понедельник, 14 сентября 2020 г.

О празднике Рождества Пресвятой Богородицы

О празднике Рождества Пресвятой Богородицы:
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней»
Рождество Пресвятой Богоро­дицы - не просто день рож­дения Матери Иисуса Христа. Это одно из событий в той це­почке, которая вывела человече­ство на путь спасения. Как и было задумано Богом.
Евангелия от Матфея и Луки начинают свое повествование с Рождества Христова, точнее - с событий, которые непосред­ственно предшествовали Рожде­ству. Но Церковь бережно донес­ла до нас предания, которые по­вествуют и о чудесных обстоя­тельствах появления на свет Девы Марии - Той, Кому Гос­подь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.
О Рождестве и детстве Пре­святой Богородицы мы зна­ем не из книг Нового Завета, а на основании Священного Пре­дания. Подробно об этих собы­тиях рассказывает апокрифичес­кий текст II - III вв., так называе­мое Протоевангелие Иакова. Это сказание, хотя и не относилось к каноническим новозавет­ным текстам, издревле пользовалось авторитетом.

В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили пра­ведные супруги - Иоаким и Анна. Они происходили из древ­него царского рода, восходяще­го к святому царю Давиду, Анна была дочерью священника от племени Ааронова, Матфана. Иоаким и Анна были пра­ведны пред Господом, со­блюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и мило­сердием.  Впро­чем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье суп­ругов - у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рожде­ние ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произой­дет из их рода.
И по представ­лениям того времени, безчадие считалось безcлавием и тяже­лым наказанием. В один из вели­ких праздников Иоаким пришел в Иерусалимский храм, чтобы при­нести жертву Господу, но перво­священник отверг приношение Иоакима. укорив его безчадием. Также и другие одноплеменники поносили его, говоря: «Непозволи­тельно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил се­мени в Израиле». Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пус­тыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости.
Анна осталась в одиночестве. Она ходила по саду и плакала, как вдруг заметила гнездо с птенца­ми на ветке лавра.
"Увы! - вос­кликнула Анна. - Чему могу упо­добить себя? Кто дал мне жизнь, что так проклята я перед сына­ми израильскими? Они смеются надо мной  и оскорбляют меня, и изгнали из Храма Господня! Увы! Чему уподоблю себя? Я не могу сравниться с птицами не­бесными, ибо птицы плодовиты перед Тобою, Господи. Не могу сравниться с тварями земными, ибо они плодовиты. Я не могу сравниться с морем, ибо оно пол­но рыбами, ни с землею, ибо она дает плоды во времена свои и благословляет Господа".
И тогда явился в саду Ангел Господень и сказал: "Анна! Гос­подь услышал молитвы твои, и ты родишь Дочь благословенную. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасе­ние всему миру, и наречется Она Марией". Анна дала обет: если у нее будет дитя, отдать его на слу­жение Богу. Такое же виде­ние было и Иоакиму в пус­тыне.
Рано утром Иоаким и Анна встре­тились у Золотых ворот, вместе принесли благодарственные жертвы в храме и возвратились до­мой, с твердой верой, что по­лучат по обетованию Госпо­да.
Вскоре слова Ангела сбылись - у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя «Мария» озна­чает «Госпожа». Это не случай­но, ведь Деве Марии предстоя­ло стать Царицей Неба и зем­ли. А празднество в Ее честь «почитается днем спасения всего мира»
Церковь с древних вре­мен празднует 22 декаб­ря Зачатие Пресвятой Богородицы от престаре­лых родителей, а через девять месяцев после этого дня, 21 сентября. Ее Рождество.
Пресвятая Дева Мария роди­лась в то время, когда люди дош­ли до таких пределов нравствен­ного упадка, при которых их вос­стание казалось уже невозмож­ным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говори­ли, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не до­пустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять че­ловеческое естество, и Пречис­тую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.
Мария росла и укрепля­лась, окруженная заботой родителей. Предание гово­рит, что когда ей исполнилось шесть месяцев, Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Мария сделала семь шагов и возврати­лась в руки матери. Анна реши­ла, что Дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Она устроила особое место в спальне дочери, куда не допускалось ничто нечи­стое, и призвала непорочных до­черей иудейских, чтобы они уха­живали за младенцем.
Рождество Пресвятой Влады­чицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвя­тая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праз­дничных песнопениях, "Небес­ной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ на­ших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).
Рождество Божией Матери ознаменовало наступление вре­мени, когда начали исполняться великие и утешительные обето­вания Божий о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочес­тия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Ко­торой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Источники:
  • Преображенский листок. – 2014 г. – 20 сентября. Издание Спасо-Преображенского собора в г. Абакане
  • Преображенский листок. – 2015 г. – 19 сентября. Издание Спасо-Преображенского собора в г. Абакане


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...