пятница, 18 сентября 2020 г.

Васнецов В.М. Эскизы для мозаики Собора св. Георгия Победоносца

 Васнецов В.М. Эскизы для мозаики Собора св. Георгия Победоносца в г. Гусь-Хрустальном

Георгиевский собор. Гусь-Хрустальный. 1904 г. Источник изображения http://mi-galka.livejournal.com/24930.html

С 1896 по 1904 год Васнецов Виктор Михайлович работал над художественным оформлением Георгиевского собора.

«В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений». (Архитектор Л.Н. Бенуа)

Георгиевский собор — бывший православный храм в городе Гусь-Хрустальный во Владимирской области.

Собор был построен в период 1892–1903 гг. в городе Гусь-Хрустальном на средства мецената и стеклопромышленника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, по проекту архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Для оценки значения Нечаева-Мальцова в развитии монументального и декоративно-прикладного искусства России небезынтересно высказывание И.Е. Репина: «Весьма редкие просвещенные меценаты понимают и ценят (как, например, Юрий Степанович Нечаев-Мальцов) новые художественные средства и пользуются ими для своих сооружений».

Началось все в 1890 году, Ю.С. Нечаев-Мальцов заказал Л.Н. Бенуа церковь для своего имения при Гусевских фабриках. Заказчик четко оговорил форму и стиль здания - базилика в русском стиле. «Это интересная задача, - писал позднее Л.Н.Бенуа, - создать большую русскую базилику».


Храм св. Георгия Победоносца стал своеобразной вариацией на тему «русского стиля». Л.Н. Бенуа справедливо считал подобную задачу не из легких. Удачно спроектированный и богато декорированный, храм  выходил из ряда обыкновенных. Георгиевская церковь создавалась с использованием приемов синтеза искусств. Эскизы росписи интерьера, фонарей при входе, металлических деталей ограды и ворот исполнял сам Л.Н. Бенуа. К работам в церкви был привлечен В.М. Васнецов. Автор проекта очень увлекся работой по созданию Гусевской церкви; он подчерки­вал, что задумал храм как величественный памятник и что для него было «важно и интересно» успешно завершить сооружение здания, в которое «вложил все силы». Помогали Л.Н. Бенуа воплотить его замысел верные соратники мастера - Г.Я. Леви и В.А. Покровский.

Современники дали собору высокую оценку, о Георгиевском соборе писали: «…Церковь эта составляет редкое явление в художественном отношении среди сооружений, воздвигаемыми частными лицами, не говоря уже о материалах внешней и внутренней отделки, как-то: мозаике, лабрадоровых колоннах, майолике, бронзовых, художественно-слесарных и прочих работах...».

Специально для создания мозаики и трех панно в Историческом музее был создан павильон, где художник работал в течение шести лет. Первой работой, сделанной для церкви, была мозаика «О тебе радуется». Набранная в Санкт-Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых, она была величиной в 10 × 18 метров. Для лучшего освещения именно этого панно Л. Бенуа сделал окно над алтарной частью, где и была установлена мозаика. За ней последовали картина «Голгофа», предназначенная для левого придела, «Сошествие во ад» – для правого придела, и «Евхаристия», помещенная в апсиде алтаря.

Мозаика "О тебе радуемся Благодатная". Гусь-Хрустальный. Георгиевский собор. http://denifoto.ru/thumbnails.php?album=search&keywords=on&search=%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80

Васнецов создал собственные композиции сюжета "О Тебе радуется...".
В центре композиции изображена богоматерь Оранта (в переводе с латинского - человек молящийся). Исходя из своего названия эта богоматерь всегда изображается  с воздетыми к небу руками и молится за  род человеческий - за нас с вами...

Богоматерь стоит в окружении ангелов и святых. Ее голова и головы святых украшены золочеными нимбами (это и есть символ святости). В России этот образ больше известен как "Нерушимая стена".

