пятница, 13 ноября 2020 г.

Святитель Лука Крымский: фотографии и картины

«Столпе непоколебимый…»

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), исповедник, доктор медицинских наук и профессор хирургии, был гоним за веру — аресты и ссылки сопровождали его жизнь

27 апреля 1877 г. в Керчи, в семье аптекаря, у провизора Ф.С. Войно-Ясенецкого родился третий сын, Валентин — будущий святитель Лука.

И, как святитель признавался впоследствии в своей автобиографии, хотя отец его и был весьма набожным человеком, «религиозного воспитания в семье не получил».

Гимназист Валентин Войно-Ясенецкий. Рисунок Татьяны Баранниковой

В гимназии любви к естественным наукам у него не было. Зато очень любил рисовать. Поэтому, параллельно с гимназией, учился в Киевской художественной школе, где участвовал в выставках и даже получил премию за свои наброски, изображавшие богомольцев в Киево-Печерской Лавре.

Киево-Печерская Лавра

«Я каждый день, а иногда и дважды в день, ездил в Киево-Печерскую Лавру, часто бывал в киевских храмах и, возвращаясь оттуда, делал зарисовки того, что видел в Лавре и храмах. Я сделал много зарисовок, набросков и эскизов молящихся людей, лаврских богомольцев, приходивших туда за тысячу верст, и тогда уже сложилось то направление художественной деятельности, в котором я работал бы, если бы не оставил живописи. Я пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова, ибо уже ярко определилось основное религиозное направление в моих занятиях живописью. К этому времени я ясно понял процесс художественного творчества. Повсюду: на улицах и в трамваях, на площадях и базарах — я наблюдал все ярко выраженные черты лиц, фигур, движений и по возвращении домой все это зарисовывал. На выставке в Киевской художественной школе получил премию за эти свои наброски». (Свт. Лука (Войно-Ясенецкий)

Свт. Лука: «Я ездил в Киево-Печерскую Лавру иногда дважды в день. Возвращаясь, делал зарисовки того, что видел там»

Каким был его духовный путь? Владыка вспоминал: «Я каждый день ходил по берегу Днепра, размышляя о богословских и философских вопросах. В то же время я увлекся учением Л. Толстого, но ненадолго. Его сочинение «В чем моя вера» оттолкнуло меня издевательством над православной верой. Я сразу понял, что Толстой — еретик, далекий от подлинного Христианства. Правильное представление о Христовом учении я вынес из усердного чтения Нового Завета, который, по доброму старому обычаю, получил от директора гимназии при вручении мне аттестата зрелости. Многие места этой Святой Книги произвели на меня глубочайшее впечатление. Но ничто не могло сравниться по силе впечатления с тем местом, в котором Иисус, указывая ученикам на поля созревшей пшеницы, сказал: «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9; 37, 38). Через много лет, когда Господь призвал меня делателем на ниву Свою, я был уверен, что это был первый призыв на служение Ему...»

После окончания школы Валентин подал документы в Петербургскую Академию художеств. Позже он вспоминал: «Во время вступительных экзаменов мной овладело раздумье, правильный ли жизненный путь я избираю. Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей».

Императорский Киевский университет им. св. Владимира, который окончил святитель Лука. http://www.gornitsa.ru/images/products/2017-07/15431348-image1.jpg

В итоге Валентин Войно-Ясенецкий поступил на медицинский факультет Киевского университета, и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии».

В одном из писем будущего исповедника святителя Луки (Войно-Ясенецкого), написанного в студенческие годы, удивляет духовная зрелость 21-летнего юноши, ясно осознавшего одну из основных заповедей Христа — о любви к ближнему. «Мне 21 год; меня сильно тянет к живописи. Я ездил в Петербург, чтоб поступить в Академию художеств, поступил затем в университет, ездил в эту осень в  Мюнхен,  чтобы учиться  живописи, но нигде не мог учиться, потому что я очень глубоко поверил в то, что только в любви счастье и смысл жизни, и для меня стало невозможно отдавать годы на подготовку к жизни (учась у немцев ненужному), когда я знаю, что единственное нужное — это поставить себя в такое отношение к людям, чтобы мог я развивать в себе любовь, чтобы была пища живой душе; и как художнику мне невыносимы академии, где нет радостной работы и любимое дело тяготит: меня слишком тянет любоваться живыми людьми и учиться у них».

