суббота, 14 ноября 2020 г.

Святитель Лука Крымский: фотографии и картины. Годы ссылок

11 лет тюрем и ссылок

Став священником в январе 1921 года, в сложное время российской истории, епископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий) пережил за приверженность к идее Христианства три ареста, одиннадцать лет тюрем, ссылки. Двадцать лет страданий во имя Христа не сломили его воли, не пошатнули убеждений и веры.

Владыка писал: «В самое трудное время, я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

Владыка Лука. Фото из архива НКВД. (современная колоризация)

В тюрьмах и ссылках владыка Лука не терял присутствия духа и  подвергся такому нападению клопов, которого нельзя было и представить себе. «Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажег электрическую лампочку и увидел, что вся подушка и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов. Я зажег свечу и начал поджигать клопов, которые стали падать на пол со стен и постели. Эффект этого поджигания был поразительным. Через час поджигания в камере не осталось ни одного клопа. Они, по-видимому, как-то сказали друг другу: «Спасайтесь, братцы! Здесь поджигают!» В последующие дни я больше не видел клопов, они все ушли в другие камеры».

С 1923 по 1926 год отбывал первую ссылку в Восточной Сибири (город Енисейск, деревня Хая, город Туруханск, станок Плахино).

Река Енисей

«Путь по замерзшему Енисею был очень тяжел для меня. Однако именно в то время я очень ясно ощущал, что рядом со мною Сам Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»

Первую ссылку, длившуюся три года, свт. Лука отбывал в Сибири, «за двести верст дальше Полярного круга».

Святителя Луку сослали в г. Енисейск Красноярского края. Там он работал в больнице, вел прием у себя на квартире. В операционной, на тумбочке у Владыки стояла икона. Перед операцией он молился и начертывал йодом крест на теле больного...

По воспоминаниям местных жителей, «до его приезда совсем мало людей посещало церковь, а с его приездом приток прихожан значительно усилился». Святитель Лука служил в местных храмах, много проповедовал. Но не менее ярким и убедительным свидетельством о Христе была его хирургическая деятельность.

Туруханский край, где отбывал ссылку Владыка Лука

30 августа 1924 года баржа со ссыльным архиепископом Лукой прибыла в Туруханск.

«В Туруханске, когда я выходил из баржи, толпа народа, ожидавшая меня, вдруг опустилась на колени, прося благословения... Туруханские крестьяне были мне глубоко благодарны и привозили меня в храм и домой на устланных коврами санях. И в больнице я не отказывал никому в благословении, которое очень ценили тунгусы. Уполномоченный ГПУ строго запретил мне благословлять больных. Я ответил, что по архиерейскому долгу не могу отказывать в этом и предложил, чтобы он сам повесил на больничных дверях объявление о запрещении пациентам просить у меня благословения. Этого, конечно, он сделать не мог».

 

Епископ Лука в Сибири. https://itexts.net/files/online_html/193226/i_025.jpg

Епископ-профессор сразу включился в врачебную работу, а в воскресенье и праздничные дни совершал богослужения в церкви. Расстояние от больницы до церкви было чуть меньше километра, но прихожане решили, что выезды архиерея в храм должны происходить с большим почетом, на покрытых ковром санях. Такие знаки внимания к ссыльному не могли не раздражать местное ГПУ, и случай снова арестовать владыку представился. К врачу Войно-Ясенецкому на прием в больницу пришла молодая женщина с больным ребенком. Как обычно, перед осмотром врач заполнял историю болезни. На вопрос и врача: «Как зовут ребенка?» — женщина ответила: «Атом». «Почему не назвали поленом или окном?» - спросил Валентин Феликсович. Этот вопрос послужил поводом для его нового ареста. Как потом выяснилось, женщина была женой председателя крайисполкома В. Бабкина.

