суббота, 30 мая 2020 г.

Религиозная живопись Боровиковского В.Л.

Религиозная живопись Боровиковского В.Л.
Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825 гг.) завершает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Он родился на Украине, в небольшом, примечательном своими пестрыми ярмарками городке Миргороде. Среди местных ремесел важное место занимало иконописное дело. Отец художника — Лука Боровик — получил дворянство. Его братья и ближайшие родственники занимались живописью и иконописью, издавна слывшими семейным занятием. В молодости, совмещая военную службу с ремеслом иконописца, продолжил семейную традицию и В.Л. Боровиковский
Боровиковский В.Л. Образ Пресвятой Богородицы (1814—1815 гг.), написанный для Покровской церкви села Романовка Мглинского уезда Черниговской губернии
Крепкие практические навыки опытного иконописца, полученные в годы работы на Украине, не замедлили сказаться в религиозных композициях первых петербургских лет Боровиковского В.Л. («Иосиф с младенцем Христом», 1791, «Товий с ангелом», обе — ГТГ).
Нина Бородай
Песнь Пресвятой Богородице
Богородица, Богородица, Матерь света, любви и добра,
Ты надежда моя, Богородице и чудесных прозрений пора.
Богородице, Богородице, как люблю Тебя всею душой,
Ты звезда моя, Ты зоря моя, Ты луч света в жизни земной. (https://stihi.ru/2006/08/12-916 )
Художник был человеком глубоко верующим, который постоянно находился в духовных поисках. О его вере свидетельствуют сохранившиеся записки художника. Он вел дневник, ежедневные записи. Он начал писать дневник еще  в молодые годы, и продолжил его, находясь в Петербурге.

Богоматерь с младенцем. Художник Боровиковский В.Л.
И о детях моих, Богородице перед Сыном Твоим помолись:
Ты прости их всех, Богородице и на страшном суде заступись.
Всех скорбящих радость небесная, Всех погибших взыскание вновь,
И Невеста Ты неневестная, и печаль моя, и любовь.
В первой половине девяностых годов, сразу после прибытия в Петербург по заказу Львова, который его опекал в Петербурге и оснащал заказами, Боровиковский написал иконы для Борисоглебского собора в Торжке, который был построен по проекту Львова (художник для Борисоглебского собора в Торжке написал 37 икон), и также написал иконы для Могилевского собора, для Иосифовского собора в Могилеве. Это были ранние этапы его творчества, иконостасы, иконы и образы.
Благовещение. Фрагмент. Художник В. Л. Боровиковский
Ты Знамение, Ты Споручица, Ты помощница на пути
И покров Ты мой и Заступница и Целитель, каких не найти.
Богородице, Богородице, Живоносный источник чудес.
Вся Святая Русь Тебе молится: и долины и горы и лес.
Для Церквей Боровиковский работал всю свою жизнь. Он начинал как иконописец. В качестве иконописца мастер, в сущности, и кончил свою жизнь, перед самой смертью выполнив иконы для иконостаса храма на Смоленском кладбище. Если говорить о стилистике его религиозных произведений, то работы, созданные на Украине в ранние годы, были ближе к украинскому народному искусству. Переехав в Петербург, и быстро усвоив нормы современной светской живописи, Боровиковский довольно резко изменил свою иконописную манеру.
Дева Мария. Фрагмент картины «Благовещение». Художник В.Л. Боровиковский
И Донская Ты и Казанская и Ахтырская - все со мной,
И Владимирская, Валаамская и Державная над страной.
По Московии, по Рязанщине, и по Елисоветградской стороне,
По Уралу, Сибири и Брянщине освящаются храмы Тебе.
С тех пор его образы в стилистическом отношении не слишком менялись, различаясь лишь степенью религиозной эмоциональности. Отношение мастера к созданию икон сближало его с монахами-иконописцами.
Богородица в окружении ангелов. Фрагмент. Художник Боровиковский В.Л.
Купола, купола в небо синее. Колокольни считать не берусь.
Звон плывет, плывет над Россиею, пробуждается Матушка Русь.
Богородице, Богородице, Матерь света, любви и добра.
Ты надежда моя, Богородице и чудесных прозрений пора.
«Приступая к какой-нибудь важной или серьезной работе, — свидетельствовал его племянник, — Владимир Лукич, прежде всего, отправлялся в церковь и слушал молебен. Приготовив холст или доску для иконы, он заставлял читать вслух Евангелие или житие святого, которого изо­бразить предположил, и, остановясь на каком-нибудь тексте или месте читаемого, прерывал чтение, набрасывал рисунок и затем давал своей идее дальнейшее осуществление».
Богоматерь с Младенцем. Художник Боровиковский В.Л.
Т.А. Кривенко
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС
В час, когда беда стучится в двери,
В час, когда в спасение не веришь,
Испокон взывали на Руси:
Пресвятая Богородице, спаси!

