понедельник, 8 июня 2020 г.

Рисовальная мастерская княгини Тенишевой М.К.


Рисовальная мастерская княгини Тенишевой М.К.
Автор текста Л. Журавлева
Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. 1893 год. https://m.rusmir.media/2012/01/01/shkola
Недалеко от памятника «Мед­ный всадник», в центре Ленингра­да, расположено бывшее здание Сената. Если вы пройдете под его величественной аркой, то попадете на улицу Красную, которая преж­де называлась Галерной. Здесь в конце XIX века в доме номер 13 находилась рисовальная мастер­ская. Спешили сюда ее руководи­тель Илья Ефимович Репин, учени­ки, ставшие потом известными ху­дожниками: Ефим Честняков, Иван Билибин, Сергей Чехонин, Михаил Яковлев, Зинаида Серебрякова, Мстислав Добужинский. Мастерская пользовалась боль­шой популярностью в Петербурге и за его пределами. Организована она была известной меценаткой и коллекционером Марией Клавдиевной Тенишевой. Репин позна­комился с ней в 1891 году. Вскоре он начал преподавать в Академии художеств и обнаружил, что мно­гие способные молодые люди не могут сюда поступить. Тогда и об­ратился за поддержкой к Тенише­вой.

Занятия в мастерской М.К. Тенишевой в Петербурге. 1890-е годы. Фото
Она писала в воспоминаниях: «Однажды он предложил мне устроить в моей мастерской в Пе­тербурге студию для подготовки молодых людей к высшему худо­жественному образованию. Конеч­но, я откликнулась с радостью на это предложение, потому что в Пе­тербурге до той поры не сущест­вовало никаких классов для пере­хода из рисовальных школ в Академию художеств. Студия на­ша сразу завоевала почетное место. Желающих поступить в «Тенишевскую школу» было в десять раз больше, чем позволяло поме­щение. В ней могли работать, при двух натурщиках, от 50 до 60 чело­век. В начале учебного сезона мес­та брались положительно с боя, иногда даже происходили очень тяжелые сцены отчаяния, когда Репин после пробных занятий от­странял того или другого учени­ка, не находя в нем достаточно данных. Горе этих молодых людей глубоко трогало меня. Между уча­щимися был сын Репина Юрий, Елена Маковская (дочь Константина) и Иван Яковлевич Билибин, ставший потом известностью. Он был еще в университете, когда начал ходить в нашу студию, кро­ме него, было еще несколько студентов, один японец Ида, очень талантливый, впоследствии уехав­ший в Англию и ставший там знаменитостью, было еще много барышень и даже офицеры. Ком­пания была в высшей степени пест­рая, милая, со страстью отдавав­шаяся работе, искренне любя­щая искусство. Народ все способ­ный, молодой и многообещающий. Репин приходил раз в неделю, а иногда и чаще поправлять этюды, а раз в месяц устраивался конкурс эскизов на заданную тему».
И. Билибин. Иллюстрация к русской народной сказке «Царевна-лягушка». Акварель, тушь, золото, серебро. 1899
Тенишева называет открытое ею учебное заведение то студией, то школой, но официально она значи­лась «Мастерская живописи и ри­сования Кн. М.К. Тенишевой».
Илья Ефимович сообщал в 1895 году П.М. Третьякову, что открыл еще одну частную подгото­вительную школу в доме княгини Тенишевой, в ее мастерской учит­ся 29 человек и подобные школы нужны. В другом письме художник уточняет, что ученики работают по пять часов в день очень усердно, несмотря на неудобства света и духоту от тесноты.
Репин разработал правила для поступающих в мастерскую. Ее первая цель — готовить учеников в Высшее художественное учили­ще при Академии художеств. По­ступающий должен уметь рисо­вать как с гипсовых фигур, так и с живой натуры. В дальнейший про­цесс обучения входили занятия по композиции, выполнение эскизов на заданную тему, экзамены в конце каждого месяца. Занятия ежедневные в течение всего дня. Ученики платили по 5 рублей в месяц за натурщика, сами выби­рали старосту. Во время занятий не допускались разговоры, а про­пуск грозил исключением.
Репин Илья Ефимович Автопортрет 2 150x150. https://www.langwl.ru/wp-content/uploads
Репин стремился не только научить желающих рисовать и писать красками, но уже с первого года развивать в них творческое воображение. Когда оканчивались этюд и рисунок, к этому сроку учащийся обязательно должен был представить и эскиз. Эскиз считался одним из важных усло­вий работы. Каждые две-три неде­ли, в воскресный день, в мастер­ской устраивалась выставка. При­ходил профессор и в присутствии старосты ставил разряды. Илья Ефимович придавал большое зна­чение обсуждению каждой работы в отдельности и вызывал целые дискуссии учащихся. Для всех та­кой просмотр работ, их подробное и детальное обсуждение было большой школой. Репин также при написании этюда с натуры учени­ком зорко следил за моделировкой формы. Ко всему происходившему в мастерской он относился с боль­шим вниманием и всегда готов был помочь. Ученики чувствовали его любовь и ценили ее.
