воскресенье, 17 мая 2020 г.

Стихи Бориса Пастернака о войне



Стихи Бориса Пастернака о войне
Пастернак Борис Леонидович (1890—1960 гг.)
Пастернак Б.Л. в расположении Третьей армии. 1943 год. Источник изображения: День Поэзии. 1985 год: Сборник
В конце августа 1943 года после многочисленных просьб Пастернак в составе писательской бригады был послан на фронт, в расположение Третьей армии. Бригада побывала на месте недавних боев, познакомилась с героями Орловской операции. Поездке посвящены два очерка Пастернака — «Освобожденный город» и «Поездка в армию».
Наблюдения, сделанные Пастернаком на фронте, дали ему возможность увидеть и понять реальные черты героя войны без ложных прикрас и литературных условностей. Он подчеркивает резкие крайности характера, воспитанного жестокими условиями войны. «В нынешней войне налицо ожесточенье и продуманная бесчеловечность, не ведомые на прошлой. Фашизм воюет не с армиями, а с народами и историческими привычками. Каждому брошен личный вы­зов»,— писал об этом Пастернак. Победа на такой войне, утверждает он, может быть достигнута лишь людьми, выработавшими в себе беспредельную смелость и бескомпромиссную суровость по отношению к врагам.
Бессмертие героев, по мысли Пастернака, создается благодарной памятью оставшихся в живых, и в этих усло­виях безмерно вырастают нравственные требования, нала­гаемые на себя художником.
Борис Пастернак
***
Зло будет отмщено, наказано,
А родственникам жертв и вдовам
Мы горе облегчить обязаны
Еще каким-то новым словом.

Клянемся им всем русским гением,
Что мученикам и героям
Победы одухотворением
Мы вечный памятник построим.

Публикация Елены Вл. Пастернак
ЗАРЕВО
Черновые материалы. Стадии работы
Широко известен цикл Б. Пастернака «Стихи о войне». Первые пять стихотворений цикла («Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», «Смелость», «Старый парк») были написаны в Переделкине и Москве в первые месяцы войны.
В конце августа 1943 года после многочисленных просьб Пастернак в составе писательской бригады был послан на фронт, в расположение Третьей армии. Бригада побывала на месте недавних боев, познакомилась с героями Орловской операции. Поездке посвящены два очерка Пастернака — «Освобожденный город» и «Поездка в армию».
Увиденное на фронте наполнило стихи Пастернака о войне живыми подробностями и фактами. Так родились последующие вещи цикла, так возник замысел большой поэ­мы «Зарево».
15 октября 1943 года в «Правде» было напечатано «Вступление в поэму». Поэма осталась незавершенной. Написанная часть ее, вместе со «Вступлением», была впер­вые опубликована в томе «Библиотеки поэта» в 1965 году.
Среди бумаг Пастернака мы находим наброски эпизодов, дающих представление о работе над поэмой «Зарево».
Своеобразна интонация поэмы — интонация «армей­ского рассказа», вынесенная из знакомства и разговоров с героями недавнего наступления и жителями освобожден­ных областей.
Сочетание отваги и иронии, а порой — и юмора по отношению к своим поступкам и обстоятельствам отчасти сближает героя поэмы Володю с Василием Теркиным Твар­довского. «Василия Теркина» Пастернак всегда считал выс­шим достижением нашей литературы о войне.
В черновых набросках мы нашли рассказ «отпускника» (таково одно из предполагавшихся названий поэмы), ко­торый, засмотревшись на зарево салюта, вспоминает не­давние подробности той операции, которую теперь чествует Москва.
Зажженный проблесками высшими
И забываясь постепенно,
Заводит он беседу с крышами,
Как шепчут грозы и антенны...

О крыши, крыши, я изведаю
Все то когда-нибудь под вами,
Что я в крови купил победой
И загадал в блиндажной яме.

Я помню в выступе конюшенном
Снарядом выбитое ложе,
К позициям его разрушенным
Мы подползали спелой рожью.

Минутным делом было, вырезав
Все уцелевшее из пушки,
Мыть руки средь болотных ирисов
В близпротекающей речушке.

Теперь не помню, поздно ль, рано ли
На транспорт их автомобильный
Мы разом с двух сторон нагрянули
И пленных партию отбили...

Под обгорелою поленницей
Лежал мой друг, от ран умерший.
Двойное прозвище селеньица —
Мне кажется, Вяжи-Завершье.

Когда из тел мы груды дыбили,
Как он, не замечал я смерти.
Меня навел на мысль о гибели
Убитый друг Филиппов Тертий.

Перед палаткой в коноплянике
Валялся лом аэропланный.
От тленья квашеной механики
Воняло гарью конопляной.

От трупов пахнет рыбной ворванью,
Когда в июле ночи жарки.
Но жизнь не может быть изорванной,
Бездарно свернутой цигаркой...

