пятница, 18 сентября 2020 г.

Васнецов В.М. Эскизы для православной церкви в Дармштадте

 Васнецов В.М. Эскизы для православной церкви в Дармштадте

Многие воспринимают Васнецова как, в первую очередь, художника русских былин и сказок, не надо забывать о том, что его творчество были тесно переплетено с религиозной жизнью. В своих произведениях Васнецов ставил главной задачей воплощение национального духа, православной культуры и русских традиций. Начиная с работ для церкви во имя Спаса Нерукотворного в Абрамцево, с создания образов для русской церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте и собора Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве и заканчивая росписью главного нефа Владимирского собора в Киеве Васнецов пытался выразить не только эстетические, но и религиозные, этические идеалы своего времени.
В конце первого десятилетия ХХ века творения художника предстали перед нашим взором во всей своей величественной красе и одухотворенности, пронизанные глубоким чувством веры.

Церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте. Германия. Источник изображения https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Darmstadt-Mathildenhoehe_Russische_Kapelle_2005-12-26b.jpg

Дата основания церкви - 16 октября 1897 года.

Решение построить церковь в Дармштадте было вызвано желанием Николая II и Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Гессен-Дармштадтской) иметь возможность посещать православный храм во время пребывания в родном городе императрицы.

В 1903 году Леонтий Бенуа строит русскую православную церковь в Дармштадте (Германия), по архитектуре схожую с церквями XVII века в Ярославле и Ростове.

Приглашение Романовыми В. Васнецова для декора капеллы было обусловлено огромным успехом художника, связанного с росписями киевского Владимирского собора. Современники возлагали на него надежду возрождения русской религиозной живописи, называя Васнецова «гениальным провозвестником нового направления в религиозной живописи». Слава киевских росписей тут же породила их бесчисленные вариации и упрощения в церквях по русским городам и весям. Но и сама работа Васнецова для Дармштадской церкви является не чем иным, как повторением программы Владимирского собора с учетом камерного интерьера русской капеллы для царской четы.

Виктор Васнецов выполняет эскиз мозаики «Богоматерь» для алтарной части храма и иконы «Мария Магдалина» для главного фронтона (1901).

Внутренняя отделка храма (мозаичное оформление) продолжалась до октября 1903 года.

Эскизы для мозаики апсиды и наружных стен, а также богатые орнаменты на стенах и сводах, равно как и обе хоругви возле иконостаса были изготовлены Виктором Васнецовым (1848-1926). Васнецов также является автором эскизов внешних мозаик, орнаментов на стенах и сводах, и двух хоругвей.Его роль в русской церковной живописи состоит, прежде всего, в том, что он обратился к старорусской иконописи с её строгими формами. Мозаичные картины по эскизам Васнецова были воплощены художником В.А. Фроловым в Санкт-Петербурге и привезены в церковь в Дармштадте.

Васнецов В.М. Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899. Источник изображения  http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/37.htm

На этом оригинале дармштадской мозаики художник представил Пресвятую Богородицу на троне в облаках с двумя предстоящими Ей ангелами, парящими над болотистым пейзажем.

В апсиде находится мозаика, изображающая Богоматерь, восседающую с младенцем Христом на Небесном престоле в окружении ангелов. В алтарном своде помещён текст хвалебной песни: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем».

«Внутри церкви главным изображением является алтарный образ Богоматери на троне с младенцем Иисусом Христом на руках. Фланкируют центральную композицию две фигуры херувимов. По дуге апсидиальной арки расположена надпись из евангельской песни Богородицы: «Величит душа моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спаси моём»… Если в киевском соборе Мария изображена стоящей, а Младенец обеими руками чертит благословление в воздухе, то в дармштадской церкви она сидит на троне, придерживая одной рукой младенца на своем колене. Другой рукой Богоматерь поддерживает его левую руку, ибо правой Младенец Христос благословляет…». (Григораш Алена Владимировна)

Васнецов В.М. Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. Фрагмент. Источник изображения  http://www.playing-field.ru/colouring/255207

В. Васнецов упоминает в своих письмах о Дармштадте лишь дважды. В одном письме к Е.А. Праховой он пишет о том, что ему предстоит исполнить царский заказ – сделать композиции для церкви в Дармштадте. В письме к ней от 6 марта 1901 года он жалуется на большой объем работ, который он должен выполнить: «Судите сами – вот какие тяжести на мне лежат: прежде всего – по Высочайшей воле должен к лету изготовить огромный образ «Богоматери с Ангелами» для Дармштадта, хоругви – туда же, окончить картину «Гусляры», заказанную тоже Государем и которую я должен был представить еще в прошлом году. Два образа, «Спаситель» и «Богоматерь», для храма Воскресения в Петербурге неотложно».
К письму от 6 марта 1905 года своему другу В.Т. Георгиевскому художник прилагает подарок – открытку с изображением композиции Богоматери с младенцем из русской капеллы. В монографиях о В. Васнецове работе для Дармштадта не уделяют особого внимания, ограничиваясь лишь упоминанием, что одновременно с эскизами к росписями кафедрального собора Александра Невского в Варшаве он работал и над образами для церкви в гессенских землях. Тем не менее, для экспозиции своих работ на выставке «Союза русских художников» в Москве 1904 года он выставил среди прочего и композиции для Дармштадта.

Васнецов В.М. Мария Магдалина. Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899. Источник изображения  http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/37.htm

Образ Святой Магдалины на входе в этот храм во Владимирском соборе был расположен в ряду иконостаса. Святая держит в руках сосуд с миро. И если в киевском соборе она была изображена на фоне стилизованной архитектуры, то для Дармштадта Васнецов выбрал пейзаж с южными деревьями на горизонте, поставив фигуру Магдалины вместо земли на каменные плиты пола крыльца. Таким образом, Магдалина как бы всходит на то крыльцо, на которое поднимается с другой стороны посетитель русской капеллы. Детали пейзажа – цветущие деревья, занимающийся рассвет немецкие специалисты по Дармштадской колонии ассоциируют с живописью назарейцев. Русские исследователи религиозной живописи времени Васнецова считают дармштадский образ Магдалины одним из лучших монументальных произведений художника. Сосуд с миро связан с темой источника веры, от которого будет дарована всем верующим вечная жизнь. Тема источника веры перекликается с образом воды в бассейне, который позже будет выстроен напротив входа с образом Марии Магдалины. Образ Святой как бы освящает переход в сакральное пространство.

В своде центрального купола изображен Господь Вседержитель, барабан и центральное пространство украшено растительными орнаментами с вплетенными в них овалами с латинскими крестами. По-видимому, для русской капеллы Васнецов использовал эскизы многочисленных орнаментов, созданных им для украшения Владимирского собора.

В своей переписке В. Васнецов упоминает о подготовке эскизов для Дармштадта лишь однажды.

Росписи церкви в Дармштадте были уничтожены во время Второй мировой войны.

 

Источники:

http://archvuz.ru/2012_3/7 - Григораш Алена Владимировна «РУССКАЯ КАПЕЛЛА В ДАРМШТАДТЕ: ДИАЛОГИ КУЛЬТУР»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%28%D0%94%D0%B0%D1%80%D0%BC%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B4%D1%82%29 ВИКИПЕДИЯ. Церковь Святой Марии Магдалины (Дармштадт)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/46/Darmstadt-Mathildenhoehe_Russische_Kapelle_2005-12-26b.jpg

http://www.bibliotekar.ru/rusVasnecov/37.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...