Императорский Киевский университет им. св. Владимира. https://upload.wikimedia.org/wikipedia

Валентин окончил медицинский факультет Киевского университета в 1903 году с красным дипломом. С каким же удивлением его однокурсники узнали, что их друг-отличник вовсе не собирается делать карьеру ученого, а намерен уехать в деревню и стать сельским доктором. «Как? Вы будете земским врачом? Ведь Вы ученый по призванию!» — недоумевали они. «Я был обижен тем, что меня не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, чтобы помогать бедным людям».

Морское сражение. Открытка времен Русско-японской войны

Однако молодому врачу не сразу удалось осуществить свою мечту. Началась Русско-японская война, и Валентин Войно-Ясенецкий в составе медицинского отряда отправился в город Читу. Там находился военно-полевой госпиталь Киевского Красного Креста. «Я сразу же развил большую хирургическую работу, оперируя раненых, и, не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, на суставах, на черепе. Результаты были вполне хорошими, несчастий не бывало».

Анна Васильевна Ланская (1981-1919 гг)., сестра милосердия. ок. 1903 г. http://mag.opvspb.ru/publications/materialy--posvyatshennye-svyatitelyu-luke/249

Ещё в Киевском госпитале Красного Креста Валентин познакомился с сестрой милосердия Анной Васильевной Ланской. В госпитале, где работала А.В. Ланская, ее называли «святой сестрой», «святой Анной» за доброту, терпение и глубокую веру в Бога. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера»,— вспоминал впоследствии святитель Лука о своей «Ане». Он восхищался чистотой ее души.

Храм в Чите, где совершилось венчание В.Ф. Войно-Ясенецкого и А.В. Ланской. Рисунок Татьяны Баранниковой

Валентин сумел добиться её расположения, и в конце 1904 года они обвенчались в Читинской церкви Михаила Архангела, построенной в 1698 году. (В ней венчались декабрист Анненков и Полина Гебль, поэтому за старинным храмом закрепилось название «Церкви декабристов»).

Сестра милосердия

Вступая в Киевскую Мариинскую общину сестер милосердия, Анна Ланская, как и все сестры милосердия того времени, дала обет безбрачия, но нарушила его, полюбив молодого врача. Она выбрала в мужья человека, который вряд ли мог обещать ей обеспеченную жизнь: они познакомились, когда Валентин Феликсович был еще студентом медицинского факультета. Девушка уже отказала двум военным врачам, просившим ее руки, но не отвергла будущего хирурга.

Анна Ланская. «Мужа любила без памяти, Ни в чем ему не перечила»,— вспоминали те, кто ее знал. Рисунок Татьяны Баранниковой

Ю.Л. Шевченко считает, что в Киевский отряд Российского Красного Креста, отправившийся на театр военных действий русско-японской войны, В.Ф. Войно-Ясенецкий попал только ради нее. «Узнав о скором отъезде Ланской, он не допускал даже мысли, чтобы «святая сестра» уехала на войну одна, надолго лишившись его помощи и поддержки»

После венчания Анна Васильевна оказывала мужу важную помощь в амбулаторном приёме и в ведении истории болезней.

Анна Ланская станет матерью четверых детей будущего епископа. Прожив с мужем 14 лет, в 1919 году она умрет от туберкулеза в свои 33 года. Заботу о детях возьмет на себя медсестра София Сергеевна Велецкая, которая заменит осиротевшим детям мать.

