воскресенье, 20 сентября 2020 г.

Иванов А.А. «Явление Христа народу» в деталях

 Иванов Александр Андреевич
Картина «Явление Христа народу»

Никакой другой русский художник середины XIX столетия не оставил наследия столь глубокого по мысли, неисчерпаемого в своих живописных откровениях, как Александр Андреевич Иванов.

Иванов А.А. Явление Христа народу. (Явление Мессии). 1837 — 1857. Холст, масло. 540 х 750 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Иванов являлся человеком, по своим стремлениям принадлежащим к небольшому числу избранных гениев, которые решительно становятся людьми будущего… Мы потеряли великого художника и одного из лучших людей, какие только украшают собою землю». (Н.Г. Чернышевский)

«Историческая заслуга Иванова та, что он сделал для всех нас, русских художников, огромную просеку». (И.Н. Крамской)

« Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества». (А.А. Иванов). В этой фразе речь идет о «Явлении Христа народу»- картине, которая заполнила 21 год жизни художника.

Вяземский П.
Александру Андреевичу Иванову

Я видел древний Иордан.
Святой любви и страха полный,
В его евангельские волны,
Купель крещенья христиан,
Я погружался троекратно,
Молясь, чтоб и душа моя
От язв и пятен бытия
Волной омылась благодатно.( далее ЗДЕСЬ http://vyazemskiy.lit-info.ru/vyazemskiy/stihi/stih-217.htm )
 

«Пойти тем достойным народной души путем. Мастер еще не знает ничего о своей судьбе, он полон надежд, предчувствий. Правда, здоровье его подорвано, нервы натянуты до предела, будущее его большой картины неизвестно. Но он силен духом как никогда. Он готов начать новую огромную работу. Вспоминаются его чудесные слова: «Мне бы всего более хотелось приблизиться в пути к Леонардо да Винчи. Вы знаете, как он труден и медленен… Знаю, что многие скажут: да зачем начинать огромные картины, куда их девать? Эти вопросы со временем уничтожатся. Россия еще только процветает, художники почти еще ничего не произвели. Если я и сверстники мои не будем счастливы, то следующее за нами поколение пробьет себе непременно столбовую дорогу к славе русской…» (Александр Бенуа)

«Быть русским — счастье» (А.А. Иванов)

Зарождение христианства для художника Александра Андреевича Иванова - событие всемирно-исторического значения, давшее новые духовные и нравственные ценности, преобразившее человека и всё человечество. В главном труде своей жизни Иванов объединяет несколько евангельских событий (Крещение в водах Иордана народа Израиля Иоанном Крестителем и одновременно - явление Христа народу). Это придает полотну многоплановость. «Явление Христа народу» — картина уникальная в истории русского искусства. Она наполнена чрезвычайно усложненным идейным замыслом, огромностью вложенного труда (художник написал около 600 подготовительных этюдов), необычностью внешней формы — размеры картины 540 х 750 см (площадью около 40 квадратных метров).

В этом громадном полотне были воплощены раздумья художника о высокой радости, преображающей человека при соприкосновении с Возвышенным и Божественным, будь то или образ человека, или красота природы. Отсюда родился и замысел прославленной картины «Явление Христа народу».

Итак, Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу реки Иордана, говорит о том, что нужно встретить Спасителя, который еще вдали, но скоро будет здесь, и вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит людей. Обращаясь к народу, где были и фарисеи, и саддукеи (духовные учителя евреев), Иоанн Креститель восклицает: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же плоды достойные покаяния!». Все вмиг подчиняются его словам и устремляют свои взгляды в ту сторону, откуда тихим, но твердым шагом идет по земле Он.

На полотне зритель видит спускающих с холма людей, а также тех, кто уже совершил омовение и расположился слушать пророка.

Академик А.Н. Мокрицкий еще в середине прошлого века отмечал, что «сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священный, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека».

