суббота, 19 сентября 2020 г.

Борьба добра и зла в произведениях В.М. Васнецов

 Борьба добра и зла в произведениях В.М. Васнецов

Васнецов В.М. Архангел Михаил повергает дьявола. 1914-1915. Холст, масло. 292,2 x 129. Дом-музей В.М.Васнецова, Москва, Россия. Источник информации  http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0195/p0195.htm

x x x
О ночь, я твой! Все злое позабыто,
и жизнь ясна, и непонятна смерть.
Отражена в душе моей раскрытой
блистательная твердь...

И мнится мне, что по небу ночному
плыву я вдаль на призрачном челне,
и нет конца сиянью голубому;
я -- в нем, оно -- во мне.

Плыву, плыву. Проходят звезды мимо;
к одной, к другой причаливает челн
и вновь летит под шум неуловимый
алмазно-чистых волн;

Я твой, о ночь! В душе -- твое сиянье;
все грешное осталось на земле,
и ангелов я чувствую дыханье
на поднятом челе! 18 апреля 1918 г. (Набоков В.В. )

Картине «Архангел Михаил» предшествовали роспись Владимирского собора в Киеве, эскизы росписей для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном, для храма Спаса на Крови в Петербурге, для собора Александра Невского в Софии, по заказу царской семьи для церкви св. Магдалины в Дармштадте. Верующий человек, в работе для церкви Виктор Васнецов видел свое настоящие призвание.
В 1915-1916 годах на 13-й выставке Союза русских художников Васнецов представил большое полотно «Архангел Михаил».

Этот величественный и грозный образ широко распространен в религиозном искусстве. Архистратиг Михаил (по-гречески - верховный военачальник) облачен в кольчугу и вооружен мечом, щитом или копьем или тем и другим. Распахнутые за спиной крылья свидетельствуют о его ангельской природе, принадлежности к небесной Иерархии. Сатана - либо в получеловеческом обличии, либо в виде дракона - распростерт под ногами Святого, который готов убить его.
На Руси Архангел Михаил всегда считался покровителем воинов, бьющихся за правое дело. Нередко его крылатая фигура украшала шлемы древнерусского воинства.
В Ветхом завете Архангел Михаил - один из семи архангелов Господа, ангел-хранитель Израиля, его имя происходит от еврейского «кто как Бог». Христианская традиция описывает его как стоящего во главе сонма ангелов небесных, защитника мира от князя тьмы. Михаил вел небесное воинство к победе над Люцифером и падшими ангелами. В Книге Откровения (12:7-9) об этом написано так: « И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий (…)»

Васнецов В.М. Блаженство Рая. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев. Источник изображения http://mimi-gallery.ru/vasnecov-iskushenie-evy-zmiem?p=1

Более десяти лет жизни (1885-1896) Вас­нецов отдал росписи Владимирского собора в Киеве, посвященного 900-летию креще­ния Руси, Живописец называл эту работу своим «путем к свету». В общей сложности Васнецов исполнил 15 композиций и 30 отдельных фигур, не считая медальонов. Это 4 тысячи квадратных метров. Труд просто титанический! Собор отапливался плохо. Васнецова мучили частые простуды. Несколько раз художник срывался с лесов, что едва не стоило ему жизни. Но Матерь Божия, судя по всему, оберегала мастера. По завершении работ Виктор Михайлович произнес фразу: «Я поставил свечку Богу».

Васнецов В.М. Искушение Евы змием. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор, Киев. Источник изображения http://mimi-gallery.ru/vasnecov-iskushenie-evy-zmiem?p=1

Сказание о грехопадении в Быт 3 начинается с описания искушения змея, обращенного к Еве. Большинство отцов и учителей Церкви, комментировавших падение первых людей, утверждают, что в образе змея перед человеком предстал диавол. Нек-рые из них при этом ссылаются на текст Откровения: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Относительно самого змея бытописатель отмечает лишь то, что он «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт 3. 1).

Святитель Василий Великий писал о происхождении и природе зла. Само собой разумеется, замечал он, что зло никогда не происходит от благого Бога. Однако если благое претерпевает повреждение, то оно может породить в себе зло. Первоначально это произошло в ангельском мире, где первый по достоинству и чести ангел отверг благодатную связь с Богом и стал родоначальником зла. «Почему зол диавол?» - вопрошал святитель Василий и отвечал: «По своему произволению». По этой же причине зло зародилось и в человеке, хотя и соблазненном диаволом. Зло как сущность не существует, потому что Бог не создавал зла. Точнее, оно «существует… не в своем бытии» и появляется от «повреждения души». У человека, имеющего хорошее зрение, нет места слепоте. Последняя появляется лишь тогда, когда зрение утрачивается. Причиной слепоты стала болезнь глаз; причиной зла стала болезнь души.

