суббота, 19 сентября 2020 г.

Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Продолжение

 Духовная живопись:
Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Продолжение

Васнецов В.М. Крещение князя Владимира.  Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/svlad.html

Художник тщательно изучал древние рукописи, чтобы максимально точно передать характер и личность князя Владимира. И это позволило Васнецову добиться реальности исторического события, и в этом отличие работы мастера от классической иконописи. Чётко прорисованные глаза сосредоточенны, и выражают осознание принятия столь судьбоносное для всей страны решение.

В.Васнецов подробно изобразил каждого участника крещения князя Владимира. Священники сосредоточенно совершают обряд, княжеская рать следит за происходящим с любопытством, а знать полна смирения к свершившемуся историческому событию.

Васнецов В.М. Крещение Руси. 1885-1896. Эскиз росписи. Холст, масло. 214 × 187 см. Третьяковская галерея, Москва

Перед нашим взором раскрывается грандиозная история крещения Руси 988 года. В центре – Владимир Святославович, он же Владимир Красное Солнышко. Владимир одет в праздничную одежду, украшенную золотой вышивкой. Обильные солнечные лучи, ниспадающие с небес, отражаются от его одежды. Благоверный князь будто сам излучает яркий свет.

Лицо Владимира сосредоточено, серьезно и торжественно. Он молится и простирает руки небу, подчеркивая этим нисходящую свыше к народу благодать Господа. Князь стоит на возвышении, покрытом нарядным ковром, что подчеркивает исключительную важность происходящего.

На небесах над облаками видны образы ангелов. Они наблюдают за тем, что происходит на земле. С разверзшихся небес исходит божественный свет.

Князя окружает множество людей. Наиболее близко к Владимиру Святославовичу стоят священнослужители в белых одеждах. Духовенство помогает князю в таинстве крещения. Икона Божией Матери, большой деревянный крест - как символ страданий Иисуса Христа во имя спасения бессмертных душ человечества.

Тысячи людей опускаются в священные воды реки, где крещения проводит старец в белых одеждах.

На заднем плане – сотни тысяч лиц. Все они пришли для того, чтобы предстать перед Господом и принять новую веру. Они боятся этого таинства, и вместе с тем стремятся к Божией благодати.

Васнецов В.М. Святые отцы. Фреска собора. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. https://ru.wikipedia.org/wiki

«Святые живут в ином мире и там Духом Святым видят славу Божию и красоту лица Господня. Но в том же Духе Святом они видят нашу жизнь и дела. Они знают наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы. Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святого; а кто имеет любовь на земле, тот с нею переходит в вечную жизнь в Царствие Небесное, где любовь возрастает и будет совершенной. И если здесь любовь не может забыть брата, то тем более святые не забывают нас и молятся за нас» (Преподобный Силуон Афонский)

Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.
"В этих образах - вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов..." - писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.

Васнецов В.М. Русские епископы, фреска собора. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. https://ru.wikipedia.org/wiki

Созданный в интерьере Владимирского собора сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал своего рода гимном всему христианской миру и его центру - православной Руси. Если убранство средневекового храма было названо исследователями "библией для неграмотных", то церковную живопись Васнецова можно справедливо именовать "энциклопедией подвижничества", а самого художника - создателем галереи святости.

Васнецов В.М. Русские епископы, фреска собора. Фрагмент росписи алтарной части собора святого Владимира в Киеве. https://ru.wikipedia.org/wiki

Прекрасны и вдохновенны лики русских епископов. У них проникновенный взгляд огромных глаз. Смотрят в самое сердце человека, как бы призывая его очнуться от земных проблем и подумать о Небе, о духовной жизни, которая есть вечность.

Иконы Васнецова передают дух времени. Художник сознательно акцентировал внимание на передаче времени и места действия, потому что хотел, чтобы его живопись прославляла подвиг "За веру, царя и Отечество", свершаемый на Святой Руси. В образах святых угодников отразилось религиозное и патриотическое мироощущение большей части русского общества. Здесь религиозно-национальное направление, предложенное Васнецовым, в полной мере нашло свое воплощение.

«Сила таланта Васнецова вполне оказалась в удивительной экспрессии, характерности и исторической верности изображенных им лиц. Каждое лицо святого, или пророка, или ангела является не только ясной передачей настроении трактуемого лица, но выражает так же и религиозный характер той эпохи, в которой жил святой. Прелестное изображение святой Ольги, изображения святого Владимира и святого Александра Невского говорят сами за себя. Колоссальные лица вдохновенных пророков полны необычайной силы и выразительности». (Лазовский Г, 1897 г.)

Васнецов В.М. Мария Магдалина

На иконе мы видим святую Марию Магдалину, идущую с радостной вестью воскресения. Ее легкая, хруп­кая фигура,  длинные, распущенные волосы, бледное и нежное лицо, вырисовывается на фоне дальнего спящего города и неба, чуть освещенного зарей. Глаза ее еще хранят следы слез, пролитых на Голгофе. В одной руке она держит сосуд с миром, в другой - пасхальное яйцо. По преданию, именно Мария Мвгдолина принесла это яйцо в дар императору Тиберию, сообщив ему, что Христос воскрес. После чего яйцо приобрело красный цвет. (У древних иудеев существовал обычай приносить в дар яйца, как выражение почитания со стороны тех, кто не мог выразить его более ценными дарами).

