пятница, 18 декабря 2020 г.

Из древней истории книги

 Краткая древняя история книги

Книги печатают в типографиях на больших листах бумаги с помощью специальных машин. Но так было НЕ ВСЕГДА.
История книги уходит в глубину веков. Первой попыткой остановить и сохранить слово была картинка. Понадобились сотни лет для того, чтобы она стала знаком — условным сочетанием черточек, клинышков и линий. Но что нужно было сделать, чтобы тебя поняли? Рисовать каждый предмет? Каждое слово? Часть слова — слог? Три с половиной тысячи лет назад родилась буква. Знак для звука. Всего только одного звука. Но теперь этими знаками можно было записать любое слово, мысль, рассказ, книгу.

Египетский текст конца II тысячелетия до н.э. в переводе Анны Ахматовой
ПРОСЛАВЛЕНИЕ ПИСЦОВ
Мудрые писцы
Времен преемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся навеки...
Они не строили себе пирамид
Из меди
И надгробий из бронзы.
Не оставили после себя
Наследников,
Детей, сохранивших их имена.
Но они оставили свое наследство в писаниях,
В поучениях, сделанных ими...
Человек угасает, тело его
становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания заставляют
вспоминать его
Устами тех, кто передает это в уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.

Библиотека царя Ашшурбанапала. https://prv-lib.ru/wp-content/uploads/2020/05/27-maya-Den-bibliotek-3-1067x800.jpg
Из древней страны Ассирии дошли до нас книги, написанные тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки.
А в соседнем, Египетском царстве книги делали из ПАПИРУСА — речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы. На них и писали. Потом листы склеивали, и получалась книга в виде длинного свитка.

Папирусный свиток
После чтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр.
Глиняные плитки, и папирусные свитки и китайские книжки-дощечки, нанизанные на бечеву, мало походили на книги, которые мы привыкли держать в руках. Такой, какой мы её знаем, книга стала после того, как в древнем городе Пергаме научились выделывать из кожи  особый материал — ПЕРГАМЕНТ.

Древние книги из пергамента. https://infourok.ru/proekt-kniga-moy-luchshiy-drug-1495237.html
Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы. Каждая четвертушка по-гречески называлась «тетрадос», а все вместе они составляли тетрадь. Несколько таких тетрадей сшивались, и получалась книга, на листах которой можно было писать и рисовать.
Много лет спустя пергамент заменили более дешёвым материалом — БУМАГОЙ, но книгу по-прежнему сшивали из отдельных тетрадей и одевали в твёрдый переплёт или в мягкую обложку. Так делают и по сей день.
Месяцы, а то и годы уходили на то, чтобы написать или переписать какую-нибудь толстую книгу да ещё украсить её рисунками. Не удивительно, что рукописные книги стоили очень дорого. Вдобавок некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу, а иногда и в серебро. Нередко владельцы таких книг приковывали их цепями к полкам, чтобы не украли.

РУКОПИСНАЯ КНИГА МЕСОПОТАМИИ

Глиняная книга самой древней библиотеки мира. https://bravedefender.ru/samaya-drevnyaya-biblioteka-mira-v-ninevii

Эпос о Гильгамеше («О все видавшем») Перевод с вавилонского В. Шилейко
Об увидавшем все до края мира,
О проницавшем все, постигшем все.
Он прочел совокупно все писанья,
Глубину премудрости всех книгочетов;
Потаенное видел, сокровенное знал
И принес он весть о днях до потопа.
Далеким путем он ходил — он устал и вернулся
И записал на камне весь свой труд.

Вторым наряду с Египтом древнейшим очагом человеческой цивилизации — возникли они примерно в одно и то же время: во 2-й половине IV тысячелетия до н. э.— была Месопотамия (или Двуречье) — область, расположенная между реками Евфратом и Тигром. На территории Двуречья не раз сменяли друг друга различные государственные образования. Неоднородным был и этнический состав населения. Месопотамия была поэтому в целом менее централизованным и несколько более динамичным обществом, чем Египет. Раньше всех пробудилась к исторической жизни южная часть Месопотамии — Шумер. Затем выдвинулся Аккад. Один из городов области, Вавилон, почти на две тысячи лет стал культурным центром Передней Азии и дал название культуре Двуречья: «Вавилонская».

Книги – глиняные таблички. https://bravedefender.ru/samaya-drevnyaya-biblioteka-mira-v-ninevii

Писали обитатели Двуречья острыми тростниковыми палочками на мягких глиняных табличках, которые после обжига становились неподвластными времени. Знаки, напоминавшие по своей форме клинышки, дали название письму: клинопись. Книжная полка Двуречья — ящик с глиняными табличками. Сохранились они в большом количестве. Что представляла собой клинописная литература? Мифологические поэмы и своды законов, гимны и астрономические трактаты, исторические тексты и описания путешествий, сказания и молитвы... Много сохранилось и частных писем, и деловых документов.

