среда, 16 декабря 2020 г.

О художниках детских книжек

 «Почти у каждой книги для детей, особенно для маленьких,— два автора. Один из них писатель, другой — художник» (С. Маршак)

О художниках детских книжек

Художник Скотина Г. «Заря – заряница»

Детские книги похожи на праздник — яркие, нарядные, так и просятся в руки. Это — заслуга художника.
Художник детской книги такой же автор, как и писатель: ведь его рисунки дополняют текст и делают книгу еще привлекательней.
У каждого художника есть любимая тема: один иллюстрирует сказки, другой рисует животных, третий — людей.
Познакомимся с некоторыми известными художниками.

Спаль А.Н.
***
Краски акварельные,
прозрачные,
свирельные,
легче пуха облака
солнце ярко-красное,
машет крыльями слегка
бабочка атласная.
Речка синяя слилась
с берегом зеленым,
золотой плывет карась
под лиловым кленом.
Кистью влажною чуть-чуть
прикоснешься к краске, -
мчится конь в далекий путь
в акварельной сказке.

 Художники - детям

Художник В. Лебедев. Маршак С. Сказки, песни, загадки

Еще в двадцатые годы вместе с писателем С.Я. Маршаком создавал художник В. Лебедев первые советские детские книжки. На их страницах — смышленые, аккуратные, занятые делом мальчики и девочки. Но чем-то они отличаются от тебя и твоих товарищей. И не удивительно, ведь они жили в нашей стране сразу после Октябрьской революции. А так хочется узнать об их занятиях, играх, затеях, об одежде и разных предметах, которые их окружали.
Рисунки В. Лебедева похожи на аппликацию, что очень подошло к детской книге. Они красочны, выразительны, интересно придуманы и доставляют большую радость ребятам.

Художник А. Пахомов. Толстой Л. Азбука

Среди первых книжек, конечно, есть и «Азбука» русского писателя Льва Николаевича Толстого. Он написал ее для крестьянских ребятишек, которых учил в своей школе в Ясной Поляне.
Много лет прошло с тех пор, написаны другие азбуки, но книга Льва Толстого не стареет. Юные читатели полюбили ее еще больше, когда рисунки для «Азбуки» сделал художник А.Ф. Пахомов. Ведь он рисовал их с большой любовью к крестьянским детям.
Рисовал внимательно и точно, поэтому так интересно бывает разглядывать эти рисунки. Одежда детей совсем не похожа на ту, которую носишь ты: и рубашки не похожи, и лапти можно теперь увидеть только в музее или на картинках, да и домашняя утварь отличается от современной. Но главное, чем согреты работы художника,— умные, приветливые, добрые лица детей.
Художник знает, что жизнь этих детей была нелегка, он никогда не смеется над ними. Очень серьезно относится к их бедам и радостям. И только иногда чуть улыбнется вместе с писателем.

Художник Чарушин Е. Тюпа

Книги о животных иллюстрируют художники-анималисты. Евгений Иванович Чарушин один из таких художников. Он родился в старинном северном городе Вятка.
Мальчик рос рядом с тайгой, и, конечно, дом всегда был полон разными животными. Все свое время Женя отдавал им: кормил, лечил, приручал. У него получалось так, что даже кошка дружила с птицами и не обижала их.
Любовь к животным Чарушин пронес через всю жизнь. Он вырос, стал художником, и его рисунки заселились самыми разными зверями и птицами. В работе ему помогло знание животных еще по детскому, «домашнему» зоопарку. Да и став взрослым, он часами наблюдал за повадками, движениями и характерами животных в настоящем зоопарке.

Художник Е. Чарушин. Томка и сорока

Вскоре в детских книжках С. Маршака и В. Бианки появились его пушистые зверюшки — подвижные, гибкие, настороженные или доверчивые — и сразу полюбились детям.
Особенно Чарушину нравилось рисовать детенышей самых разных животных. Он знал про них много интересных историй, которыми хотел поделиться с ребятами. Так он стал не только иллюстрировать, но и писать книжки. Например, для малышей у него есть история «Про Томку». Там описаны и нарисованы похождения щенка Томки, смешного несмышленыша с толстыми лапами. По рисункам сразу видно, что Чарушин с Томкой был хорошо знаком.
И еще Евгений Иванович много занимался с детьми — учил их рисовать. Его сын, Никита Чарушин, став художником, тоже иллюстрирует детские книги.

