суббота, 19 сентября 2020 г.

Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Духовная живопись:
Росписи В.М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Васнецов В.М. Богоматерь с Младенцем. Образ Богоматери и Младенца в росписи Владимирского собора в Киеве

Многие знаменитые российские художники были глубоко верующими людьми и создавали прекрасные произведения искусства, посвященные Слову Божиему, отраженного в великой Библии. Благодаря художникам люди имеют возможность их глазами и их сердцем наблюдать, как развивалась история отношений человека и Бога, как утверждались нравственные законы - Божии законы в душах людей. Глядя на произведения российских художников, осознаешь умом и сердцем, что, действительно, не всё так просто в этом мире, что существует не только материальное, земное, но и духовная жизнь в реальности, жизнь вечная, жизнь Небесная…

Виктор Михайлович Васнецов был одним из таких художников, воспевшего в своих полотнах и фресках бесконечную красоту, щедро подаренную нам Господом Богом, потрясающую силу веры святых людей, преподобных отцов церкви, безграничную любовь и нежность Богоматери, прильнувшей к Сыну Божиему, еще совсем маленькому, но с мудрыми и вопрошающими глазами смотрящего на нас. Кто вы, люди? На какие вы, люди, способны подвиги во имя любви к Богу (Бог – любовь,  значит во имя любви к Любви), во имя любви к ближнему своему?

Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926 гг.). Таким увидел и запечатлел В. Васнецова в 1882 году его близкий товарищ И. Репин

Виктор Васнецов родился 3 мая (15 мая — по новому стилю) 1848 года в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Все его деды и прадеды были священниками. Спустя два года после рождения сына отец Ми­хаил получил новый приход — в селе Рябово того же уезда, куда и пере­вез семью. В Рябове прошло детство будущего художника. Отец дал ему прекрасное воспитание: возвышенный дух, доброе сердце и стремление к творчеству. У Виктора было пять братьев, один из них, Аполлинарий (восемью годами младше), впоследствии тоже стал выдающимся жи­вописцем. Этот факт о многом говорит — и об атмосфере в семье, и о ее «генетической» талантливости.

Васнецовы жили сов­сем просто — как и большинство семейств сельских священников. В сущности, их быт ничем не отличался от «среднекрестьянского» — за исключением умственных и художественных интересов. «Критическая» школа в русской живописи второй половины XIX века, в рамках ко­торой успешно поработал и сам Васнецов в 1870-е годы, любила изображать попов пьяницами и корыстолюбцами, но это было очевидное преувеличение, вызванное задача­ми «партийной» борьбы. В действительности простые русские священники всегда вели полную трудов и забот о пастве жизнь; замечательные образы таких людей создал Н. Лесков в своих «Соборянах» — романе, надо думать, близком Васнецову. Художник писал в 1898 году В. Стасову: «Вспомнить моего дорогого отца, глубоко религиозного и философски настроенного, который, прогуливаясь с нами, деть­ми, по полям в звездные августов­ские ночи, влил в наши души живое неистребимое представление о дей­ствительно сущем Боге!»

Отец Михаил с пониманием отно­сился к рано проявившимся художест­венным увлечениям сына, но финан­совое положение семьи не оставляло вариантов — Виктору в десятилетнем возрасте пришлось поступить в Вят­ское духовное училище, а спустя че­тыре года, в 1862 году, в Вятскую ду­ховную семинарию.

Зимы Васнецов с десяти лет проводил в Вятке, где учился вначале в духовном училище, а затем — в духовной семинарии. Он изучал здесь летописные своды, хронографы, «Четьи-Минеи» — жития святых. Из семинарии Васнецов вынес и глубокое знание сложной православной символики, которое использует потом в монументальной живописи, в храмовых росписях.

«Происхождение моей фамилии совершенно русское, как и я сам, от имени живущего в нашей стороне Василия... Васи – Васины дети, Васинцы, Васнецовы» – так описывал древнейшие истоки своего рода художник Виктор Михайлович Васнецов. На новом месте, в селе Рябово, куда о. Михаил переехал «согласно прошению», поближе к родовым гнёздам, он построил деревянный дом «по городскому образцу с мезонином в пять окон на загляденье всем, кто проходил и проезжал мимо». Вернее всего, столь большой дом он проектировал и планировал сам. К тому же семейство его постоянно росло. В течение десяти лет родились ещё четверо сыновей: Пётр, Аполлинарий, Аркадий, Александр. В доме жили двоюродные сёстры Михаила Васильевича. В нём же, за неимением в селе здания школы, о. Михаил обучал грамоте и Закону Божиему приходских детей, за что от Вятской епархии получил благодарность». (Генриэтта КИСЕЛЕВА, заслуженный работник культуры России. г. Вятка)

Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве. 1881 г.

