среда, 16 сентября 2020 г.

Утраченный Храм «Спас на Водах» в Санкт-Петербурге



Утраченный Храм «Спас на Водах» в Санкт-Петербурге
«Если мы не будем беречь
святых страниц своей родной истории,
то похороним святую Русь
своими собственными руками.
..». (о. Евдоким (В.И. Мещерский) — епископ Каширский, 1909г.)
       Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге, взорван большевиками в 1932 г. Источник изображения
Храм-Памятник морякам, погибшим в войну с Японией в 1904-1905 гг. Храм возводился по подобию древних церквей XII века. Его создание являлось первой попыткой научного воспроизведения архитектуры древнейших русских соборов. Новый храм, по замыслу строителей, должен был воскресить традиции владимиро-суздальского зодчества домонгольского стиля. Дмитриевский собор во Владимире был одним из образцов для проекта "Спаса-на Водах". Также в проекте использовались мотивы церкви Покрова на реке Нерль.
***
Янтарный сумрак, тишина,
Скрижали вдоль колонн,
А на скрижалях – имена...
Ряды, ряды имен...

О, где вы те, кто их носил,
Где ныне Ваш приют –
Ряды зеленых волн – могил
В ответ кругом встают.

Над их несметною толпой
По лону бурных вод
Воздушной легкою стопой
ХРИСТОС идет вперед...

Идёт сюда, в далекий храм,
Где каждую скрижаль
Воздвигла братским именам
Народная печаль.

Печален сумрак золотой,
Печален белый стяг.
И полон скорби ЛИК СВЯТОЙ.
И скорбен Божий шаг...

Пройди, пройди, Благой Христос,
По волнам мук людских,
Чтоб океан скорбей и слез
Улегся и затих... (
Мария Григорьевна Веселкова-Кильтшер (1861–1931),
31 июля 1911 г., в праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, был освящен построенный на народные пожертвования храм Спаса-на-Водах — уникальный памятник погибшим морякам во время русско-японской войны 1904–1905 гг. Он располагался в Санкт-Петербурге, на берегу Невы, на углу Английской набережной и Ново-Адмиралтейского канала.