Действительно, это не просто случившееся появление обычного странника на пустынной дороге. Это момент наступления нового мира, шествие времени, когда следует оглянуться на прошлое и испытать его перед лицом будущего, открывает смысл всех проповедей Иоанна Крестителя. В этом и состоит суть объединения художником двух моментов в один сюжет - пророчества и явления.

 

«Вот Агнец Божий...»

 

 Иванов А.А. Иисус Христос. Этюд к картине «Явление Христа народу»

Николай Гоголь пишет о шедевре Иванова: «В это самое время, когда все движется такими различными дви­жениями, показывается вдали Тот самый, во имя Которо­го уже совершилось крещение, — и здесь настоящая ми­нута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: "Се Агнец, взъемляй грехи мира!" И вся толпа, не оставляя выраже­ний лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к Тому, на Которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой...»

Иоанн Креститель

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Иоанн Креститель

Превосходен в центре композиции картины образ Иоанна Крестителя, возвещающего появление Христа и совершающего крещение народа в реке Иордан. Он указывает крестом и перстом на приближающегося Иисуса. Правая рука Кре­стителя сообщает основной динамический импульс всей композиции.
На Иоанне короткая одежда из верблюжьего волоса, опоясанная кожаным поясом, сзади с плеч спадает желтоватая мантия, особенно впечатляющая по контрасту с холодными, сияющими в дневном свете красками зелени и неба, яркими красными и синими пятнами одежды толпы.
Иоанн Предтеча - страстный проповедник, возвещающий пришествие Мессии, который несет людям истину. В Евангелии от Матфея сказано: «В те дни прихо­дит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и го­ворит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои... Я крещу вас в воде в покаяние, но идущий за мною сильнее меня, я недостоин понесть обувь Его. Он будет крестить вас духом Святым и огнем...».

Иванов А.А. Иоанн Креститель. Этюд к картине «Явление Христа народу». Бумага на холсте, масло, 64,2 x 58. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Бледное, исхудалое лицо аскета, впалые щеки и тусклые спутанные волосы, его огненный взор и страстные речи, все движения этого прекрасного, величественного пророка потрясают присутствующих и страхом, и надеждой. Своими духовными очами Иоанн Предтеча прозревает идущего вдали по береговой возвышенности Мессию. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа.
Призыв Иоанна в представлении художника должен был разрушить «вековое безмолвие» народа, пробудить в нем «желание свободы и независимости». Иоанн здесь - пророк — вестник Мессии.

Иисус Христос

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Идущий Христос

Второй центр картины — Христос. На него указывает Иоанн, к нему обращены взоры всех присутствующих. Христос для Иванова символ любви, добра, душевной чистоты, высшей справедливости. Над головой Христа нет нимба, в картине отсутствуют атрибуты его божественного происхождения. Фигура Христа рисуется на фоне неба и гор. Он помещен в некое идеальное пространство, которое кажется таким близким и одновременно бесконечно далеким. Человечество же останавливается у некой черты, за которой в мире вечности пребывает Христос. Это особое, «горнее» пространство, принадлежащее Христу, четко очерчено в картине композиционно и колористически.
На весьма выгодном для картины отдалении шествует  по жесткому каме­нистому пути Тот, путь Которого должен был быть усеян цветами. Тихим и твердым шагом идет Он взять на Себя грехи всего мира и умереть на кресте. Как мог художник в фигуре Спасителя (и на таком расстоянии) выразить его божественную мудрость, величие, кро­тость духа и решимость на подвиг?
Следование академическим законам, требу­ющим от изображения идеальной правильности, тут не яв­ляется абсолютным. Они используются автором постольку, поскольку служат «идеологии». Известный факт: изощренный художнический глаз С. Зарянко сразу отметил «неправильность» в расположении стоп Спасителя. Но сама маскировка этой неправильности под «правильность» указывает на сознательность приема. По мнению искусствоведов, Иванов обратился здесь к опыту иконописцев, всегда изображавших Христа не идущим, а как бы летящим «по земле».

