четверг, 15 октября 2020 г.

Покров Пресвятой Богородицы: стихи и рассказы

Благодатный Покров

«ПОД ТВОИМ ОМОФОРОМ…»

Мозаика «Покров Пресвятой Богородицы» на восточном фасаде Царских чертогов, Троице-Сергиева Лавра

Поселянин Е.

БОГОМАТЕРЬ

(отрывок)

В X веке было трогательное явление Богоматери, воспоминаемое Церковью в одном из наиболее чтимых русскими праздников, в празднике Покрова Богоматери.

Однажды во Влахернский храм на всенощное бдение пришёл блаженный Андрей. В четвёртом часу ночи увидал он величественную Жену, идущую от Царских врат с сонмом святых; Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов поддерживали Её под руки, а святые в белых одеждах частью шли впереди, частью за Нею, воспевая духовные гимны. Андрей спросил ученика Епифания:

 - Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

 - Вижу, — отвечал тот.

И вот Богоматерь, стоя в воздухе, преклонила колени Свои и долго молилась, орошая лице Свое пречистое слезами. Затем Она пошла ко Престолу и стала здесь молиться. Окончив молитву, Она сняла с Себя бывшее на главе Её блистающее покрывало и, с торжеством держа его пречистыми Своими руками, осенила им весь молившийся народ. Божия слава осеняла лицо Богоматери и весь величественный образ Её. Таково было видение Андрея и его ученика.

Этот же знаменитый святой был восхищен в рай, где Ангел показывал ему обители разных святых. Когда он спросил у Ангела, почему не видит он в раю Богоматери, Ангел сказал: «Ты хочешь видеть Пресвятую Царицу Небесных Сил. Её здесь нет, Она отошла в многоскорбный мир помогать людям и утешать скорбяших».

 Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Честь внесения дня Покрова в число церковных праздников принадлежит Русской Церкви. Именно поэтому русские православные люди особо почитают этот праздник, как день, когда Божья Матерь устанавливает над Русью особое покровительство.

Преподобный Варсонофий Оптинский

ВЕЛИЧИЕ БОГОМАТЕРИ (отрывок)

И над этим царством света,

Царством мира и привета,

Царством чудных сил

Бог вознёс Отроковицу,

И навеки, как Царице,

Царство то вручил.

И облек Её в порфиру

Превознёс превыше мира

Ангельских умов.

И нам, грешным и гонимым,

От мятежных сил боримым,

Даровал в покров!

 

Фреска «Покров Пресвятой Богородицы» из Богоявленского кафедрального собора. Богоявленско-Анастасиин монастырь, г. Кострома

Н. Кельщ

***

В святом Царь-граде творит Патриарх

Во храме Влахернском моленье;

С ним молится вместе Лев, мудрый монарх,

Прося от врагов избавленья.

Пред ликом Пречистой там к полу приник

Главою Андрей юродивый,

И с ним Епифаний, его ученик,

В молитве стоит молчаливо.

Вдруг храм озарился небесным огнём,

В нём велие чудо свершилось:

Среди херувимов в величье Святом

Пречистая Матерь явилась.

 

Молящихся в храме усердно людей

Покрыла Она омофором...

«Ты видишь ли, видишь ли?» — вскрикнул Андрей

С блистающим радостью взором.

И молвил ему Епифаний в ответ:

«Да, отче: Пречистая Дева

Покровом Своим нас спасает от бед,

От вражьего страшного гнева!»

И, бросивши лагерь свой, злой сарацин

Бежал из-под стен Царя-града —

Набегу неверных свирепых дружин

Предстала незримо преграда.

 

Издревле Христов непреклонный закон

Принявши из рук Византии,

И мы с незапамятных древних времён

Все молимся Деве Марии.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы над землею Русскою» из храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, г. Москва

Протопресвитер Александр Киселев

ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ В ИСТОРИИ РОССИИ

Покров Пресвятой Богородицы

(в сокращении)

Праздник этот — один из излюбленных в нашем русском православном народе. Он был установлен в XII веке Русской Церковью, хотя историческим основанием для него было поражение наших полудиких предков и спасение от них заступлением Богородицы византийского Царьграда.