Храм Спаса-на-Водах был необыкновенно красив: величавый, златоглавый, со щелевидными окнами, облицованный белым «старицким» камнем, украшенным рельефной резьбой на фасаде и барабане (работа скульптора Б.М. Микешина), он великолепно смотрелся со стороны Невы, замыкая перспективу Английской набережной.
Иконостас верхней церкви Храм Спаса-на-Водах. Источник изображения http://oldsp.ru/old/photo/view/17976 (Храм-памятник морякам. Сост.: С.Н. Смирнов. Репринтное издание (с оригинала 1915 года). СПб, «Logos», 1995). На алтарной стене находилась исполненная по эскизу Н.А. Бруни, мозаика "Спаситель, шествующий по водам". Огромная мозаичная картина была прекрасно видна со всех точек помещения верхнего храма. Спаситель, шествующий по водам - известная евангельская притча, благодаря этому образу, храм стали называть Спасом-на-Водах.
По повелению Императора Николая II был учрежден «Особый комитет для повсеместного в России сбора пожертвований на постройку храма в память русских моряков, погибших в Цусимском и других боях». Почетным председателем Комитета стала Королева Греции Ольга Константиновна, председателем был утвержден сенатор П.Н. Огарёв — отец погибшего во время Цусимского сражения старшего минного офицера броненосца «Наварин».
21 декабря состоялось первое заседание Комитета по сбору пожертвований на постройку нового храма. Перед началом заседания был отслужен молебен. Затем сенатор П.Н. Огарёв огласил Высочайшее повеление об учреждении Комитета и разрешении производить сбор пожертвований на строительство храма по всей территории Российской империи.
На берега Невы стали приходить пожертвования со всех концов России, причем первые из них поступили от членов Императорской фамилии: свыше 50 тыс. руб. Кроме того, ими была прислана различная дорогостоящая утварь, облачения, иконы и другие церковные предметы.
Сбор средств продолжался недолго, всего около года. В ходе него было собрано 302 888 руб. 73 коп. (на 25 тыс. руб. больше сметной стоимости)
В результате недолгих согласований Морское ведомство выделило для строительства храма свою территорию, расположенную вблизи Ново-Адмиралтейского завода, где со стапелей сходили на воду корабли российского Военно-морского флота. Этот участок земли находился напротив (через Неву) Морского кадетского корпуса, что было восторженно принято всеми инициаторами строительства храма и одобрено императором Николаем II.
Храм, расположенный у самого входа в порт, вместе с находящимся на противоположном берегу Невы подворьем Киево-Печерской лавры (ныне — подворье Оптиной Пустыни), должен был символизировать южную часть морских ворот Санкт-Петербурга. Двухэтажным храм был установлен на небольшом искусственном возвышении с покрытыми травой откосами, наподобие братской могилы. Храм состоял из нижнего храма во имя святителя Николая Чудотворца и верхнего - во имя Гефсиманского борения Христа Спасителя.
Внутренний вид нижней церкви. Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге. Источник изображения http://oldsp.ru/old/photo/view/17981
Новый храм, рассчитанный на 300-400 прихожан, по замыслу его создателей, должен был воскресить замечательные традиции древнерусского зодчества. Он проектировался двухэтажным, должен был соединяться крытой галереей с башней, где планировалось разместить морской музей, и звонницей, связанной, в свою очередь, также галереей с домом причта.
15 мая 1910 г., в день 5-й годовщины Цусимского сражения, с крестным ходом из Никольского собора была осуществлена закладка храма. Её освящение произвел отец Никон (Н.И. Рождественский) — епископ Вологодский и Тотемский, член Святейшего Синода.
Строительство храма велось на удивление быстро. Стены, столбы, пилоны и своды выложили кирпичом Ижорского завода. Белый камень для наружных работ поставлялся из каменоломен села Старицы Тверской губернии.
Храм Спаса-на-Водах стал символическим пантеоном, погибшим в морской пучине «За Веру, Царя и Отечество!» русским морякам, символом благодарной народной памяти. Одновременно он стал местом, где собирались для общения родственники погибших, ветераны Военно-морского флота, моряки и их семьи. В храме и созданном при нём музее хранилось и постоянно пополнялось собрание Православных святынь и морских реликвий.
С началом Первой мировой войны 1914–1918 гг. на бронзовых досках храма стали появляться новые скорбные ряды имен погибших моряков.
Васнецов В.М. Спаситель в терновом венце. Эскиз. 1906
Три мозаичные иконы на сюжеты «Нерукотворный Спас», «Несение Креста» и «Моление о чаше», выполненные по эскизам великого русского художника В.М. Васнецова его дочерью Татьяной, предполагалось разместить соответственно на столбах внутри храма и над воротами звонницы.
К Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С.Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: "Несение Креста", "Моление о Чаше" и "Нерукотворный Спас". Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. "Спаса" - установили над воротами звонницы. Изображения всех вышеперечисленных мозаик были приведены в альбоме "Храм-памятник морякам" С.Н.Смирнова, вышедшем в 1915 году в Петрограде.
Лик Христа в терновом венце. Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге. По эскизу В.М.Васнецова. Источник изображения http://interesniy-spb.livejournal.com/161809.html
Христос у Васнецова был представлен оплечно в терновом венце, в кроваво красном хитоне, на фоне заката. Его лик, отмеченный невыносимым страданием, позволяет предположить, что художник изобразил фрагмент сцены "Распятия" и показал Господа в момент его крестных страданий. Перед иконой горела неугасимая лампада.
В начале ХХ в. Васнецов исполнил мозаику "Спас Нерукотворный" на могилу генерала Мина (адмирала великого князя Константина Николаевича). Позже художник повторил эту икону над воротами со звонницей, ведущими к собору Христа Спасителя в Санкт-Петербурге ("Спаса-на-водах") – храму-памятнику погибшим в Цусимском сражении морякам. В этом образе Васнецов отразил личное переживание за судьбу России и ее народа. Трагедия Русско-японской войны потрясла художника, а гибель броненосца "Петропавловск" он считал катастрофой, которую "едва можно вынести".
Мозаичный образ не сохранился. В 1932 г. храм Спаса на Водах был взорван. Васнецов не дожил до этого печального события».