 

Художник М. Митурич. Бианки В. Красная горка

Художник Май Петрович Митурич не только анималист. Он иллюстрировал книжки Маршака и Чуковского, Барто и Михалкова. Но его рисунки к сказкам Киплинга, рассказам Бианки, Снегирева и других писателей-природоведов особенные. Это, наверное, потому, что Май Петрович очень много путешествовал: побывал на Курилах и на Памире, в Средней Азии и на Дальнем Востоке, проплыл на лодке по широким северным рекам и порожистым горным речками подолгу жил на берегу затерянного в тайге озера.
Акварели художника — быстрые, легкие мазки кисти. Вглядишься попристальнее — и перед тобой сценка из жизни животных, да как верно схвачены характеры. Посмотри на эту картинку. Рыжий кот, такой весь мягкий, замер, будто потягивается. А ведь он, разбойник, только и поджидает момента, чтобы схватить воробья. Стоит тому зазеваться — сразу цапнет!

Художник Е. Рачев. Сказки

«Картинки» Евгения Михайловича прямо-таки излучают умиротворение, теплоту и гармонию. Он любил рисовать пастелью (иногда акварелью, гуашью, углём) по тонированному фону, выбирая чистые, спокойные цвета, что во многом способствовало особой мягкости, «ласковости» его работ. Лисы и медведи, зайцы и коты, сороки и петухи художника Рачёва, одетые им в народные костюмы, лишь на первый, невнимательный взгляд кажутся сугубо декоративными. Они всегда необычайно выразительны, поскольку наделены множеством черт и чёрточек, присущих нам, людям, — человеческими характерами.
Свойство очеловечивать персонажей-животных особенно пригодилось художнику, когда он оформлял басни И.А. Крылова и С.В. Михалкова, сказку В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница» и русские народные сказки. В иллюстрациях к произведениям М.М. Пришвина, Б.С. Житкова, В.В. Бианки Рачёв, как правило, избегает иронии; здесь он более лиричен и задумчив, хотя во всём, что касается «зоологии», неизменно точен и скрупулёзен.

 

Сказки в картинках

Художник Ю.А. Васнецов. Потешки

Юрий Алексеевич Васнецов вспоминал: «Помню весну в Вятке. Ручьи текут, такие бурные, как водопады, а мы, ребята, кораблики пускаем... Весной открывалась веселая ярмарка — Свистунья. На ярмарке нарядно, весело. И чего только нет! Посуда глиняная, горшки, кринки, кувшины. Скатерти домотканые со всякими узорами... Очень любил я игрушки вятские из глины, из дерева, гипсовые лошадки, петушки — все интересно по цвету. Карусели на ярмарке все в бисере, все в блестках — гуси, кони, колясочки, и обязательно гармонь играет».

Художник Ю. Васнецов Радуга. Русские народные сказки, песенки, потешки

Еще мальчиком он расписал стены своей комнаты, ставни и печки в домах соседей яркими узорами, цветами, конями и фантастическими зверями и птицами. Русское народное искусство он знал и любил, и это помогало ему потом рисовать свои удивительные иллюстрации к сказкам. И костюмы, которые носили в его родных северных краях, и праздничные уборы лошадей, и деревянная резьба на окнах и крылечках изб, и расписные прялки и вышивки — все, что он видел с малых лет, пригодилось ему для сказочных рисунков.

Художник Ю. Васнецов Радуга. Русские народные сказки, песенки, потешки

В русской народной сказке все неожиданно, неведомо, невероятно. Если страшно, так до дрожи, если радость — пир на весь мир. Вот и художник делает свои рисунки к книге «Радуга-дуга» яркими, праздничными — то страница голубая с ярким петухом, то красная, а на ней бурый медведь с березовым посохом.

Художник Ю. Васнецов Три медведя. Русская народная сказка

А к сказке Льва Толстого «Три медведя» художник сделал другие иллюстрации. Большой страшный, будто заколдованный лес, и медвежья изба слишком велики для маленькой заблудившейся девочки. И тени в доме тоже темные, жуткие. Но вот девочка убежала от медведей, и на рисунке сразу посветлел лес. Так художник может передать красками любое настроение.
Ю.А. Васнецов писал: «В своих рисунках я стараюсь показать уголок прекрасного мира родной русской сказки, воспитывающей в детях глубокую любовь к народу, к нашей Родине и ее щедрой природе».