Средоточием клинописных библиотек были прежде всего храмы. Однако самая знаменитая библиотека Двуречья была собрана светским лицом — ассирийским царем Ашшурбанипалом (VII век до н. э.). Этот могущественный, жестокий и коварный деспот был образованным человеком и большим любителем книг. Он специально рассылал в древние храмы переписчиков, делавших для него копии. В его дворце в Ниневии, раскопанном археологами в XIX веке, нашли свыше 20 тысяч глиняных табличек, которым мы обязаны большей частью наших знаний о культуре Ассиро-Вавилонии. Клинопись утвердилась не только в Двуречье, но и во многих окрестных странах. Принята она была, в частности, в древней Персии и в государстве Урарту, располагавшемся на территории современной Армении. Как и египетские иероглифы, клинопись, забытая еще раньше, чем они, была дешифрована трудами нескольких поколений ученых XIX века.

РУКОПИСНАЯ КНИГА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Древний Египет — одна из колыбелей человеческой цивилизации. Величественные строения, грандиозная ирригационная система, стройная, иерархически строгая организация общества во главе с «живым богом» фараоном, загадочная религия, мудрые и ученые жрецы, кажущаяся неподвижность этой медленно развивавшейся культуры производили сильное, почти магическое впечатление уже на древних греков. Позднее наука внесла многие коррективы в этот образ. Но обаяние осталось.

Египетский  текст конца II тысячелетия до н.э. в переводе Анны Ахматовой
Прославление писцов
Мудрые писцы
Времен преемников самих богов,
Предрекавшие будущее,
Их имена сохранятся навеки.
Они ушли, завершив свое время,

Писания становились их жрецами,
А палетка для письма — их сыном.
Их пирамиды — книги  поучений,
Их дитя — тростниковое перо,

Их супруга — поверхность камня,
И большие и малые —
Все их дети,
Потому что писец — их глава.

Построены были двери и дома, но они разрушились,
Жрецы заупокойных служб исчезли,
Их памятники покрылись грязью,
Гробницы их забыты.
Но имена их произносят, читая эти книги,
Написанные, пока они жили,
И память о том, кто написал их,
Вечна.

Стань писцом, заключи это в своем сердце,
Чтобы имя твое стало таким же.
Книга лучше расписного надгробь
И прочной стены.
Написанное в книге возводит дома и пирамиды в сердцах тех,
Кто повторяет имена писцов,
Чтобы на устах была истина,

Мудрецы, предрекавшие будущее,—
Вышло так, как говорили их уста.
Это написано в их книгах,
Это существует в виде изречения.
Их наследники — дети разных людей,
Как будто все они — их собственные дети.

Они скрыли свое волшебство от людей,
Но их читают в наставлениях.
Они ушли,
Имена их исчезли вместе с ними,
Но писания заставляют
Вспомнить их.

Египет был родиной одной из древнейших систем письма и своеобразнейшей книжной культуры. Египетское письмо, забытое в первые века нашей эры и дешифрованное в 20-х годах XIX века французским ученым Ж.Ф. Шампольоном, было трех разновидностей, именуемых по-гречески: иероглифика («священные знаки») — изящные стилизованные изображения людей, предметов, животных и растений; несколько упрощенная иератика («жреческое письмо») и демотика (скоропись, буквально «народное письмо»). Писчий материал в Египте изготовлялся из папируса, в изобилии произраставшего в долине Нила. Материал прессовали и высушивали. По виду папирус напоминает плотную желтоватую бумагу.

Книга Катулла Веронского I век до н.э., обращенное к историку Корнелию Непоту. Пер. с лат. А. Тютровского
Эту новую маленькую книгу,
Жесткою пемзою вытертую гладко,
Подарю я кому? - Тебе, Корнелий!
Ты безделки мои считал за дело
В годы те, когда первым среди Римлян
Судьбы мира всего вместить решился
В три объемистых и ученых тома.
Получай же на память эту книжку,
Хороша ли, худа ль. И пусть богиня
Пережить не одно ей даст столетье.
Египетская книга представляла собой папирусный свиток шириной до 30 см, длиной, как правило, 6—10 м. Бывали и свитки-гиганты — до 40 м. Свитки наматывались на палочку. Египетская библиотека состояла из футляров со свитками. Писали черными и красными красками (позднее — чернилами), иногда книги иллюстрировались. Писцы в Египте были людьми почетной и влиятельной профессии, они были освобождены от физической работы и налогов, о чем с гордостью сообщали в своих надгробных надписях.
В сухом климате Египта папирус хорошо сохранялся, и до нас дошло значительное число египетских свитков. Содержание их многообразно. Это гимны богам и религиозные мифы, магические формулы, молитвы и заклинания, описания военных походов и поучения, песни и любовная лирика, сказки и повести.
Есть египетские папирусы и в собраниях России — в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В «Книги мертвых» имеются рельефы и иероглифы, сопровождавшие заупокойные ритуалы, отображали идеологию фараоновского государства, повествовали о небесной и земной иерархии, о воздаяниях праведникам и наказаниях грешников.