Особое внимание приковывает к себе роспись «Воины Апокалипсиса». Грандиозные события мирового масштаба ждут человечество в будущем. О чем свидетельствует последняя книга Библии – Откровения апостола Иоанна Богослова, Апокалипсис.

Васнецов В.М. Воины Апокалипсиса. 1887. Холст, масло. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Государственный музей истории религии, Санкт Петербург, Россия. Источник информации http://nenik.net

«Четыре всадника Апокалипсиса» — термин, описывающий четырех персонажей из шестой главы Откровения Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. Ученые до сих пор расходятся во мнениях, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Завоеватель (Антихрист), Война, Голод и Смерть. Бог призывает их и наделяет силой сеять святой хаос и разрушение в мире. Агнец вверху картины в облачной дали открывает печати. Всадники появляются строго друг за другом, каждый с открытием очередной из первых четырех из семи печатей книги Откровения.
Появлению каждого из всадников предшествует снятие Агнцем печатей с Книги Жизни. После снятия каждой из первых четырёх печатей тетраморфы восклицают Иоанну — «иди и смотри» — и перед ним поочерёдно появляются апокалиптические всадники.

 

Всадник на белом коне
И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. — Откровение 6:1-2
Белый цвет коня обычно рассматривается как олицетворение или зла, или праведности. Под копытами белого скакуна падают в страхе старцы, короли, царицы.

 

Всадник на рыжем коне
И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. — Откровение 6:3-4
Второго всадника обычно именуют Войной («Бранью»), и вершит он суд именем самого Бога. Часто он олицетворяет войну. Конь его красного цвета, в некоторых переводах - "пламенно" красного или рыжего. Этот цвет, как и большой меч в руках всадника, означают кровь, пролитую на поле боя. Второй всадник так же может олицетворять гражданскую войну, как бы в противоположность завоевательной которую может олицетворять первый всадник.
По мнению Святого Андрея, архиепископа Кесарийского, Здесь разумеется апостольское учение, проповеданное мучениками и учителями. Этим учением, по распространении проповеди, природа разделилась сама на себя, нарушился мир мира, ибо Христос сказал "не приидох воврещи мир (на землю), но меч" (Мф. 10,34). Исповеданием этого учения жертвы мучеников вознесены на высший жертвенник. Рыжий конь означает или пролитую кровь, или же ревность сердечную мучеников за имя Христово. Слова "сидящему на нем дано взять мир с земли" указывают на премудрую волю Божия, в напастях посылающую испытания для верных.
Под всадником Войны лежат кони и воины, за его спиной — красный серп месяца.

 

Всадник на вороном коне
И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай." — Откровение 6:5-Третий всадник скачет на черном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.
Из всех четырех всадников, черный - единственный, чье появление сопровождается произнесенной фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырех животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина, подразумевается, что в связи с голодом, несущимся черным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится. Это можно объяснить естественно тем, что зерновые хуже переносят засухи, чем оливковые деревья и виноградные кустарники, пускающие глубокие корни. Это высказывание может так же означать изобилие предметов роскоши при почти полном исчерпывании товаров первой необходимости, таких как хлеб. С другой же стороны, сохранение вина и елея может символизировать сохранение верующих христиан, использующих вино и елей для причащения.
Чёрный конь может так же означать плач об отпавших от веры во Христа по причине тяжести мучений. Весы есть сравнение отпавших от веры или по наклонности и непостоянству ума, или по тщеславию, или же по немощи тела. Мера пшеницы за динарь, быть может, означает чувственный голод. В переносном смысле мера пшеницы, оцениваемая динарием, означает всех законноподвизавшихся и сохранивших данный им образ Божий. Три меры ячменя могут быть теми, кто по недостатку мужества покорились гонителям из-за страха, но потом принесшим покаяние.
Под ногами черного коня с хозяином своим Голодом стенает полуголый люд.

 

Всадник на бледном коне
И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя "смерть"; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. — Откровение 6:7-8
Четвертый и последний всадник именуется Смертью. Среди всех всадников, этот - единственный, чье имя присутствует непосредственно в тексте. Тем не менее, его называют и по-другому: "Чума", "Мор", основываясь на различных переводах Библии (например Иерусалимская библия). Так же, в отличии от остальных всадников, не описывается, несет ли последний всадник какой-либо предмет в руке. Зато за ним следует ад. Однако, на иллюстрациях его часто изображают, несущим в руках косу, или меч.
Цвет лошади последнего всадника "бледный", однако возможны переводы и как "пепельный", "бледно-зеленый" и "изжелта зеленый". Этот цвет олицетворяет бледность трупа. Под этот цвет могут так же подходить и другие реальные масти, как мышастая, пегая.
В некоторых переводах значится не дана ему власть, а дана им власть, что можно интерпретировать двояко: либо дана им - это Смерти и Аду, или же это может подводить итог под предназначением всех всадников; ученые здесь расходятся во мнениях.
После последнего скакуна, за спиной всадника Смерти, лишь черная земля, падшие и огонь из недр самого Ада. Этот всадник движется спокойно. Ему уже некуда спешить.