 

Сказки Пушкина в рисунках художников

Художник И. Билибин Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане

Сказки Александра Сергеевича Пушкина любят и дети и взрослые. В нашей стране их часто издают. Самые лучшие художники рисовали и рисуют иллюстрации к этим удивительным сказкам.
Художник Иван Яковлевич Билибин сделал иллюстрации ко всем сказкам А.С. Пушкина. Их легко узнать по ясным, радостным краскам, по широким рамкам, украшенным цветами, деревьями, рыбами, птицами или жуками. Рисунки Билибина отчетливы, на них хорошо видны и каждая волна в океане, и каждый листок на дереве. Одежда героев — в узорах, а лица так выразительны, что сразу видно, кто тут хороший человек, а кто — хитрый, злой.

Художник В. Конашевич. Пушкин А.С. Сказки

В.М. Конашевич — веселый художник, его рисунки к забавным сказкам К. Чуковского делают их еще смешнее. Но здесь, в пушкинских сказках, он очень серьезен. Посмотри на старика из «Сказки о рыбаке и рыбке». Вот он склонился над разбушевавшимся морем, протянул руки к рыбке, молит исполнить прихоть ненасытной старухи. И низкое небо мрачно, и неподвижные скалы стали похожи на волны.

Художник Т. Маврина. Пушкин А.С. Сказки

А рисунки художницы Татьяны Мавриной — большой любительницы сказок, выдумщицы — совсем другие. Она хорошо знает народное искусство и то, как рисуют дети. От сказки к сказке ходит кот ученый, и всякий раз он меняет цвет: то — розовый, то — зеленый. А глаза огромные, умные — вроде кошачьи, а вроде бы и человечьи. Такой кот вполне мог присниться поэту и нашептать свои сказки. В рисунках Мавриной ничего нет от обыденной жизни, нет мелочей и подробностей — все крупно и переливается разными цветами и оттенками, все неожиданно, празднично, как и должно быть в сказке.

 

Сказки Г.Х. Андерсена

Художник Б. Диодоров. Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

Имя Бориса Диодорова внесено в Почетный список лучших в мире иллюстраторов детской книги. Его работы находятся в самых престижных музеях мира. Он оформил более четырехсот книг, среди которых «Винни-Пух» А. Милна, «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф, «Аленький цветочек» С. Аксакова, «Народные рассказы» Л. Толстого, «Малахитовая шкатулка» П. Бажова… Но самой большой его любовью остается творчество Г. Х. Андерсена.

Художник Б. Диодоров. Г.Х. Андерсен «Русалочка»

«Добро побеждает в вечности»
Диодоров говорит, что каждую сказку Андерсена он иллюстрировал по пять лет. «Я книгу делаю годами. Я страдаю». Когда работал над макетом к «Русалочке» и дошел до момента, когда Русалочка, отказавшись убивать принца, обрекает себя на гибель, — незаметно для себя горько плакал.

Художник Б. Диодоров. Г.Х. Андерсен «Снежная королева»

«У художника всегда есть опасность заштамповаться, то есть не впускать душу в рисунок, — говорит художник Диодоров. — В литературе существуют жанры, национальные условия. Нельзя работать все время одинаково… Я отношусь к иллюстрации как к искусству своего жанра, утвердившегося через века. Первая иллюстрация была для книг церковных, божественных. Там без души было невозможно. Именно душа — составляющая любого искусства — и должна быть в иллюстрации. Искусство — это человек. Если человек пуст, мне неинтересно с ним. А если в его книге, рисунке проявляется душа, я не могу насмотреться, потому что через каждый отрезок времени я взрослею и начинаю открывать для себя новые качества. Только страданиями, только радостями — только этими состояниями души можно аккумулировать что-то. Искусство именно поэтому существует вне времени. Автор умирает, а его произведения живут. Кого переиздают все время? У кого душа — составляющая часть творчества. Это я давно открыл. И перестал стесняться».

 

Источник:

Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом./ В.Г. Валькова, А.Н. Спаль; художник Л.В. Денисенко. – М.: Книжная палата, 1990. – 80 с.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...