Мозаичное панно «О тебе радуется». Фрагмент. Источник изображения  http://religo.ru/city/3816

Для мозаичного панно «О тебе радуется, Благодатная!» в алтарной части В.М. Васнецовым был создан живописный эскиз в натуральную величину (10 x 18 м). Мозаика набиралась в Петербурге в мозаичной мастерской Фроловых. В январе 1901 года между академиком Александром Николаевичем Фроловым и Ю.С. Нечаевым-Мальцовым был заключен контракт, в котором говорится: «Я, Фролов, обязуюсь исполнить мозаику прочно (на цементе, с заложенным внутрь же­лезным каркасом), точно, в смысле передачи тонов и рисунка по оригиналу... Всю означенную работу я, Фролов, обязуюсь выполнить и сдать на месте не позднее 1-го сентября 1902 года...». Несмотря на то, что контракт был подписан А.Н. Фроловым, непосредственным исполнителем был его сын — Владимир Александрович Фролов.

В целях дополнительного освещения будущей мозаики Л.Н. Бенуа внес в проект небольшое изменение. Над алтарной частью в большом куполе было сделано окно.

Васнецов В.М. Сошествие во ад. Запрестольный образ в правом приделе Георгиевского собора. 1904 г. http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php

Виктор Михайлович Васнецов с большой радостью принял участие в оформлении Георгиевской церкви.

Живопись Васнецова в зрелый период, отличаясь стремлением к монументально-декоративному художественному языку, приглушённому звучанию обобщённых цветовых пятен, а порой и обращением к символике, предвосхищает позже получивший распространение в России стиль "модерн".

Картины и эскизы В.М. Васнецова репродуцировались в журналах и приложениях различных газет. Все эскизы Васнецова для Георгиевского собора при Гусевских фабриках Нечаева-Мальцова были приобретены художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

Являясь большим поклонником искусства мозаики, Ю.С. Нечаев-Мальцов старался украсить вновь построенную церковь композициями из цветной смальты.

Васнецов В.М. Евхаристия. Запрестольный образ в апсиде алтаря Георгиевского собора. 1904 г. Источник изображения http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php

В убранстве церкви были использованы самые различные виды прикладного искусства (мозаичное дело, резьба по камню, литье, эмальерное искусство, живопись) и элементы декоративного древнерусского зодчества, характерные для XVII века. Творение рук Л. Бенуа, В. Васнецова и их помощников было высоко оценено современниками.

«Иконография "Голгофа" не имеет прообразов в древнерусской живописи. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета "Распятие". Композиция "Голгофы" наполнена персонажами, каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и отчаяния. Все оттенки душевного состояния людей, присутствовавших во время казни Господа, переданы исключительно пластическими средствами. Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В центре - распростертые руки Христа, напоминающие крылья израненной птицы, рядом ломаной линией изображен распятый разбойник, безвольно опущенные к подножию креста руки Марии Магдалины, поднятые в гневном возгласе и сжатые в бессильной муке кулаки в толпе». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)

Васнецов В.М. Распятие. Запрестольный образ в левом приделе Георгиевского собора. 1904 г. Эскиз росписи. Источник изображения http://www.artiana.ru/painting/vasnecov-vm/58

Для создания огромного полотна «Страшный Суд» (700 x 680см), благодаря содействию Ю.С. Нечаева-Мальцова, при Историческом музее в Москве был выстроен специальный павильон.
В 1904 году в Историческом музее «Страшный Суд» был выставлен для публичного обозрения. Специально к выставке были выпущены листовки с описанием этого полотна. А осенью 1905 года эскиз картины в натуральную величину экспонировался в Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Произведения Васнецова вызвали многочисленные восторженные отзывы среди любителей и историков живописи.

Васнецова В.М. Страшный суд. Гусь-Хрустальный. Георгиевский собор. Источник изображения http://mi-galka.livejournal.com/24930.html

В самом центре картины мы видим маленькую полуобнаженную фигуру человека, стоящего в деревянном гробу - это символ души человека предстает перед судом и молящейся о своих грехах... 

