понедельник, 14 сентября 2020 г.

Расскажите детям о Рождестве Богородицы

Рождество Пресвятой Богородицы.
Расскажите о празднике детям:
"...И НАЗВАЛИ ДОЧЬ МАРИЕЙ..."
21 сентября - светлый праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и этот день считается Церковью первым великим праздником из двенадцати других.
В этот день во всех церквях по всему миру торжественно возглашают: «Рождение Твое, Богородице Дева, принесло радость всей вселенной (миру), потому что из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; разрушив проклятие, Он дал благословение и, уничтожив смерть, даровал нам вечную жизнь». (Тропарь, глас 4)
Икона Божией Матери «Утоли мои печали»
От одной только мысли о Матери Божией тёплый свет нежной любви разливается в душе — точно так же, когда мы думаем о самом дорогом человеке на свете — маме.
Христиане всего мира почитают Богородицу своей второй матерью. Ее Рождество празднуется Православной Церковью как все­мирный день радости.
Рождество Богородицы - событие это совершенно особое в истории человечества: оно знаменует собой окончание Ветхого Завета и начало Нового Завета, новой истории. Всё, что связано с Пресвятой Богородицей, — чудесно, и первым чудом Нового Завета называют Её рождество.

Эта девочка была явлена миру не только как простой ребенок по молитвам родителей, но и как дар Бога, знак Его милости, знак надежды на скорое спасение. Особенным событием это было и для Иоакима, как потомка Царя Давида, потому что его избавление от бесчадства означало надежду на спасение мира, так как в его роде надлежало родиться Спасителю.
В самом зачатии и рождении такой дочери была явлена и сила Божией благодати, и честь Рожденной, и достоинство родителей, так как бесплодная и состарившаяся женщина не может родить иначе, как по силе Божией благодати. Здесь уже действует не природа, но Бог, побеждающий законы природы.
Праздник посвящен "началу нашего спасения." Он уста­новлен в IV веке, а само событие — Рождество Богороди­цы — описано не в Новом Завете, в знаменитом апокрифе II века — Евангелии от Иакова. В первый век существова­ния христианства существовало много устных сказаний, за­писанных позже другими людьми, о детстве Богородицы и Христа. Отцы Церкви на специальных Соборах вниматель­но изучали их, но лишь некоторые включали в канон как подлинные. Другие сказания они отсекали начисто, а не­которые признавали неканоническими, но пригодными для чтения. В наше время тоже, скажем, какой-нибудь роман о Пушкине или Петре Великом вовсе не признают за подлинную, научно выверенную биографию этого человека, но для представления об образе исторических героев его чи­тать можно. Так было и со знаменитыми апокрифами на­чала христианской эры.
Предание гласит: «В Назарете, небольшом городке Галилеи, к западу от Геннисаретского или Галилейского озера, жили Иоаким, потомок Царя Давида, из колена Иудова, и жена его Анна, из рода первосвященнического. До глубокой старости у них не было детей. Молясь постоянно о даровании им потомства, они обещали отдать на служение Богу дитя, которое у них родится. После пятидесяти лет супружества у них родилась дочь Мария, имя которой было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и самое рождение ее».
В маленьком горном городке Назарете праведно жили Иоаким и Анна. Они были богаты. Происходили из древних и знатных родов. Иоаким даже был потомком царя Давида, признанного избранником Божием. Имя его в переводе озна­чало "возлюбленный", а родился Давид в городе Вифлееме за один­надцать веков до Рождества Ии­суса Христа.
Но не богат­ство отличало их от других семей, а душевная чисто­та, милосердие и благоговейная любовь к Богу. Две трети своих доходов они жертвовали в храм и раздавали нищим.
Святостью своей жизни Иоаким и Анна превосходи­ли всех живущих в Иерусалиме, но счастье обошло их дом. Пятьдесят лет прожили они в браке, а детей у них не было. Со­седи смеялись над ними, оскорб­ляли их, так как в еврейской семье отсут­ствие детей считалось в то время позором, наказанием за грехи. Велико и тяжело было для них это горе, но они безропотно сно­сили его.
Рождество Богоматери. Икона. XIV в.
В один из праздников Иоаким принес в храм жертву — он выбрал самую лучшую овечку, но священник отказался принять ее, сказав, что Иоаким человек недостойный, ибо он не создал по­томства Израилю.
Как часто мы осуждаем людей от имени Бога, а са­ми не знаем воли Его!
— Горе мне! Для всех сейчас великий праздник, а для меня — день слёз, — в глубо­кой скорби шептал старец Иоаким. И пошёл он не к жене сво­ей, а в пустыню.
В тишине и уединении, со­блюдая строгий пост, сорок дней и сорок ночей он молился, прося Господа снизойти к нему. Уйдя в пустыню, Иоаким говорил: «не буду есть и в дом свой не возвращусь; пусть слезы мои будут мне пищею, а пустыня сия домом до тех  пор, пока не услышит и не отнимет от меня поношение Господь Бог Израилев».
Анна печальная была дома одна. Узнав, что её люби­мый муж от горя не хочет воз­вращаться домой, она с рыданиями оплакивала свою бездетность. После многих скорбных дней, проведённых в тоске и одиноче­стве, она вышла в сад и среди ветвей лаврового дерева увидела гнездо с птенцами.
 - Увы! Чему я могу уподобить себя? Кто дал мне жизнь, что так я проклята перед сынами Израильски­ми? Они смеются надо мной и оскорбляют меня! Я не могу сравниться с птицами небесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями зем­ными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться ни с мо­рем, ибо оно полно рыбами, ни с землею, ибо оно дает пло­ды во времена свои и благословляет Господа.
— Горе мне, — восклицала праведница, — всё в мире утешается детьми, а я бесплод­на. И птицы, и звери, и рыбы рождают потомство, одна я не знаю этого блаженства. Одна я, как степь безводная, без жизни и растений. Услыши, услыши, Господи, слёзы мои и даруй мне ре­бёнка, и принесу рождённое мной чадо Тебе в дар.
Молилась и плакала Анна: «Призри ныне на меня и услыши молитвы мои, Господь Саваоф! Ты знаешь поношения бездетства; прекрати печаль сердца моего и отверзи мою утробу и меня, неплодную, соделай плодоносною, дабы рожденное мною мы принесли Тебе в дар, благословляя, воспевая, прославляя Твое милосердие».
И вот тогда, после этой молитвы произошло чудо — перед ней в неизреченном сиянии предстал ангел Господень, архангел Гавриил; благовестник чудес и сказал: «Анна. Анна! Услышана твоя молитва, воздыхания твои прошли сквозь облака, слезы твои явились пред Богом, и ты зачнешь и родишь Дщерь преблагословенную, выше всех дочерей земных. Чрез Нее получат благословение все племена земные, и будет даровано всему миру спасение; имя ей будет Мария».
 

