понедельник, 14 сентября 2020 г.

Поучение в день Рождества Пресвятой Богородицы

Проповедь протоиерея Родиона Путятина:
Поучение в день Рождества Пресвятой Богородицы
Икона. Рождество Богородицы с клеймами жития Иоакима, Анны и Богоматери. 17 в., 1642 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. http://icons.pstgu.ru/icon/2930
«Непрестанно молитесь» (1Фес. 5:17).
Некоторые из вас, иногда думая, что Бог их не услышит, или полагая, что желание их не сбудется, Богу вовсе не молятся, не просят Его о том, чего им хочется, что им нужно, чего им недостает, – Богу не молятся, Его не просят, а скорбят, сокрушаются, беспокоятся, досадуют, даже ропщут иногда, что у них нет того или другого.
Вот вам пример – святые родители Пресвятой Девы Богородицы, что и невозможное, по нашему понятию, может сбыться, если мы будем просить Бога. Иоаким и Анна были в преклонных летах, в таких летах, когда уже нельзя надеяться иметь детей, и особенно им нельзя было надеяться, потому что у них и до того времени не было детей вовсе. Несмотря на то они просили себе у Бога детей, неотступно просили. Почему? Потому что им очень хотелось иметь детей и они очень скорбели, что у них нет их.

Казалось бы, что просить старым людям детей себе? Возможно ли родить тому в старости, кто не рождал в лета молодые? И однако же, оказалось, что у Бога возможно и невозможное по нашим соображениям. У Иоакима и Анны, по вере и молитвам их, в глубокой старости, как известно, родилась дщерь, Пресвятая Дева Мария.
И потому, слушатель, обо всем Бога проси, обо всем, чего тебе недостает, что тебе нужно, чего ты сильно желаешь, хотя бы казалось тебе делом невозможным, чтобы Бог исполнил желание твое. Да, чем скорбеть, сокрушаться, досадовать, беспокоиться, лучше молись; может быть, Бог и сделает по твоему прошению; может быть, услышит твою молитву. Просите, и дано будет вам (Мф. 7:7), говорит Господь. Тебе кажется это невозможным, но для Бога нет ничего невозможного.
Бога надобно просить смелее, просить со дерзновением. Когда просишь Бога, забывай, что ты, может быть, просишь невозможного; помни одно: для Бога все возможно.
Положим, что Бог и не сделает по твоему прошению, но твоя молитва и тогда не останется для тебя бесплодной. Если Бог и не сделает для тебя такового чуда, чтобы ты получил то, чего желаешь, о чем скорбишь, так Он сделает за твою молитву другое для тебя чудо: сделает то, что и без нужного ты обойдешься, и о том не будешь скорбеть и сокрушаться, чего у тебя недостает. Больной молится, чтобы Бог избавил его от болезни. Болезнь не проходит, но он все не перестает молиться – и при молитве его к Богу болезнь его становится не так уже мучительна для него, он благодушнее и легче переносит ее тогда. Бедный просит себе у Бога довольства, богатства; Бог не дает ему, но он все просит, и Бог подает ему за его молитву такое утешение, при котором он и в бедности, без богатства доволен и спокоен не меньше богатого.
Если бы даже желал ты себе чего-нибудь чувственного, хоть даже греховного, то и тогда молитвенное твое к Богу обращение не останется тщетным. Господь вразумит тебя, чтобы ты об этом не молился, или удержит тебя от греховных желаний, и ты, как скоро станешь на молитву, тотчас успокоишься, перестанешь и желать греховного.
Итак, при наших нуждах и недостатках, при неудачах и тягостях жизни будем чаще рассуждать так: своим беспокойством, сокрушением, роптанием помогу ли я себе, сделаю ли что-нибудь для себя? Не помогу, ничего не сделаю. А если буду молиться, Бог может мне помочь, может даже и то для меня сделать, что представляется мне невозможным. По крайней мере, уж во всяком случае я сделаюсь спокойнее, когда к Нему с молитвой обращусь. Так лучше молиться Всеблагому и Всемогущему Богу, чем без пользы мучиться, беспокоиться, досадовать, роптать. Аминь.