 

  Епископ Лука в Красноярском крае

Самая жестокая и далекая ссылка епископа Луки — «На Ледовитый океан!», как выразился в приступе гнева местный начальник. Владыку конвоировал молодой милиционер, который признался ему, что чувствует себя Малютой Скуратовым, везущим митрополита Филиппа в Отроч монастырь. Милиционер не повез ссыльного на самый океан, а доставил в местечко Плахино, за 200 километров от Полярного круга. В глухом поселке стояло три избы, в одной из них и поселили владыку. Он вспоминал: «Вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. <…> Весь день и ночь я топил железную печку. Когда сидел тепло одетым за столом, то выше пояса было тепло, а ниже — холодно»…

Эта сибирская ссылка святителя Луки была первой, но не последней.

Кафедральный собор прп. Сергия Радонежского в Ташкенте, где служил епископ Лука. Храм снесен в 1930-е годы.

С 1927 года служил епископом Туркестанским, занимался частной врачебной практикой.

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать... У него был сложный период времени. Но святитель «внял гласу Божиему», и вернулся к служению

В мае 1930 года снова арестован.

В 1930 г. его выслали из Ташкента. На этот раз — в Архангельск. Разумеется, он мог получить свободу ценой отказа от служения Богу: «Мне твердят: „Сними рясу",— я этого никогда не сделаю. Она, ряса, останется со мной до самой смерти».

С 1931 по 1933 год отбывал наказание в концлагере «Макариха» под Котласом, а затем в ссылке в Архангельске.

Город Котлас. Служба в день памяти свт. Луки Крымского в храме Владимирской иконы Божией Матери

Исповедник Христов так описывал свою вторую ссылку: «Мне объявили, что я должен ехать в Котлас. Я был отправлен по этапу и ехал в арестантском вагоне до Самары, где нас оставили в тюрьме на неделю. Затем пересадка в Москве в другой вагон, где было множество вшей. В пути мы получали по куску хлеба и по одной сырой селедке на двоих. Я их не ел. ...Очень недолго пришлось мне оперировать в котласской больнице, и скоро мне объявили, что я должен ехать на пароходе в Архангельск. В первый год жизни там я испытывал большие затруднения в отношении квартиры, был почти бездомным. Не только врачи больницы, но, к удивлению моему, даже епископ Архангельский, встретили меня недружелюбно».

В то время в городе были закрыты все храмы. Святой не имел возможности совершать богослужения. Но его самоотверженное служение ближним — ради Бога — не прекращалось. Помещение для приема пациентов в амбулатории оказалось очень маленьким, полутемным, в коридоре всегда теснилась очередь, ругались женщины, плакали дети. Не хватало ваты, бинтов, антисептиков, даже бумаги. Больных всегда было много. Эту ссылку святитель. Лука считал легкой.

Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге

Из Архангельска Владыка Лука ездил в Ленинград, где ему удаляли опухоль. Он побывал в Новодевичьем монастыре, виделся с жившим в нем священномучеником Серафимом (Чичаговым).

С 1935 по 1937 год заведовал кафедрой Института неотложной медицинской помощи города Ташкента.

Монография епископа Луки «Очерки гнойной хирургии». https://zen.yandex.ru/media/id/5e467bf807349e4ee436742a

Осенью 1934 года в Медгизе вышло первое издание книги В.Ф. Войно-Ясенецкого «Очерки гнойной хирургии». В предисловии к уникальной монографии, ставшей настольной книгой для многих поколений врачей, Святитель писал: «Чрезвычайно тяжелый путь сельского хирурга-самоучки, который мне пришлось пройти, научил меня весьма многому, чем хотелось бы теперь, на склоне моей хирургической деятельности, поделиться с молодыми товарищами, чтобы облегчить их трудные задачи». Написанная в тяжелых условиях ссылок книга отразила мысли и чувства ее автора. Святитель учил на ее страницах человечному отношению к страждущему. «Приступая к операции, надо иметь в виду не только брюшную полость и тот интерес, который она может представить, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется "случаем". Человек в смертельной тоске и страхе, сердце у него трепещет не только в прямом, но и в переносном смысле...»

