пятница, 13 ноября 2020 г.

Святитель Лука Крымский: фотографии и картины. Ташкент

 Начало служения Богу

«Добрый пастырь словесных овец». Епископ Ташкентский и Туркестанский Лука (12 мая 1923 г. — сентябрь 1927 г.)

В одном из посланий священнослужителям своей епархии святитель вопрошает: «Много ли среди вас священников, которые подобны серьезным врачам? Знаете ли вы, сколько труда и внимания уделяют тяжелым больным добрые и опытные медицинские работники? Но ведь наша задача неизмеримо более важна. Мы поставлены Богом на великое дело врачевания душ человеческих».

Святитель Лука принял священнический сан в самый разгар гонений. И никогда не скрывал свою веру.

Только чудом он не разделил судьбу многих архиереев, принявших смерть за Христа. Впрочем, за плечами у святителя Луки — одиннадцать лет тюрем и ссылок. А ведь он мог получить свободу, известность, мог возглавить институт, который ему сулили,— ценой одной-единственной уступки. Ему нужно было только отказаться от своего служения. Стать профессором-хирургом Валентином Феликсовичем Войно-Ясенецким, перестав быть епископом Лукой. Однако он отказался от почетной должности, но не от Христа.

Визитная карточка «Доктор медицины Валентин Феликсович Ясенецкий-Войно. Главный врач Ташкентской городской больницы» Ташкент 1917 (?) г. Бумага, печать. Из архива Н.Н. Сидоркина (публикуется с разрешения владельца) https://zen.yandex.ru/media/id/5e467bf807349e4ee436742a/celitel-dushi-i-tela-sviatitel-luka-krymskii--professor-vf-voinoiaseneckii-5e999a14c03183795a152423

В марте 1917 г. В.Ф. Войно-Ясенецкий был приглашен на должность главного врача и хирурга в г. Ташкент. Там ему и его семье довелось пережить все ужасы гражданской войны. Однако то было лишь началом бедствий. В октябре 1919 г. от туберкулеза умерла жена Валентина Феликсовича Анна.

«Исцеления тела» становится недостаточно для Валентина Феликсовича. После смерти жены он, уже ранее имея тяготение к церковной жизни, начал выступать на собрании Ташкентской епархии и проявлять себя как выдающийся оратор. Он продолжал много работать в больнице, но при этом постоянно бывал в храмах участвовал в религиозных диспутах. Благодаря этому, многие колеблющиеся обрели твердую веру. О дальнейших событиях святитель Лука вспоминал так: «Я скоро узнал, что в Ташкенте существует церковное братство, и пошел на одно из заседаний его». Впоследствии он стал активным членом братства.

Рисунок В.Ф. Войно-Ясенецкого. «Странник», набросок композиции. https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2015/06/025nv.jpg?d80e24

Свой первый удар по Церкви большевики нанесли принятием в 1918 году декрета об отделении Церкви от государства. Одним из средств борьбы против Православной Церкви советская власть избрала церковный раскол. Была создана раскольная организация под названием «Живая Церковь». Вот что говорил об этом времени святитель Лука: «Когда возникла недоброй памяти «Живая церковь», то, как известно, везде и всюду на епархиальных съездах духовенства и мирян обсуждалась деятельность епископов и некоторых из них смещали с кафедр. Так, "суд" над епископом Ташкентским и Туркменским происходил в Ташкенте в большой певческой комнате, очень близко от кафедрального собора. На нем присутствовал и я, в качестве гостя, и по какому-то очень важному вопросу выступил с продолжительной, горячей речью. Резких выступлений на съезде не было, и деятельность Преосвященного Иннокентия (Пустынского) получила положительную оценку».

Епископ Ташкентский Иннокентий (Пустынский). Именно он сказал будущему святителю: «Доктор, вам надо быть священником!»

Из воспоминаний святителя Луки:

«Когда кончился съезд и присутствовавшие расходились, я неожиданно столкнулся в дверях с владыкой Иннокентием. Он взял меня под руку и повел на перрон, окружавший собор. Мы обошли два раза вокруг собора, Преосвященный говорил, что моя речь произвела большое впечатление, и, неожиданно остановившись, сказал мне: "Доктор, вам надо быть священником!" ...У меня никогда не было и мысли о священстве, но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв, и ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!» В ближайшее воскресенье я был посвящен в сан диакона. А через неделю, в праздник Сретения Господня 1921 г., был рукоположен во иерея».

