пятница, 10 апреля 2020 г.

Ярославская майолика


Ярославская майолика
Автор текста: Астраханцева Т.
Источник: АСТРАХАНЦЕВА Т. ЯРОСЛАВСКАЯ МАЙОЛИКА./ Т. АСТРАХАНЦЕВА, кандидат искусствоведения// Юный художник. - 2004, № 12. - с.4-6.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Скульптурная композиция «Вертеп»
Обычно, когда речь заходит о майолике, первая яркая  ассоциация с этим словом — итальянская расписная  керамика XVI века: изысканные кувшины, аптеч­ные сосуды, блюда, тарелки, богато украшенные «картинообразными» мифологическими сюжетами, орнамен­тальным декором «гротеск» и портретами юных красавиц. Именно эти произведения стали для многих европейских мастеров последующих эпох эталоном для подражания и вдохновения в создании собственного искусства.

Н. Павлова, О. Чеснокова. Шкатулка «Храм». 2002
В России майолику, то есть изделия из цветной обо­жженной глины с крупнозернистым черепком, покрытые непрозрачной белой глазурью (эмалью), стали использовать только в XVIII веке, и долго, вплоть до конца XIX века, на­зывали «фаянсом русской работы». Хотя сам термин в каче­стве специального названия для такой же итальянской ке­рамики появился в отечественной литературе в 1795 году.
 
Н. Павлова, М. Серенко. Солдатики
Одним из первых русских предприятий, выпускавших изделия из майолики, стал московский завод Афанасия Гребенщикова, основанный в 1724 году. Однако славу этому материалу и всему отечественному декоративно-при­кладному искусству XVIII века принесли произведения гжельских крестьян-керамистов, быстро освоивших и пере­работавших у себя дома в Гжели европеизированную гребенщиковскую продукцию, создав совершенно самобытное искусство и такой оригинальный сосуд, как квасник. Боль­шого успеха добились и гжельские мастера в конце XX ве­ка. И казалось, уже трудно появиться чему-то интересному, не похожему на гжельскую майолику. Но буквально за не­сколько последних лет мы стали свидетелями рождения и развития еще одного очага керамического искусства.
М. Серенко. Елочные игрушки: Бояре
В 1992 году в Ярославле появилась производственная фирма «Майолика» (первоначально она называлась «Икар»). Ее основали художники: выпускник Ивановского художественного училища Евгений Владимирович Шепелев и Наталья Михайловна Павлова, ныне главный художник этой фирмы, окончившая скульптурное отделение ЛВХПУ им. В.И.Мухиной. Художественное образование Натальи во многом предопределило основное направление предприятия: специализацию на малой пластике и расписной скульптурной миниатюре. В создании своих произведений худож­ница во многом исходила не только из профессиональной скульптуры, но и огромной любви к русскому народному искусству, народной игрушке.
 
