четверг, 7 января 2021 г.

Преподобный Иосиф (Иван Ефимович Литовкин)

Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских
Преподобный Иосиф (Иван Ефимович Литовкин)
(2/15 ноября 1837 - 9/22 мая 1911)

«Преподобные отцы наши, Старцы Оптинские, молите Бога о нас!»

«Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека, только образованного, но не победившего страсти, не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого» (преп. Иосиф)

Иван Ефимович Литовкин родился в селе Городище Харьковской губернии в благочес­тивой семье. Оставшись в 11 лет си­ротой, претерпел много скорбей, в которых его спасала только молит­ва. В 1861 году пришел в Оптину Пустынь. Вскоре старец Амвросий взял его к себе в келейники и поселил в своей „хибарке", где он про­жил 50 лет.

Старец Иосиф был ду­ховным сыном преп. Амвросия, он воспиты­вался в стенах смирен­ной убогой хибарки старца, проникнутой заветами великих старцев Льва и Макария и молитвами их продолжателя старца Амвросия. Здесь, в этой кельи, сделавшейся для него училищем благочестия, он прошел делом самую высшую из наук - монашество, и сам в свое время стал наставником монахов.

В 1888 году тяжело за­болел тифом, был пострижен в схиму и чудесным образом выздоро­вел. 12 лет был скитоначальником и духовником всей братии. Дважды при жизни удостоился явления Божией Матери.

Все наставления преп. Иосифа проникнуты духом святоотеческого учения. Он всегда с лю­бовью старался вну­шить, что всякий чело­век должен иметь терпение во всем, на всяком месте и до конца. Он призывал своих духов­ных чад к творению Иисусовой молитвы, указывая, что при этом необходимо смиренно вести себя во всем: во взгляде, в походке, в одежде. Молитвой достигается даже сама мо­литва.

«Много есть плачу­щих, но не о том, о чем нужно, - поучал ста­рец, - много скорбящих, но не о грехах; много есть как бы смиренных, но не истинно». Извест­но, что преподобного Иосифа дважды посеща­ла Царица Небесная.

Явление Пресвятой Богородицы старцу Иосифу. Фреска над ракой со святыми мощами

Блаженной мирной кончины сподобил Гос­подь раба Своего. На одре смерти его лицо было озарено таким не­земным светом, что все присутствовавшие были поражены: мир и глубо­кое спокойствие запе­чатлелось на нем. Дыха­ние становилось все ре­же, губы чуть заметно шевелились, что свиде­тельствовало, что прис­ный делатель молитвы окончит ее только тог­да, когда дыхание смер­ти заключит его уста. Когда Старец испустил свой последний вздох, улыбка озарила его бла­голепный лик и застыла на нем.

Могила старца Иосифа

Святые мощи преп. Иосифа покоятся во Владимирском храме.

Духовные поучения преп. Иосифа, старца Оптинского

Икона преп. Иосифа, Старца Оптинского

Приучись больше молчать, тогда грешить и осуждать не будешь. Когда перестанешь роптать, усердней будешь ради Бога служить больным, то избавишься от своей болезни не только тела, но и души. Если же при исправлении болезнь и не оставит, то, значит, это для того, чтобы за терпение дать венец в будущей жизни на бесконечное время. (преп. Иосиф)

 

Ежели ты с сестрой родной жить не можешь, то и с Ангелом в раю, похоже, что не уживешься - по гордости. (преп. Иосиф)

 

За опущение и неисполнение правил монашеских наложи на себя епитимию вот эту: никого не осуждай, всех прощай и считай себя худшею всех на свете в душе своей. Вот этим все опущения могут быть прощены и загладится множество грехов. Эта легкая епитимия всем на пользу. (преп. Иосиф)

 

Старайтесь с леностию бороться и прогонять ее, и понуждать себя на труды молитвенные. Помните, что понуждение себя непременно нужно для получения спасения. (преп. Иосиф)

 

Заботиться о добром воспитании детей и о призрении старых и немощных - все это дело милости, заповеданной нам, христианам, Господом,- за что Он и награду обещает исполнившим Его заповеди, говоря: Блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф.5:7). Потому желаю вам не скучать сими делами милости, а молить Господа о вразумлении, где, как и что сказать или как поступить, и о помощи привести в исполнение доброе дело, и затем по силе и возможности действовать. (преп. Иосиф)

 

Тогда хорошо покрывать недостатки ближних, когда можно это делать и когда это не причиняет вреда, а если уже недостатки эти сами собою начнут обнаруживаться, тогда лучше держаться правды, полагаясь на волю Божию. (преп. Иосиф)

 

