят помыслы, внушаются ли они Богом, или враждебной силой, или происходят от естества, требуется великая мудрость. (преп. Варсонофий)

 

Открывайте все свои помыслы, особенно те, которые долго вас не будут оставлять. (преп. Варсонофий)

 

Иногда уходят из храма из-за помыслов. Это, конечно, неразумно. Враг подымает брань помыслов с целью вывести из храма. Не должно поддаваться врагу. В большинстве случаев у молодых бывают блудные помыслы, а у старых - помыслы гнева, воспоминание старых обид. Враг как бы говорит: "Ты помнишь, такой-то вот тебя оскорблял при всех, а ты смолчал, ни слова ему не сказал. Эх ты! А ты ему вот что, да вот что сказал бы..." Иногда от подобных помыслов иной весь вспыхнет от гнева. Надо бороться. (преп. Варсонофий)

 

Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: "Да будет воля Божия!" Это очень успокаивает. (преп. Варсонофий)

 

Сомнения, все равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их - и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения. А если будете входить с ними в разговоры, ибо все блудные помыслы, хулы и сомнения - не ваши, то он закидает вас, завалит, убьет. (преп. Варсонофий)

 

Надо презирать сомнения, и хулы, и помыслы блудные, тогда они вам нисколько не повредят, особенно если будете их открывать старцу-наставнику. Но открывать их надо не подробно, иначе можно повредить и себе и старцу. Особенно блудные помыслы засыпать, закрыть надо навесом эту смердящую яму, а не копаться в ней. (преп. Варсонофий)

 

К празднику всегда враг старается сделать неприятность, скорбь. Кому удар, кому щелчок, всем старается что-нибудь преподнести для праздника. И чем живешь внимательнее к себе, строже, тем более и сильнее вооружается враг, и в особенности к празднику чем-нибудь да угостит. Всего надо ожидать, ко всему готовиться. Но Господь милостив, да к празднику и подарки раздаются. И вы что-нибудь получите, только вы это заметите лет через сорок, может быть. Тогда вы узнаете, какой дар Господь послал вам на этот праздник. (преп. Варсонофий)

 

Жизнь среди природы для приобретшего любовь и навык всматриваться в окружающее благодетельна тем, что спасает от мелочной односторонности мышления, сообщает воззрению широту, целостность и глубину. (преп. Варсонофий)

 

В Таинстве покаяния, или, что то же, исповеди, разрываются векселя, т.е. уничтожается рукописание наших согрешений, а причащение истинного Тела и Крови Христовых дает нам силы перерождаться духовно. (преп. Варсонофий)

 

Как себя укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а нам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя так. Наше дело укорить себя, хотя бы и на очень короткое время, а остальное предоставим Богу. (преп. Варсонофий)

 

Когда мы себя укоряем, мы исполняемся силы, становимся сильнее - духовно, конечно. Почему так, мы не знаем. Это закон духовной жизни. Как в нашей телесной жизни мы подкрепляем силы пищей, так и в духовной жизни наши духовные силы подкрепляются самоукорением. (преп. Варсонофий)

 

Подобно тому, как человек не замечает, как он растет, как из маленького мальчика становится взрослым, так и духовный рост человека идет совершенно незаметно для него. Этот невидимый духовный рост человека и есть самоукорение. (преп. Варсонофий)

 

Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя нетрудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями, будем есть сколько хочется, будем спать сколько хочется, то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы. (преп. Варсонофий)

 

Когда вам диавол указывает на чужие недостатки и немощи и побуждает вас к осуждению, вы говорите себе: "Я хуже всех, я достоин вечных мук. Господи, помилуй мя", и если даже будете говорить это без чувства, то все-таки нужно так говорить. (преп. Варсонофий)

 

Не давайте сердцу привязаться к тленным благам мира сего, гоните из него всякое пристрастие, так как только в свободном сердце, свободном от всех пристрастий, может сотворить Себе обитель Господь. (преп. Варсонофий)

 

Не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом, так что радость несет скорбь, и скорбь - радость. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16:21). День сменяет ночь, ночь - день, ненастная погода - вёдро, так и скорбь и радость сменяют друг друга. (преп. Варсонофий)

 

Не надо унывать. Пусть унывают те, которые не веруют в Бога, для них, конечно, скорбь тяжела, так как кроме земных удовольствий они ничего не имеют, но людям верующим не должно унывать, так как скорбями они получают право на сыновство, без которого нельзя войти в Царствие Небесное. (преп. Варсонофий)