Священник Валентин (Войно-Ясенецкий)

Принятие священного сана в те годы означало избрать путь страдания за Христа и требовало немалого мужества. И отец Валентин не скрывал того, что теперь он — священник. В рясе, с крестом на груди, он ходил по городу и читал лекции студентам. А параллельно с этим служил, проповедовал и проводил беседы в городском соборе. Целый цикл этих бесед был посвящен критике материализма. Участвовал отец Валентин и в публичных диспутах с атеистами.

Ташкентский Успенский кафедральный собор. Здесь служил святитель Лука

В 1921 г. он выступал на суде по делу врачей, арестованных чекистами по ложному доносу. Председатель ЧК спросил: «Разве вы видели Бога?» — «Бога я не видел. Но я много оперировал на мозге и никогда не видел там и ума. И совести тоже не находил».— «Как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?» — «Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель?» Эти слова встретили аплодисментами. В итоге врачей оправдали, и все понимали, что их избавила от расстрела речь священника-хирурга.

Епископ Ташкентский и Туркестанский Лука. После спровоцированного ОГПУ удаления епископа Иннокентия с Туркестанской кафедры, владыке Луке предстояло сплотить вокруг себя священников — сторонников Патриарха Тихона. https://mytashkent.uz/2016/06/12/svyatitel-luka-simferopolskij-svyatoj-v-strane-sovetov

В мае 1923 г., после отъезда из Ташкента епископа Иннокентия, он был рукоположен в сан епископа Ташкентского и Туркестанского. А перед этим пострижен в монашество с именем Лука.

Отца Валентина тайно постригли в монашество. «Ташкентский епископ хотел дать мне имя великомученика и целителя Пантелеймона, но когда побывал на Литургии, которую я служил, и услышал мою проповедь, то нашел, что мне более подходит имя апостола, евангелиста, врача и иконописца Луки. Меня направили в таджикский город Пенджикент».

Епископ Суздальский Владимир (Зуммер), участник архиерейской хиротонии свт. Луки

«Приехав в Ташкент, преосвященный Андрей одобрил избрание меня кандидатом на посвящение во епископа собором ташкентского духовенства и тайно постриг меня монашество в моей спальне». Поскольку по апостольским правилам рукополагать епископа должны два или три епископа, а в то время в Ташкенте был только владыка Андрей, решено было отправить отца Валентина в город Пенджикент. По прибытии туда «на следующее утро все мы отравились в церковь. Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале литургии совершили хиротонию. При хиротонии посвящаемый склоняется нал Престолом, а архиерей держит над его головой раскрытое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда читали совершительную молитву таинства Священства, я пришел в такое глубокое волнение, что всем телом дрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не видели никогда. Архиереем я стал 18/31 мая 1923 года».

Преосвященный Даниил Брянский (в 1920-е гг. - епископ Болховский)

В мае же состоялась архиерейская хиротония епископа Луки, которую совершили епископы Болховский Даниил и Суздальский Василий.

Спустя годы, будучи в ссылке, Владыка Лука встретил незнакомого старика-монаха. «Он точно остолбенел при виде меня. «Почему же ты остолбенел?» — спросил я его. — «Десять лет тому назад я видел сон. Мне снилось, что я в Божием храме и неведомый мне архиерей рукополагает меня во иеромонаха. Сейчас, когда Вы вошли, я увидел этого архиерея!» Старик сделал мне земной поклон, и за Литургией я рукоположил его во иеромонаха. Десять лет назад, когда он видел меня, я был земским хирургом в Переславле-Залесском и не помышлял ни о священстве, ни об архиерействе. А у Бога в то время я уже был епископом. Так неисповедимы пути Господни».

Святитель Лука с прихожанами храма в Ташкенте

Из первого воззвания к пастве новопосвященного епископа Луки (Войно-Ясенецкого):

С горячим трепетом души своей воссылаю великое благодарение Господу за эту милость ко мне и пастве моей, еще отчасти разъединенной обманщиками православного народа. Но видит Бог, знает Бог, что не чести ради и не ради грешных побуждений принял я сан Святителя, потому что сердце мое обливалось кровью видеть то, как погибает без епископа Церковь Туркестанская; как с каждым днем укрепляется в ней насильственная власть тех недостойных протоиереев и иереев, о которых сказал пророк Иезекииль.
Горе пастырям... которые пасли себя самих... а стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали... и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. Я... взыщу овец Моих от руки их (см. Иез. 34, 2-4, 20). Итак, Божиею милостью я епископ, но торжественно заявляю, что не хочу ни для кого быть насильственно навязанным епископом.