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Идущий Христос

«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям», — писал Гоголь в статье «Исторический живописец Иванов», вошед­шей в «Выбранные места из переписки с друзьями».
Шаг Христа направлен прямо к группе «грешников», возглавляемых фарисеями. В первоначальных живописных эскизах Спаситель был изображен идущим навстречу Иоанну, но впоследствии художник изменил направление Его движения. Возможно, в этом следует видеть намек на слова Евангелия: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». Изменением направление движения Спасителя, Иванов драматизировал свое художественное повествование: движение Искупителя было, тем самым, наделено значением неумолимо приближающегося приговора.
У границ «пространства» Христа два атрибута, два символа его земных мук — копье и крест, направленные в сторону Христа: копье как символ казни в руках воина справа и крест в руках Иоанна как символ распятия. Цвета одежды Христа эхом повторяются в синем плаще и красном хитоне юноши, помогающего подняться старику. И кажется, что Христос, спустив­шись в толпу, займет место напротив Иоанна Крестителя, отмеченное его случайным внешним двойником.

И здесь зритель видит могущество рисунка и линий, которыми Иванов изображает Того, кто несет миру свет истины, милосердие и утешение. Ни в одной черте нет противоречия понятиям, почерпнутым из Евангелия, все в Нем изобличает Его божественное проис­хождение, все говорит о том, что Человек Сей - не от мира сего. Даже неясность в очертаниях лика Христа была в намерениях художника, чтобы не останавливать зрительского воображения. Непостижимость Духа Божия не мог вполне объять дух никакого смертного и представить Его, каким Он есть. Сам апостол Павел в Послании Коринфянам писал: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно...».

 Апостолы

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Апостолы

Слева от Иоанна изображена группа апостолов – юный, златокудрый Иоанн Богослов в золотис­тых одеждах, излучающий доверие и чистую радость. Юношеский темперамент Иоанна Богослова передан в соединении бархатисто-глубокой зелени фона, огненно-рыжих волос молодого апостола и матово-розовой поверх­ности его нежного лица.
За ним Петр, далее Андрей Первозванный. В образе апостола Андрея красная, обветренная кожа лица и жилистой шеи, в соединении с зелено-голубой сединой волос и бороды создает звучный цветовой аккорд, выражающий могучую внутреннюю силу, ощущаемую в этом старце.

Иванов А.А. Этюд к картине «Явление Христа народу». Мужская голова в повороте сомневающегося. Конец 1830-1840-х гг. ГРМ

Внимающих слову Предтечи и идущих за ним Андрея и Иоанна Богослова «пропускает» вперед «сомневающийся» — остающаяся неподвижной в стороне от общего движения фигура в зеленых одеждах (Нафанаил).
Нафанаил — шестой и последний из апостолов, избранных Учителем лично. Нафанаил стал апостолом в возрасте двадцати пяти лет и, после Иоанна, был самым молодым членом группы. Он был «без лукавства». И это являлось его огромным достоинством; он был и честным, и чистосердечным. Еще до того, как увидеть Иисуса, он первым делом спросил: «Может ли что доброе быть из Назарета?» Но, несмотря на свою гордость, Нафанаил не был упрямцем. Он сразу же изменил свое отношение к Иисусу, как только посмотрел ему в глаза.