Архитектура рано увлекла Васнецова — во многом это было связано с его участием в Абрамцевском художественном круж­ке, стремившемся к созданию современного син­тетического искусства. Там, в Абрамцеве, состо­ялись архитектурные дебюты художника — по проекту Васнецова были построены «Избушка на курьих ножках», 1883 и Церковь Спаса Неру­котворного в средневековых новгородско-псковских традициях. Это было не подражание, а твор­ческое усвоение забытого «идеала»; в древней архитектуре Васнецова поражала органическая целостность при очевидном декоративном разнообразии. Позже эскизы Васнецова послужили основой для создания затейливого фасада Треть­яковской галереи в Москве. Еще одно известное архитектурное детище художника — его московский дом.

Современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны". Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Первая икона Божией Матери, несущей впереди себя Младенца Христа, была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней, и которую можно именовать "васнецовской". Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.

Владимирский собор в Киеве начало XX века.  https://ru.wikipedia.org/wiki

Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России, ее мисси как главного проводника православия в пространстве мировой культуры. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то основное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.

Современники приняли работу восторженно. Журнал "Мир искусства" писал о соборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным произведением и выдающимся памятником современного русского религиозного сознания»

Потом появились критики. В советское время Владимирский собор больше ругали, чем хвалили. Ныне наступило время переоценки.

Владимирский собор в Киеве в XXI веке. http://bellezza-storia.livejournal.com/190694.html

Адриан Викторо­вич Прахов, руководитель по­стройки Киевского Владимирского собора, в 1885 году об­ратился к Виктору Васнецову с предло­жением расписать центральный неф храма.

После долгих размышлений Васнецов согласился и взялся за работу, которая заняла у него почти 10 лет жизни. В 1885 году он с семьей переехал в Киев и жил там до 1891 года, когда завершил­ся основной объем работ. Но до 1896 года, уже вернувшись в Москву, продолжал ездить в Киев, заканчивая росписи в деталях. Он трудился вместе с такими масте­рами, как М. Котарбинский, П. Сведомский, М. Нестеров, М. Врубель.

«Проанализировав иконографические достижения прошлых времен, Васнецов отметил явное преуспевание русских художников, а также выделил "Христа Равенны и Палермо", "личный" образ, созданный Леонардо да Винчи и Тицианом, "совсем безличный" Рафаэля и Микеланджело, а изображение Христа в картинах И. Крамского, Н. Ге и В. Поленова назвал "народным". Лучшим примером в Европе за последние столетия, соединившим в себе византийские и народные черты, Васнецов считал образ Христа, созданный А.А. Ивановым». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)

На Васнецова ляжет основная часть работы — центральный неф с запрестольной апсидой, куполом, столпами, среднюю часть хор и три стороны столпов, отделяющих центральный неф от двух боковых, образа главного иконостаса. И эта работа станет для него основной вплоть до 1895 года.

Васнецов написал около 400 эскизов и при участии помощников («соавтором» Васнецова был М. Нестеров, для которого киевские труды во многом определили всю его дальнейшую жизнь) покрыл фресками около 2000 кв. метров стен храма.

Всего было создано 15 композиций и 30 отдельных фигур святых в полный рост. Среди них: "Богоматерь с младенцем" на восточной алтарной стене; "Святители" и "Пророки" на северной и южной алтарных стенах; "Христос-Вседержитель" в главном куполе; "Радость праведных о Господе" в барабане главного купола; "Евангелисты" на парусах главного купола; "Страшный суд" на западной стене; "Крещение Руси" над входом в крещальню; "Единородный Сын Слово Божие", "Бог Саваоф", "Распятый Иисус Христос" - на плафонах главного нефа; изображения исторических деятелей, причисленных к лику святых - княгини Ольги и князя Владимира, Александра Невского, Нестора-летописца, Михаила Черниговского - на соборных столбах; несколько икон в мраморном иконостасе, а также орнаменты и изображения в медальонах.

Владимирский собор в Киеве. Внутренний вид

Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его.

Написанная Васнецовым в апсиде алтаря фигура Богоматери с Младенцем (слева) — одна из вершин русской иконописи; в этом образе поиски идеала духовной красоты, предпринятые художником, получили свое завершение.

«Высокохудожественным произведением, полного религиозного вдохновения и трогательной простоты является главное изображение собора Богородицы с Предвечным Младенцем на руках. Изображение  очень солидное по своим размерам покоится на золотом фоне. Высота Богоматери – 12 аршин». (Лазовский Г, 1897 г.)

Васнецов В.М. Богоматерь с Младенцем. Аспида Алтаря с образом Богоматери с Младенцем. Запрестольный образ

…Все сбылось, Твоя порфира
Краше всех земных порфир.
Сын Твой - Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир.

Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла.
Крестных Господа страданий
Соучастницей была.

Ты томилась, изнывала,
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала,

Ты молилась за людей… (Автор - старец Николай Алексеевич Гурьянов, протоиерей. Здесь – полный текст стихотворения http://stihi.orthodoxy.ru/pages-1/gurianov-nikolai-starets.html#stihi )

Для того, кто входит во Владимирский собор, самым сильным впечатлением становится образ Богоматери. В мерцающем золотом полусвете, на легких облаках, холодно и нежно освещенных зарей, Богоматерь легко и неторопливо идет навстречу зрителям: Царица Небесная несет грешному миру своего Сына...
С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.

Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Предварительный эскиз "Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов" художник подписал так: "Quasi una fantasia" ("Как будто одна фантазия").
Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук - естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен.
Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу.

«Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу.
Алтарный образ Владимирского собора стал лучшим церковным произведением Васнецова, "символом его веры в православие, в Россию, в ее возрождение". Богородица знает, что Её Сын станет искупительной жертвой во имя спасения людей. Изображенная над алтарем Владимирского собора, Она смиренно и покорно приносит Младенца на этот алтарь. Претерпев сердечные муки у Распятия, оплакав смерть Христа, но, веря в Его воскресение, Она стала заступницей за людей».
(Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)

Искусствоведы недаром назвали этот образ "Васнецовской Божьей Матерью", ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ.

Васнецов В.М. Бог Саваоф. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1896, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На эскизе изображен Бог, величаемый Господом сил. Саваоф - это абсолютное могущество, единственный повелитель земли, неба и звезд.

Художник пишет Бога в сияющей, белоснежной тунике, сильные руки которого распростерты в открытом жесте. Владыка открывает нам свои ладони, как бы сообщая о благости своих намерений. Его глубокий, спокойный взгляд, умудренный многовековым опытом, смотрит не на зрителя, а куда-то внутрь сознания самого божества. Он погружен в свои размышления. Лик его окружен сферой с четко обозначенной пятиконечной звездой, прикрываемой седыми прядями волос. В центре фигуры Отца Васнецов обозначил большой золотистый круг, в котором находится молодой голубь.

Голубь – символ Святого Духа, золотистый и белый цвет - стремление к гармонии, чистоте и миру во вселенной. Окружение Бога довольно необычно. Вокруг Него находятся ангелы с телами огненных птиц и человеческими головами. Они тесно прильнули к повелителю, касаются Его плеч, склонились к самым стопам.

Одни небесные служители застыли с выражением благоговения на кротких лицах, другие склонили крылья в безмолвном поклоне. Один из ангелов замер перед великим Саваофом, непрерывно глядя на него восхищенными глазами, руки его скрещены на груди в форме креста. Он уповает Богу все свои чаяния.

Васнецов представил Бога Отца сидящим во Всемирном Космосе в окружении огненных серафимов и ангелов. В золотом шаре у Него на груди изображен Святой Дух в виде белого голубя. Саваоф мудр, суров и печален. К Нему благоговейно припадают серафимы, перед Ним склоняются ангелы. Он - Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение. Чтобы спасти согрешивших перед Ним людей Он с безграничной любовью посылает Сына Своего в качестве искупительной жертвы и скорбит о Нем.

Васнецов В.М. Единородный Сын Слово Божие. Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве. 1885-1896, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сцена над хорами собора изображает "Бога Слово" в образе Эммануила, сидящего на облаках с крестом и свитком в руках, в окружении тетраморфа. На свитке написаны слова молитвы "Единородный Сын Слово Божие...". Вместо мандорлы вокруг Христа Васнецов изобразил диск восходящего солнца, от которого исходит свет. Это придает ощущение, что роспись освещена изнутри фаворским, божественным светом

Виктор Липатов: «Из "несильных вятичей". А Шаляпин почему-то замечал в нем медвежьи ухватки. Наверное, был прав - десять лет расписывать 2880 квадратных метров во Владимирском соборе - дело нешуточное. Требующее ухватистости, крепкой выносливой силы воли и тела... Впоследствии Васнецов и сам удивлялся: "Видно, в молодости все можно". Падал с лесов, разбивался... Напрасно, конечно, говорили, что его типы равны Микеланджело. Но правы другие: достойно возобновил живую и зримую школу иконописания. Рисовал живых в силе и страсти людей. А вот привыкший к бестелесным ликам киевский митрополит утверждал, что в лесу "не желал бы встретиться с васнецовскими пророками». 