Когда начинаешь молиться, приводишь себе на память грехи и оплакиваешь их.- Так и надо молиться. За тем иногда чувствуешь покой и радость и думаешь, что это от врага. - Но от врага если и бывает радость, то, по замечанию святых отцев, нестройная, не сообщающая душе мир и тишину. И не удивляйся тому, что Господь подает в молитве мир и тишину, ибо не всегда бывает это по достоинству, а по неведомым судьбам Божиим. И потому, когда будешь ощущать такую радость и покой, считай себя всячески недостойною сего дара Божия и всячески укоряй себя пред Господом, что по нерадению своему не можешь удержать в себе этот дар и вскоре теряешь его. (преп. Иосиф)

 

Во время усердной молитвы желаешь, чтобы видели, как ты молишься. Это бесы влагают помыслы тщеславия. Хорошо, что на них не останавливаешься. И впредь их должно презирать. (преп. Иосиф)

 

Молитва есть пища души. Не морите же души ваши голодом, лучше пусть тело голодает. Не осуждайте никого, всех прощайте. Считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете. Как можно больше смалчивайте. (преп. Иосиф)

 

Покаяние тогда истинно, когда после него все усиленно будешь стараться уже жить как должно, а без этого оно мало действительно, если каешься лишь бы проговорить о грехах, а жить по-старому. (преп. Иосиф)

 

Не отбивайся от Оптиной. Верую в то, что каждый приходящий в Оптину пустынь… найдет удовлетворение милостию Божиею и за молитвы великих наших отец… Они весьма многих и многих воспитали духовно для Небесного отечества. Не перестают и теперь духовно воспитывать, особенно тех, кто приходят в Оптину на поклонение. (преп. Иосиф)

 

Спеши открывать язвы душевные пред Господом и ищи разрешения и прощения. И если по прощении паки в то же впала, паки прибегай к покаянию, и так до конца. И Бог, видя твой труд, твое покаяние, не оставит тебя без Своей помощи и милости. Если Он нам завещал прощать кающемуся брату седмьдесять раз седмерицею, то не больше ли Сам подаст нам прощение, когда мы прибегнем к Нему с покаянием. А что страсти не отступают, то сие по смотрению Божию. Пишут святые отцы, что страсти и падения смиряют человека, приводят его в сокрушение сердечное и тем привлекают ему Божие милосердие. (преп. Иосиф)

 

В словах самохваления и самооправдания всегда кроется непокорность и гордость, чего отвращается Бог. По согрешении немедленно надо "бежать", скажешь: куда же? - К тихому пристанищу сердечного покаяния. Каждый вечер перед сном выскажи Богу Сердцеведцу все свои погрешности, соделанные в деле, слове, в помыслах, и верь, что Бог принимает твое сердечное покаяние. При этом старайся сокрушать свое сердце памятью внезапной смерти. (преп. Иосиф)

 

Надо всеми силами бегать и удаляться греха, ибо если мы будем сами по своему нерадению впадать в грехи, то заслужим только большее осуждение. А в случающихся невольно или по нашей немощи да будем очищаться покаянием. Избегай гордости, ибо она бывает причиной многих и лютых падений. Смиряйся, укоряй себя, считай себя последнеишей и хуже всех, не осуждай никого, то и милость Божию получишь. (преп. Иосиф)

 

Бог будет судить о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. В оный день Бог будет судить нас не о псалмах, не за оставление нами молитвы (так и когда-либо правила), но за то, что не покаялись! Велия бывает радость Ангелам на небеси о едином грешнике кающемся. Будем же молиться: "Господи, помилуй. Господи, даруй ми смирение и кротость". Или же: "Имиже веси судьбами спаси меня, Господи!" И Господь по милости Своей помилует и спасет нас всех Своею благодатию. (преп. Иосиф)

 

Каждый день и каждый час кладите начало ко исправлению, и Бог милости, человеколюбия и щедрот подаст и нам руку Своей помощи, как Петру, святому апостолу, утопающему в волнах морских. (преп. Иосиф)

 

Надо покаяние всегда приносить Господу в своих неисправностях и понуждать себя к исполнению заповедей Господних и монашеских обетов. При этом же надо зазирать себя в неисправности, и считать себя хуже и грешнее всех, и смиряться пред Господом в сердце своем. Смирение заменяет недостаток дел. (преп. Иосиф)

 

Нужно заслужить покаянием и слезами оставление грехов и просить Бога, чтобы дал помилование на Страшном Судищи Своем. Лучше, чтобы тут наказал, да там бы не отослал в муку вечную, заслуженную ежедневными грехами. (преп. Иосиф)

 

Смиряйся пред младшими тебя, живи воздержанно, не наедайся до сытости, ибо от сего умножаются помыслы. Если будешь себя очень смело и вольно держать, то не миновать тебе лютой плотской борьбы. (преп. Иосиф)

 