Конечно, все описанные события – тяжелы и мрачны, но победа будет за Агнцем, Свет победит Тьму.

 

Васнецов В.М. Страшный суд. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве (Западная стена), 1885-1896. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Источник изображения  http://cs5291.vk.me/u10471747/147585177/z_86f4f2d6.jpg

 

Мне ведомо, что близок день суда,
И на суде нас уличат во многом…
Но Божий суд не есть ли встреча с Богом?
Где будет суд? – Я поспешу туда!
Я пред Тобой, о, Господи, склонюсь,
И, отрешась от жизни быстротечной,
Не к Вечности ль Твоей я приобщусь,
Хоть эта Вечность будет мукой вечной?(
Грегор Нарекаци, армянский поэт, XII век)

Для написания «Страшного Суда» автор использовал тёмные тона и красный цвет. Такая цветовая палитра сразу настраивает на зрителя на серьёзный лад. Был использован классический приём разделения всего изображения по горизонтали на сферу земную и сферу небесную. Ангел в черном одеянии изображен в центре росписи, и как бы разделяет мир на праведников и грешников. В верхней части, на небе, изображен Господь, который держит в руках Евангелие и крест. Иисус Христос – Судия. Потому он – в белых одеждах. Рядом с ним изображены Богоматерь и Иоанна Предтеча, вокруг, по сторонам, разместились ангелы и апостолы.
В нижней правой части нарисованы праведники, которые обращаются с молитвой к небесам. Они идут за святым Макарием Египетским по направлению к Христу. Их тела подобны по пропорции свечам.. В нижней левой части – грешники, которые падают в огненную пучину. Среди них есть и цари, и даже представители духовенства, чем Васнецов пытался выразить идею всеобщего равенства перед Богом. Внизу их поджидает Змий. Объединяют обе части в композиции вестники Апокалипсиса, представленные в виде трубящих ангелов.
Играя на контрасте цветов: красная палитра внизу, белая – в центре, голубая – вверху, Васнецов оживляет мистические чувства в человеке.

«…Глаза всех фигур Васнецова — традиционные глаза византийской иконографии — преувеличенно большие, все одинакового разреза, одинакового цвета. Сплошная чернота окраски делает их бездонными и позволяет воображению населять их глубь всеми оттенками мистических чувствований», — замечает один из исследователей росписей собора.

Васнецов В.М. Страшный суд. Роспись Владимирского собора в Киеве (Западная стена), 1885-1896. Фрагмент росписи. Источник изображения  http://cs5291.vk.me/u10471747/147585177/z_86f4f2d6.jpg

«На Страшном суде Пречистая Дева скорбит и просит Христа помиловать грешников. Такой представлена Богородица в композиции "Страшный суд" на западной стене Владимирского собора. Ее глаза наполнены слезами, одной рукой Она обхватила голову, другой слегка касается плеча Сына, пытаясь смягчить Его гнев. Образ Богоматери, охваченной великой печалью за людей, вносит в общий драматически-напряженный строй иконографии "Страшного суда" светлую ноту - надежду на милость Господа и Его прощение». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)

По материалам статьи дьякона Андрея Кураева «Что такое Страшный Суд?» http://www.pravmir.ru/article_869.html

Страшный суд, Судный день - последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.

Согласно Евангелию: Страшный Суд производит Бог-Сын - Иисус Христос. "Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну... и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий" (Ин.5:22, Ин.5:27). В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.

Ангелы при кончине века …отделят злых из среды праведных (Мф.13:49.

Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36) и их мысли и желания. («слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)

Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

Однако не все так однозначно и безнадежно как может показаться на первый взгляд. Все таки «Бог – есть Любовь». А Страшный Суд – это встреча с Богом.