Русская Церковь празднует событие, происшедшее в давние времена и не в Русской земле, а на далёкой чужбине — в греческом Царьграде, уже более 1000 лет назад, когда не было ещё и Русской Церкви. Событие это совершилось во храме Влахернском, в присутствии многочисленного народа, но зримо оно было лишь двумя друзьями о Господе, блаженным Андреем, Христа ради юродивым, и юным Епифанием, его учеником. Оба зрели, как в сем храме присутствовала, молясь о мире и людях, Сама Небес и земли Царица, и как осеняла Она молящихся пресвятым Своим омофором. Кроме них, никто во храме не удостоился дивного сего и страшного видения, и через них уведала Церковь о радостном явлении Богоматери, кое днесь благовернии людие светло празднуем.

Кто же был сей Андрей, блаженный избранник, которому явила Богоматерь Своё посещение? В великом граде царственной Византии святой Андрей казался самым убогим, нищим, худородным. Под знаком вольного юродства о Господе утаил он от людей светлый свой дух и благодатную премудрость. Был он чужероден в Византии, ещё с детства продан в неволю из славянского, скифского, родного нам народа. Был возлюблен господином своим Феогностом, он получил в доме его эллинское просвещение и явил особую способность в книжном деле, почему был отмечен почётной должностью писца (нотара). Но его мудрость звала его от мирского звания к богомыслию, а богатство даров влекло его к нищете духовной. Следуя внутреннему зову, подкреплённому ещё чудесным видением, сложил он все свои дарования к подножию креста, облёкшись странным и смехотворным безумием. И под рубищами нищего сокрылись богатые ризы, под струпами и нечистотами утаилась духовная лепота. Сего-то безумного, сего странного, сего юродивого избрала в таинники Свои во Влахернах Божия Матерь... Он зрел Её не один, но вместе с благоговейным юношей, другом своим Епифанием. Сей юный возлюбил юродство наставника своего, он избрал себе в назидание не славу, не богатство и блеск, не ум и учёность в пышном и царственном граде, но смиренномудрие и безмерную любовь Креста, за то и не разлучился он с другом своим в великом и страшном видении.

Это было в конце жизни блаженного Андрея. Присутствуя на всенощном бдении во Влахернах, в последнюю стражу ночи он увидел, как Богоматерь входила во храм чрез Царские (западные) врата в окружении Воинств Небесных и множества святых угодников Божиих, поддерживаемая руками сродника Своего Иоанна Предтечи, величайшего из рождённых женами, и возлюбленного ученика Христова, Иоанна Богослова, на Кресте Ей усыновлённого Господом.

Богоматерь приблизилась к амвону, и святой Андрей спросил Епифания: «Видишь ли Госпожу и Царицу мира?», на что тот с трепетом ответил: «Вижу, отче, и ужасаюся».

Помолившись, Пречистая сняла с головы Своей омофор, подобно молнии блиставшее покрывало, и простёрла его над народом.

Святая Церковь празднует великое и радостное откровение о светлом Покрове над миром, о великой любви Богоматери. Ибо не только во храме Влахернском тысячу лет тому назад молилась слезно Богородица, но молится всегда и до скончания века. И не только над присутствовавшими тогда во Влахернах простёрся честной Её омофор, но и над всем миром, и над всем родом человеческим, и над нами, грешными, сияет осеняющий и спасающий Покров Богоматери.

Божия Матерь является посредницей между землёю и небом. Она есть Ходатаица о мире пред Престолом Славы Божией. Мир не оставлен в скорби своей, человек не одинок в печали. Ранится материнское сердце, вместе с нами плачет Богоматерь. Да ведаем же, чьё сердце раним грехами; но и то ведаем, что не забыты мы Матерью Божией, Коей близка всякая душа человеческая. Что больше сего утешения?

