пятница, 15 мая 2020 г.

Поэты – фронтовики. Мельников Ю.И.



Поэты – фронтовики на войне и о войне
Мельников Юрий Иосифович (1922 – 1996 гг.)
Мельников Ю.И. Миномётчик. Апрель. 1945 года. Кенигсберг. Источник изображения: День Поэзии. 1985 год: Сборник
Воевать с немецко-фашистскими захватчиками Юрий Мельников ушёл из Рубцова добровольцем. Ушёл по Волоколамскому шоссе, которое воспел потом в одноимённом стихотворении
Мельников Юрий
… То в ельник прячется от зноя,
То по полям во всей красе
Бежит, гудит моё родное
Волоколамское шоссе.
Махнув рукой прощально маме,
Я по нему, покинув дом,
На фронт с друзьями-земляками
Ушёл в году тяжёлом том...

С начала и до конца войны миномётчик Юрий Мельников находился на фронтах. Освобождал от фашистской нечисти Пушкинские Горы, село Михайловское, штурмовал Кёнигсберг. Дважды ранен. Награждён четырьмя орденами, медалями. Он – участник Парада Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года. Кстати, об этом великом событии поэтом написаны два стихотворения: «Перед Парадом Победы» и «24 июня».
Мельников Юрий
…Мы шли по улицам и площадям,
Позвякивали в такт шагам медали.
И девушки, даря букеты нам,
Нас, как своих любимых, обнимали.
А над Москвой сбирались тучи грозно,
Лил тёплый дождь с холодной высоты.
Несли мы, как Победу, осторожно
С оружьем рядом нежные цветы.


Мельников Юрий
Я ТАМ ОПЯТЬ
Я там опять, где в миг любой
Сраженным быть могу.
Где сутки с лишним длится бой
На правом берегу.

Трещит под нами черный лед
И стелется метель.
Стреляет минометный взвод
Мой по траншеям, в цель.

И вижу я:
Ползком, ползком
Отходит враг. Рассвет.
Пехота кинулась броском
За ним на запад, вслед,
Кусты минуя, валуны...
И я за ней, туда...
Мне не вернуться с той войны,
Наверно, никогда.

Мельников Юрий
ПЕРЕД БРОСКОМ
К лесным холмам привел нас взводный
По снегу, в сумерках, ползком...
И это был рубеж исходный —
Какой-то миг перед броском.
И я лежал, сосредоточен,
Еще плотней к земле приник.
И мне казался долгим очень
Перед атакой этот миг.
Передо мной виднелся редкий
Сосняк и дзот чужой вдали...
И ощущал я каждой клеткой
Здесь притяжение земли.
Враг тоже не дремал, наверно,
С высотки видел каждый куст.
Казалось,
Он сразит мгновенно
Меня, лишь с места поднимусь.
А миг атаки — ближе, ближе...
Пред нею даже ветер стих.
Казалось, больше не увижу
И дом далекий, и родных...
Мы ринулись вперед по знаку,
Забыв про жизнь, про бытиё...
Не так страшна сама атака,
Как ожидание ее.

Мельников Юрий
В ЛЕСНОЙ ДАЛИ
Неразлучен, наверное, буду вовек
С этим краем,
К которому тянет меня...
Я по просеке шел,
Падал хлопьями снег,
Голубела тропа,
В даль лесную маня.
В предвечернем лесу
Было тихо вокруг,
Но раздался
Раскатистый выстрел во мгле.
Вздрогнул я оттого,
Что подумалось вдруг:
Стало меньше
Живым существом на земле.

Мельников Юрий
МАЯК
На берегу скалистом моря
Который год стоит маяк;
Далёко виден на просторе
Его огонь сквозь ночь и мрак.

Где путь сквозь тьму бывает труден,
В тумане видимость слаба,
Светить всю жизнь, все годы людям —
Какая светлая судьба!

Мельников Юрий
***
Испытано сердцем немало
Невзгод, огорчений, тревог...
И смерть даже, помню, бывало,
Ступала ко мне на порог.
Был пулей задет перед дзотом
За Ржевом в лесной стороне.
Не просто, командуя ротой,
Остаться в живых на войне.
Минует годов вереница,
Пройдёт и столетье затем,
Но жизнь моя не повторится
Точь-в-точь уже больше никем.

Родился он 25 апреля 1922 года в деревне Варвариха Рузского района. По его же словам, жил «в лесной сторожке (дедушка поэта был лесником. – Г. П.) недалеко от деревни Бутьково». Позже в стихотворении «Родина» так напишет об этом: «Видел солнечные пятна, / Слышал дятла перестук, / Мне в лесу давно понятны / Каждый шорох, каждый звук».
До пятого класса Юра учился в Бутьковской начальной школе, а продолжал обучение в школе деревни Никольское: «Плёл скрипучие корзинки / И долиной через мост / Бегал в школу по тропинке / За двенадцать с лишним вёрст».
С малых лет полюбив леса и реки, холмы и долины, юный Мельников и первые стихи написал о природе. Они были опубликованы в газете «Колхозная жизнь» Ново-Петровского района (ныне Истринского), когда за плечами их автора было всего четырнадцать лет.
Во второй половине 1930-х годов семья Мельниковых переехала в деревню Рубцово, что недалеко от Ядромина. До войны Юрий работал в Москве, в почтовом отделении железной дороги Белорусского направления. В стихотворении «От деревенского порога...» он вспоминал:
...Я был по горло занят делом
В пути и вечером, и днём.
И молния огнём горела
На левом рукаве моём.
Я был работою доволен.
Со всех концов, из разных мест
Посылки, письма, бандероли
Шли в пограничный город Брест...
Мне много по земле суровой
Пришлось проехать и пройти.
Но был вагон, вагон почтовый
Началом моего пути.

… После войны Ю. И. Мельников окончил отделение журналистики Центральной комсомольской школы, а позднее – Литературный институт имени М. Горького. Работал в редакциях газет Молдавии и Москвы. Более 30 лет преподавал в школе молодых литераторов в столице. Был членом Союза писателей СССР. Несколько лет возглавлял партийную организацию Московского отделения СП. В московских издательствах выпущено 13 книг со стихами поэта. Среди них: «Рядовой запаса» (1953), «Тепло земли» (1960), «Где начало любви» (1969), «Разлуки и встречи» (1973), «Люблю и верю» (1976), «Забыть не могу» (1980), «Испытано сердцем» (1986) и др.
Жил Ю. И. Мельников в Москве на Красноармейской улице. Умер он 28 декабря 1996 года. Похоронен на кладбище вблизи деревни Ядромино.

Источники:
День Поэзии. 1985 год.: Сборник./ сост. С.С. Лесневский, В.Н. Мальми, художник Владимир Медведев. – М.: Советский писатель, 1986. – 240 с.

Интернет – ресурсы:
http://istravest.ru/articles/1229 биография поэта Юрия Мельникова


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...