среда, 16 сентября 2020 г.

Васнецов В.М. Эскизы для мозаики храма Спаса на Крови


Духовная живопись
  Собора Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови)
По убеждению Васнецова В.М., храм должен быть тем местом, где может произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, может стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.
      Собор Воскресения Христова. Спас на Крови. Санкт-Петербург. 1883-1907. Архитекторы: А.А. Парланд, архимандрит Игнатий (И.В. Малышев). Северный фасад
В период между 1883 и 1901 Васнецов создает серию эскизов и оригинальных живописных работ к мозаике для фасада церкви Воскресения Господня (Спас на крови) в Санкт-Петербурге. Художником также подготовлены эскизы к двум иконам «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» (1901) (для местного ряда главного иконостаса).
Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II.


Иконостас. Собор Воскресения Христова. Спас на Крови. Санкт-Петербург
Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России.
В иконостасе размещаются мозаичные иконы по оригиналам В. Васнецова, М. Нестерова, Ф. Бруни и Н. Шаховского.
Центральное место отведено мозаикам иконостаса, созданным по эскизам Виктора  Михайловича  Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель». В решении образов художник придерживался византийских приемов, передавая при этом  внутреннее состояние персонажей.
Васнецов В.М. Богоматерь с младенцем. Эскиз. 1901. 209 х 89, х., м. Государственный Русский музей
Икона расположена слева от проема Царских врат в иконостасе. «Богоматери» Васнецова свойственна особая одухотворенность. В Ее глазах - материнская тревога, предчувствие грядущей утраты и скорби. Небольшая по размеру композиция уравновешена. За счет строгих контуров, спокойных локальных тонов и продуманного рисунка станковая мозаика приобретает монументальность.
О создании образа Богоматери с Младенцем Васнецов писал: «...состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. «О Тебе радуется» - Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру «Умиление», которое меня трогает до глубины души».
В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, «сущность нравственного долга и идея подвига... самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного».
Васнецов В.М. Спаситель. Эскиз. 1901. 209 х 89, х., м. Государственный Русский музей
Икона расположена справа от проема Царских врат в иконостасе. Господь изображен сидящим на престоле как Царь Царей и грозный Судия. Икона набрана в мозаичной мастерской Академии художеств.
Значимость Спасителя подчеркнута фронтальностью изображения и строгой симметрией. В Его левой руке - раскрытое Евангелие со словами любви к ближнему, правая застыла в благословляющем жесте. Через устремленный на зрителя взгляд Христа передается внутренняя сосредоточенность и напряженность образа. Колорит приглушен, усиливает декоративность голубой фон, создающий иллюзию глубины пространства.
Для внешних мозаик храма Спаса на Крови Виктор Михайлович Васнецов создал еще пять эскизов - «Серафим», «Распятие», «Спуск от Креста», «Ношение Креста» и «Сошествие во ад».
На фронтоне храма мозаика «Несение креста» по эскизу В.М. Васнецова. Источник изображения http://www.golden-ship.ru/photo/325-0-2106-3?1421883327
Четыре крыльца храма, фасад и интерьеры покрыты красивейшими мозаиками, и к тому же собор — единственный в мире пример мозаичного искусства нового времени. Общая площадь мозаик составляет 7 тыс. кв. м. они созданы в мастерской братьев Фроловых.
В сюжетах из Священного Писания художник развивал собственную иконографическую линию, основываясь на богатом опыте своих предшественников. Васнецов создал собственный "страстной цикл", в который вошли: мозаики "Распятие", "Несение креста", "Снятие с креста" и "Сошествие во ад" на фасаде храма Воскресения
Васнецов В.М. Этюд для мозаики «Несение креста». 35 х 25. х., м.
В этих композициях Васнецова слились воедино иконописные мотивы с приемами монументальной картины или панно. Стремясь к максимальной достоверности в показе событий, художник насыщал сюжет повествовательными деталями, элементами костюмов и пейзажа. Работы Васнецова привлекают людей своим эмоциональным настроением и умением мастера передать духовный смысл показанного им события. Произведения "Страстного цикла" Васнецова многозвучны. В них слышится стук шагов измученного Христа и звон римских копий ("Несение креста"), тихий плач Богородицы и безудержное рыдание Марии Магдалины ("Распятие"), ликование праведников и пение ангелов ("Сошествие Христа во ад").
Васнецов В.М. Распятие. 1899. 272 х 272, х., м. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге.
Иконография эта не имеет прообразов в древнерусской живописи. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета "Распятие". Композиция наполнена персонажами, каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и отчаяния. Все оттенки душевного состояния людей, присутствовавших во время казни Господа, переданы исключительно пластическими средствами. Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В центре - распростертые руки Христа, напоминающие крылья израненной птицы.
Васнецов В.М. Снятие с креста. 1888-1901. Эскиз наружной мозаики для храма Воскресения в Петербурге. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Омск. http://www.rodon.org/art-080423102017
«Церковные произведения Васнецова стали образцом живописного убранства православных храмов конца XIX-начала XX вв., потому что в них отразилось не только учение Православной церкви о Господе, но и представления верующего народа о России с её богатырской историей и уникальной культурой, проникнутой светом истинной веры». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)
На фронтоне храма мозаика «Сошествие во ад» по эскизу В.М. Васнецова
«Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма, построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, в котором изобразительно отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, новое направление основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота». (Виктория Олеговна Гусакова, кандидат искусствоведения)
На протяжении всей жизни Васнецов-художник горел одним желанием - воплотить "русский самобытный дух" в своих произведениях, независимо от их жанра. Ради этого он часто сознательно отступал от правил и канонов.

Источники:
http://archive.jmp.ru/page/index/19450134.html ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ХУДОЖНИК
http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/sobor0.html Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926). Росписи Владимирского собора, г. Киев
http://spas.spb.ru/?page_id=55   сайт Собора Воскресения Христова (Спас – на Крови).
 http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post364289670 Киевский Владимирский Собор. Альбом фотографа Г. Лазовского 1897


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...