Возлюбила Русская земля день Покрова Богородицы, явленный славянину в далёком Царьграде, и в далёкой стране полунощной стали радостно петь и ублажать осенение мира Богоматерью. Приклонился душою народ наш к дивному сему явлению, воздвиглись храмы по всей земле Русской в честь Покрова Богоматери, и приклонил он колена сердца своего вкупе с молящейся Богородицею...

 

Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Новгород. Из церкви "Уверения Фомы" ни озере Мячино в Новгороде. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Карпова Н.

ПОКРОВ СЕГОДНЯ

Покров сегодня. Во Влахернском храме

Андрей юродивый и Епифаний,

Принесшие другим благую весть.

 

Открылась их благочестивым взорам

Заступница с небесным омофором,

Молившаяся вместе с ними здесь.

 

Покров сегодня. Путь в Константинополь,

Душой преодолев в мгновенье ока,

И я молюсь. Да будет омофор

 

Пречистой Девы простираться ныне

Над грешными, погрязшими в гордыне

Рабами, сознающими позор

 

Своей ничтожной жизни! Век двадцатый,

За отступленье на кресте распятый,

Уходит, Богородица, спаси!

 

Не по делам, по вере, покаянью.

А также по великому стоянью

Подвижников Святой Твоей Руси.

 

Фреска «Покров Пресвятой Богородицы» Дионисия из собора Рождества Богородицы. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь.
https://a-a-ah-ru.s3.amazonaws.com/uploads/items/147186/303165/large_66f47cdf72cfb056a831e04a91c2ac78.jpg

Монах Лазарь (В. Афанасьев)

***

Между небом и землёй блистая,

Радуйся, Кадильница Златая;

Радуйся, чистоте нас научающая,

Сына на десной руке качающая;

Радуйся, окружённая небесными силами —

Ангелами сереброкрылыми;

Радуйся, красото несказанная,

Богом нам в заступницы данная;

Радуйся, приятелище сирым,

Омофор Свой раскинувшая над миром;

Радуйся, плодоносное райское древо,

Радуйся и спаси нас,

Спаси нас,

Богородице Дево!

 

Фреска «Покров Пресвятой Богородицы» М. Нестерова из Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия, г. Москва

А. Куприн

САД ПРЕЧИСТОЙ ДЕВЫ (отрывок)

Далеко за пределами Млечного Пути, на планете, которую никогда не увидит глаз прилежного астронома, растёт чудесный таинственный сад, владение Пресвятой и Пречистой Девы Марии. Все цветы, какие только существуют на нашей грешной и бедной земле, цветут там долгою, по многу лет не увядающею жизнью, охраняемые и лелеемые терпеливыми руками незримых работников. И в каждом цветке заключена частица души человека, живущего на земле, та частица, которая так удивительно бодрствует во время нашего ночного сна, водит нас по диковинным странам, воскрешает умчавшиеся столетия, показывает нам лица давно ушедших друзей, ткёт в нашем воображении пёстрые, узорчатые ткани сонного бытия — сладкие, забавные, ужасные и блаженные, — заставляет нас просыпаться в беспричинной радости и в жгучих слезах и часто приоткрывает перед нами непроницаемую завесу, за которой таятся тёмные пути грядущего, понятные только детям, мудрецам и святым прозорливцам. Цветы эти — души снов человеческих.

...В те ранние предутренние часы, когда ночные наши видения особенно ярки, подвижны и тревожны, — тогда проходит Пречистая тихими, лёгкими шагами по Своему саду. Круглая луна скользит с правой стороны, а за ней, не отставая, всё в том же направлении, течёт малая звезда, подобная лодочке, привязанной невидимой нитью к корме бегущего корабля. Потом корабль и лодка скроются, зароются в дымных оранжевых пухлых облаках и вдруг снова вынырнут на тёмный, синий простор. И серебристым светом оденутся голубой хитон Пресвятой Девы и Её прекрасное лицо, всю красоту и благость которого не в силах изобразить человек ни кистью, ни словом, ни музыкой.