Против нечистых помыслов меч духовный употребляй - имя Божие. Покаяние надо приносить Господу; не должно и от духовного отца скрывать. Объявляемые струпы скоро исцелеют. (преп. Иосиф)

 

Приучайся помаленьку не рассеиваться. Для сего старайся внимательно вслушиваться и вникать в смысл чтения и пения. Также чаще вспоминай о смерти, суде Божием и о вечных муках. И не давай свободы своим очам. Больше взглядывай на святые иконы, а на людей смотреть душевредно. (преп. Иосиф)

 

Вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни. (преп. Иосиф)

 

Ваше дело, в постигшем вас временно наказании, усматривать благость Божию к вам и любовь. Ибо Господь Премилосердый временными скорбями хочет избавить вас от вечных ужаснейших мучений, о которых подумать страшно. А потому взывайте ко Господу с праведным Иовом: Буди имя Господне благословено отныне и до века! (ср.: Иов.1:21). (преп. Иосиф)

 

Трудись по совести, молись Богу и проси терпения. Скорби - добрый знак, показывают, что на тесном пути стоим. Смиряйся больше и себя укоряй. (преп. Иосиф)

 

Скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших проступков и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе. (преп. Иосиф)

 

Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим. (преп. Иосиф)

 

Оскорбления по необходимости должно потерпеть, ибо за грехи что-нибудь должно терпеть, если не здесь, то в будущей жизни. Только в будущей-то жизни скорби очень ужасны. От них да избавит нас Господь Своею благодатию и человеколюбием. (преп. Иосиф)

 

Если терпеть не будем скорбей, а если и будем терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадою, с раздражением, то что это за терпение. Это только укоренение в себе злобы, гнева, а от сего гордость. Ничего нет удивительного, что монах терпит скорби, которых мир не знает. Путь в Царство Небесное узкий и тернистый, по которому прошел первый Сам Спаситель мира. (преп. Иосиф)

 

Господь все устрояет нам на пользу душевную. Ибо как бы мы могли смиряться, если бы постоянно ощущали духовные утешения? Вот Господь и отнимает у нас их, чтобы мы видели свою нищету и наготу душевную. (преп. Иосиф)

 

Кто тебя бранит, за того Богу молись, и считай за свою благодетельницу, и никак не мсти. Конечно, побуждает ее к сему враг - врага и надо ненавидеть, а ее любить и молиться за нее Богу. Тут-то и учись смирению, когда младшие укоряют. И считай себя стоящей сего, по грехам своим. (преп. Иосиф)

 

Больше старайся смиряться. Смирение все недостатки покрывает и согрешения прощает. (преп. Иосиф)

 

Когда приходит холодность и рассеянность, смущаться этим не должно, а должно в это время более укорять себя пред Господом и смиряться, считая себя грешнейшею паче всех человек. (преп. Иосиф)

 

Спорить не нужно, так как через спор выходят иногда большие неприятности. Сказано: тот велик пред Богом, кто смиренно уступает ближнему, и смиренных Бог возносит, а гордых и спорливых Бог смиряет. Укорять надо только себя, а не ближнего, за свои недостатки. (преп. Иосиф)

 

Царствие Божие нудится, и без понуждений его никто не получал. Надо сносить тяготы других, а для этого проси у Господа терпения. (преп. Иосиф)

 

Что внутри неладно, очень печально. Молись Богу, проси у Него терпения и не унывай. Делай все ради Бога, не ради чего-нибудь временного, и Господь никогда не оставит тебя и труды не забудет. Потерпеть же всем надо, скорби у всех, без них и в покой не войдешь. душевны име, а терпеть - терпи, и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина. (преп. Иосиф)

 

Чepeз неприятные случаи мы познаем, что мы нетерпеливы, а если нетерпеливы, значит, самолюбивы. А познание это должно расположить нас к самоукорению и покаянию, и молитвенно просить у Господа помилования,- без неприятных же случаев человек склонен к самомнению. (преп. Иосиф)

 

Чтобы помыслы тщеславные, как и другие худые, не приходили, - это невозможно, а только следует с ними бороться и при помощи Божией отгонять их. (преп. Иосиф)

 

Унынию не поддавайся, а всегда старайся веселой и довольной быть, это вполовину облегчает скорбь. (преп. Иосиф)

 

Молиться за ненавидящих и обидящих должно так: "Спаси, Господи, и помилуй рабу Твою, сестру мою возлюбленную (имя), и ее ради святых молитв помилуй и меня, окаянную грешницу". (преп. Иосиф)

 

Источники:

«Нужно жить нелицемерно…»: Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских./ По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – Козельск: Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь, 2010. – 192 с.

Оптина пустынь. – Козельск: Издательство Введенского Ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, 2012. – 30 с.

http://www.optina.ru - Оптина Пустынь. Официальный сайт Введенского Ставропигиального мужского монастыря

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...