Но встреча с Богом – встреча со Светом. Тем Светом, который освещает все и делает явным и очевидным все, даже то, что мы хотели скрыть порой даже от самих себя… И если то, постыдное, еще осталось в нас, еще продолжает быть нашим, еще не отброшено от нас нашим же покаянием – то встреча со Светом причиняет муку стыда. Она становится судом. "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир" (Ин.3:19)

И в самом деле время Суда – это время Встречи. … через нашу смерть мы выходим на Сретение с Тем, кто Сам когда-то вышел нам навстречу. С Тем, Кто сделал Себя доступным нашим, человеческим скорбям и страданиям. Не безличностно-автоматическая "Справедливость", не "Космический Закон" и не карма ждут нас. Мы встречаемся с Тем, чье имя – Любовь. В церковной молитве о Нем говорится: "Твое бо есть еже миловати и спасати ны, Боже наш". Именно – Твое, а не безглазой Фемиды и не бессердечной кармы.

Наши человеческие дела, человеческие слабости и прегрешения будет рассматривать не ангел, который не знает, что такое грех, борьба и слабость, но Христос. Христос – это Сын Божий, пожелавший стать еще и Сыном Человеческим. Не Сверхчеловек будет судить людей, но Сын Человеческий. Именно потому, что Сын стал человеком, "Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну" (Ин.5:22).

Сын – это Тот, Кто ради Того, чтобы не осуждать людей, Сам пошел путем страданий. Он ищет потерявшихся людей. Но не для расправы с ними, а для исцеления.

Отсюда и слова святителя Феофана Затворника: "Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... У Бога есть одна мысль и одно желание - миловать и миловать. Приходи всякий... Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была" [141]. Ведь - "Ты Бог, не хотяй смерти грешников"…

У этого Судьи, в отличие от греческой Фемиды, нет повязки на глазах. Свои решения Он будет сверять не только с тем, что мы и в самом деле натворили, и не только с бесстрастной буквой закона, но еще и со Своим планом, Своим интересом, Своим желанием. И Свое желание Он не скрывает: "Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился и жив был" (Иез.33:11).

Васнецов В.М. Архангел Михаил. 1885 - 1893

Бог ищет в человеческой душе такое, не окончательно, не безнадежно изуродованное место, к которому можно было бы присоединить Вечность.

Об этом поиске рассказывает эпизод из Жития св. Петра Мытаря (память 22 сентября): "В Африке жил жестокосердый и немилостивый мытарь (сборщик налогов), по имени Петр… Однажды Петр вел осла, навьюченного хлебами для княжеского обеда. Нищий стал громко просить у него милостыни. Петр схватил хлеб и бросил его в лицо нищему и ушел… Спустя два дня мытарь расхворался так сильно, что даже был близок к смерти, и вот ему представилось в видении, будто он стоит на суде и на весы кладут его дела. Злые духи принесли все злые дела; светлые же мужи не находили ни одного доброго дела Петра, и посему они были печальны… Тогда один из них сказал: "Действительно, нам нечего положить, разве только один хлеб, который оне подал ради Христа два дня тому назад, да и то поневоле". Они положили хлеб на другую сторону весов, и он перетянул весы на свою сторону".

Опять же в древности преп. Исаак Сирин говорил, что Бога не стоит именовать "справедливым", ибо судит Он нас не по законам справедливости, а по законам милосердия, а уже в наше время английский писатель К.С. Льюис в своей философской сказке "Пока мы лиц не обрели" говорит: "Надейся на пощаду – и не надейся. Каков ни будет приговор, справедливым ты его не назовешь. – Разве боги не справедливы? – Конечно, нет, доченька! Что бы сталось с нами, если бы они всегда были справедливы?"

Итак, на Суде мы предстанем пред Тем, чье имя – Любовь. Суд - встреча со Христом.

Чтобы не быть заложником у своих грехов, человек призывается к покаянию.

В покаянии человек отдирает от себя свое дурное прошлое. Если ему это удалось – значит, его будущее будет расти не из минуты греха, а из минуты покаянного обновления. Отдирать от себя кусочек самого себя же – больно. Иногда этого смертельно не хочется. Но тут одно из двух: или то мое прошлое пожрет меня, растворит в себе и меня и мое будущее, и мою вечность, или же я смогу пройти через боль покаяния. "Умри прежде смерти, потом будет поздно" – говорит об этом один из персонажей Льюиса

Хочешь, чтобы Встреча не стала Судом? Что ж, совмести в своем совестном взгляде две реалии. Первое: покаянное видение и отречение от своих грехов; второе: Христа, перед Ликом Которого и ради Которого должно произнести слова покаяния. В едином восприятии должны быть даны – и любовь Христа и мой собственный ужас от моего недостоинства.

Но все же - Христова любовь – больше… Ведь Любовь – Божия, а грехи – только человеческие… Если мы не помешаем Ему спасти и помиловать нас, поступить с нами не по справедливости, а по снисхождению – Он это сделает.

 

Источник:

http://www.vlsobor.com/painting_15.html - сайт «Владимирский собор»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...