И, взволнованные, в радостном нетерпении, трепещут цветы и качаются на своих тонких стебельках, стремясь, точно заждавшиеся дети, прикоснуться лепестками к голубому хитону. И нежно улыбается их чистому восторгу Мария, Мать Иисуса, так любившего цветы во время Своей земной жизни. Своими тонкими, белыми, добрыми пальцами воздушно ласкает Она души младенцев — скромные маргаритки, лютики, подснежники, веронику и пушистые шары одуванчиков. И никого Она не забывает в Своей беспредельной милости: ни нарциссов — цветов влюблённых, ни гордых и чванных пионов, ни страшных в своей причудливой красоте орхидей, ни горьких огненных маков, ни тубероз и гиацинтов, изливающих свои пряные ароматы у смертного ложа. Девичьи многоцветные сны посылает Она ландышам, фиалкам, анемонам и резеде. И простым полевым цветам, душам незаметных тружеников, истомивших за день свои крепкие тела, дарит Она глубокий покой.

Посещает Она и отдалённые дикие уголки Своего сада, где растут колючие уродливые кактусы, болезненно-зелёные папоротники, грязно-белая белладонна, пьяный хмель и могильный ползущий плющ. И всем им, отчаявшимся в земной радости, разочарованным в жизни, всем скорбящим, озлобленным и тоскующим, всем мрачно идущим навстречу смерти даёт Она минуты полного забвения — без грёз, без воспоминаний...

А утром, когда из пурпура и золота зари встаёт торжествующее, горящее вечной победой солнце, Пречистая поднимает к небу Свои лучезарные глаза и произносит благоговейно:

«Да будет благословен Творец, показавший нам знамение Своего величия. И всё Им сотворенное да будет благословенно. И святое вечное материнство мира да будет благословенно. Во веки веков».

И едва слышным шёпотом отвечают цветы:

 - «Аминь».

И, как фимиам кадильницы, подымается вверх их ароматное дыхание. И лик солнца дрожит, отражаясь радужными огня в каждой росинке...

 

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» из Покровского храма в Медведкове, г. Москва

Солодовников А.

* * *

Вижу розы Богородицы

В озареньи дня нездешнего,

Мне — нечистому — доводится

Подышать от вечно-вешнего.

 

В сладком ветре лоб и волосы,

И глаза блестят омытые,

Где-то плещут звуки голоса,

Тайные и позабытые.

 

Дух мой жадно пьёт от вечности,

Тает тело невесомое.

Впредь не буду жить в беспечности,

Обращу туда лицо моё.

 

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» в цветах

Алексей Никуленков

***

Тебя воспеть певца безсильно слово!
Твоей любви сравненья в мире нет!
О Матерь Божья! Под Твоим Покровом
Имеем мы прибежище от бед.

Незримый взору, он простерт над нами.
Тепло мы всюду чувствуем его:
На ложе сна, в пути и в Божьем храме
Хранит нас ткань Покрова Твоего.

Любой брони и стали он прочнее,
От пуль спасает воина в бою,
И над младенца колыбелью вея,
Он дарит нежность и любовь Твою.

За звездами и дальними мирами,
Там, где любви безсмертной торжество,
И день и ночь, простертая над нами,
Хранит нас ткань Покрова Твоего!

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Г. Иванов

Святой Покров
Служите, братья, молебны,
Твердите вы тропари.
Повеял ветер целебный,
Зажглось сиянье зари.

Пускай трудна и сурова
Стезя несущих мечи.
Опять Святого Покрова
Горят над нами лучи.

О, свет золотой, нетленный,
Какой ты равен красе!
Больной, измученный, пленный
Тобою согреты - все!

Светлеют души, светлеют,
Встает надежды заря.
Нам солнце мая алеет
В ненастный день октября.

И веет ветер целебный,
И все ясней синева!
Так пойте, братья, молебны,
Встречая день Покрова!

