среда, 10 июня 2020 г.

Суздаль. Город-музей


Суздаль. Город-музей
Автор текста: Ямщиков С.В.
Суздаль осенью
Каким необычайно популярным за последние годы стал древний русский город Суздаль. Теперь уже едва ли кто удивится, услышав от собеседни­ка рассказ о поездке по суздальским землям. Каждый выходной день ка­раваны автомобилей по шоссе Моск­ва — Владимир направляются в Суз­даль. Из самых отдаленных угол­ков земного шара в Россию приезжа­ют люди, чтобы увидеть этот город, отдать дань уважения таланту древ­них художников и зодчих.
Мне на всю жизнь запомнилась первая, давняя встреча с Суздалем. По размытой дождями дороге, что пролегла через бескрайние просторы суздальского ополья, полз допотоп­ный местный автобус. Расстояние от Владимира до Суздаля немногим меньше тридцати километров, но на­шему «Росинанту» потребовалось не­сколько часов, чтобы доставить своих пассажиров в конечный пункт. Мои­ми спутниками оказались жители окрестных суздальских сел, ездив­шие в областной город по делам. Не­которых из них мне пришлось встре­чать, приезжая в Суздаль и потом, и теперь я точно знаю, что древний город начинается с этих селян, сумев­ших сохранить многие привычки и черты характера своих далеких предков. В манере держаться просто, с внутренним достоинством, в умении говорить мягко и благозвучно, в улыб­ке и в участливом доверчивом взгля­де — во всем поведении чувствуется самобытность, родившаяся много сто­летий назад на суздальской земле.
Тонкий знаток Суздаля, историк Милий Достоевский писал, что «суздальцы не считают прошлые века чужими и умеют хранить свою старину». Эти строчки удивительно точно раскры­вают историческую судьбу древнего города. Только познав настоящую и прошедшую жизнь обитателей Суз­даля, можно проникнуть в суть его культурных и художественных явле­ний и по-настоящему полюбить ста­рые памятники города.
Торговая площадь Суздаля, которой уже более 1000 лет. Свято-Казанская церковь
Когда я вышел из автобуса на базарную площадь Суздаля, меня по­разила неподвижная, разлитая вокруг тишина. Все казалось застывшим, словно на фотоснимке из домашнего альбома с видами старых городов. Было около двух часов дня, но пло­щадь выглядела совсем опустевшей, готовой вот-вот погрузиться в сон. Ни один листочек не шевелился на деревьях, облака безмолвно повисли в поднебесье. Четкие формы камен­ных церквей усиливали впечатление извечности и незыблемости.
Не случайно я сейчас вспоминаю о впечатлениях первого дня знаком­ства с городом.
Суздальская тиши­на — явление вневременное. Она незримо присутствует во всем укладе городской жизни.
Характерная для Суздаля колокольня-дудочка. https://suzdalguide.tourister.ru/photoalbum/28743
Тишиной веет от суздальских монастырей и храмов. Вековая тишина стоит на улицах и во дворах суздальских домиков, от­ражается в их маленьких окошках, украшенных цветами и незатейливы­ми занавесками. Тихие, задумчивые лики святых изображены на иконах, которые написаны в мастерских древ­него Суздаля. Все, даже самые важ­ные торжественные события, проис­ходившие в Суздале, отличались спо­койным, сдержанным ходом. Пест­рота и внешняя суетливость были далеко, в столицах, а за городской суздальской заставой царила пат­риархальная тишина, и поколебать ее не могли даже самые неожиданные события и трудности, нередко выпа­давшие на долю суздальцев.
Суздаль. Александровский монастырь был основан в 1240 году Александром Невским. https://s9.stc.all.kpcdn.net/daily/26545/3562293
Среди древнерусских городов, при­влекающих внимание современного путешественника, Суздалю — неболь­шому старинному городу северо-вос­точной Руси — принадлежит одно из первых мест. Огромное количество памятников материальной культуры XII—XIX веков, сохранившихся в Суздале, дает полное право называть его городом-музеем. Начало расцвета архитектуры и искусства в Суздале относится к XII—XIII векам. Это период острой борьбы владимирских и суздальских князей за объединение раздробленной и разобщенной Руси. Может быть, именно поэтому боль­шинство суздальских памятников того времени — церкви, иконы, фрески, образцы прикладного искусства и ред­кие, украшенные первоклассными миниатюрами книги, — отмечены пе­чатью жизнеутверждающего оптимизма, яркостью живописной палитры, удивительной гармонией и строй­ностью композиции.
