понедельник, 25 мая 2020 г.

Боровиковский В.Л. «Портрет М.И. Лопухиной»

Боровиковский В.Л. «Портрет М.И. Лопухиной»
В 1797 году написан портрет М.И. Лопухиной, может быть, самое поэтическое произведение Боровиковского. Тонко, с большой любовью и задушевностью дан нежный образ мечтательной женщины, с поразительной убедительностью раскрыт ее душевный мир. 

Боровиковский В.Л. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797. ГТГ
Полонский Я.П.
***
Она давно прошла, и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Та часть души от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать, 1885
Почти век назад портрет, которому к тому времени было около ста лет, увидел у своих знакомых Яков Полонский. Поэт долго оставался в задумчивости перед небольшим холстом. Он знал об этой женщине только то, что жизнь ее отчего-то сложилась несчастливо и умерла она молодой. И сказал: «Какое чудо — живопись! Все давным-давно забыли бы эту прекрасную Лопухину, если бы не кисть живописца...».
А потом сложил стихотворение.
Тонкий, проницательный поэт Яков Петрович Полонский передал чувства, которые пробудил в нём этот портрет. Непринуждённо и легко, будто разговорная речь, льётся у него простой и задушевный стих, пронизанный теплотой и светом.
Работа над стихом у Полонского была тесно связана с совершенствованием души: он считал, что внутренний мир человека, его душа — материал для лирического поэта.
Поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини через ее портрет.
Портрет Марии Ивановны Лопухиной, обаятельной девушки, погруженной в несколько меланхолическое раздумье, с мягким плавным силуэтом, тонкими и изысканными сочетаниями тонов — признанный шедевр Боровиковского.
В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность образа и средств выражения. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные, ритмично падающие вниз линии, мягкие, округлые формы, нежные тона: белое платье, сиреневые шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос, зеленый фон древесной листвы и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство,— все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа. В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Уединенный уголок парка, в изображение которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной.
Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского. Несмотря на то, что изображение природы ограничено у него пределами усадебного парка, несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, все же в его произведениях звучит призыв к природе.
Мария Ивановна Лопухина происходила из древнего графского рода Толстых: её братом был знаменитый Фёдор Толстой — Американец.
В возрасте 22 лет Мария Ивановна в 1797 году вышла замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла Первого. Лопухин был старше Марии на 10 лет. Называется «Портрет Лопухиной», хотя казалось бы правильнее его назвать «Портретом Толстой», но так как портрет был заказан супругом Марии Ивановны художнику в 1797 году в связи с замужеством. То потому он и называется «Портрет Марии Ивановны Лопухиной».
Ей 18 лет.
Согласно преданию, в браке с ним она «была очень несчастлива». Через два года после свадьбы Мария Ивановна умерла от чахотки. Брак был бездетным.
Художник воплотил в ее портрете представления своего времени о женском очаровании. Прелести удивительной, почти неземной. Ничто не омрачает ее прекрасных черт — девушка в полном расцвете своей красоты.
Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона — нет ни единого резкого акцента. Словно намекая на незримые нити, связывающие человека и природу, Боровиковский прибегает к перекличке цветов в передаче одежды и пейзажа: голубой пояс — голубые васильки, сиреневая шаль — сиреневая роза. Пользуясь лессировками (нанесение тонкого слоя прозрачной краски, через который просвечивают нижние слои, чтобы изменить, усилить или ослабить цветовую гамму), художник избегает контрастных тонов, угловатых форм, предпочитая плавные, закругленные линии. Ритмы спокойные — контурам фигуры вторят изгибы крон деревьев, колосьев, васильков, роза наклонена так же, как и голова девушки.
В портрете М. Лопухиной — доброта печали неизбежного расставания: грустя и отдаляясь, отдаляясь и грустя... Мягкий свет, проникающий в густую тень дерева, словно встречается со светом, который излучает эта доверчивая и все же будто с сожалением сторонящаяся нас юная красавица.
На портрете восемнадцатилетняя Мария Ивановна ещё до замужества. Она одета по моде тех лет: на ней просторное белое платье с прямыми складками, напоминающее античный хитон. На плечи наброшена дорогая шаль.
Очаровательная молодая женщина грациозно облокотилась на садовый постамент, касаясь рукой цветущей розы. Чуть кокетливое и мечтательное её лицо исполнено красоты, душевной прелести. Мягкие складки платья, струящаяся шаль, плавные линии фигуры, пушистые волосы, задумчивый взгляд. Всё гармонично в ней.
Облик Лопухиной прекрасно сочетается со светлой зеленью парка, колосьями ржи и васильками. Белые берёзы отражаются в платье Марии. Голубые, сиреневые, жемчужно-белые, золотистые тона. Перекличка цветов в передаче одежды, пейзажа: голубой пояс — голубой василёк, сиреневая шаль — сиреневая роза.
В прежние времена считалось, что каждое растение символизирует какое-либо чувство или идею. Василёк, например, — нежность, что на портрете вполне уместно. А колосья — изобилие. Золотистые колосья перекликаются по цвету с цепочкой, украшающей руку Лопухиной. Справа от фигуры цветок лилии (его не так отчетливо видно) - символ чистоты, непорочности – все это вместе рождает нежный, невинный юный образ. Может быть, художник хотел сказать, что красота Лопухиной приближается к расцвету, а потом увянет, как кленовые листья, изображённые на заднем плане картины.
Гармония образа, картины создаётся всеми деталями произведения: певучей плавностью линий, движением руки, ритмическими повторами стволов и ветвей деревьев тенистого парка. Тончайшими оттенками цвета. Нежно-голубого, перламутрового.
Портрет исполнен удивительной простоты и в костюме, и в прическе. Нет напудренного парика, лишь легко спадающие локоны, и большие глаза. Шарфик, повязанный под грудью, единственная деталь туалета. Нет тяжелых украшений, ни сережек, ни драгоценностей.
Достаточно лаконичный костюм: белое платье, модное для того времени – рубежа столетий – ХУШ-Х1Х, в виде стиля античного хитона, вверху стоячий воротник, обрамляющий нежную шею
Портрет Лопухиной мог бы стать своего рода иллюстрацией к стихотворению Карамзина «Меланхолия».
О, Меланхолия! Нежнейший перелив
От скорби и тоски к утехам наслажденья!
Веселья нет ещё, и нет уже мученья... ...
Безмолвие любя, ты слушаешь унылый
Шум листьев, горных вод, шум ветров и морей.
Тебе приятен лес, тебе пустыни милы...
Современники Марии Ивановны Лопухиной восхищались ее портретом кисти Владимира Боровиковского.
С годами притягательность образа М.И. Лопухиной не поблёкла, напротив, портрет продолжает пленять сердца зрителей и по сей день.

Источники:
  • Фефелова Н.Н. «Но красоту ее Боровиковский спас…». 7-8 классы./ Наталья Николаевна Фефелова.// УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ. Приложение к журналу «Литература в школе» - 2010. - №11. – с. 15
  • Симагина А. Учись видеть прекрасное./ А. Симагина.// Библиотекарь. (А. СИМАГИНА, заведующая методическим отделом Центральной городской детской библиотеки, г. Иваново)
  • Архангельская А. Боровиковский.// Алпатов М.В. Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура./ Составители М.В.Алпатов, Н.Н.Ростовцев, М.Г.Неклюдова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - с.365-367


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...