М. Серенко. Елочные игрушки: Барышни
Сегодня фирма уже известна во многих городах нашей страны, ценят и охотно покупают ее продукцию, осо­бенно к Рождеству и Новому году, в России и за рубежом: в Англии, США, Италии, Франции. А в первые годы своего становления известность нужно было завоевывать, искать свой стиль, ассортимент, добиваться высокой ху­дожественности.
М. Серенко. Елочные игрушки: Клоуны
Ярославль - город, имеющий бога­тейшие керамические традиции. Яро­славские глазурованные полихромные изразцы (по материалу это та же майо­лика, только более грубая по массе), украшавшие стены храмов XVII века, интерьеры и печи домов в XVIII — XIX веках, составили особую страницу в ис­тории древнерусского искусства.
М. Серенко. Елочные игрушки: Скоморохи
Именно они стали одним из главных достоинств и отличий ярославской ар­хитектуры, да и всей местной художест­венной культуры. Это производство ак­тивно развивалось на Ярославской зем­ле вплоть до XX века. В годы револю­ционного лихолетья оно исчезло.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Боярин и боярыня
Лишь с появлением на рубеже веков такого явления, как «Ярославская майолика», изделий с полихромной росписью по белой эмали (технология, аналогичная гжельской), стало ясно, что древняя ху­дожественная традиция ярославской поливной керамики отнюдь не умерла. Имея в прошлом такое богатейшее наследие, а в настоящем сильных гжельских конкурентов, художникам и производственникам новой фирмы бы­ло просто необходимо создать что-то свое, свою технологическую базу, свою школу подготовки мастеров. За основу было взято местное сырье, характерная для Ярославской области красная, до­вольно жирная глина, имеющая крас­новато-оранжевый цвет, и дулевские надглазурные краски.
Н. Павлова. Часы «Георгий Победоносец». Майолика, роспись по эмали во всех иллюстрациях
Уже в ранних из­делиях многих специалистов удивило высокое техническое качество ярослав­ской скульптуры, чистота и яркость цветов, ровность белой эмали, покры­вающей довольно грубый глиняный че­репок. Первый ассортимент был не­сложный, по большей части сувенир­ный: колокольчики, фигурки котов, рождественские ангелы и сразу же ставшие популярными расписные ке­рамические яблоки. Однако, заявив о себе, предприятие и прежде всего ху­дожники (в экспериментальной группе фирмы работают вместе с  Павловой еще несколько художников-живописцев) все же попыта­лись отойти от общеевропейской моды на всеядно-эклек­тичную сувенирную продукцию и обратиться к националь­ной традиции, воскресив интересные художественные об­разы и формы.
Н. Павлова, С. Иванова. Ягненок. 2003
Наталья Павлова с огромным желанием на­чала лепить фигурки животных и людей, солдатиков и офи­церов старой русской армии, скоморохов, всадников, ус­пешно продолжая историческую тему в серии колоритных образов боярынь, длиннобородых бояр, барышень и суро­вых купчих, грозных стрельцов. Костюмированные скульптурки, по-театральному решенные, бытовые сцены Ярославля и других волжских городов, смо­трелись в керамике по-декоративному звучно и пластически выразительно.
Н. Павлова, С. Рыжкина. Зайцы. 2001
Произведениям Н. Павловой при­суще прекрасное чувство материала, его особенностей и возможностей, мягкость скульптуры малых форм, ее способность быть самостоятельной, перемещаться в пространстве интерье­ра и в то же время украшать его, быть соразмерной человеку, живущему в нем, - отсюда и верно угаданный раз­мер фигурок: от достаточно крупной (50 — 60 см) декоративной скульптуры, небольших (15 - 20 см) статуэток до совсем крошечной миниатюры, свис­тулек и елочных украшений.
Н. Павлова, М. Серенко. Стрельцы
Округ­лые, декоративно-обобщенные по объему фигурки реалистичны, лирич­ны и задушевны, в них много жизнера­достного юмора и созерцательности, немалая заслуга в этом и мастеров-жи­вописцев. Кстати сказать, мягкий теп­лый зеленовато-коричневый колорит некоторых произведении, появивший­ся в последние годы, близок гамме ста­рых ярославских изразцов, только он более сложный и живописно прорабо­танный. То же впечатление возникает и от архитектурной серии - настоль­ных шкатулок со скульптурными изоб­ражениями ярославских храмов, и от расписных блюд с видами Ярославля (художник О. Чеснокова). При этом колорит росписи ос­новной массы изделий красно-сине-белыи. Многое в них от ярославской народной глиняной игрушки, покрытой глазурью или белой масляной краской с синими и крас­ными полосками, которые художницы охотно вводят в роспись. Можно сказать, что в основу стиля фирмы «Май­олика» легли две художественные традиции: поливной ярославский изразец и народная игрушка, творчески пере­работанные и по-новому увиденные мастерами.
Интересный факт: у отечественного покупателя боль­шим спросом пользуется мелкая пластика и игрушки, в том числе и елочные, а крупная по форме скульптура больше популярна в европейских странах и в США, особенно бело­снежные, с тонкой акварельной цветочной росписью зайцы, декоративно нарядные поросята и коровы. Самый запоми­нающийся в этой серии «Ягненок» (роспись С.Ивановой). Что-то необычайно трогательное и доверчивое, почти жерт­венно-библейское звучит в этой рождественской фигурке агнца. Тем же настроением проникнута многофигурная композиция «Вертеп» (роспись С. Рыжкиной) — удивитель­но торжественная и сакральная по своим образам.
Сегодня очень важно сохранить интерес и чувство любви к своим истокам, корням, народному и традицион­ному искусству. Центр ярославских керамистов «Майоли­ка», продолжая богатые культурные традиции Ярославля, нашел эту правильную пропорцию, предлагая доступные, но качественные, с художественной точки зрения, изде­лия, которые будут органично смотреться как на кухонной полке, так и в серьезной коллекции керамики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...