К середине XII века Суздаль при­обретает черты современной плани­ровки: расширяется и растет укреп­ленный кремль с Рождественским собором; за рекой Каменкой возво­дится Дмитриевский собор; в четырех километрах от города в селе Кидекша, на высоком берегу реки Нерли, под­нимаются белые стены княжеской резиденции Юрия Долгорукого. Не­задолго до нашествия ордынцев возводятся стены Козьмодемьянского и Ризположенского монастырей.
Захват и сожжение Суздаля монголо-татарами надолго приостановили экономическое и культурное раз­витие города. Однако уже в XIV веке суздальские князья пытаются воз­родить былую славу и поднять по­литический престиж Суздаля. Начи­нается закладка Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, а Рождест­венский собор в кремле был над­строен и получил пятиглавое завер­шение.
Архиерейские палаты (XV-XVIII в.) http://www.vidania.ru/photosuzdal/suzdal_640x480_095.jpg
Максимального размаха суздаль­ское градостроительство достигает в конце XVII века при митрополите Илларионе. Благоустраиваются здания кремля, и в центре его двора воз­двигаются Архиерейские палаты. Огромная каменная ограда, кажу­щаяся неприступной и грозной даже сегодня, окружает Спасо-Евфимиев монастырь. По всему городу строят­ся первые каменные гражданские здания.
Строительство XVIII века не изме­нило исторически сложившейся пла­нировки города, ибо архитекторы того времени в основном продолжают тра­диции древних зодчих. Но именно в XVIII веке Суздаль украсили церкви, по которым мы можем судить о художественной и духовной направлен­ности местной архитектуры.
Музеем Суздаль сделало искусство его талантливых мастеров. Поэтому в его памятниках отразились жизнь и история города.
Собор Спаса Преображения и колокольня в Спасо-Евфимиевом мужской монастыре. https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/816-muzei-suzdalya
Время сумело объ­единить тончайшие нюансы и создать этот стройный ансамбль. Каждое зда­ние Суздаля отличается ему одному свойственными деталями. Эти ти­пично суздальские элементы, объеди­нены в гармоничное целое чудесным чувством меры и несравненным ху­дожественным тактом.
Как осматривать Суздаль? По ка­кому маршруту следовать, чтобы лучше узнать город?
Если человек приехал в Суздаль на один день и торопится к вечеру вернуться домой, у него один выход — знакомиться с памятниками в хро­нологическом порядке. Тогда у пу­тешественника, по крайней мере, останется в памяти историческая картина становления и развития Суз­даля. Люди современного  века вынуждены то­ропиться. Таков ритм сегодняшней жизни, деловой и напряженной.
Суздаль зимой. Закат. https://pbs.twimg.com/media/DvNfJ_MXQAIkCvx.jpg
Но, если вам повезло и в вашем распоряжении есть время, забудьте про экскурсионную систему и смотри­те Суздаль свободно, как подскажет настроение. Следуйте только жела­нию увидеть прекрасное. Идите по городским улицам, не спрашивая у старожилов дорогу. В Суздале не­возможно заблудиться. Город распла­нирован логично и просто. Человек обязательно попадет в нужный ему монастырь, найдет затерявшуюся на окраине церковь, увидит редкой кра­соты дом. Архитектурные постройки не утомят путешественника запутан­ными планировками или фантасти­ческими  размерами. С любой высокой точки Суздаль великолепно обозревается. И нет ничего прекраснее, чем чувствовать себя своим челове­ком в этом удивительном городе Древней Руси.
Суздальские впечатления классифицировать, разложить по полочкам невозможно. Часто я задаю себе во­прос, что же мне больше всего нра­вится, что сильнее всего впечатляет в Суздале? И ответ приходит один — Суздаль. В дивном суздальском ан­самбле каждая деталь продумана и ее не выбросишь из общего город­ского колорита.
Суздальская красота удивительно многогранна и изменчива. Застыв­шие формы чужды местным зодчим. Одна и та же церковь кажется новой в разные времена года, ее очертания меняются каждый час в зависимости от погоды и движения солнца.
