среда, 14 октября 2020 г.

Балет в рисунках Нади Рушевой

Надя Рушева – девочка-гений советской эпохи…

«…Безмерное богатство оставила она людям…» (В. Щепкин)

Рушева Надя. Автопортрет с сайта http://belovayuna.livejournal.com

«Она ушла из жизни в свои семнадцать лет,
Оставив нам на память рисунка нежный след» (О. Кочурова)

Рушева Надежда Николаевна (1952-1969). Надя Рушева родилась в Улан-Баторе (в Монголии) 31 января 1952 года. Её мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа – тувинская балерина, отец Николай Константинович Рушев – московский театральный художник. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. Покинула семья далёкие восточные земли летом 1952 года и переехала на постоянное место жительства в Москву. Девочка жила и училась в Москве, мечтала стать художником-декоратором или мультипликатором. Имя девочке дали не просто так. По-монгольски Надежда – это Найдан, что в переводе означает «вечноживущая». Назвав ребёнка подобным образом, родители оказались провидцами. В наши дни творчество Нади Рушевой известно практически каждому культурному человеку, как в России, так и за её пределами.

 ... Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар Богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый  ватмана туман... (Эдель)


 Надя Рушева. Танец Наташи Ростовой


Хвалебные отзывы посетителей ее вернисажей, киносъемки, статьи в газетах и журналах — будто и не замечались девочкой. Это подметил и точно описал Лев Кассиль, которого познакомили с "худенькой, чернобровой девочкой, молчаливо и как-то отчужденно, безразлично слушавшей все, о чем восторженно толковали писатели, журналисты, художники". Юного вундеркинда не занимала слава, популярность.

Московский журналист В. Пономарев («Известия») писал 17 апреля 1964 года в своей заметке: «Браво, Надя, браво!" - Эти слова написал на одном из рисунков художницы итальянский поэт и сказочник Джанни Родари.

Мэтры высказались восторженно и определенно: «Несравнимое явление в искусстве», «Обширное и новаторское духовное богатство», «Ее рисунки — как бы результат завершенного творчества», «Самая молодая из великих и самая великая из молодых». Оценки эти — М. Алпатова, В. Ватагина, Н. Жукова, А. Лаптева, А. Сидорова. Почти все они знали Надю не только по рисункам. Так что — речь о гениальной рисовальщице?

 «Да, гениальной — теперь уже нечего бояться преждевременной оценки»,— горестно констатировал в 1969 году в некрологе памяти Рушевой известный художник-анималист, наставник Нади академик Ватагин.

В истории она осталась взрослым ребенком. В точности как ее любимый персонаж – Маленький Принц.

О творчестве Нади Рушевой в Интернете есть много материалов, гениальны ее рисунки, посвященные А.С. Пушкину, «Маленькому принцу» Экзюпери, «Войне и миру» Л. Толстого, «Мастеру и Маргарите» С. Булгакова. Более подробно можно ознакомиться на блоге «Художественный мир Сибири» -  http://museumsrussian.blogspot.ru/2013/03/blog-post_25.html#more

Эта страница посвящена одной теме творчества Нади – Танцу и Балету, ибо именно в этой теме особенно гармонично сочетаются пластика чистого искусства хореографии с душевном лиризмом линии рисунка Надежды.

Балет и движение в рисунках Нади Рушевой

"Её рисунки - сама поэзия" (Д. Лихачёв)

Рушева Надя. Летящий ангел, с сайта http://noogen.2084.ru/nr/life/balet.htm

Взрослым в их каждодневной, жесткой суете не всегда открывалось то волшебное, мгновенное, необъяснимое, что неслышно присутствовало в ее Даре и отчего захватывало дыхание, завораживало порою. Когда она упоенно создавала свои циклы рисунков к разным темам, то чрезвычайно много читала и занималась, кроме этого любила поездки и путешествия, даже небольшие: на автобусе в парк, сквер, на реку, в лес... Ее мало привлекало пустое времяпрепровождение, а на первом месте для нее всегда были какие – то сложные духовные интересы и переживания : новые песни Владимира Высоцкого, стихи Евтушенко, поездка в музей Пушкина, билеты на балетный спектакль…