Васнецов В.М. Распятие Иисуса Христа. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве . 1885-1896, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Васнецов представил Христа в момент смерти, окруженным ангелами, прикрывающими крыльями Его тело. Два ангела поддерживают крест, тщетно пытаясь облегчить страдания Господа. Фоном служит кроваво-красное зарево на небе после затмения.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.

«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уже от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и Нам далеко до их техники, до их живописного эффекта» - таково было мнение самого Васнецова.

Васнецов В.М. Плащаница. 1896 г.

Святая плащаница — это икона Христа в гробнице. На святой плащанице кровавыми буквами выписана история спасения человеческого рода! Поклонение святой плащанице и ее целование является очень глубоким духовным переживанием и возможностью восстановить свою веру в Христа и любовь до Господа, который от любви к нам  умер на кресте.

«Нет на Руси, — писал Вас­нецов Поленову, — для русского художника святее и пло­дотворнее дела — как украшение храма, это уже поисти­не и дело народное, и дело высочайшего искусства».

Васнецов В.М. Радость праведных о Господе. Триптих, Преддверие Рая (левая часть). Эскиз росписи для Владимирского собора в Киеве

Мучительные поиски новой формы для выполнения поставленной задачи привели его на путь слияния традиций древнерусского искусства с изобразительными методами, понятными и привычными людям XIX века. И судя по отзывам современников, это решение и обеспечило во многом успех васнецовским росписям. Внутреннее убранство храма производило цельное впечатление. Все писавшие о Владимирском соборе отмечали, что стенопись сливается в зрелище яркое и праздничное, в единое декоративное целое.

Васнецов В.М. Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)

Соз­давая религиозную живопись, Виктор Васнецов, хотя и следовал канонам, внимательно изучал византийские моза­ики и росписи, Софию Киевскую, русские иконы, но в этот канон, в православную традицию храмовых росписей внес фольклорно-поэтическое звучание, осо­бый настрой. Для него народное творчество и религиозные пре­дания — единое, целостное вопло­щение национального духа. И это ощущается на протяжении всей его деятельности, поражает, при­влекает современного зрителя.

Васнецов В.М. Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996

У Васнецова в соборе не все получилось так, как мечталось мастеру, не все его намерения были осуществлены. Но сама задача создания искусства большого художественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства большое новаторское значение. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания.

Васнецов В.М. Христос Вседержитель. Спаситель. (Плафон главного купола Владимирского собора в Киеве)

Центральное место в творчестве Васнецова принадлежит образу Спасителя. В работе над изображением Вседержителя в куполе Владимирского собора в Киеве художник с особым тщанием отнесся к поиску достойной формы для передачи глубокого духовного содержания лика Сына Божиего. В письме к Е. Г. Мамонтовой Васнецов писал: «...я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа».

«Работа Васнецова увенчалась успехом. Лик киевского Вседержителя сопоставим с мозаичными образами в Софийском соборе (2-я половина ХIII в.) и церкви Хора (ХIV в.) в Константинополе. Их объединяет единое состояние - одухотворенное спокойствие, но в целом композиции разнятся.
Фигура Христа в куполе Владимирского собора охвачена вихревой динамикой, которая придала образу яркую выразительность. Общее движение начинается в изображении лентообразных облаков, далее развивается по спирали в складках гиматия и достигает высшей точки в сомкнутых пальцах правой руки Христа. Вся экспрессия сводится к этой точке - благословению Господню - ключевому пункту иконографии. Благословляя людей с небес, Христос призывает их вступить на путь истинный для обретения вечной жизни. Об этом говорит раскрытое Евангелие с текстом "Аз есмь свет всему миру. Ходяй по мне, не имать ходить во тьме, но иметь свет животный" (Ин. 13-46) в левой руке Спасителя. Митрополит Илларион считал, что изображение в куполе Владимирского собора заключает главную идею всей росписи - распространение евангельского источника на верующих».
(Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)

«Кроме величественного изображения Богоматери, не менее грандиозным является Христос, благословляющий мир. Изображение это помещено на плафоне главного купола. Лик Спасителя на этом огромном изображении более сажени. Фон картины по прекрасной идее художника, изображает киевское звездное небо.
Работы Васнецова, наполнившего храм прекрасными  произведениями своей кисти, представляют плод глубокого, всестороннего изучения древнего искусства и тех отдаленных времен великого религиозного пафоса и бесконечного христианского смиренномудрия».
(Лазовский Г, 1897 г.)

 

Продолжение следует….

 

Источники:

http://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК

http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post364289670 Киевский Владимирский Собор. Альбом фотографа Г. Лазовского 1897

http://nenik.net Виктория Олеговна Гусакова, Начальник цикла "Культура и искусство" Санкт-Петербургского кадетского ракетно-артиллерийского корпуса, кандидат искусствоведения

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...