Иконографическая справка:
Икона поступила в Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник в 1929 году. Она украшена серебряным позолоченным басменным окладом, который покрывает поля, часть поземов в клеймах и среднике, обрамляет средник и отделяет клейма друг от друга. Кроме того, нимбы наиболее важных персонажей в среднике и в клеймах украшает 41 серебряный чеканный венец. Икона является храмовым образом иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, была вложена строителем Кирилло-Белозерского монастыря старцем Феоктистом Колединским (ум. 1650). По описи 1664 года она стояла первой справа от Царских врат. Судя но описям монастыря 1664 и 1665 годов, храмовая икона является вкладом строителя Кирилло-Белозерского монастыря старца Феоктиста Колединского (умер 17 июня 1650 года). В литературе существуют разные точки зрения по вопросу происхождения образа. И.А.Кочетков датирует его 1650 годом и полагает, что до середины XVII века в иконостасе находился древний образ из деревянного храма, который обветшал и был заменен новым. Г.О. Иванова датирует икону и оклад, который появился чуть позже, 1643-1646 годами и считает, что в соборе до середины XVII века существовала икона, написанная если не самим Дионисием, то кем-то из его сыновей. Доказательством этому служит произведение, близкое как храмовому образу, так и портальной фреске Рождественского собора - шитая пелена 1510 года "Рождество Богоматери с житием Иоакима, Анны и Богоматери", происходящая из Воскресенского собора Волоколамска. Знаменщиком ее традиционно считается сын Дионисия, Феодосий (Маясова 1971. С. 23. Кат. 34). Пелена и икона имеют одинаковый подбор и последовательность сюжетов в клеймах. Возможно, что икона середины XVII века является списком-копией с древнего дионисиевского образа. В среднике представлено Рождество Богоматери. По сторонам центральной части располагаются 18 клейм, которые последовательно раскрывают жизнь Богородицы до Рождения Иисуса Христа и после Его Воскресения. Верхние пять клейм посвящены родителям Марии, Иоакиму и Анне, и истории рождения Богоматери. Сюжеты слева и справа от средника рассказывают о Ее детстве и юности (вплоть до Благовещения), а четыре нижних иллюстрируют последние дни Богоматери перед смертью и само Ее Успение. Состав клейм: 1. Принесение даров Иоакимом и Анной. 2. Отвержение даров. 3. Благовестие Иоакиму. 4. Благовестие Анне. 5. Зачатие Анны. 6. Благословение иереями Марии. 7. Ласкание Марии. 8. Поступление Марии (Первые шаги). 9. Введение во храм. 10. Моление Марии в Святая святых иерусалимского храма. 11. Моление Захарии о жезлах. 12. Обручение Марии. 13. Благовещение у кладезя. 14. Испытание водой обличения. 15. Моление Богоматери в пустыни. 16. Смертное Благовещение. 17. Жены израильские у ложа Богоматери. 18. Успение Богородицы. Литературными источниками житийного цикла Богоматери были два апокрифических произведения, созданные в первые века христианской эры, - "Протоевангелие Иакова", написанное, по преданию, сводным братом Иисуса Христа, сыном Иосифа, и "Слово на Успение Богородицы", приписываемое Иоанну Богослову. С XVI века в русском искусстве получают распространение образы Рождества Богородицы со сценами жития. Среди них иконы "Рождество Богоматери" из Дмитрова с клеймами житий Иоакима, Анны и Богородицы (Иванова 1968. Ил. 64), "Рождество Богоматери в деянии" мастера Сухомилова из собрания Вологодского музея-заповедника (Иванова 2001. С. 240), "Рождество Богоматери с житием"из Устюжны (Художественное наследие Дионисия 2002. Кат. 89. С. 134-135) и некоторые другие. Ни одна из известных икон XVI - начала XVII века не является точной аналогией ферапонтовской. Наиболее близка ей по составу клейм икона из Устюжны.