Рушева Надя. Соло балерины, 1968, с сайта http://noogen.2084.ru/nr/life/balet.htm

Удивительно пластичны ее балерины, танцовщицы. Она выросла среди них… Её мама Наталья Дойдаловна Ажикмаа была перввой тувинской балериной. Прекрасны танцы и балеты в рисунках Нади Рушевой. Ее нежные, тонкие контуры и линии гармонично соответствуют небесному искусству балерин. А безупречный вкус к движению был воспитан ее матерью, которая профессионально занималась хореографией. Сама Надя прекрасно танцевала, но мать не советовала заниматься балетом, потому как это искусство требует самоотверженного, неистового труда и полной самоотдачи… Графика Нади Рушевой, посвященная балеринам и танцовщицам заняла видное место в ее творчестве и заслуживает особого внимания. «Надя – Моцарт рисунка», - такую оценку дали посетители выставок рисунков Надежды Рушевой.

Рушева Надя. Танец кентавриц, 1967, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Поражает в ее рисунках даже и изысканная техника, и подмеченные Львом Кассилем «необыкновенное, почти волшебное композиционное чутье, чудесный глазомер, позволяющие Наде с безошибочной точностью построить рисунок, расположить его на пространстве любой формы так, что кажется, лучше уж и нельзя сконструировать изображение». Слава летела за Надюшей по пятам. Ее узнавали на улицах, брали интервью, расспрашивали, допытывали о Вдохновении.

Надя говорила, если я умру, я бы хотела, чтобы меня похоронили в артековской форме (ее любимой форме) и чтобы играли "Битлз". И, между прочим, так и было. Она ушла под музыку Битлз и оставила нам легкость пера, воздушность рисунка.

Из статьи Татьяны Ковалевой в журнале «Балет»:
«Балет Нади Рушевой»

Рушева Надя. Умирающий лебедь. 1967 г. (рисунок из журнала «Советский балет»)

«Как зимою дыханье тепла» прошла по земле эта девочка. Окинула мир своим «недетским» взором, оставила на листах бумаги десять тысяч удивительно поэтичных и бесхитростных образов, и жестоко, отчаянно несправедливо покинула его, прожив всего семнадцать лет! Ираклий Андроников на посмертной выставке работ Нади Рушевой в Центральном доме литераторов сказал: «То, что это сделала девочка  гениальная, становится ясным с первого рисунка».

Рушева Надя. Птица, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Да, ее перо было безошибочным, душа щедро отзывалась на многие явления действительности, а воображением Надя обладала, по словам Б. Полевого, емким, мудрым, остросовременным. «Пушкиниана», «Эллада», иллюстрации  к произведениям Толстого, Грина, Шекспира, Блока,   Достоевского,   Байрона, Есенина, Гете, Киплинга, Экзюпери, Лермонтова, Сервантеса... Циклы листов «Мастер и Маргарита», «Тува и Монголия», «Современность», «Русские сказки», «Мир животных» и множество других. И среди них особое место занимает серия «Балет».

Надя с детства росла в атмосфере любви к танцу.

Рушева Надя. Танец, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Ее мать, Наталья Дойдаловна Ажикмаа, в числе первых балерин Советской Тувы выступала на сцене национального театра в Кызыле. А после, когда семья переехала в Душанбе, она участвовала в спектаклях таджикской труппы. Надина бабушка,  Татьяна  Ивановна Горская-Рушева, танцевала на сцене Куйбышевского театра, а затем руководила балетной студией на одном из крупных московских заводов. И хотя Надя не  собиралась посвятить себя искусству хореографии, этот чарующий мир был близок ей, духовно обогащал, открывал неведомые образные сферы, а главное — вдохновлял!