 

Непрестанные скорби, посылаемые Богом человеку, суть признак особого Божия промышления о человеке. Смысл скорбей многоразличен: они посылаются или для пресечения зла, или для вразумления, или для большей славы. Например, заболел человек и скорбит об этом, а между тем этою болезнью он избавляется от большего зла, которое он намеревался сделать. (преп. Варсонофий)

 

Тщеславие бывает от недостатка смирения. Человека смиренного никакие скорби не победят, не падет он, так как, смиряясь, находит, что за грехи свои достоин еще и большего наказания. Смиренный уподобляется человеку, построившему дом свой на камне: и сниде дождь, и приидоша реки, и возвеяша ветри, и нападоша на храмину ту, и не падеся, основана бо бе на камени (Мф.7:25). (преп. Варсонофий)

 

Основание монашеской жизни - смирение. Есть смирение - все есть, а нет смирения - ничего нет. Можно даже без всяких дел одним смирением спастись. (преп. Варсонофий)

 

Необходимо смиряться. Без смирения добродетель, и вообще ничто, не принесет никакой пользы. (преп. Варсонофий)

 

Две добродетели - любовь и смирение - так обуславливают одна другую, равно как теплота и свет. (преп. Варсонофий)

 

Не гордитесь и не тщеславьтесь ни сами в себе, ни перед другими. Сказано: "не труби перед собой и перед другими", а считайте себя хуже всех и свыкайтесь с мыслью, что вы приговорены к адским мучениям, что вы достойны их и что избавиться от них можете только по милости Божией. Хотя это нелегко, и только святые достигают того, что считают себя достойными адских мучений и худшими всех считают самих себя. (преп. Варсонофий)

 

Чтобы войти в Царство, прежде всего надо быть смиренными. Как же получить смирение? Как научиться этому великому искусству? Надо молить Господа о ниспослании нам этого дара. В одной из вечерних молитв мы читаем: "Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание". (преп. Варсонофий)

 

Смирение можно стяжать посредством послушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю своему, побеждает гордость и приобретает смирение. (преп. Варсонофий)

 

Все ничего, если укоряем себя и смиряемся. А вот многие на небо лезут, подвиги накладывают на себя, а смиряться не хотят. Смиряйтесь, смиряйтесь! (преп. Варсонофий)

 

Смиряйтесь, смиряйтесь. Вся наука, вся мудрость жизни заключается в сих словах: Смирихся, и спасе мя Господь (Пс.114:5). Смиряйтесь и терпите все. Научитесь смирению и терпению, а в душе имейте мир. Поверьте, у кого в душе мир, тому и на каторге рай. (преп. Варсонофий)

 

Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову - и Он не оставит вас. (преп. Варсонофий)

 

Необходимо переехать за границу своих страстей - то есть избавиться от них совершенно и заменить их на противоположное - на добродетели. Когда переезжают настоящую границу, то необходимо иметь с собой паспорт. Так и побеждая страсти, мы получаем как бы новый вид - паспорт для Жизни Вечной. (преп. Варсонофий)

 

Когда будешь замечать чужие немощи и гордиться перед другими мысленно, надо отвечать помыслу бесовскому: "Я хуже всех",- и хотя не прочувствованно, а все-таки сказать. (преп. Варсонофий)

 

Хорошо, кто заботится о внутренней созерцательной жизни, ибо она дает ему все. (преп. Варсонофий)

 

Когда кто пустословит, тогда он не может внимательно жить, постоянно рассеивается. От молчания рождается безмолвие, от безмолвия - молитва, ибо как может молиться тот, кто находится в рассеянии? Внимайте себе, внимательная жизнь - цель монашества. Сказано: "Внемли себе!" (преп. Варсонофий)

 

Всегда надейтесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка. (преп. Варсонофий)

 

Посещайте чаще храм Божий. Хорошо встать в каком-нибудь темном уголке, помолиться и поплакать от души. И утешит Господь, непременно утешит. И скажешь: "Господи, а я-то думал, что и выхода нет из моего тяжелого положения, но Ты, Господи, помог мне!" (преп. Варсонофий)

 

Молитесь Матери Божией. Она будет ходатайствовать за вас и в этой жизни, а по смерти поможет пройти мытарства и достигнуть Царствия Небесного. (преп. Варсонофий)

 

Лучшим руководством будет для вас чтение жития святых. (преп. Варсонофий)