Чуть выше его - мы видим ангела хранителя этого человека. В правой руке он держит свиток его добрых дел (за семью печатями), а в левой руке - весы, на которых  и будет происходить оценка добра и зла...  Справа мы видим Сатану, который на чашу весов кладет свиток с грехами этого человека... Один из свитков Васнецов показывает в развернутом виде: среди первых, самых тяжких и непрощенных грехов там записаны безбожие, богохульство и гордыня... Далее идут зависть, воровство, скупость, пьянство, чревоугодие, прелюбодеяние, блуд, ложь, клевета, сквернословие, злоба, гнев, убийство, разбой, казнокрадство и т.д. ...

На облаках восседает сам главный судья - Иисус Христос...

В ногах у него  прородители рода человеческого - Адам и Ева, которые  молят о пощаде своих детей. К Иисусу склонились его мать - Дева Мария и Иоанн Предтечи... Они также молят о снисхождении к роду человеческому... Но лицо Христа беспристрастно и непреклонно  - он будет судить людей по всей строгости... За Христом сидят его ученики - 12 апостолов...

По бокам Христа (у краев полотна) расположены два его архангела:

у ворот рая мы видим архангела Гавриила, за которым течет молочная река с кисельными берегами

У ворот ада - архангел Михаил... В одной руке у него карающее копье, а в другой - сверкающая молния.

Низ картины - это царство смерти... Трубящие ангелы возвещают о начале страшного суда. Из гробов поднимаются усопшие...

Вскипает море, отдавая на суд утопленников...

Из расщелины земли выползает гигантский чудовищный черный змей - олицетворение зла... На борьбу со змеем и идет архангел Михаил...

К сожалению, полотно Васнецова было забыто учеными и до сих пор считается малоизученным. Некоторые специалисты утверждают, что работая над полотном автор поместил в рай и ад конкретные исторические личности...

О картине «Страшный суд» известный критик искусств П.П. Гнедич писал: «Впечатление ошеломляющее... Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное — наши старые московского письма иконы. Думается, в той фабричной церкви г. Нечаева-Мальцова, для которой писал икону Васнецов, картина эта будет предметом бесконечного удивления не только местных прихожан, но и создаст целую армию паломников... Это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить навсегда».

Известный русский православный библеист и церковный писатель Иоанн Соловьев говорил, что картина «Страшный Суд» «исполнена… согласно древним иконописным подлинникам, картина дышит, так сказать, духом церковности».

После трех передвижных выставок, проходивших в разные годы в Москве и С-Петербурге, в 1910 году живописные полотна Васнецова были установлены на свои места в Георгиевском соборе.

Современный вид Георгиевского собора в Гусь-Хрустальном. Источник изображения http://mir.moifoto.org/120246/f3599041

В период советской власти купол, колокольня и верхняя часть собора были снесены, а с 1983 года в здании храма размещен Музей хрусталя, входящий в объединение Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

В 1923 году, после закрытия собора, все картины были отправлены на хранение во Владимирский губернский музей. В 1935 году четыре картины В.М. Васнецова: «Распятие», «Евхаристия», «Сошествие во ад» и «О тебе радуется, Благодатная!» были переданы Центральному Анти-религиозному Музею. Более 60 лет о «Страшном Суде» Васнецова не вспоминали исследователи творчества русского художника.

Вместе с началом работ по восстановлению Георгиевского собора, встал вопрос и о реставрации картины «Страшный Суд». В 1979 году в Крестовой палате Суздальского кремля собралась комиссия из автори­тетных реставраторов для определения состояния уникального полотна. Более четырех лет ленинградские реставраторы под руководством А.Я. Казакова трудились над изуродованным холстом.

Благодаря титаническому труду реставраторов, научных сотрудников и специалистов во главе с генеральным директором Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисой Ивановной Аксеновой бывший храм, обреченный на разрушение, был превращен в музей. Но как бы ни был красив музей, храм нужно восстановить и передать церкви, ибо в храм принадлежит Богу, в храме должны совершаться богослужения и причащение. Это усеченное здание и смотрится как оскверненное святое место…

Восстановленная картина В.М.Васнецова «Страшный Суд» вернулась на свое место.

 

Источники:

http://www.museum.gus-info.ru/georg-sobor.php подробно о Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном

http://www.zhais.ru/R-vladimir-gus-hrust-sobor.htm много фотографий о Георгиевском соборе в Гусь-Хрустальном

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...