понедельник, 14 сентября 2020 г.

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Рождество Пресвятой Богородицы: проповедь
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней...»
Не покажутся ли некоторым из вас преувеличением эти начальные слова тропаря нынешнего великого праздника? Не скажете ли вы, что не только евреи, мусульмане и буддисты, но даже отошедшие от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви лютеране, протестанты, и все сектанты не чувствуют никакой радости в день рождения Пресвятой Богородицы, Которую они считают только простой благочестивой женщиной, каких очень много?
Если так подумаете, то я никак не соглашусь с вами, ибо в тропаре праздника сказано именно о радости всей вселенной, а не одной только нашей малой земли. А вселенная необъятно велика, и на ночном небе мы видим бесчисленное множество звездных миров.
Невозможно, конечно, думать, чтобы все эти звездные миры были только огромными массами светящейся материи, чтобы вся жизнь этих бесчисленных блестящих миров ограничивалась тем, что ведомо о них нам на земле.
Невозможно думать, чтобы только одна наша малая земля была населена духовно разумными существами, а вся остальная вселенная не была обитаема никем. Не сомневаемся в том, что все эти бесчисленные миры, что вся вселенная населена неизмеримо выше нас стоящими бесплотными силами ангельскими.

И вот для этих-то бесплотных сил Рождество Пресвятой Девы Марии было великой, всемирной радостью.
Нам, жителям земли, с нашим весьма ограниченным разумом, свойственно жить только тем, что видим и слышим на земле, и редко, редко выходим мы за пределы этих земных интересов.
А бесплотным силам небесным, Архангелам и Ангелам, доступно знание и понимание гораздо большее, чем нам, обитателям земли.
В бесчисленных мирах вселенной, сотворенной и управляемой Богом, происходят великие события, не ведомые нам, но ведомые бесплотным силам небесным, события медленно и постепенно познаваемые ими по мере того, как они совершаются и развиваются.
Таким событием было для них и Рождество Пресвятой Богородицы, которое они восприняли как некую только что разгорающуюся зарю какого-то величайшего Божьего дела. А вполне поняли лишь тогда, когда совершилось спасение рода человеческого Крестом Христовым и Воскресением.
Окончив это разъяснение, обратимся снова к тропарю великого праздника нашего: "...из Тебе бо воссия Солнце правды Христос Бог наш и, разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный".
И увидели жители неба только что занявшуюся зарю того великого дня, когда из утробы Пресвятой Девы воссияло Солнце правды Христос Бог наш, и честным Крестом Его было снято с рода человеческого проклятие Божие за первородный грех Адама и Евы, когда преславным Воскресением Христовым род человеческий получил новое благословение, когда Крест Христов упразднил тяготевшую над нами смерть, и открылся для нас вход в Царство Небесное, царство вечной правды и Божественной славы.
Воздадим же всеми силами сердец наших хвалу, и честь, и безмерное благодарение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Святой Троице, положившей Рождеством Пресвятой Богородицы начало спасения нашего Сыном Божиим.
Аминь.
Биографическая справка
Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий),
Архиепископ Симферопольский и Крымский
Войно-Ясенецкий, Валентин Феликсович, (архиепископ Лука; 27.04.1877—11.06.1961) — мыслитель, священник, врач; доктор медицинских наук, профессор.
Родился 27 апреля 1877 года в городе Керчь, в семье аптекаря. Воспитывался в православной вере. Молодость его прошла в Киеве.
Решив заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", в 1903 он заканчивает мед. факультет Киевского университета св. Владимира.
С 1905 по 1917 работал земским врачом в Симбирской, Саратовской, Курской, Ярославской губ., а также на Украине и в Переяславле-Залесском.
В 1916 "мужицкий доктор", как называл себя Войно-Ясенецкий, защитил докторскую диссертацию — "Регионарная анестезия", признанную современниками лучшей работой года.
Из-за болезни жены семья переехала в Среднюю Азию, где Войно-Ясенецкий в 1917— 1921 работал главным хирургом Ташкента, содействовал организации Туркестанского университета.
В 1919 от туберкулеза умирает его жена, оставив четверых детей.
С 1920 возглавил кафедру оперативной хирургии. В этот период он был уже глубоко верующим человеком. В 1921 Войно-Ясенецкий рукоположен в сан священника, но не перестает оперировать и читать лекции.
В 1923 принимает постриг под именем Луки и вскоре назначается епископом Туркестана.
В июне 1923 был арестован как сторонник патриарха Тихона, обвинен в контрреволюционны связях.
1923—1943 — годы тюрем и ссылок (Бутырская и Таганская тюрьмы в Москве, Енисейск, Туруханск, Ташкент, Архангельск, Красноярский край). Везде где можно Войно-Ясенецкий служит, проповедует и оперирует, создает замечательные научные труды по хирургии.
В 1943 Войно-Ясенецкий — архиепископ Красноярский, через год его переводят в Тамбов, где он продолжает медицинскую деятельность в военных госпиталях.
В 1945 была отмечена его врачебная и пастырская работа: он награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." и получает право носить бриллиантовый крест на клобуке.
В феврале 1946 архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в расширенной работе "Этюды гнойной хирургии".
В 1945—1947 закончил книгу "Дух, душа и тело", начатую еще в начале 20-х гг. (при его жизни книга не издавалась).
С 1946 он — архиепископ Крымский и Симферопольский. Слепота, наступившая в 1958, не мешала ему совершать божественные службы.
Скончался в 1961 и похоронен в Симферополе. Канонизирован Русской православной церковью (1996).

Книга "Дух, душа и тело" — единственное философское произведение Войно-Ясенецкого. В этой удивительной книге широко мыслящий человек, священник, врач, анализируя факты и научные открытия конца XIX — начала XX вв., философкие произведения древних и современных ему философов и цитаты Священного писания, обосновывает свое понимание таких понятий, как "дух", "душа", в существовании которых он убежден.
Войно-Ясенецкий считает, что великие научные открытия XIX—XX вв. доказывают нам неисчерпаемость наших представлений о жизни, о человеке и позволяют пересмотреть многие основные идеи естествознания. Так, познание новых важных форм энергии — радиоволновых инфракрасных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии — позволяет "...предполагать, ...что в мире существуют другие, неведомые нам формы энергии, может быть., еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия... С материальной точки зрения, и эти, пока еще неведомые, формы энергии должны быть особыми формами существования материи..." (Дух, душа и тело. М., 1997. С.23).
"Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто духовной энергии, которую мы считаем первичной и первородительницей всех физических форм энергии, а через них и самой материи? Как же мы представляем себе эту духовную энергию? Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная... Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем другим формам энергии, которые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир" (Там же. С.24).

Источники:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/130499 Здесь биография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)
http://azbyka.ru/days/sv-luka-vojno-jaseneckij Здесь подробная биография архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...