Моление о чаше. Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге. По эскизу В.М.Васнецова. Источник изображения https://otvet.mail.ru/question/40770371
Мозаичные иконы «Моление о Чаше», «Несение Креста» изготовленные в мастерской Императорской академии художеств, покоились на внутренних столбах храма.
С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма. Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 "николаевских" рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше.
Революция 1905 г. стала "главной болью и раной души" художника. "Да отпустит Бог грехи наши и да поможет нашей бедной страдающей так тяжко Родине! Пошли людям добра! Помоги Бог опомниться заблудшим!" – писал художник по прошествии нескольких дней после "кровавого воскресенья". (По материалам книги Гусаковой В.О. "Виктор Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX – начала ХХ века". СПб.: Аврора, 2008. 201 с.).
Несение креста. Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге. По эскизу В.М.Васнецова. Источник изображения http://interesniy-spb.livejournal.com/161809.html
Важность сохранения русских традиций церковного искусства, базирующихся на наследии Византии, волновала художника многие годы. Его очень беспокоило распространение бездумного подражательства Западу в среде российской интеллигенции. «И не страшна была бы подлинная иноземщина, – писал он, – если бы наши иноземствующие головотяпы всеми силами, до безумства, не поддерживали её! Да, бедняги и сами не замечают, что лезут в рабскую петлю... С этим помрачением русских умов надо бороться без устали и всеми силами!..». В 1900 году он выступил с проектом о художественно-промышленном образовании в России, которое, по мнению Васнецова, должно было идти в «национальном духе, а не в подражании Западу».
Разрушенный храм Спас-на-Водах . Источник изображения http://oldsp.ru/old/photo/view/24991
С приходом к власти безбожных большевиков над храмом-памятником нависла угроза его разрушения. В 1918 г. бронзовые доски с именами павших моряков-героев были пущены на переплавку, а в 1931 г. по инициативе руководства завода «Судомех» и «Инспекции по делам культов» было принято решение Октябрьского районного Совета Ленинграда и Президиума Ленсовета о сносе храма под предлогом расширения производственных площадей предприятия (несмотря на тысячи собранных подписей в защиту храма).
Весной 1932 г. храм Спаса-на-Водах — неотъемлемая часть истории российского Военно-морского флота — был взорван, священнослужители и часть прихожан были репрессированы, как контрреволюционеры-заговорщики, обвиняемые «в подготовке террористического акта против тов. Сталина...». Участи храма не избежал и мост Ново-Адмиралтейского канала — он был разобран.
В облаке грязной пыли рухнули золотой купол и белокаменные стены, близлежащие берег Невы и её набережная были усыпаны ковром драгоценной смальты. Как вспоминали очевидцы, люди еще долго приходили к руинам, чтобы взять на память «священные камушки», а на дне неглубокого Ново-Адмиралтейского канала был виден сохранившийся после взрыва фрагмент главного изображения храма — скорбный лик Христа Спасителя, но потом и его не стало.
Лик Христа Спасителя. Морской храм Спас на Водах в Санкт-Петербурге. Авторство Н.А. Бруни. Источник изображения http://кавторг.рф/chevrolet/109735-vechnaya-pamyat-hram.html
Но сотрудники Русского музея спасли тогда большое число бесценных раритетов из разрушаемых храмов, а взрывы гремели один за другим. Но наш случай - особенный вдвойне, ведь мозаика это не картина, не икона. Это большого размера плита, где в металлической окантовке, на цементной основе крепится цветное изображение. Васнецовские мозаики из храма весят по несколько центнеров. Обломок главной мозаики с Ликом Спасителя, вырванный силой взрыва из тела храма, весит больше тонны. Причём, его пришлось доставать со дна канала. В хранилища музея мозаики были доставлены ночью, в сопровождении представителей специальных органов и старшего научного сотрудника музея Морозова, о чём свидетельствует единственный документ, посвящённый мозаикам, т.н. "Акт передачи № 1243" от 9 февраля 1933 г.
5 декабря 1995 г. была организована торжественная церковная служба в стенах Мраморного дворца, в бывшей резиденции великих князей Константиновичей, где на совершенно бесплатной основе работал Строительный Комитет в 1908-1911 гг. На эту службу пришли сотрудники Государственного Русского музея (Мраморный дворец - ныне филиал ГРМ) и рассказали об обнаруженных раритетах. На мозаиках не было никаких указаний об их бывшей принадлежности, только на обратной стороне виднелась надпись - "Императорская академия художеств, 1914 г " и всё. Был сделан запрос в храм Спаса-на-Крови. Оттуда ответили:
"Все наши мозаики на месте".
Оставалось выяснить, какие ещё храмы строились в то время. Так и вышли на храм Спаса-на-Водах. Увиденные сотрудниками музея репродукции мозаик развеяли все сомнения. Основную работу по "опознанию" неизвестных мозаик выполнила заведующая отделом сверок музея Смирнова Валентина Васильевна.
После обнаружения мозаики были отреставрированы В.А. Шершнёвым - главным реставратором мозаик Спаса-на-Крови. Все вместе, спасённые мозаики не выставлялись ни разу. В настоящее время они находятся в здании Военно-Морской Академии им. адмирала Н.Г. Кузнецова - на территории российского флота. После завершения работ по восстановлению храма, мозаики займут своё законное место.
В апреле 2003 г. благодаря усилиям директора Санкт-Петербургского «Мостотреста» Ю.А. Петрова был построен мост через Ново-Адмиралтейский канал, а 24 мая того же года — во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга — состоялось торжественное освящение часовни Святого Николая Чудотворца, получившей в народе название Цусимская церковь.

Источники:
http://drugoypiter.ru/category/lost - Утерянное и забытое – в Санкт-Петербурге – Утерянное культурное наследие…
http://genrogge.ru/glushkov/glushkov-vv-05.htm В.В. Глушков «Да сохранится о Вас и подвигах Ваших вечная память!..». К 100-летию со дня завершения строительства и освящения морского храма Спаса-на-Водах
http://palmernw.ru/spas_na_vodah/spas_na_vodah.html - Церковь Спаса-на-Водах - Церковь Христа Спасителя в память Гефсиманского борения и святителя Николая Чудотворца - ныне несуществующий православный храм в Санкт-Петербурге на Ново-Адмиралтейском острове.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...