Скорби над растерзанной землею
Соберутся тучей грозовою.
Крест свой со смирением неси.
Пресвятая Богородице, спаси!..
Произведения Боровиковского покоряют неповторимым колоритом, напоенным внутренним мягким светом, играющим тончайшими оттенками. Его композиции выверены и музыкальны в своей ритмической организации, формы пластичны и обладают скульптурной выразительностью. И. Грабарь писал о Боровиковском, как о великом мастере, «художнике необычайно разнообразного, ни на кого на Западе не похожего и в высшей степени русского»
Богоматерь с младенцем. Фрагмент картины. Художник Боровиковский В.Л.
Тайны обнажатся сокровенные.
Древнюю усталую вселенную
Покаянным плачем сотряси.
Пресвятая Богородице, спаси!

Если в душу прокрадется червь уныния
Чадо Божие, поскорей отринь его,
В сердце дерзкий ропот угаси.
Пресвятая Богородице, спаси!
Большая творческая занятость совмещалась В.Л. Боровиковским с постоянным обучением молодых художников, о которых он заботился, по собственному признанию, как о родном «семействе». В числе самых известных учеников мастера А.Г. Венецианов и И.В. Бугаевский-Благодарный. А.Г. Венецианов с большим почтением относился к учителю и называл его «почтеннейшим и великим мужем», который украсил «Россию своими произведениями».
Богоматерь. Из «Благовещения». Икона из Царских врат главного иконостаса Казанского собора в Петербурге. Художник Боровиковский В.Л.
Пусть надеждою сменяется отчаянье
И в молитве растворяется печаль моя.
Веруй и без устали проси:
Пресвятая Богородице, спаси!
Каковы бы ни были замечательные человеческие качества, для потомков В.Л. Боровиковский — прежде всего замечательный мастер. Среда, в которой живут его модели, соразмерна и благоприятна человеку, природа окружающей человека натуры соответствует его внутренней природе. В своей универсальности В.Л. Боровиковский поистине последний крупный портретист XVIII столетия, связавший его с веком XIX.
Архангел Гавриил. Фрагмент. Художник В.Л. Боровиковский
«Ученые и художники его недолюбливали»,— вспоминал о своем учителе А.Г. Венецианов, имея в виду не только то, что «сын иконописца Луки Боровиковского из Миргорода не кончал Академии художеств, но и жар от его трезвых портретов современников».
Боровиковский В.Л. «Христос со сферой». Эта образ, судя по всему, создан для церкви Михайловского дворца в последние годы жизни художника
Он работал и над двумя иконами для Свято-Антониевской церкви Харьковского университета. Они остались незавершенными: видимо, он уже плохо себя чувствовал. Ему в работе над двумя иконами помогал его ученик Алексей Гаврилович Венецианов, прославленный затем русский художник. К сожалению, местонахождение икон не обнаружено на сегодняшний день.
Боровиковский В.Л. Портрет архиепископа Михаила (Матвея Десницкого). 1803
В зрелые годы В.Л. Боровиковский пишет ряд портретов активных деятелей церкви, ярких проповедников. Он жертвует деньги на оформление храмов и постоянно обращается к занятиям религиозной живописью, в письмах к родным признается, что видит в этом роде деятельности почетную обязанность и верность своему давнему призванию. С 1804 года на протяжении семи лет художник работал над ответственным заказом по исполнению образов для Казанского собора в Петербурге (эскизы в ГРМ и ГТГ), позднее исполнял иконы для других церквей Петербурга, Черниговской губернии и по многочисленным заказам частных лиц.
Святая Екатерина. 1810. Художник В.Л. Боровиковский
Боровиковский был великим тружеником. Не мыслившим себя вне работы. Он оставил после себя более четырехсотен полотен – огромное количество!. В пору оформления Казанского собора художник писал в одном из писем: «Одно скажу вам, что я занят трудами своими непрерывно. Мне потерять час. Ей-ей составляет великое в занятиях моих расстройство…».
Бугаевский-Благодарный И.В. Портрет В.Л. Боровиковского. 1824. Эскиз. Холст, масло. ГТГ
Его ученик И.В. Бугаевский-Благодарный, потрясенный смертью В.Л. Боровиковского, исполнил по памяти его портрет, сделав на обороте трогательную надпись, что это дань «искреннего уважения к необыкновенным... талантам и величию души покойного» (эскиз 1824, ГТГ).
Но друзей у мастера было мало. От природы Боровиковский был очень милосердным человеком, поэтому всегда делился своими доходами с бедняками. И, естественно, богатств не нажил. Оставшиеся после его смерти книги, картины, немного денег и предметы обихода по завещанию были отданы неимущим.

Источник:

  • Андреева Г. Владимир Боровиковский (1757-1825)./ Галина Андреева.// Крестьянка
  • 50 художников. Шедевры русской живописи. Боровиковский. Том 29./ автор текста Ксения Толоконникова. – М.: Де Агостини, 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...