M. Добужинский. Обводный канал в С.-Петербурге. Акварель, белила, карандаш. 1902
Илья Ефимович поощрял твор­ческие опыты молодых художни­ков, делился впечатлениями о по­следних выставках, поездках за границу. А. Куренной, который помогал Репину в преподавании, говорил, что было решено делать главным образом указания, а не поправки на ученических этюдах и рисунках, чтобы не было давления на индивидуальные способности учащихся.
После Куренного в мастерской преподавал также ученик И. Репи­на П. Мясоедов. 25 ноября 1896 го­да он сообщает одному из своих корреспондентов: «Я начал зани­маться у Тенишевой и пока дово­лен, народ там усердный, и есть очень недурно работающие и та­лантливые. Меня это мало смуща­ет, потому что указать недостатки всегда сумеешь и найдешь что сказать, а от меня только этого и требуют».
Щербиновский Дмитрий Анфимович. [1867—1926]. Художница. Конец XIX — начало XX века. Ивановский областной художественный музей
После П. Мясоедова за­нятия вел Д. Щербиновский, известный художник-педагог.
Выпускник мастерской В. Левитский отмечал, что годы учебы в «Тенишевке» проходили удиви­тельно лучезарно. Мастерская бы­ла бесплатной, Тенишева на свои средства приобрела мольберты, гипсы, некоторым ученикам было разрешено жить тут же. Она ус­троила в особой комнате, рядом с мастерской, что-то вроде чайной. В двенадцать часов подавался ог­ромный самовар с большим коли­чеством булок. Вначале художни­ки стеснялись пользоваться даро­вым чаем, отказываясь под разны­ми предлогами, но потом привыкли к этому обычаю и, даже поступив в академию, прибегали оттуда, приводя с собой товарищей. Иног­да в студии по вечерам собира­лись художники, пели, играли, танцевали, устраивались чтения, и всегда было молодо, весело, не­принужденно. Мария Клавдиевна приобретала работы учеников и тут же развешивала их в мастер­ской.
И.Е. Репин. Портрет М.К. Тенишевой. 1896 год. https://m.rusmir.media/2012/01/01/shkola
Вдохновленная большим успе­хом, Тенишева параллельно от­крывает рисовальную школу в Смоленске. Цель школы была при­влечь побольше мастеровых и дать им знание рисования, чтобы гон­чары, столяры, резчики, подучив­шись рисовать, могли работать с большим вкусом и тем самым под­нять как само производство, так и стоимость своих изделий.
3. Серебрякова. Крестьянская девочка. Темпера, акварель. 1905. Смоленск
Еще в 1894 году Тенишева купила хутор Фленово. Было решено построить школу — у подножия горы, на которой растут огромные сосны, ели и липы... В сентябре 1895 года новое школьное здание со светлыми классами, общежитием, столовой, кухней распахнуло свои двери.
М. Тенишева выстроила в Смоленске для школы двухэтажное здание. Преподавать приехал из Петербурга А. Куренной. Откры­тие школы состоялось 27 ноября 1896 года, а ровно через месяц И. Репин спрашивал Куренного: «А Вы не пишете мне про главное: как идет школа Ваша? Сколько учеников? В какие часы и чем за­нимаются? Есть ли способные и кто именно? Пишут ли красками и хорошо ли рисуют?»
На следующий год, отдыхая в имении Тенишевой Талашкино, Репин посетил школу. Он внима­тельно осматривал рисунки, приве­зенные из-за границы и развешан­ные в мастерской, очень хвалил выбор их и остался вполне дово­лен самой студией и ее освеще­нием.
И. Репин. Портрет М.К. Тенишевой. Холст, уголь. 1895
Еще через год И. Репин и М. Тенишева начинают хлопотать перед Академией художеств о при­соединении к ней смоленской рисо­вальной школы на правах филиа­ла. В мае 1899 года в Смоленске открылась отчетная выставка уче­ников школы, на которой было показано более 200 работ. И все-таки в том же году школа закры­лась, так как учеников-ремеслен­ников поступило очень мало. К со­жалению, тогда же И.Е. Репин перестает руководить петербург­ской мастерской, но она продол­жает работать. В 1902 году М. Тенишева обращается к В. Се­рову с просьбой стать руководи­телем, но получает отказ.
Мастерская закрылась в 1903 году, но и за столь короткое время это учебное заведение дало очень много русской культуре.

Источник:
Журавлева Л.. Тенишевская рисовальная мастерская./ Л. Журавлева // Юный художник. – 1991. - № 9. – с.17-19. – (Из истории художественного образования)



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...