 Народ Израиля

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Обнаженные

На первом плане полотна, справа, стоит нагой человек, который уже готовился надеть платье, как вдруг услышал благую весть. Горячая душев­ная радость и умиление выразились на его лице, а глаза наполнились слезами. Это лицо так изумительно написано художником, что зритель как будто видит дрожание мышц на его лице, во всем движении его так и оставшегося обна­женным тела чувствуется трепетная радость.
Рядом с ним стоит отрок со сло­женными руками, может быть, его сын. Еще не вполне понимая значения слов грозного пророка, он с напряженным вниманием и затаенным страхом смо­трит на Иоанна. Мальчик до того дрожит, что, кажется, будто слышно, как щелкают его зубы. Одной этой группы было бы достаточно, чтобы обессмертить имя художника. В этом отроке как будто уже предчувствуется будущий христианский мученик.
Фигуры «дрожащих» справа — метафора внутренней стесненности, душевного трепета. Божьего страха. Одновременно группа «дрожащих» — символ христианско­го понимания наготы как греховной плоти, обреченной на стыд и проклятие. «Дрожащие», как и «сомневающийся», — люди на пе­репутье. Они отделены от толпы «нераскаянных», повернутых спи­нами к Христу, но еще не нашли своего места в ряду обращенных к нему. Рядом так называемая фигура «смотрящего», изображенная спиной к зрителям. «Смотрящий» и «дрожащие» воплощают два различных понимания наготы — языческое и христианское, не ведующее и ведуюшее о стыде наготы, греховности плоти: «смотрящий» — обнажен; «дрожащие» — раздеты.

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Группа иудеев

Несколько человек в этой группе повернулись в ту сторону, куда указывает Иоанн, другие же остались стоять, как и прежде. В толпе видны надменно хмурые лица окаменелых сердцем книжников и фарисеев. Далее - кроткие, скорбные женские лица. Некоторые из них видны только частями - или одним ртом, или глазами, но это написано так выразитель­но, что зрителю кажется, будто он видит все лицо.
Недаром Иванов разыскивал по всей Италии натурщиков, похожих на жителей древней Иудеи, и писал с них бесчисленные этюды на вольном воз­духе, при свете солнца. В героях своей картины он хотел видеть не внешнюю красоту, а глубокую правду чувств и характеров, «старался на лицах всех людей, с какими ни встречался, - как говорил Н.В. Гоголь, - ловить высокие движения душевные». Художник посе­щал синагоги и церкви, чтобы наблюдать молящихся, потому и находит зритель среди этих людей, собравшихся на каменистом берегу Иордана, под сенью дымчато-зеленой листвы олив, побор­ников и противников новой веры, колеб­лющихся и безучастных, надеющихся и любопытных, смелых и робких, злых и добрых, богатых и нищих, закоренелых стариков-упрямцев и жаждущих истины юношей...

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Старец и юноша

Юноши и старцы - образ непрекращающейся жизни.
Картина Иванова отличается необычайной продуманностью за­мысла в целом и в частностях. За каждой фигурой «Явления» свои содержательные пласты, своя цепочка смыслов, философских и культурных ассоциаций. Старик и юноша, выходящие из воды сле­ва, — метафора юности и старости. Великолепна живопись обнаженных тел.
Художник работал над «Явлением Христа народу» более двадцати лет, но все-таки остался неудовлетворен картиной. И как знак этой неудовлетворенности, незавершенности замысла он оставил отражение красной повязки в воде, хотя сама повязка на бедрах выходящего из воды старика белого цвета. За годы создания полотна мастерперерос ее живописный язык, доставшийся ему в наследство от академической историчес­кой живописи.

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Кающиеся

Эту группу взгляд зрителя обычно «проскальзывает», но она появляется в композиции далеко не случайно. Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения.
Александр Иванов о будущем русской живописи: «В нашем холодном к изящному веке я нигде не встречаю столь много души и ума в художественных произведениях, — не говоря о немцах, но сами итальянцы не могут сравняться с нами ни в рисовании, ни в сочинении, ни даже в красках. Они отцвели, находясь между превосходными творениями своих предшественников. Мы предшественников не имеем. Мы только что сами начали — и с успехом… Мне кажется, нам суждено ступить еще далее».

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Раб

Справа от Иоанна Крестителя — одна из важнейших для понимания философского смысла картины группа — поднимающийся раб и господин. Неяркая синева одежды подчеркивает бледность, почти мертвенность болезненных оливковых оттенков его изнуренного лица с покрасневшими веками.
Образ раба, о котором Александр Иванов сказал: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада», оставляет у зрителей неизгладимое впечатление. Раб с веревкой на шее подает своему господину одежды, и в этот момент слова проповеди проникают в его сердце. И на изможденном лице раба появляется улыбка, улыбка надежды. Фигура раба в картине — это символ освобождения через духовное озарение.

