среда, 14 октября 2020 г.

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Чудное явление Матери Божией произошло в X веке Константинополе. Когда храм был наполнен молящимися, святой блаженный Андрей и святой Епифаний, подняв глаза к небу увидели Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и святыми. Пречистая Матерь Божия со слезами молилась за христиан. Когда она закончила молиться, то сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися, защищая их от врагов видимых и невидимых. «Покрой нас честным Твоим покрывалом и избави от всякого зла»

Икона Божией Матери. Покров Пресвятой Богородицы

 Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравненья в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.

Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.

Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.

За звездами и дальними мирами,
Там, где любви безсмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!

(Алексей Никуленков)

Молитва перед этой иконой Божией Матери укрепляет в вере, защищает от зла, дарует долготерпение.

Молитвы:

«Спаси и сохрани, Владычица, под кровом милости Твоей!»

«Владычице Богородице! Ты, Коей любовь к христианам превосходит любовь всякой матери земной, всякой жены, внемли нам в молитвах наших и спаси нас! Да памятуем мы о Тебе постоянно! Да молимся Тебе всегда усердно! Да прибегаем всегда под кров Твой святый неленостно и без сомнения».

«Царице моя Преблагая, Надеждо моя Богородице приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице. Зриши мою беду, зриши мою скорбь. Помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси разреши ту яко волиши. Яко не имам иныя помощи разве Тебе ни иныя предстательницы, ни благие утешительницы! токмо Тебе, о, Богомати. Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь»

Тропарь, глас 4

Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и, к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Кондак, глас 3

Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный, Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.

 

Греческая Церковь не знает этого праздника, в России же он прочно утвердился, в честь Покрова Божией Матери писались иконы, строились храмы.

Праздник Покрова установил благоверный князь Андрей Боголюбский в 1164 году, им же построен известнейший своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли (1165 г.).

 

В Новгороде в XII веке уже существовал монастырь Покрова Богородицы, в Москве Иоанн Грозный построил храм Покрова, известный под именем Василия Блаженного.

В этот день мы испрашиваем у Царицы Небесной: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякого зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

 

«Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое мы получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне.

Память нынешнего праздни­ка, Покрова Матери Божией, сохранена с X века, когда в го­дину бедствия, нашедшего на греческое государство, гибель его была предопределена всем ходом событий. Варварское племя сарацин, движимое нена­вистью к христианам, обложило Константинополь с единствен­ной целью стереть его с лица земли, разрушить его многочис­ленные храмы, большая часть которых была посвящена Царице Небесной, жителей же предать лютой казни, а некоторых рабству, надругавшись над верой их.

Весь народ от мала до велика собрался во Влахернской церкви. Отчаяние внушило обратить­ся с великим воплем и слезами в молитве к Матери Божией. Это была последняя и единственная надежда.

Представьте, как молились они, заглядывая в завтрашний день свой, откуда уже веяло дыханием смерти. Все земное забыто, впереди — дверь в вечность и мученическая насильственная смерть на пороге.

Глубина покаянного чувства сокрушения о грехах, причиной которого явилось нашедшее на греков бедствие, была столь велика, что Царица Небесная Сама поспешила явиться к молящимся и утешить их. Ее блистающий паче лучей солнечных омофор становится Покровом от грядущей на них беды.

Но не все воочию видят явление Ее. Только двое, чья жизнь отдана Богу, правде и истине, чье сердце у ног Спасителя, только они поражены видением. Это святой Андрей, Христа ради юродивый, славянин по происхождению, и ученик его Епифаний.

«Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5, 8). Двое узрели Матерь Божию, а все молящиеся, покаянием очистив сердца, смогли безусловно поверить им. За верой же явилось дело — враг внезапно, без всякой видимой причины, оставил свое намерение.

А все те, кто хранит об этом событии память в своем сердце, с тех пор поют: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором». (Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

«Среди множества соотносимых с Богородицей ветхозаветных образов-метафор находится и образ «одушевленного Божьего кивота» (кивот — золотой ящик со священными предметами, который в храме Иерусалимском находился во внутреннем святилище: то была «святая святых», куда даже первосвященнику позволено было входить лишь раз в году). Явлением Божией Матери, Которая распростирает Свой покров над всем миром, как бы утверждается, что, коль скоро «Божий кивот» доступен обозрению всех — независимо от их общественного или церковного положения — христолюбцев, то, стало быть, Православие должно быть начисто лишено какого бы то ни было оттенка кастовой религии: если служить Богу в духе и истине могут все (а не одни лишь священнослужители), то и мистические дары «Божьего кивота» способны излиться на всех, кто в силах их принять и вместить.

«Покров, которым Богородица осеняет мир,— это не только ее «нешвеный» и «ширший небес» плат, но и облако, которое «источает жаждущим воду живу оставления»: живая вода «оставления» (то есть отпущения грехов) проливается над сухой и бесплодной землей лишенного благодати сердца, которое, таким образом, начинает плодоносить, принося духовные плоды любви и веры. «Многими отягчихся грехи, недоумею по достоянию написати Твоего Покрова, Богородице, похвалы», — завершает праздничный канон безымянный гимнограф. И с ним нельзя не согласиться: чем более величественно-многообразным предстает перед нами лик Богородицы как защитницы людей и Церкви, тем неизмеримей представляется нам расстояние, отделяющее горний мир от дольнего. Но, как ни парадоксально, такое сознание отнюдь не погружает в уныние, но, наоборот, придает нам необыкновенное дерзновение — «да вси, радующеся, поем Господа и превозносим Его во веки». (О. ГАЗИЗОВА)

 

«Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте, на каждый свой вздох: что вздохнули, то и в уме вздохните молитву к Ней». (Преподобный Серафим Саровский)

 «Одно слово "прости" с сердечным сознанием попаляет врагов и мир дарует» (Преподобный Макарий Оптинский)

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью.

Молитва - простертая рука для принятия благодати Божией.

Расскажите детям о празднике Покрова Пресвятой Богородицы:

600 лет назад на Гре­ческую землю напали воинственные сараци­ны. Ничто не могло спасти греков: силён и жесток был враг.

Жил в это время в Царьграде святой юродивый Андрей, и однажды в храме было ему чудесное видение: Пресвятая Богородица, окру­жённая светлыми Ангелами, молилась и заботливо укрывала от грозящей беды всех христиан Своим омофором — большим платком.

Греки несказанно обрадовались чуду и, ободрённые Небесным заступничеством, храбро выступили против врагов и победили их.

Так появился праздник Покрова Пресвятой Богородицы, напоминающий о том, что в трудные минуты Она не по­зволит нас обидеть, не оставит в беде и, как любящая Мать, укроет Своим спасительным покровом.

Матерь Божия ради нас покидает Небо и приходит на землю, чтобы быть рядом с нами, молиться за нас, помогать нам и утешать нас.

Святой Андрей не увидел Богородицы на Небе, но Господь даровал ему увидеть Ее на земле, когда он молился в храме за Литургией. Царицу Небесную  окружали Ангелы и святые, а Она молилась о людях и держала над ними Свой Покров.

В память об этом чудесном событии и в благодарность Матери Божией за неизреченную милость к нам и уставлен особый праздник – Покрова Пресвятой Богородицы.

С этого праздника начинались на Руси свадьбы, и девушки обязательно ходили в храм молиться о даровании им хороших женихов, ведь праздник Покрова Богородицы считается «покровительным» для заключения браков.

Покрой нас, Богомати, честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла.

В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери. В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

 

http://www.pravoslavie.ru/put/32265.htm Здесь  все материалы Покров Пресвятой Богородицы

 

Иван Шмелев, Покров

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...