Святитель Лука в архиерейском облачении

В одеждах святительских стою я перед паствой туркестанской и молю Отца Небесного: «Господи, помяни меня в немощи моей и направь меня на служение Церкви Твоей. . Соедини всех в единое стадо Твое и объедини меня благодатью с разбросанными чадами Твоими». И как хотел бы я исполнить заповедь святого апостола Петра: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ними не принужденно, но охотно и богоугодно, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (см. 1 Пет. 5,2-3). Прошу вас укрепите вашими молитвами, и если увидите меня отступающим от истин Христовых и от пути церковного, то безбоязненно скажите мне, и я поправлю свои ошибки, ибо не хочу погрешать перед народом Божиим...  Еще скажу, что свое имя монашеское я принял в честь апостола и евангелиста Луки, великого врача душевного и телесного, и хочу быть подражанием его, совмещая служение апостольское со служением врачебным».

Москва. Храм Воскресения Христова в Кадашах, где святитель Лука служил вместе с Патриархом Святителем Тихоном Московским

«Я дважды был у Патриарха Тихона,— писал Владыка,— и один раз служил совместно с ним» в Кадашевском храме Воскресения Христова».

Святитель Тихон Московский. Владыка Лука дважды был у Патриарха Тихона и один раз служил вместе с ним

Святейший Патриарх Тихон благословил его продолжать заниматься хирургией.

Через неделю после архиерейской хиротонии святитель Лука был арестован за «сношение с контрреволюционными казаками и связь с англичанами».

Вот как описывает свой первый арест святитель Лука: «Я спокойно отслужил вторую воскресную всенощную. Вернувшись домой. я читал правило ко причащению Святых Тайн. В 11 часов вечера (10 июня 1923 года. - Ред.) — стук в наружную дверь, обыск и первый мой арест. Я простился с детьми и Софией Сергеевной и в первый раз вошел в "черный ворон", как называли автомобиль ГПУ. Так положено было начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок».

Кафедральный собор прп. Сергия Радонежского в Ташкенте, где служил епископ Лука с 1920 по 1923 год. После всенощного бдения 10 июля 1923 года епископ был арестован и отправлен во вторую ссылку. Храм снесен в 1930-е годы. https://www.miloserdie.ru/wp-content/uploads/2015/06/017nv.jpg?d80e24

16 июня 1923 года в тюремной камере епископ Лука написал завещание своей пастве, вот оно:

«Завещание. К твердому и неуклонному исполнению завещаю вам: неколебимо стоять на том пути, на который я поставил вас. Подчиняться силе, если будут отбирать от вас храмы и отдавать их в распоряжение дикого вепря, попущением Божиим вознесшегося на горнем месте соборного храма нашего. Внешностью богослужения, творенного вепрем, не соблазняться и поругания Богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением... Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученным Богом от храмов и ввергнутым в голод слышания слова Божия. С вепрем и его прислужниками никакого общения не иметь и не унижаться до препирательства с ними. Против власти, поставленной нам Богом по грехам нашим, никак нимало не восставать и во всем ей смиренно повиноваться. Властью преемства апостольского, данного мне Господом нашим Иисусом Христом, посылаю всем чадам Туркестанской Церкви мое завещание. Отступающим от него и входящим с вепрем в молитвенное общение угрожаю гневом и осуждением Божиим. Смиренный Лука».

Завещание, переданное на волю через одного из верующих работников тюрьмы, быстро разошлось среди верующих и возымело свое действие Храмы, где служили живоцерковные священники и обновленцы, быстро опустели.

Его отправили в московское ГПУ, в Бутырскую тюрьму, где он сидел в камере с уголовниками, затем — в Таганскую. Там его поместили в камеру политзаключенных. Он вспоминал: «Все арестанты получили небольшие тулупчики от жены писателя Максима Горького. Я увидел дрожащего полуголого шпаненка и отдал ему полушубок. Это произвело огромное впечатление на предводителя шпаны, он очень любезно приветствовал меня и именовал «батюшкой». Позже я не раз убеждался в том, как глубоко ценят воры и бандиты простое человеческое отношение к ним».

«Так было положено начало одиннадцати годам моих тюрем и ссылок»...

«Говорю не от разума только, а по собственному опыту: когда шел я по весьма тяжкому пути, когда нес тяжкое бремя Христово, путь этот был радостным, ибо я чувствовал, что рядом со мной идет Сам Господь Иисус Христос. Тяжело было это бремя, но вспоминаю о нем как о светлой радости, как о великой милости Божией». (Святитель Лука Крымский)

 

«Мы смущаемся тем, что видим вокруг себя; смущаемся в жизненных испытаниях, смущаемся, когда тоска овладевает сердцем. А Господь говорит: Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте (Ин. 14,1). Только это одно нужно: вера в Бога. Она отгонит всякое смущение, она — единственное прибежище в скорбях». (Святитель Лука Крымский)

 

Источники:

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...