Мать святителя Луки, Мария Дмитриевна, дочь святителя Луки - Елена

Впоследствии дети святителя Луки пошли по стопам отца. Михаил и Валентин стали докторами медицинских наук, профессорами, Алексей — доктором биологических наук, дочь Елена — врачом-эпидемиологом. Внуки и правнуки свт. Луки продолжают династию врачей.

Михаил Валентинович Войно-Ясенецкий (1907—1993)

Елена Валентиновна Войно-Ясенецкая (1908—1971)

Алексей Валентинович Войно-Ясенецкий (1909—1985)

Валентин Валентинович Войно-Ясенецкий (1913—1992)

Внуки и правнуки тоже стали учёными, Войно-Ясенецкая Ольга Валентиновна явилась создателем Одесского областного патологоанатомического бюро (ООПАБ), Войно-Ясенецкий Алексей Валентинович стал профессором, д.м.н., урологом, директором центра урологии.

 

«Земский путь» святителя Луки

Врач от Бога

«По пути Христову могут идти только люди, сердце которых не ожесточено, мягко и чисто, полно смирения и любви к ближним». (Святитель Лука Крымский)

Загорский Н.П. Сельская больница. 1886 г. Фрагмент картины

«Земский путь» святителя Луки начался еще до окончания Русско-японской войны. В течение 13 лет Валентин Феликсович трудился в земских больницах Симбирской и Курской губерний, в Саратовской области, в Переславле-Залесском. И в этих трудах его поддерживала жена, Анна.

Медперсонал земской больницы. Во втором ряду, седьмой слева - В.Ф. Войно-Ясенецкий, который станет всемирно известным хирургом

Больницы были медицинскими центрами уездов, на приемы к врачу стекалось большое количество крестьян. «Вспоминаю курьезный случай, когда молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Он собрал слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления».

Хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий проводит операцию

Несмотря на скудное оснащение лечебниц, великий хирург в то время уже много оперировал, одновременно продолжая научные исследования. Напряженная врачебная работа не мешала Валентину Феликсовичу заниматься наукой.

На практике, видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз.

Феодоровский монастырь Переславля-Залесского

Будущий архипастырь посещал Феодоровский монастырь и безвозмездно лечил его сестер.

Именно в Переславле-Залесском он начал писать знаменитый труд по гнойной хирургии.

В 1908 г. в журнале «Хирургия» появились его первые статьи. А в 1915 г. вышла и первая книга — «Регионарная анестезия». За нее автор был удостоен премии Варшавского университета и степени доктора медицинских наук. Тогда же у него возникла мысль о труде по гнойной хирургии. «Я составил план этой книги и написал предисловие к ней. И тогда, к моему удивлению, у меня появилась крайне странная, неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Быть священнослужителем мне и во сне не снилось, но, как увидите дальше, уже через несколько лет моя неотвязная мысль стала реальностью».

Икона Божией Матери Андрониковская. Одна из святынь Феодоровского монастыря Переславля-Залесского - Андрониковская икона Божией Матери

 «И судьба человека, и всё направление жизни всегда определяется благодатным воздействием Святаго Духа, творящего в нем всё доброе и чистое». (Святитель Лука Крымский)

«Мы должны жить Верой, Надеждой и Любовью. Это наша опора, этим мы должны дышать. Но надо помнить: что как ни велика Вера, как ни благословенна Надежда, Любовь выше всего». (Святитель Лука Крымский)

В.Ф. Войно-Ясенецкий — земский врач. Фотография 1910 г.

Его врачебный талант был бесспорен. В 1946 году владыка за книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» был удостоен Сталинской премии первой степени.

«Чем глубже ум человека, чем обширнее и серьёзнее его научные и философские  знания, тем смиреннее и скромнее он становится, тем ближе подходит к мудрому заключению: «Я ничего не знаю и знать не могу, ибо тайны бытия безграничны, ибо духовный мир для меня непостижим, а он, конечно, неизмеримо важнее этого жалкого мира, в котором мы живем». (Святитель Лука Крымский)

 

Продолжение следует…

 

Источники:

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...