Дубовый лес в тени и холоде
Терялся в общем беспорядке,
Как мелкие проныры, желуди
Заглядывали к нам в палатки.

Мы помирали от веселости,
Когда по полотняной крыше
За светлою двойною полостью
Тенями пробегали мыши.

Вились, как по экрану, хвостики
И пропадали под соломой
И, по народной диагностике,
Несчастье предвещали дому.

Но так как я вояка липовый,
То я не верую в приметы,
И, как и Тертию Филиппову,
Мне было наплевать на это.

Он разбирался в психологии
И голосах немецких пушек.
В десятилетке, как и многие,
Понахватали мы верхушек.

Он знал все их — по имени
И всех дивизий их названья,
Как не собьется поп в прокимене
Или в апостольском посланье.

(Кстати, другу своего героя — Тертию Филиппову — Пастернак дал имя, известное историкам литературы: так звали литератора прошлого века, единомышленника Ап. Григорьева и А. Островского.)
В более раннем варианте этого эпизода отчетливее видны реальные приметы боя у деревни Вяжи, где немцы устроили узел сопротивления в конюшенном дворе. В сбор­нике «В боях за Орел» (1944) говорится, что писательская бригада встречалась и беседовала с участниками этого боя.
Узлом у них был двор конюшенный
И служб кирпичное подножье.
К их крепости полуразрушенной
Ползли мы как-то спелой рожью.

И, как во времена кулачные,
Поднявши крик «Ура, ребята»,
Все завершили врукопашную
Штыком, прикладом и гранатой.

Переколовши всех и вырезав
И задом повернувши пушки,
В пруду мы наломали ирисов
И смыли кровь и пот в речушке.

Расправа дело сущей малости.
В войне противник — дичь в ягдташе.
И тут я не нашел бы жалости
Ни к тетке вашей, ни к мамаше.
И тяга к выси и простору.

И, крыши, мы не успокоимся,
Пока с сознаньем этим вещим
Воистину мы не отстроимся
И в подлинности не заблещем.

Пусть судьбы нам работу задали,
Мы оправдали наши корни...
Противопоставление героизма, не останавливающе­гося перед испытаниями, «презренной падали» — трусости, предательству — центральный мотив начала поэмы. Пере­рожденный огнем и смертельным риском герой поэмы в мечтах о достойной жизни отказывает в жалости и пони­мании своему двойнику. «Его двойник смешон и жалок»,— пишет автор и называет его «придорожной нежитью». В черновиках и первоначальной беловой рукописи этот эпи­зод еще более резок и жесток. На жалобы своего собеседника:
Ни пил, ни ведер, ни учебников,
А плохи прачки, педагоги.
С  нас  спрашивают,  как  с  волшебников,
А разве служащие — боги? —
герой поэмы отвечает:
Да, боги, сирота казанская,
Да, либо боги, либо слякоть.
Своею песнью арестантскою
Меня ты не заставишь плакать.

Несчастные меня пресытили.
Что задолжал тебе я, трусу?
Сквозь жизнь пробейся в победители
И волю ей диктуй по вкусу.

Вертясь, как бес перед заутреней,
Перед душою сердобольной,
Ты обольщал мой голос внутренний.
Я больше не хочу. Довольно.

Не хнычь и носом не посапывай,
Не распускай слюнями жижу.
Ты власовец, паршивец драповый,
Я вас насквозь, мерзавцев, вижу.

Мне вас стрелять, поганых идолищ,
По совести велит присяга.
Я за угол с тобою выйду лишь,
Вернусь и долго спать не лягу...
Наблюдения, сделанные Пастернаком на фронте, дали ему возможность увидеть и понять реальные черты героя войны без ложных прикрас и литературных условностей. Он подчеркивает резкие крайности характера, воспитанного жестокими условиями войны. «В нынешней войне налицо ожесточенье и продуманная бесчеловечность, не ведомые на прошлой. Фашизм воюет не с армиями, а с народами и историческими привычками. Каждому брошен личный вы­зов»,— писал об этом Пастернак. Победа на такой войне, утверждает он, может быть достигнута лишь людьми, выработавшими в себе беспредельную смелость и бескомпромиссную суровость по отношению к врагам.
Бессмертие героев, по мысли Пастернака, создается благодарной памятью оставшихся в живых, и в этих усло­виях безмерно вырастают нравственные требования, нала­гаемые на себя художником.

Источники:
День Поэзии. 1985 год.: Сборник./ сост. С.С. Лесневский, В.Н. Мальми, художник Владимир Медведев. – М.: Советский писатель, 1986. – 240 с.

Интернет – ресурсы:
http://slova.org.ru/pasternak/div5 Здесь стихи Бориса Пастернака о войне

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...