Васнецов В.М. Алипий – живописец. Эскиз к росписям. ГТГ, Москва

В написании икон Васнецов руководствовался житийной литературой и документальными описаниями. Исполненный им на столпе Владимирского собора, образ св. Алипия, Киево-Печерского иконописца, вполне соответствует иконописному подлиннику XVIII в., но для лучшей узнаваемости Васнецов ввел в иконографию дополнительные повествовательные детали. Он изобразил святого в иконописной мастерской, а у его ног поместил баночки с красками.

Образ святого Алипия – живописца был, наверно, наиболее близок Васнецову, как святого, писавшего иконы.
Монастырское предание рисует Алимпия тружеником и нестяжателем. Выполняя монастырский устав, по которому инок не должен предаваться безделью, праздности, он постоянно трудился, его послушанием было иконописание. Он выполнял заказы и часто делал работы бесплатно, хотя в это время труд иконописцев хорошо оплачивался, но Алимпий, "без мзды иконы по церквам писаше", если же ему случалось за свои работы получать деньги, то он делил их на три части, на одну покупал краски, другую отдавал бедным, третью - в монастырь.
Мастерство Алимпия почиталось настолько высоко, что написанные им иконы считались выполненными не человеческими руками, но при помощи невидимых таинственных сил и самую последнюю его работу уже, видимо, закончил за художника небесный посланец, ангел.
Умер художник в Киево-Печерском монастыре около 1114 года, там же и похоронен в пещере св. Антония; в монастыре он почитался как святой, день его памяти приходится на 17 (30) августа.

Васнецов В.М. Нестор – летописец. 1919 г. Дом - музей В.М. Васнецова

Значительный интерес представляет изображение святого летописца Нестора, сидящего в келье, сквозь окна которой виднеются строения Киева, расположенные на холмах над Днепром. Нестор Летописец показан пишущим в своей келье у раскрытого окна, за которым простирается пейзаж с башнями городов и церквями.

Нестор, монах Киево-Печерского монастыря (около 1056—1114), духовный писатель, мыслитель, летописец, автор «Повести временных лет». Им было написано «Чтение о Борисе и Глебе». После «Чтения» Нестор пишет «Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского», в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря.
В 1113—1018 Нестором составлен древнейший летописный свод «Повесть временных лет», который позднее был включен в состав почти всех летописных сводов.
В «Повести временных лет» земная жизнь рассматривается Нестором как противостояние добра и зла, причем не только как борьба посланников Бога и слуг сатаны, но как противостояние добрых и злых людей. Последние опаснее бесов, ибо «беси бо Бога боятся», а злой человек ни Бога не боится, ни человека. Именно посредством их множится мировое зло.
Видимо художник старался изобразить историка в процессе написания одной из его работ, потому как и пейзаж за спиной  и освещение, и предметы в руках говорят нам о том, что действительно происходит важный исторический процесс.
Вся картина пропитана духом стремления к познаниям и творчеству, а также к донесению до потомков истин.

Васнецов В.М. Княгиня Ольга

В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота ("Прокопий Устюжский", "Сергий Радонежский"), духовная мудрость ("Нестор летописец", "Алипий иконописец"), отвага и стойкость ("Андрей Боголюбский", "Княгиня Ольга"), качества, характерные именно для русских святых.

Для усиления монументальности композиции художник практически отказался от оглавных и поясных изображений и представил фигуры в рост с предельно заниженной линией горизонта.

Васнецов В.М. Князь Александр Невский

Благочестивый князь, герой Ледового побоища и печальник земли русской перед татарскими ханами, Св. князь Александр Невский изображен в полном вооружении, с мечом в одной и со священным стягом в другой.

В наклоненной голове его и даже в том жесте, каким он держит меч, виден князь христианин, воюющий только по необхо­димости.

Васнецов В.М. Княгиня Евдокия

Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма, построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, в котором изобразительно отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, новое направление основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота.

Религиозная живопись Васнецова получила высокую оценку у современников. Сам художник был скромным и о своих заслугах не говорил. Сегодня немногие знают, что в 1896 г. за роспись Владимирского собора его удостоили ордена Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени.

13 июня 1912 г. за работу в Варшавском храме Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

«нерусь» (так, с маленькой буквы, Васнецов называл современную ему Россию) победила «старую Русь», чело­веком которой он себя считал. Но твор­чество Васнецова имеет вневременную ценность. Сделанное Васнецовым громадно и еще долго будет давать о себе знать в отечественной культуре. «Десятки русских выдающихся художников, — как заметил М. Нестеров, — берут свое начало из национального источника — таланта Виктора Васнецова».

 

Источники:

http://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК

http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post364289670 Киевский Владимирский Собор. Альбом фотографа Г. Лазовского 1897

http://nenik.net Виктория Олеговна Гусакова, Начальник цикла "Культура и искусство" Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...