Церковь Козьмы и Демьяна. 1725. https://img11.postila.ru
Много раз приходилось приезжать мне в Суздаль, и всегда глаза искали стоящую на крутом берегу Каменки церковь Козьмы и Демьяна, отражаю­щуюся в заросшей осокой воде. По­любились мне ее изысканные главки, музыкальные линии архитектурных форм, стройная колокольня. Но преж­де всего хотелось увидеть отражение храма в воде — настолько красивым и поэтичным было сочетание приро­ды и архитектуры. И вот однажды я поймал себя на мысли, что привле­кает меня Козьмодемьянская цер­ковь только в те времена года, когда Каменка свободна ото льда, а зимой иногда и не посмотришь в сторону любимицы. В морозный солнечный день февраля я отправился к сказоч­ной постройке, решив проверить, почему же зимой она будто теряет свое обаяние. Берег реки напоминал огромный, сложенный из синеватого мрамора постамент, на котором по­коился сияющий белизной  изящный собор. Воздух звенел и рассыпался на мириады снежных блесток, играю­щих на зимнем солнце. Я понял, ка­ким огромным талантом обладал че­ловек, придумавший такое сооруже­ние, а моя чисто «летняя» привязан­ность родилась потому, что я рас­сматривал этот шедевр с заранее под­готовленной позиции, чего никогда нельзя делать, наслаждаясь произве­дениями суздальских зодчих.
Светлые лунные ночи превращают Суздаль в волшебное царство. Очер­тания церквей приобретают причуд­ливые, фантастические формы, раз­меры храмов становятся диковинны­ми, а тени куполов и колоколен пол­зут по земле. Особенно изменяется при ночном освещении Суздальский кремль: из-за высокого вала видны огромные главы Рождественского собора, напоминающие силуэты мно­гочисленных церковных построек за стенами большого города. Яркие звезды смотрят на застывшие купола, и собор кажется похожим на гранди­озную театральную декорацию. Ноч­ной Суздаль успокаивает человека, заставляет на время забыть о нужных и ненужных мелочах повседневья.
Подлинный облик небольшого за­штатного русского городка, играв­шего некогда первые роли в истории государства, путешественник увидит на торговой площади. Ушли в прош­лое княжеские постройки, украшен­ные заморскими драгоценностями, давно не служат грандиозных служб в соборах XIII века, не скачут на конях по тесным улочкам одетые в дорогие костюмы послы и гонцы ве­ликих князей, не расступается народ и не падает на колени перед епис­копским кортежем.
Вид на торговые ряды, Входоиерусалимскую и Пятницкую церкви. https://suzdalguide.tourister.ru/photoalbum/28743
Остались торго­вые ряды, маленькая Пятницкая цер­ковь в честь покровительницы торговли Параскевы, колокольня, скромно убранная изразцами, и каменная мос­товая. Но сколько трогательного обаяния и старания вложено масте­рами XVIII века в строительство и планировку базарной площади. Даже архитектура торговых рядов, постав­ленных по проекту губернского архи­тектора, привлекает наивной провин­циальной помпезностью.
B Суздале, как на благодатной поч­ве, сочетаются и смотрятся едино разновременные и разностильные по­стройки. Суздальский духовный строй объединяет памятники, на первый взгляд несовместимые. То, чего не хватает одной постройке, присут­ствует в другой, дополняя общий ансамбль. Единство разновременных архитектурных построек особенно ощущается при осмотре древней час­ти Суздаля — кремля.
Суздаль. Кремль. Собор Рождества Богородицы был заложен в XIII веке во времена правления Владимира Мономаха. https://s9.stc.all.kpcdn.net/daily/26545/3562293
Фрагменты Рождественского собора, от старой архитектуры которого сохранился лишь нижний ярус, завершенный резным аркатурным поясом напомина­ют о периоде расцвета владимиро-суздальского зодчества в ранний пе­риод. Традиции, родившиеся на за­ре владимиро-суздальского стиля в архитектуре, оказались настолько прочными и живучими, что поздней­шие перестройки и реставрации не смогли растворить в себе оригиналь­ный замысел талантливых строите­лей Рождественского собора. Даже купола, синие с золотыми звездами, кажущиеся на первый взгляд грубым диссонансом по отношению к хруп­ким главкам суздальских церквей перестают быть навязчивыми рядом с неповторимым декоративным убран­ством белокаменных стен собора.
Древнейший памятник Суздаля дает немало наглядных примеров того, как уживаются рядом сохранившиеся от всеразрушающего действия времени фрагменты с последующими поновлениями и доделками.
Рождественский собор Суздаля 1225 года включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. https://suzdalguide.tourister.ru/photoalbum/28743
Безжалостное переустройство внутреннего убранства собора, особенно в конце XVII века, исказило строгий смысл древнего украшения интерьера. Но ремеслен­ники, исполнявшие волю митрополита Иллариона, не могли остаться равнодушными к подлинным произве­дениям искусства своих предшествен­ников.