 

Старец Варсонофий Оптинский, его стихи

Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мы, грешнаго»
Ее начало – тесный путь.
Душе тревожной негде отдохнуть.
Болезни и труды, великие страданья,
Смущений вихрь, презренье, порицанье
Подвижника встречают; видит он,
Как скорби восстают со всех сторон,
И он стоит исполненный сомнений,
Тревожных, тяжких дум, недоумений,
Томлением объятый и тоской.
Неведомы ему ни радость, ни покой,
И помощи не ждет он ниоткуда,
Как только от Спасителя Христа.
А злобные враги кричат ему отвсюду:
"Уа! Да снидет со креста!"
Мой друг о Господе! Дерзай!
Не прекращай великой, тяжкой битвы,
И поле бранное отнюдь не покидай -
Не оставляй божественной молитвы!
Пребуди в подвиге до смерти, до конца:
Победа ждет тебя, духовного борца.
Души твоей да не смятутся кости,
Да не поколеблются ее твердыни и столпы,
Когда приступят к ней злокозненные гости -
Бесовских помыслов несметные толпы.
Всемощным именем Господним их рази;
Гонимы Им, рассеются врази!

 

Памяти в Бозе почившего старца Оптиной пустыни иеросхимонаха отца Амвросия

Блажены рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующими. (Лк. 12:37)

Блажен, кто путь свершая тесный,
Кумирам тленным не служил,
В чьем чистом сердце Царь Небесный
Себе обитель сотворил.
Блажен, кто страсти победил
И чужд был суетных стремлений,
Кто средь житейских треволнений
Свой крест безропотно носил,
И был утешитель скорбящим,
И перед миром, в зле лежащим,
Как раб колен не преклонил!
Кто чужд был злобы и гордыни,
Смиренномудрие стяжал,
И Вечной Жизни, и святыни,
И высших подвигов искал,
Как светоносной благостыни;
Кто всей душой своей сознал
Тщету и ложь плотской отрады,
И, не взирая на преграды
И обольщенья темных сил,
Как странник и пришелец жил
Средь слепотствующего мира,
Чуждался жизненного пира
И тучных брашен не вкусил.

Блажен, кто с юности презрел
Сей мир и суетный, и ложный,
С его гордынею тревожной
И всей пустыней его дел;
Кто к Богу ревностью горел
И жаждал вечного спасенья,
Не ведал злобы и сомненья
И под покровом вышних сил,
И, полный светлых упований,
Без малодушных колебаний
В обитель иноком вступил…
Блажен, кто веру сохранил
В свое высокое призванье!
Кому за подвиг в воздаянье
Всевышний быть определил
Начатком будущих созданий,
И как наследнику небес,
Послал дар веденья высокий
Своей премудрости глубокой,
Своих таинственных чудес!
Блажен, кто среди бед и зол
Соблюл евангельский глагол,
И плоть распял с ее страстями,
И свергнул беззаконий гнет,
И к свету вечному идет
Непреткновенными ногами.
И, чуждый дольней суеты,
Стремится в вечную обитель –
Обитель вечной красоты,
Где в славе царствует Спаситель
С Отцом и Духом, и пред Ними
Поют немолчно Херувимы,
И с ними лики Горних Сил
Невечереющих светил!

 

Покрывшись мудрости исполненным смиреньем,
Сей ризою нетленной Божества,
Невидимым врагам душевного спасенья
Не доставляй победы торжества!
Безропотно терпи обиды и гоненья.
Не оставляй прискорбного пути -
Духовных благ священного залога;
Живи для вечности, для Бога,
Единой истинной и вечной красоты, –
Всю жизнь Ему всецело посвяти.
Откинув ложные надежды и мечты,
Мужайся в подвиге суровом,
И узришь жизнь во свете новом.
И час пробьет, настанет время,
Духовная твоя умолкнет брань, -
Страстям невольная, мучительная дань;
И с радостию ты поднимешь бремя
Напастей, бед, гонений и скорбей.
В душе твоей свободной от страстей
Исчезнут тяжкие сомненья и тревога,
И свет духовный воссияет в ней, -
Наследнице небесного чертога,
Мир чудный водворится – рай,
И с Господом ее свершится единенье.
Исчезнет без следа твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья -
Грядущего за подвиг воздаянья,
Желаний твоих край..

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

Весь текст ЗДЕСЬ http://www.omolenko.com/poezia/varsonofiy.htm#Nav

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...