Рушева Надя. Танец змейки, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Первый рисунок на балетную тему появился в 1957 году, в безмятежном пятилетнем возрасте, Надя отдыхала с родными в Крыму, куда приехал ее дядя. Он много рассказывал о недавно увиденном в Москве представлении Венского балета на льду, гастролировавшего тогда в столице. Надя цветными карандашами  «пересказала» то, о чем поведал ее взрослый родственник. Эти наброски были, разумеется, по-детски наивны и угловаты, но уже тогда в них проглядывала та  завораживающая, летящая, пронзительная линия, то воздушное ощущение движения, пластики человеческого тела, которые позже, сформировавшись, сделают ее повествование о танце подлинным откровением...

Рушева Надя. Восточный танец, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Выдающемуся мастеру Сергею Эйзенштейну принадлежат слова: «Линия — след движения, рисунок и танец растут из одного лона; они только разновидности воплощения одного импульса». Мудрость этих слов подтверждают рисунки Нади Рушевой, порывистые, музыкальные. Позы запечатленных танцовщиц кажутся остановленным прекрасным мгновением — так они гармоничны, благородны, невесомы, как падающий снег.

Рушева Надя. Балерина в голубом, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Гибко склонилась, изогнув хрупкое тело, балерина в голубом. Вот горестно склонил гордую голову и в последний раз расправил свои руки-крылья Лебедь.

Рушева Надя. Танец негритянок, с сайта http://noogen.2084.ru/nr/life/dance1.htm

Вот несутся в бешеной пляске негритянки; а это Золушка торопится на бал и, волнуясь, примеряет туфельку. А сколько декоративной живописности и страсти в танце Шехерезады... «На девяносто пятом году своей жизни я привык ничему не удивляться. Но – Надя Рушева! Откуда у этой девочки такое глубокое и изящное чутье художника?» – изумлялся писатель-пушкинист Арнольд Гессен.

Рушева Надя. Танец Шехерезады, 1968 г. с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Надя ни к чему не оставалась безучастна, каждым нервом своим она откликалась на то, что изображала. Однажды она сказала: «Я живу жизнью тех, кого рисую...» Может быть, поэтому ее рисунки, в том числе и те, что образуют хореографическую серию, так убедительны, так воздействуют на всех, кто с ними знакомится.

Магически притягивают к себе взоры изящные танцовщицы древней Эллады, восхищают филигранностью форм исполнители классической хореографии Востока — японской, индийской.

Рушева Надя. Японский танец «Лев и бабочка», 1967, (рисунок из журнала «Советский балет»)

А как темпераментны, ярко национальны и современны танцы народов мира и СССР. Надя рисовала без набросков, сразу набело. Но самым интересным, самым уникальным явлением в ее наследии кажутся рисунки, где юная художница воспроизвела фрагменты балетных спектаклей, — ее воображение настолько обогащало и расширяло впечатление от виденных и невиденных (знакомых по рассказам и описаниям других) постановок, что, кажется, она создала свой собственный балетный театр. И когда рассматриваешь один за другим листы, посвященные ему, словно оживают увиденные Надиными глазами сцены или отдельные танцы «Бахчисарайского фонтана», «Спартака», «Спящей красавицы»... Рисунки на тему «Бахчисарайский фонтан» сделаны Надей, когда ей было 12 лет, в 1967 году

Рушева Надя. Бахчисарайский фонтан. Мария, (рисунок из журнала «Советский балет»)

 

Рушева Надя. Бахчисарайский фонтан. Зарема, (рисунок из журнала «Советский балет»)

Фантазия Нади Рушевой, ее редкое образное мышление помогли ей самой «поставить» балеты собственного сочинения именно так можно определить серии, посвященные «Аистенку», «Незнайке», «Диким лебедям», «Анне Карениной»... Прочитав шекспировского «Гамлета», Надя в пятнадцать лет, испытывая всю глубину душевных переживаний героя, тут же сделала рисунки к этой трагедии, попыталась представить, каким может быть балет на эту тему, который тогда еще не был осуществлен в театре.