Архангел Гавриил деисусного чина. Икона. XV в. Архангел Гавриил один из семи Ангелов высочайшего чина. Он Бога благовествует  только в особых торжественных, случаях. Крылья Ангелов символ быстроты исполнения Божьего замысла. В руках Ангела жезл странника и круг, называемый сферой. На круге написано «Господь», и это говорит о том, что сфера жизни любого Ангела — Бог.
В тот же миг Архангел Гавриил отлетел от Анны в пустыню и явился перед потрясённым Иоакимом.
— Поспеши в Иерусалим, — сказал Ар­хангел, — ибо у жены твоей Анны родится дочь, и наречётся она Марией. Имя Мария означает «Гос­пожа, Возвышенная, Надежда».
С радостью и трепетом устремился Иоаким до­мой, обещав принести Господу обильную жертву. Анна сто­яла у дверей дома своего и, когда увидела Иоакима, подбежала, бросилась ему на шею и со счастливыми слезами проговорила: "Те­перь я знаю, что Господь Бог благословил меня". И через девять месяцев у пожилых родителей родилась дочь. Ее на­звали Марией, и стала она великой заступницей за все че­ловечество.
Какой пример всем скорбящим! Сколько лет терпели супруги унижения своих сопле­менников, но никогда не роптали на Бога, никогда не гневались на обидчиков, и какой радости они сподобились! Будем же и мы уповать на Бога и терпеливо сносить жи­тейские скорби.
Это предание Церковь не назвала совершенно достовер­ным и каноническим, но в средние века люди очень люби­ли его, а знаменитые поэты и художники создали по его мотивам немало гениальных произведений. Богоматерь родилась в семье праведников, ее рождение было подготовлено нравственным опытом многих преды­дущих поколений.
Святитель Димитрий Ростовский  в «Слове на Рождество Богородицы» пишет: «Само имя Назарета при сем изображает высоту добродетелей Пречистой Девы. Ибо как в Своем Рождестве Господь через Вифлеем, что значит «дом хлеба», тайно преобразовал то, что Он есть хлеб, сшедший с неба для оживотворения и укрепления людей, так и в Рождестве Пречистой Своей Матери Он чрез Назарет изображает возвышенные предметы: ибо наименование  «Назарет» означает цветущее, oгражденное, увенчанное и сокровенное место». Ибо здесь родилась увенчанная славою, «славнейшая серафим», как подобно серафимам возлюбившая Бога, увенчанная честию «честнейшая херувим», как превзошедшая херувимов мудростию и познанием Божества. Ибо Бог благоизволил, чтобы в начале новозаветной благодати был создан нерукотворный храм Божества — Пречистая, Преблагословенная Дева Мария, вместилище Неизреченного Бога.
Как и большинство судьбоносных событий для человечества, это событие тоже произошло прикровенно. Мало кто знал об этом, и уж, конечно, окружающие не догадывались, что за необыкновенный ребенок родился у престарелых родителей, не догадывались до тех пор, пока не была приведена уже трехлетняя Мария в Иерусалимский храм...
Икона Божией Матери "Умиление", любимая икона святого преподобного старца Серафима Саровского
Дева Мария такая красивая, чистая, так и хочется ей помолиться. Есть очень простая молитва: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Она всегда тебя видит, слышит и защитит от всякого зла.

Источники:
  • Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
  • Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия./ Геогий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2009. – 384с.
  • Перстенева Е. Рождество Богородицы./ Евгения Перстенева.// Наука и религия. – 1999, №9. – с.64


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...