Иванов А.А. Голова раба с веревкой на шее. Этюды к картине «Явление Христа народу». Бумага на холсте, масло. 51,5 x 70,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Два варианта головы раба задают направление того поиска последнего решения, который кропотливо вел Иванов.
Иванов писал брату: «… Ты рассуждал о моем положении по-твоему. Благодарю за собственный план, совсем другой. Картина не есть последняя станция, за которую надобно драться. Я за нее стоял крепко в свое время и выдерживал все бури, работал посреди их и сделал все, чего требовала школа. Но школа — только основание нашему делу живописному, язык, которым мы выражаемся. Нужно теперь учинить другую станцию нашего искусства — его могущество приспособить к требованиям и времени и настоящего положения России».

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Группа левитов и римских воинов

Очень хороша группа фарисеев, левитов и воинов справа: сочетание белых, голубых, красных и сиренево-розовых одежд прекрасно передает эффект рассеянного дневного света. Мимика их лиц и напряженные позы передают их настороженность и недоверчивость в отношении появившегося нового Путника. Если внимательно посмотреть на встревоженных римских всадников, представляющих великую империю, то можно понять «второй план» картины как призыв к освобождению от духовных уз, к разоблачению всякого вида тирании.

Иванов А.А. Голова фарисея в чалме. Этюд к картине «Явление Христа народу».

Александру Иванов размышлял: «Высоким вообще называют все, возвышающее нас превыше того, что мы были, и в то же время заставляющее нас чувствовать сие возвышенное».
Долгополов И.В., советский искусствовед пишет: «Надо поражаться характеру и воле живописца, открывшего новую красоту в живой натуре и сумевшего сочетать это со строжайшим классическим композиционным строем и великолепным, поистине рафаэлевским рисунком. Александр Иванов впервые в мире внес натурные пейзажи в картину, поэтому колорит «Явления» необычайно светоносен, лучезарен: валер, столь сложный для огромного холста, пронизывает тем не менее все пространство».

Ближайший к Христу

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Ближайший к Христу

Справа - фигура «ближайшего Христу». Прототипом этого персо­нажа стал Н.В. Гоголь, сходство с которым тут без труда угадывается. Известно, что лицо Гоголя Иванов «примеривал» ко многим героям своего шедевра, но, в конце концов, остановил­ся на этом сомневающемся мужчине. Быть может, в таком решении отразилось отношение художника к мессианской проповеди своего приятеля?
Дружба Иванова с Гоголем помогает высветить особенности натуры художника. Гоголь и Иванов - оба они, каждый в своей области, проповедовали идеи предельного «обновле­ния» человечества, причем именно на путях встречи с пророческим искусством. Создателями такого искусства (в литературе и в живописи) они себя мыслили, отсюда и мессианские нотки в их творениях. Возвышенные мысли гоголевских «Выбранных мест из переписки с друзьями» удивительны, и полотна Иванова могли бы дополнить эту прекрасную книгу. Показательно в этом отношении его послание министру двора П. Волконскому: «От скорейшего окончания моей картины, — восклицает А.А. Иванов, — зависит весь успех родины в настоящую минуту! Поверьте, что не личные мои выгоды заставляют говорить меня, но истинный успех отечества в дальнейшем образовании, ведущем ко всему благому и святому». И как следствие таких устремлений — рождение шедевров, не оставляющих никого равнодушным.

 

Природа

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Дерево

Огромную роль в произведении играет пейзаж. Это дерево покажет­ся хорошо знакомым каждому, кто видел луч­шие пейзажные этюды, выполненные Ивано­вым в процессе подго­товительной работы. Не случайно художник столь мучительно искал нужную ему натуру — этот пейзаж, выросший из итальянских видов XIX века, выглядит совершенно древнееврейским.

Символичны ивановские природные мотивы. Большое вет­вистое дерево с молодыми зелеными побегами и сломанными вет­вями с омертвевшей коричневой сухой листвой — это образ вре­мени, вечного цикла рождения, цветения, увядания и смерти.