Рушева Надя. Испанский танец. 1968, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

 


Рушева Надя. Балет Анна Каренина

 

Годом раньше она также сочинила хореографический спектакль «Кармен», причем поразительно, что костюмы и весь облик ее действующих лиц предвосхитили то, что мы увидим позже в спектаклях  Большого театра. Надя Рушева отличалась необычайным чутьем и даром провидения… В 1972 году состоялась премьера балета «Анна Каренина». Главную героиню танцевала Майя Плисецкая. Костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер.

Рушева Надя в артековской форме, фото с сайта http://belovayuna.livejournal.com

...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Рушева Надя. Балерина, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука.
Душе дар Богом дан
Провидеть.
Проступают силуэты
Сквозь плотный белый  ватмана туман.

И очертанья  чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...


Рушева Надя. Гимнастика, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

...Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера. (Эдэль)

 

Рушева Надя. Отдых балерины, 1968, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

«В середине ХХ столетия в мир пришла художница, равной которой не было в искусстве. К концу века становится очевидно, какое безмерное богатство оставила она людям. Как нерачительны мы с этим наследием, как не умеем распорядиться им… Но, может быть, самым удивительным стало открытие энергетики ее рисунков. Парапсихологи и экстрасенсы на вернисаже нынешнего года впервые обратили внимание на то, что среди работ художницы есть излучающие энергию. Концентрация ли это духа, квинтэссенция эмоций, чувств? Или волшебство красоты? Как бы там ни было эта девочка своими легкими, парящими линиями словно зовет нас в полет к красоте и совершенству. К неведомой планете, имя которой Надежда. В полет к бесконечной тайне ее дара отправляются все новые и новые поклонники искусства Нади Рушевой». (Вячеслав Щепкин, педагог, с сайта «Пленительное искусство Нади Рушевой», http://nrusheva.narod.ru/index.htm )

Рушева Надя. Танец, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Рушева Надя. Танец, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

Рушева Надя. Танец, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

 

Рушева Надя. Индийский танец, с сайта http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm

«Порой Творец создаёт сущности, безупречно продуцирующие в Мир божественные идеи. Надя Рушева и была таким художником, пришедшим в наш мир задать эталоны Тонкости, Пропорциональности, Духовной Чуткости. Она - дитя космического человечества, озаряющее мир цветом индиго: Высшей Мудрости, Правдивости, Справедливости, Любви, осмысленности своего предназначения в Космосе и на Земле. Мы говорили о творческом наследии, духовности и техническом мастерстве гениальной семнадцатилетней девушки, красивом Человеке, давшей имя звезде. Будем верить, что под звездой "Рушева" художественному наследию Нади суждена долгая земная жизнь». (Н.В. Маслова, доктор психологических наук,  кандидат исторических наук,  действительный член РАЕН (Москва). Из публикации «Творчество Надежды». Вся статья здесь http://nrusheva.narod.ru/htm/texts.htm )

 

Источники:

Интернет-ресурсы - http://rusheva.org.ua , http://nrusheva.narod.ru/htm/pictures.htm , http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=830 , http://nrusheva.narod.ru/htm/Planeta.htm

http://geval-dima.livejournal.com/128753.html здесь много фотографий Нади Рушевой и ее семьи

http://alltem.ru/74131-nadejda_rusheva_1952_1969_nbsp.html здесь много ее рисунков

http://nrusheva.narod.ru/htm/Maslova_Master.htm сайт «Пленительное искусство Нади Рушевой»

https://zen.yandex.ru/media/medvyana/vechnojivuscaia-zagadka-iunoi-nadi-rushevoi-5f83aa70b1a4d95dc0482d4b Вечноживущая: загадка юной Нади Рушевой

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...