На протяжении всей книги, в описании каждого заболевания, перед читателем встают яркие образы людей с их страданиями и немощью... Отсюда полная и четкая картина заболеваний, основанная на прекрасном знании анатомии. Если в «чистой» хирургии успешный результат во многом зависит от техники врача и апробированного способа оперирования, то при гнойном заболевании — от умения сделать операцию как наиболее целесообразно в данном случае. Как свидетельствуют медики, монография владыки Луки — классический, фундаментальный труд, охватывающий практически все аспекты гнойной хирургии. Материал изложен высокопрофессиональным языком. Так мог писать только тот человек, который начинал работать сам, без практической помощи и руководства, наделенный талантом от Бога.

В июле 1937 года арестован и помещен в тюрьму.

Фото из следственного дела свт. Луки. 1937 г.

24 июля 1937 г. свт. Лука был вновь арестован вместе с несколькими священнослужителями города Ташкента. По его воспоминаниям, на допросах применялись даже пытки.

К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях...

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

Но Владыка не признал себя виновным и никого не оговорил. Два следствия по его делу оказались безрезультатными

После пыток и серии голодовок в 1940 году сослан в Красноярский край на пять лет.

В ссылке. 1941 год. Большая Мурта, Красноярского края

С марта 1940 года по сентябрь 1941 года отбывал ссылку в селе Большая Мурта Красноярского края. Сестры и санитарки местной больницы отзывались о нем с большой любовью: «Он бесстрашно говорил о своей вере: «Куда меня ни пошлют — везде Бог». Святитель утром всегда ходил в ближнюю рощу, молился там, поставив на пенек складную иконочку.

В 1941 году после начала Великой Отечественной войны исповедник послал телеграмму на имя М.И. Калинина: «Я, епископ Лука, профессор Войно-Ясенецкий, отбываю ссылку в поселке Большая Мурта Красноярского края, являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта и тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

Архиепископ Лука в окружении красноярских врачей https://krsk.aif.ru/society/svyatoy_lekar_na_schetu_voyno-yaseneckogo_sotni_spasyonnyh_soldat

В сентябре 1941 года получил разрешение работать главным хирургом в эвакогоспитале № 1515 в Красноярске, где проработал по ноябрь 1943 года. Святитель Лука занимался лечением раненых в Красноярском эвакогоспитале. Позже он вспоминал, как радовался, когда выздоравливавшие бойцы салютовали ему забинтованными ногами.

В марте 1943 года его назначили епископ Красноярским и Енисейским и возведён в сан архиепископа. Одновременно он продолжал работать в госпитале, лечил раненых.

Святитель Лука и благодарные пациенты https://rusdozor.ru/2020/03/29/priblizhaya-pobedu-svyatitel-luka-vojno-yaseneckij

Даже став в 1942 году архиепископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к Патриарху. Здесь все высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа... хуже всех…»

Никольский храм, единственный действовавший в Красноярске в годы войны

По настоянию Владыки, в городе Красноярске открываются два храма. Вот его слова из послания к сыну: «После шестнадцати лет мучительной тоски по Церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Открылась маленькая Никольская церковь».

...К Владыке относились как к выдающемуся хирургу и ученому. Он писал: «Почет мне большой: когда вхожу в большие собрания служащих или командиров, все встают. Но даже если бы не изменилось сейчас столь существенно положение Церкви, если бы не защищала меня моя высокая научная ценность, я не поколебался бы снова вступить на путь активного служения Церкви. А в служении Богу — вся моя радость, вся моя жизнь, ибо глубока моя вера, к тюрьме же и ссылкам я привык и не боюсь их... О, если бы ты знал, как туп и ограничен атеизм, как живо и реально общение с Богом любящих Его...»

Владыко был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»,

Памятник святителю Луке в Красноярске, у здания бывшего военного госпиталя, где он работал

Следует отметить, что в настоящее время святитель Лука пользуется особым почитанием на красноярской земле: в центре Красноярска ему установлен большой бронзовый памятник, Красноярский государственный медицинский университет носит имя профессора Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а на территории самого учебного заведения возведен храм Святителя Луки, в котором служит  о. Анатолий, выпускник университета…

…Воистину, великие дела совершал святитель. В 1943 году он участвует в Поместном Соборе, становится постоянным членом Священного Синода.