Биографическая справка
Путятин Родион Тимофеевич (1807 – 1869 гг.)
Путятин Родион Тимофеевич, протоиерей, известный духовный проповедник; родился в 1807 г. в селе Путятине, Сапожковского уезда Рязанской губ., где отец его был священником; в 1830 году он окончил курс Рязанской Духовной Семинарии, а в 1834 г. — Московской Духовной Академии (со степенью магистра богословских наук) и был назначен профессором словесности в Ярославскую Духовную Семинарию; 25-го января 1835 г. П. рукоположен был во священника к Тихановской церкви, в 1837 г. занял место помощника инспектора Семинарии, в 1840 г. переведен в Ярославский Кафедральный собор, а в 1844 г. — к церкви Сошествия св. Духа.
В 1845 г. (22-го февраля), по прошению, П. был уволен от службы в Семинарии и в том же году (12-го марта) определен увещателем во всех Ярославских присутственных местах, а 8-го сентября перемещен в Рыбинский Спасо-Преображенский собор протоиереем и, вместе с тем, благочинным всех церквей г. Рыбинска. В 1866 г. (28-го ноября), согласно прошению, П. по слабости здоровья был уволен от должности благочинного, а 4-го ноября 1869 г. скончался в г. Рыбинске, 62 лет от роду.
Путятин священствовал почти 35 лет, сначала в Ярославле, а затем 24 года в Рыбинске. С 1846 г. он был сотрудником Попечительства о бедных духовного звания и с большой заботливостью и любовью относился к делу помощи больным, бедным, скорбящпм и угнетенным, отдавая им свои силы и средства. Особенно энергичную деятельность на пользу ближнего П. проявил во время холеры 1848 г.: с утра до вечера ходил он по улицам Рыбинска со Святыми Дарами, напутствовал внезапно заболевших и отправлял их в больницы.
Последние два года жизни, по болезни, П. редко принимал участие в богослужении, но у себя дома неутомимо трудился над своими поучениями. Как проповедник, П. всегда пользовался постоянным и большим вниманием своих слушателей. Густой толпой теснились они у его кафедры и расходились только по окончании проповеди. Правда, что опытный и предусмотрительный проповедник, П. никогда не злоупотреблял вниманием своих слушателей, не вдавался в излишние рассуждения, не говорил более того, что слушатели могли понять без больших для себя усилий. Он умел быть близким ко всем, для всех быть понятным и, обращая свое слово к народу, предлагал всегда "краткие поучения", без утомляющего разнообразия и обилия мыслей.
По содержанию своему поучения П.—преимущественно нравственного характера, догматических мало. Высоко ценя свет учения, считая, что просвещение необходимо для народа, П. призывал слушателей отдавать свои силы и средства на дело просвещения. Он знал жизнь, знал нужды окружающей его среды, и это знание давало слову его характер народной проповеди, близкой и понятной простому, мало образованному человеку. Но проповеди его тем особенно ценны, что при своей необыкновенной простоте они вполне выдерживают достоинство церковной поучительной речи; в простых, задушевных словах всегда высказывается высокая нравственная истина.
Прот. Путятин проповедовал в Рыбинске, но его деятельность стала известна всей России, слово его слышалось в самых отдаленных епархиях, где местные священники поучали народ чтением печатных поучений знаменитого народного проповедника. В печати "Краткие Поучения" прот. П. появились в 1842 г., а в 1869 г. вышло уже 16-е их издание, которое хотя и называлось "Полным Собранием Поучений прот. P. Путятина", но заключало в себе только 147 слов его, а их было в то время более 300. Многие из них печатались в духовных журналах, напр.: в "Душеполезном Чтении", в "Страннике", в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из поучений, напр. "Поучение перед св. Причастием" и "Поучение в день Покрова Богородицы", помещены в "Русской Хрестоматии" Галахова (ч. I, изд. 1876 г.).

Источники:
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-protoiereya-rodiona-putyatina.shtml - Здесь проповеди протоиерея Родиона Путятина
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/104841/%D0%9F%D1%83%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%BD Здесь биография протоиерея Родиона Путятина


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...