Природа у Иванова — это поэтический образ Мира, где есть и небо, и горы, и вода, и камни, и деревья. Многочисленные этюды, сопровождавшие написание «Явления Христа», — это также це­лый мир пейзажных и портретных образов.

Поэтому, чтобы осуществить задуманные цели, художник «просиживал по нескольку месяцев в нездоровых понтийских болотах и пустынных местах Италии, перенес в свои этюды все дикие захолустья, находящиеся вокруг Рима, изучил всякий камешек и древесный листок».

На многочисленных эскизах можно увидеть, как все более и более возрастает в картине значение ландшафта, в котором происходят события. Работая над панорамой мира, Иванов обратился непосредственно к природе, его колористические открытия в передаче солнечного света и световоздушной среды во многом предопределили искания импрессионистов второй половины XIX века.

 

Путник

Иванов А.А. Явление Христа народу. Фрагмент картины. Путешественник. (Предполагаемый автопортрет самого художника Иванова А.А.

Путь к истине. В страннике с посохом, сидящем неподалеку от Иоанна, можно узнать самого Иванова. Всё было необыкновенно в этом художнике. Таинственна мощь его огромной картины. Никакого намека на жестикуляцию, позерство, эффектность.
Личность и творчество Александра Иванова — своеобразная антитеза его современнику, блестящему и удачливому Карлу Брюллову. Брюллов поражает сразу, увлекает эффектами, завораживает виртуозностью, Иванов предполагает неторопливую созерцательность. Чтобы прийти к Иванову, нужно освободиться от суеты, настроиться на тишину внимательного вглядывания и вчитывания в мысли-образы художника. Иванов, может быть, один из самых-самых глубоких русских художников, сумевший выработать целостное философское мировоззрение.
Прожив немало лет в Риме, Александр Иванов с иронией замечал, что для того, чтобы картина, написанная русским мастером, понравилась в Италии, надо писать втрое лучше местных художников — лишь это принудит иностранцев уравнять ее с произведениями своих живописцев.

Двадцать лет трудился А.А. Иванов над своим полотном. Для таких про­изведений недостаточно одного гения и познаний искусства для художника, необходимо еще высшее настроение духа и способность неотлучно пребывать с идеей, пока она вполне не созреет в уме и не выразится художественными сред­ствами на полотне. Именно таким был Александр Андреевич Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду.

 Источники:

  • КАРПОВА Т. Александр Иванов: Путь к истине./ Татьяна КАРПОВА.// Журнал «Крестьянка», вкладка «Музеи мира: Государственная Третьяковская галерея»
  • Долгополов И. Александр Иванов./ Игорь Викторович Долгополов.// Долгополов И. Мастера и шедевры в 3-х томах. Том 2. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – с. 158 – 189. (Вся книга Долгополова И.В. ЗДЕСЬ) http://coollib.net/b/172726/read
  • Иванов: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2011 год, вып. 19./ текст: Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2011. – 31 с.
  • Величайшие творения человечества: Энциклопедия. - М., Париж: Голос-Пресс, Московский писатель, фонд подвижничества и просветительства «И возродится Великая Русь», 2000. - 686с. – с.233 - 237
  • Ракова М.М. Александр Иванов: Альбом./ М.М. Ракова. – М.: Изобразительное искусство, 1969. – 20 с.
  • http://e-libra.ru/read/194290-aleksandr-ivanov.-ego-zhizn-i-xudozhestvennaya-deyatelnost.html - Биографический очерк: Анна Ивановна Цомакион. Александр Иванов. Его жизнь и художественная деятельность
  • Жукова Л.М. Сказка о художнике и его главной картине: Александр Иванов (1806 – 1858 гг.)./ Л.М. Жукова.// О чем расскажут старые картины: Сказки о художниках./ состав. Астахова Н.В. – М.: Белый город, 2012. – 336 с. – (Серия «Сказки о художниках»)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...