 

Покров Пресвятой Богородицы

Колодяжная Л.
***

Осень, быть может, это - лишь край
ткани прозрачной с каймой обгоревшей,
чуть прикрывающей брошенный Рай,
нас, огрубевших, когда-то согревший.
Осень, быть может, это - косяк
двери, от ветра запевшей негромко.
Осень, быть может, это - коса,
листья сбивающей первой позёмки.
Осень, быть может, это - лишь гость,
странник, тебя обогоняющий где-то.
Осень, быть может, это - лишь горсть
жаркой рябины, когда-то воспетой.
Осень, быть может, это - лишь клин
ткани прозрачной, сбитой из хлопьев,
всхолмленной снежно на спинах рябин -
Божьим Покровом, его подобьем.
Осень, быть может, это простор,
свет воцарившийся там, за околицей
лентой закатною - как омофор,
свет невесомый в руках Богородицы...

 

Покров Пресвятой Богородицы.
http://www.pskovgorod.ru/watermark.php?img=files/2019/10/14/LE6ezZ-BsX8.jpg

Н.В. Гоголь.

***

К Тебе, о Матерь Пресвятая!

Дерзаю вознести мой глас,

Лицо слезами омывая:

Услышь меня в сей скорбный час,

Прими теплейшие моленья,

Мой дух от бед и зол избавь,

Пролей мне в сердце умиленье,

На путь спасения наставь.

Да буду чужд своей я воли,

Готов для Бога все терпеть.

Будь мне покровом в горькой доле —

Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных,

За всех молитвенница нас!

О, защити, когда ужасный

Услышу судный Божий глас,

Когда закроет вечность время,

Глас трубный мертвых воскресит,

И книга совести все бремя

Грехов моих изобличит.

Стена Ты верным и ограда!

К Тебе молюся всей душой:

Спаси меня, моя отрада,

Умилосердись надо мной!

Икона «Покров Пресвятой Богородицы»

Фрагмент из книги И.С.Шмелёв "Лето Господне" (1927-1948, Париж).
ПОКРОВ

Отец ходит с Горкиным по садику и разговаривает про яблоньки. Редко, когда он говорит не про «дела», а про другое, весёлое: а то всё рощи да подряды, да сколько ещё принанять народу, да «надо вот поехать», да «не мешайся ты тут со своими пустяками». И редко увидишь его дома. А тут, будто на гуляньи или когда ездил на богомолье с нами, — весёлый, шутит, хлопает Горкина по спинке и радуется, какая антоновка-то нонче богатая. Горкин тоже рад, что отец душеньку отводит, яблочками занялся, и тоже хвалит антоновку: и червь не тронул, и цвет морозом не побило, а вон белый налив засох, от старости, пожалуй.
— Коль подсаживать, так уж онтоновку, Сергей Иваныч… — поокивает он ласково, — пяток бы ещё корней, и яблока покупать не будем для моченья.
Я вспоминаю, что скоро радостное придёт, «покров» какой-то, и будем мочить антоновку. «Покров»… — важный какой-то день, когда кончатся все «дела», землю снежком покроет, и — «крышка тогда, шабаш… отмаялся, в деревню гулять поеду», — говорил недавно Василь-Василич.
И все только и говорят: «вот подойдет „покров“ — всему развяза». Я спрашивал Горкина, почему — «развяза». Говорит — «а вот, все дела развяжутся, вот и „покров“». И скорняк говорил намедни: «после „покрова“ работу посвалю, всех на зиму покрою, тогда стану к вам приходить посидеть вечерок, почитать с Панкратычем про священное». А ещё отец говорил недавно:
— Хочу вот в Зоологическом саду публику удивить, чего никогда не видано… «ледяной дом» запустим с бенгальскими огнями… вот, после «покрова», уж на досуге обдумаем.
Что за «ледяной дом»? И Горкин про дом не знает, — руками так, удивляется: «чудит папашенька… чего уж надумает — не знаю». И я жду с нетерпением, когда же придёт «покров». Сколько же дней осталось?..
— А ты вот так считай — и ждать тебе будет веселей, а по дням скушно будет отсчитывать… — объясняет Горкин. — Так вот прикидывай… На той неделе, значит, огурчики посолим, на Иван-Постного, в самый канун посолим… а там и Воздвиженье, Крест Животворящий выносят… — капустку будем рубить, либо чуток попозже… а за ней, тут же на-скорях, и онтоновку мочить, под самый под «покров». До «покрова» три радости те будет. А там и зубы на полку, зима… будем с тобой снег сгребать, лопаточку тебе вытешу, мой Михайлов День подойдёт, уж у нас с тобой свои посиделки будут. Будем про святых мучеников вычитывать, запалим в мастерской чугунку сосновыми чурбаками. И всего у нас запасено будет, ухитимся потепле, а над нами Владычица, Покровом своим укроет… под Её Покровом и живём. И скажет Господу: «Господи, вот и зима пришла, все нароботались, напаслись… благослови их. Господи, отдохнуть, лютую зиму перебыть, Покров Мой над ними будет». Вот тебе и — Покров.
Так вот что это — Покров! Это — там, высоко, за звёздами: там — Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин и молитвы Покрову знает, говорит: «сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и твоим Ангелом — Иван-Богословом, и со ангельскими воинствами, и держит над всей землёй великий Покров-омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся».
А я — увижу? Нет: далеко, за звёздами. А один святой человек видал, дадено ему было видеть и нам возвестить, — в старинном то граде было, — чтобы не устрашались люди, а жили-радовались.
— Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом. Нам с тобой не будет ничего страшно: роботай-знай — и живи, не бойся, заступа у нас великая.
Теперь, ложась спать, я молюсь Богородице-Казанской, — тёмная у нас икона в детской. Молюсь и щурюсь… Вижу лучики — лучики лампадки, будто это на небе звёздочки, и там, высоко, за звёздами, — сверкающий омофор-Покров. И мне ничего не страшно.
Если бы увидать — там, высоко, за звёздами?!.