Древний Египет. Поучения Ахтоя своему сыну Пепи по дороге в школу:

Поучения Ахтоя своему сыну Пепи по дороге в школу: «...Обрати же твое сердце к книгам... смотри, нет ничего выше книг!.. Если писец имеет должность в столице, то он не будет там нищим... О, если бы я мог заставить тебя полюбить книги, если бы я мог показать перед тобой их красоты! Это лучше всех других должностей. Когда писец еще ребенок. уже его приветствуют... Каждый ремесленник, работающий резцом, устает больше, чем земледелец. Его поле — дерево, его орудие — металл... Я расскажу тебе еще о рыбаке: ему достается хуже. чем во всякой другой должности. Смотри, разве он не работает на реке вперемежку с крокодилами?.. Смотри, нет должности, где не было бы начальника, кроме должности писца, ибо он сам начальник... полезен для тебя день в школе, работы в ней вечны, подобны горам».

РУКОПИСНАЯ КНИГА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства. В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые «черты и резы» — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд. Разумеется, оно было непригодно для перевода сложных и глубоких по смыслу богослужебных и исторических текстов. После крещения на Руси утвердилась «кириллица» — азбука, составленная для славян просветителями Кириллом и Мефодием на основе греческого алфавита. В это время Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции. Из Византии и Дунайской Болгарии хлынул мощный поток незнакомой доселе литературы. Это были библейские книги, жития святых, сочинения по истории, естественным наукам, сборники изречений древних мудрецов. В монастырях, этих центрах русской учености, велась огромная переводческая работа. На Руси создавалась и своя собственная литература — летописи, жития русских святых, замечательные образцы ораторского искусства. Среди них и «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, и «Сказание о Борисе и Глебе», и «Повесть временных лет»...

Благоговейное отношение к книге установилось на Руси с давних времен. Об этом свидетельствуют многочисленные изречения из различных источников. «Красота воину — оружие, кораблю — ветрило, так и праведнику — почитание книжное»,— читаем мы в «Изборнике» 1076 года. Многие из русских князей, будучи высокообразованными людьми, обладали прекрасными библиотеками. Особенным богатством отличалось книжное собрание киевского князя Ярослава Мудрого. Древнерусская рукописная книга была плодом труда многих людей разных профессий. В тишине монастырских келий работали книжники — писатели средневековья. Имена некоторых из них дошли до наших дней. Но многие авторы, подарившие нам подлинные шедевры, остались неизвестными. Это связано с характером древнерусской литературы, которая, по определению Д.С. Лихачева, «была искусством надындивидуальном». Книги в те годы распространялись путем переписывания. Поэтому профессия писца была одной из самых важных в книжном деле.

При монастырях и княжих дворах, как правило, имелся целый штат писцов. Среди них существовала своеобразная цеховая иерархия — были мастера, подмастерья и «робята». Попробуем представить себе, как работал древнерусский переписчик. Вот он сидит за столом, на котором лежит книга, На коленях у писца тетрадь из пергамена или из бумаги. Гусиным пером он переписывает в нее текст книги, лежащей на столе. Когда работа писца заканчивалась, несколько тетрадей скреплялись в новую книгу и переплетались, «крылись», как говорили в старину. Переплет изготовлялся из двух досок и обтягивался кожей. Нередко вместо кожи употреблялись дорогие ткани — парча, бархат, атлас. Для предохранения переплета и для его украшения использовались узорные металлические бляхи.

Евангелие из Оружейной палаты

Иногда книги заключались в золотые и серебряные оклады,   инкрустировались   драгоценными камнями. В Древней Руси существовало несколько типов книжного письма. Самый древний из них — устав — употреблялся в XI—XIII веках. Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки. С XV века начинает распространяться третий тип письма — скоропись. Было на Руси распространено и декоративное письмо — вязь, которым обычно писали заголовки.

Букваръ Кариона Истомина. Москва. 1694

Ему свойственны орнаментальность и обилие украшений. Огромную роль в создании рукописной книги играли художники. С замечательным искусством и фантазией выписывали они инициалы — заглавные буквы. Таков, например, инициалы Остромирова евангелия. В них проглядывают головы птиц, диковинных животных, человеческие лица. Высочайшим уровнем отличалось и искусство книжной миниатюры. В древнерусской книге последовательность иллюстраций всегда соответствовала последовательности развития сюжета. Так, в «Повести временных лет» они представляют собой неразрывное единство с повествованием, делают его объемнее, заставляют читателя живее воспринимать его. Язык цвета вносит эмоциональные оттенки в суровый, внешне бесстрастный рассказ летописца. Ярко горит киноварь, изумрудно зеленеет трава, переливаются разноцветные одежды... В XVI веке на Руси появляется книгопечатание. Но, несмотря на это, рукописная книга сохраняет свое значение в русской культурной жизни вплоть до XVIII столетия.

 

Источники:

Что такое? Кто такой?: Книга для совместного чтения родителей с детьми в 3-х т. Том 1. - 3-е изд., перераб и доп. - М.: Издательство «Педагогика», 1990. - с.58

Круг чтения: Календарь 1990. - М.: Политиздат. - 176с.

https://maxbooks.ru/berabum/index.htm Всеобщая история книги

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...