Монументальный характер и простота, лежавшие в основе твор­чества древних зодчих, оказали влия­ние на мастеров, восстанавливающих Рождественский собор. И все-таки трудно после знакомства с исключи­тельным по качеству оформлением Южных и Западных врат собора вос­хищаться убранством иконостаса, хотя в его оформлении участвовал известный художник XVII века Гри­горий  Зиновьев. Изображение  архидиакона Стефана в алтарной апсиде вызывает в памяти некоторые черты монументальной живописи древней эпохи.
Колонны с белокаменной резьбой 12 века. https://suzdalguide.tourister.ru/photoalbum/28743
Фрескист XVII века умеет обобщать достижения различных мас­теров, но в своем творчестве он не идет дальше робкой попытки понять и повторить старые образцы. Одного взгляда на лики двух старцев, по­мещенные в верхней части южной апсиды, достаточно, чтобы предста­вить, как много утратило искусство фрески в течение пяти столетий. Автор стенной росписи XIII века сво­бодно обращается с большой живо­писной поверхностью, кисть его дви­жется легко; образы святителей за­поминаются внутренней значитель­ностью и глубиной портретной ха­рактеристики. Первоклассные па­мятники, существовавшие в Рож­дественском соборе еще со времени его постройки в 1222—1225 годах, соседствуют с второстепенными эле­ментами храмового убранства, но за исключением отдельных, абсолют­но ремесленных украшений, общий вид интерьера древнейшей постройки отличается специфическим «суздаль­ским» единством.

***
Покровский женский монастырь, 1364 г. https://затуром.рф/wp-content/uploads/2020/01/673974_main.jpg
Так сложилось, что именно в Суз­дале жили подолгу образованные лю­ди, попавшие в немилость к госуда­рям и сосланные в тихие суздальские монастыри. Эти монастыри славились своими уставами и порядками. Обра­зованные суздальские монахи участ­вовали в общественной и культурной жизни государства. Некоторые мо­настырские комплексы частично со­хранились. Среди них Покровский женский монастырь, основанный в 1364 году.
Белокаменный монастырский горо­док стоит на низком берегу реки Каменки. Его не увидишь, подъезжая к городу, он словно притаился в ни­зине, не желая раскрывать тайны своего совершенства первому встреч­ному. От всего облика Покровского монастыря исходит удивительное спо­койствие, особенно когда мягкое ве­чернее солнце заливает белые стены ровным розовым светом. Можно ча­сами стоять на высокой круче у Алек­сандровского монастыря и созерцать неповторимость творения безымян­ных зодчих. А сколь прекрасна дорога, ведущая к стенам Покровской оби­тели. Вы спускаетесь по узкой обры­вистой тропинке к речке Каменке и идете вдоль берега. Здесь мало что изменилось с XIV века. Только речка стала мелководнее, да осели в землю монастырские башни. Легко дышится в низине. Суздальский воздух вообще считается целебным. Перейдя через деревянные мостки и миновав до­рожку, змейкой извивающуюся среди огородов, путешественник через низ­кую арку попадает во внутренний двор Покровского монастыря и за­мечает, что все вокруг белое. Симфо­ния белого цвета звучит торжествен­но и величаво. Трудно поверить рас­сказам о жестоких пытках, перенесен­ных узниками Покровского мона­стыря. Какими черными казались им дни испытаний в окружении этих бе­лых стен.
Покровский собор 1518 года на территории Покровского женского монастыря. https://suzdalguide.tourister.ru/photoalbum/28743
В центре монастырского двора воз­вышается Покровский собор. Воз­двигнутый в начале XVI века, он вобрал в себя лучшие черты владимиро-суздальского зодчества. Интерьер собора прост и величествен. В пустом, лишенном сейчас всякого убранства храме, особо остро ощущается про­странственная свобода, необычайная высота столпов и массивность сводов, вместительность внутреннего поме­щения. Такое впечатление достигнуто с помощью остроумных, тонко про­думанных архитектурных приемов. Стены собора не имели росписи, но дошедшие до нас иконы Покровского монастыря убеждают нас в изысканности и праздничности его интерьера. Га­лереи Покровского собора усиливают и без того подчеркнутую торжествен­ность сооружения. Под их сводами невозможно ходить торопливо, они призывают к размышлению и задум­чивости. В тени галерей велись ре­лигиозные диспуты, обсуждались жизненно важные проблемы.
Рядом с Покровским собором в XVI веке построили Зачатьевскую трапезную церковь. Она выглядит кро­шечной рядом с центральным храмом. Зодчий совсем не думал о внуши­тельности и монументальности своего сооружения. Простота, изящество, увлечение асимметричными сочета­ниями архитектурных форм вносят живость и непосредственность во внешний вид трапезной церкви. Ути­литарное начало никогда не подав­ляло в строителях суздальских хра­мов творческий дух, но их не обви­нишь и в ненужном увлечении укра­шательством, если это не входит в практические задачи.
Церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша, Владимирская область. https://zen.yandex.ru/media/orange_reality/top5-mest-v-okrestnostiah-suzdalia-5d8208461febd400adcab2d6
«Того же лета (1152) Юрий Вла­димирович из Суздальской земли создал на Нерли церковь во имя му­чеников Бориса и Глеба». Так повест­вует летописец о закладке Юрием Долгоруким укрепленной резиденции в селе Кидекша. Возводя церковь, князь, известный своей деятель­ностью в области архитектуры, при­ложил немало стараний и к сооруже­нию дворцовых зданий. Но нам не суждено их увидеть. Время сохрани­ло от тех веков лишь Борисоглебскую церковь, да и  то в частично перестроенном виде. Однако село Кидекша — один из тех уголков суздаль­ского края, где старина запечатлена в первозданном виде.
Далеко видна на высоком берегу живописной Нерли одинокая церковь.
Борисоглебская церковь в Кидекше служила усыпальницей для чле­нов княжеской семьи. Летописи со­общают о захоронении в соборе сына Юрия Долгорукого — князя Бориса и дочери последнего — Евфросинии. Вскоре после войны известный уче­ный, профессор Николай Сычев, от­крыл в нише Кидекоцкого храма пред­полагаемое портретное изображение жены Юрия Долгорукого княгини Евфросинии, написанное в конце XII века. «Это открытие, — писал Н. П. Сычев, — проливает новый свет на историю культуры и искусства феодальной Руси той эпохи, когда за­тихал авторитет «матери городов русских» — Киева и когда в далекой Суздальской земле закладывались в борьбе с сепаратистскими стремле­ниями князей-вотчинников новые основы централизованного государ­ства».
Так в Кидекше, ныне тихом селе с давно заброшенными монастырски­ми постройками, решались когда-то важные вопросы, делалась история русской державы.
Стефаниевская церковь, колокольня, http://www.vidania.ru/photosuzdal/suzdal_640x480_095.jpg
В четырех километрах от Су­здальского кремля находился когда-то Кидекоцкий монастырь, входив­ший в состав нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. Был, да быстро запустел. В XVII веке по­ставили Святые ворота, в 1780 году закончили церковь Стефана и тут же возвели колокольню. Разновре­менные постройки вроде должны мешать друг другу на такой тесной площадке. Но и здесь, как всегда в Суздале, несовместимое совмести­лось. Колокольня, покосившаяся на­бок, не мешает древнему собору. И собор не лишает колокольню и Стефановскую церковь самобытности поздней эпохи суздальского строи­тельства. Природа их объединила, приняла в свои владения, раствори­ла в земной красоте. Кажется, иногда, если долго смотришь из-за реки на кидекоцкие здания, что построены они в одно время, да и не построены вовсе, а будто выросли из земли, как деревья.
Суздаль. Музей деревянного зодчества. https://putidorogi-nn.ru/samoe-samoe/816-muzei-suzdalya
Впечатление от знакомства с суз­дальскими древностями будет непол­ным, если не посетить местный му­зей. В сводчатых белых залах Ар­хиерейских палат выставлены редкие образцы иконописи, шитья, изделия из металла, произведения мелкой пластики.
Искусство суздальских художни­ков было неразрывно связано с куль­турной жизнью города. Краски суз­дальских икон мягкие, нежные. Гар­мония линий и цвета присутствует даже в самых незначительных жи­вописных образцах. Высокий суздаль­ский стиль отличает каждый памят­ник, связанный с творчеством мест­ных мастеров. Произведения изобра­зительного искусства не служили подручным материалом для украше­ния архитектурных ансамблей. Иконы и фрески существенно дополняли силу эмоционального воздействия, ко­торым проникнуты памятники суз­дальского зодчества.
Лирическая окрашенность архи­тектуры древнего Суздаля находит свое продолжение в галерее иконо­писных шедевров. Художники Сузда­ля оставили в наследство потомкам нетленную красоту, которая волнует и привлекает к себе наших совре­менников.

Источники:
  • Ямщиков С.В.  Спасенная красота:  Рассказы о реставрации памятников искусства. Кн. для учащихся ст. классов. — М.:  Просвещение, 1986. — 192 с, ил.
  • Фотографии с открытых источников Интернет-ресурсов


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...