 

Икона «Покрова Пресвятой Богородицы» из Покровского храма Марфо-Мариинской обители милосердия, г. Москва

М. Волошин

Хвала Богоматери

Тайна тайн непостижимая,
Глубь глубин необозримая,
Высота невосходимая!
Радость радости земной,
Торжество непобедимое.
Ангельски дориносимая
Над родимою землёй,
Купина неопалимая!
Херувимов всех честнейшая,
Без сравнения славнейшая
Огнезрачных серафим,
Очистилище чистейшая!
Госпожа всенепорочная
Без истленья Бога родшая
Незакатная звезда,
Радуйся, о благодатная!
Ты молитвы влага росная
Живоносная вода!
Ангелами охраняемый,
Цвет земли неувядаемый,
Персть сияньем растворённая,
Глина девством прокалённая,
Плоть рождённая сиять,
Тварь до Бога вознесённая,
Приснодевственная мать!
Ты покров природы тварной,
Свет во мраке, пламень зарный,
Путеводного столба!
В грозный час, когда над нами
Над забытыми гробами
Протрубит труба,
В час великий, в час возмездья,
В горький час, когда созвездья
С неба упадут,
И земля между мирами,
Извергаясь пламенами,
Предстанет на Суд,
В час, когда вся плоть проснётся,
Чрево смерти содрогнётся
(Солнце мраком обернётся)
И как книга развернётся
Небо надвое,
И разверзнется пучина,
И раздастся голос Сына:
«О, племя упрямое!
Я стучал – вы не открыли,
Жаждал – вы не напоили,
Я алкал – не накормили,
Я был наг – вы не одели…»
И тогда ответишь ты:
«Я одела, я кормила,
Чресла Богу растворила,
Плотью нищий дух покрыла,
Солнце мира приютила
В чреве темноты…»
В час последний в тьме кромешной,
Над своей землёю грешной,
Ты расстелешь плат:
Надо всеми, кто ошую,
Кто во славе одесную,
Агнцу предстоят,
Чтоб не сгинул ни единый
Ком пронзённой духом глины,
Без изъятья навсегда,
И удержишь руку Сына
От последнего проклятья
Безвозвратного Суда.  <1919>

 

Источник:

Благодатный Покров: Книга для чтения в школе и дома./ сост. С.М. Шестакова. – М.: изд-во Московской Патриархии, 2010. – 344 с. – (Православные праздники детям)

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...