среда, 27 мая 2020 г.

Очарование женской красоты в портретах Боровиковского В.Л.

Очарование женской красоты в портретах Боровиковского В.Л.
Владимир Лукич Боровиковский (1757— 1825) — выдающийся русский и украинский художник-портретист XVIII — XIX веков. Родился и жил до 1788 года в городе Миргороде на Украине. Учился у отца и дяди — иконописцев. Писал иконы и портреты, во многом еще близкие традициям украинского искусства допетровского времени. С конца 1788 года — в Петербурге, где пользовался вначале советами Д.Г. Левицкого, а с 1792 — И.Б. Лампи.
Боровиковский В.Л. Портрет Елены Александровны Нарышкиной. 1799 год. ГТГ
Кашаев Павел
Свет женщины
С небес полночных падает звезда,
И птицы улетают в край далекий,
Но с вами остается навсегда
Свет женщины, прекрасный и высокий.
От сердца к сердцу, от мечты к мечте
Свет женщины проложит путь незримый,
Открытый только вечной Доброте,
И Правде и Любви неповторимой...
Воистину бессмертные слова:
"Без этого пленительного света
Не кружится от счастья голова,
Не будет ни героя, ни поэта".
Сверкают росы, тают облака,
Приходит новый день обыкновенно.
И светится Вселенная, пока
Свет женщины расплескан во Вселенной!
«Вливает живописец жизнь...»,— говорил Державин. Боровиковский пишет портреты, не приукрашивая и не развенчивая оригинал, пытаясь показать человека таким, каков он был на самом деле. Великий труженик, всего себя посвятивший искусству («мне потерянный час превеликую в моих обязанностях производит расстройку»), в самом деле «вливал» многообразное противоречивое время в свои произведения.

Боровиковский В.Л. Портрет великой княжны Александры Павловны. 1790
Нас в Царское Село
Боровиковский вводит,
прозрачно и светло
он тонкой кистью водит... (С. Кирсанов)
Значение Боровиковского в истории русского портрета определяется созданной им галереей женских образов. Женщины на его портретах непосредственны, но своенравны, показывают и характер, и настроение, и нежную незащищенность, и чувствительность.
Боровиковский В.Л. Портрет Лизыньки и Дашиньки, 1794, ГТГ
Радкевич Владимир
О, сколько света в женщине таится -
Чиста, как звезды, как земля щедра.
Спасибо ей за подвиг материнства,
За дар любви и торжества добра.

Она везде, на Темзе и на Каме,
В извечной дружбе с мирною весной.
И как ребенка, обняла руками
Весь этот беспокойный шар земной.
Портрет «Лизыньки и Дашиньки», считающийся изображением дворовых девушек Н.А. и М.А. Львовых, проникнут чувством невольного восхищения художника трогательной бескорыстной дружбой и взаимной душевной чуткостью девушек. Одна из них, изображенная в венке из розе мягким, «сочувственным» наклоном головы, воплощает более чувствительный и мечтательный характер, другая, бережно обнимающая свою подругу, — более решительный и деятельный.
Боровиковский В.Л. Портрет торжковской крестьянки Христиньи, 1795, ГТГ
Давид Кугультинов:
***
...А женщина? О, нежность! О, сама
Неправильность, изменчивость, наитье!..
Ты только сердцем делаешь открытья,
Являя этим глубину ума.

Вся жизнь твоя, подвластная минуте,
Не красота ль в ее бессмертной сути?..
В «Портрете торжковской крестьянки Христиньи» В.Л. Боровиковский изображает кормилицу дочери Львовых в нарядном одеянии и грациозной позе, идеальным образом «превращая» крестьянку в барышню, напоминая об одном из важных открытий эпохи в сфере человеческих чувств — что и крестьяне чувствовать умеют. Сама живопись, вторя образному решению, отличается тонким изяществом, объединяя голубовато-серые и изумрудно-зеленые оттенки.
Тема «дружеского собеседования», так лирично прозвучавшая в «Лизыньке и Дашиньке», получила продолжение в более поздних двойных и групповых портретах кисти В.Л. Боровиковского.
Боровиковский В.Л. Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных, 1802, ГТГ
Державин Г.Р.
Русские девушки
Зел ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят,
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соболины
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка – души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был. 1799
(Бычок – крестьянская пляска)
Один из лучших в этом ряду — «Портрет сестер княжон А.Г. и В.Г. Гагариных». Вполне типичная для дворянского быта сцена совместного музицирования обыгрывается художником не только как удачно найденный жанровый мотив, призванный развлечь зрителей, но олицетворяет даруемую музыкой высшую гармонию, напоминая пушкинские строки: «Одной любви музыка уступает; Но и любовь мелодия...»
Боровиковский В.Л. Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой. 1790
Растопчина
***
Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады скрытый луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,
И, согревая жизнь, незримая, теплиться…
Подобно Афродите, получила румянощекая русская девушка ("Портрет Е.Н. Арсеньевой") в дар яблока признания. В Афродиту и играет она на портрете, а еще в пастушку (шляпка украшена колосьями) - задорная девушка с лукавинкой: торжествующая юность. Мягкий, приглушенный,  "дымчатый" свет властвует в картине.
Боровиковский В.Д. Портрет В.А. Томиловой. 1800
Мустай Карим
***
Три чуда пленили меня
Навсегда, без сомнения:
Земля, еще небо и женщина – третье чудо.
Три тайны ввергают
В раздумье меня и в смятенье:
Земля, еще небо и женщина – третья тайна.
Но тайна земли вот уже на исходе.
Сдается –
И небо мелеет.
И дно уже видно его.
Лишь женщина
Тайной
Непознанною остается.
Навеки – как высшее чудо
И как волшебство.
Лучшим женским портретам Боровиковского, прежде всего, свойственна доброта. Именно она объединяет и крестьянку Христинью, и молодую знатную даму В.А. Томилову, Только в портрете Христиньи доброта чистосердечно-умиленная, сквозь настроение покоя, приязни еле-еле проглядывает дымка сожаления... А в замечательном портрете Томиловой это доброта печали неизбежного расставания: грустя и отдаляясь, неумолимо отдаляясь и грустя... Мягкий свет, проникающий в густую тень дерева, словно встречается со светом, который излучает эта доверчивая и все же будто с сожалением сторонящаяся вас девушка.
Нас будет вечно волновать эти портреты, потому что талантливый художник создал прекрасный образ женщины печальной и светлой красоты, чистой и нежной души.
Боровиковский В.Л. Портрет П.М. Бестужевой
Сакаледа
Женщине с усталыми глазами
Улыбнитесь - пусть ей повезёт!
Время метрономом за плечами
Беспощадно отмеряет год,
Год за годом... Падают печали,
Радости приходят в добрый час...
Приглядитесь - вы её встречали
На пути своём - она одна из вас...
Боровиковский "погружался" в недра своей души и был "друг муз, друг родины". Тревожно и настойчиво всматривается он в свое время, старается быть объективным. Свою модель пишет такой, какой она ему представляется, как видятся ему ее характер, настроение, чувства. Но в святая святых души портретируемого художник проникать не спешит. Словно происходит разговор человека, который и желает видеть всех добрыми и достойными, но одновременно понимает невозможность этого.

Источники:
Липатов В.С. КРАСКИ ВРЕМЕНИ./ Виктор Сергеевич Липатов. – М: Издательство "Молодая гвардия", 1983
Андреева Г. Владимир Боровиковский (1757-1825)./ Галина Андреева.// Крестьянка


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...