А с февраля 1944 года – его назначают архиепископом Тамбовским и Мичуринским и хирургом Тамбовского эвакогоспиталя.

Покровский собор в Тамбове, в котором служил Владыка Лука

Покровский храм в Тамбове, в котором много лет было общежитие рабочих, и обитатели превратили Божий храм в вертеп разбойников. Иконы были расколоты и выброшены, иконостас сломан, стены исписаны ругательствами. Владыка «привел церковь в благолепный вид», и, вообще, за два года его служения в епархии было открыто 23 храма, рукоположено около 50 священнослужителей. И еще он продолжал лечить больных.

Архиепископ Тамбовский Лука со священнослужителями своей епархии

«Встретили меня очень хорошо,— свидетельствовал он.— По просьбе Хирургического общества я сделал доклад. Выступал в рясе, с крестом и панагией». Владыка восстанавливал храмы, заботился о духовной жизни пасомых, в то же время работая в госпитале. Как-то раз, когда он совершал обход больных, один красноармеец крикнул: «Зачем здесь ходит длинноволосый?» А ночью обидчика поразил тяжелый приступ, и он потребовал вызвать «профессора», то есть архиепископа Луку. Тот приехал ночью же, оскорбитель со слезами просил прощения и умолял спасти ему жизнь. Епископ-врач дал команду подготовить всё к срочной операции. Перед ней он, как обычно, помолился и спросил несчастного, верует ли он в Бога, ибо не доктор возвратит ему жизнь, а Бог рукой его. Пациент ответил: «Теперь верую!» Сложнейшая операция прошла успешно. Все осознали, что такое подлинно христианская любовь, которая прощает даже врагов и никогда ни на кого не держит зла.

Архиепископ Тамбовский Лука

В 1945 году награжден Патриархом Алексием высшей церковной наградой - правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

Председатель Тамбовского облисполкома партии Козырьков считал, что святитель Лука — «медик, случайно попавший в церковный омут». Однажды он пригласил его к себе в кабинет и спросил: «Чем Вас премировать за вашу замечательную работу в госпитале?» — «Откройте городской собор».— «Ну, нет, собора Вам никогда не видать».— «А другого мне от Вас ничего не нужно»,— ответил Владыка и покинул облисполком.

Владыка Лука: «Только теперь, в Тамбове, я чувствую себя в полной мере архиереем...»

В 1946 г. он получает Государственную и Сталинскую премии за выдающиеся достижения в медицине.

Большую часть своих премий он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.

Скульптор Оленин работает над портретом владыки Луки (1946 год)

«Сегодня подтвердилось мое мнение, что я немалый козырь для нашего правительства. Завтра приедет из Москвы скульптор лепить мой бюст...» - (из письма свт. Луки к сыну после получения Гос. премии)

Владыка Лука обратил к себе сердца многих жителей Тамбова. При расставании с ними, отправляясь в 1946 году на служение в Крым, он сказал: «Вы знаете, как тяжело вам расставаться с детьми вашими… а подумайте, каково мне расставаться со всеми вами – вы же дети мои. Это тяжело, это чрезвычайно тяжело…

Я уеду от вас, увозя много вещей, с тяжелым багажом, но самый ценный мой багаж – это ваши сердца, которые я увезу с собой. Я буду всегда с ними, я буду их ласкать. Вот какую радость послал мне Господь. Но вместе с тем и печаль, ибо тяжко, тяжко порывать узы любви. Но что же делать, так устроил Господь, такова воля Божия… Я имел только словесное попечение о душах ваших, я старался явить пример следования Христу. Если видели добрый пример, то подражайте ему, как велит святой апостол. Тогда благословит вас всех Христос, тогда любовь Его и благословение будут со всеми вовеки…»

Жители Тамбова провожали его со слезами. «Я должен был ехать в Симферополь. Это было, несомненно, по воле Божией», — писал святитель.

Окончание следует...

Источники:

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...