среда, 8 апреля 2020 г.

Смысл и цель творчества


Смысл и цель творчества
«Великий мастер старается умножить свет и красоту…» (Артем Перлик)
Икона. Апостол Лука. Русь. Середина XVI в. 89 х 65. ПГОИАХМЗ. Псков. https://icon.spbda.ru/2017/10/31/svyatoy-luka-apostol-evangelist-ikono/ (Предание сохранило сведения, что апостол Лука стал первым иконописцем, написав первые иконы Божьей Матери и иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла…)
Из Акафиста Благовещению Пресвятой Богородицы
Отрывок Икос 4:
«Радуйся, звездо́ незаходи́мая, вводя́щая в ми́р Вели́кое Со́лнце Христа́.
Радуйся, заре́ присносия́ющая, явля́ющая челове́ком всего́ ми́ра Творца́.
Радуйся, па́че у́тра светле́йшая, все́м во тьме́ греха́ сидя́щим све́т благода́ти облиста́ющая.
Радуйся, па́че зла́та дража́йшая, все́м неве́дущим Бо́га сокро́вище ве́ры показу́ющая.
Радуйся, Ле́ствице Небе́сная, Е́юже Бо́г нисхо́дит с небе́с.
Радуйся, мо́сте к небесе́м приводя́й, И́мже ми́р исполня́ется чуде́с.
Радуйся, Благода́тная, Госпо́дь с Тобо́ю» ( весь акафист ЗДЕСЬ https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=8696995718146221205#editor/target=post;postID=8617806074868913324)

Автор следующего текста: Артем Перлик
Творчество – это способность человека умножить красоту мироздания. Поэтому творческим может быть всё, кроме зла.

Боев Сергей Юрьевич. Чаепитие с лимоном
Даже чай можно разливать творчески: с мыслью вдохновить и обрадовать того, кому ты его наливаешь.
Творчество напрямую зависит от содержания сердца. Что в сердце, то и в словах, делах, мыслях.
Кончаловский Петр. Портрет итальянского пианиста и дирижера Карло Цекки, 1930. Холст, масло http://cultobzor.ru/2012/10/konchalovsky/attachment/141/
В романе Сэлинджера «Над пропастью во ржи» есть эпизод, где герой слушает замечательную игру известного пианиста. Этот пианист знал, что хорошо играет, гордился этим, и его гордость делала всю игру плохой. Не в смысле мастерства, но в глубинном плане бытия. Невозможно творить красоту с мыслью заработать на этом или делать это лучше других.
Анджело Бронзино. Портрет Данте, дерево, масло https://paintingplanet.ru/portret-dante-anolo-bronzino/
Данте мог позволить себе сказать, что в его стихах его блаженство, потому что он искал только умножения света, а не собственной славы. И так любой, кто хочет умножить свет, умножит и красоту. Именно по этой причине творчество связано с Богом, Который является источником всего светлого в сердце, а потому и в том, что из сердца приходит на эту землю. Мера чистоты сердца есть мера чистоты того, что человек создаёт.
Ван Гог. Цветущие ветки миндаля https://www.livemaster.ru/topic/2854685-shedevry-velikih-masterov
… Если говорить о мотиве для творчества, то все великие поэты, философы, художники, от Сенеки до Ван Гога однозначно говорят, что невозможно создавать подлинную красоту желая что-то за неё получить. Что же до результата труда, то нет ничего плохого, если кто-то захочет заплатить за него автору. Пушкин как-то сказал: «Не продаётся вдохновенье» – и тотчас добавил: «Но можно рукопись продать». Но, как правило, даже великие авторы вынуждены были иметь или ещё одну работу, или получать от кого-то материальную помощь. Того же Ван Гога всю жизнь содержал его брат Тео, и благодаря этому художник мог вообще творить, хотя и жил в бедности. Здесь мы касаемся того важного момента, что в мире есть не только дар творца новой красоты, но и дар служителя тому, кто творит. Ведь тот, кто занят творчеством всерьёз, весьма беспомощен в делах обыденных: он не сумеет даже за газ заплатить или купить еду в магазине без того, чтоб его обсчитали. Это касается вообще всех, кто служит другим. Ни один настоящий священник не выжил бы в мире, если бы не было в его жизни тех людей, которые брали бы на себя заботу о его пропитании, пока он утешает и вдохновляет сотни людей. Обычно это служение несут женщины.
Брюллов А.П. Портрет Натальи Николаевны Пушкина, жены поэта, 1831-1832 https://nearyou.ru/tropinin/tr/gonch1.jpg
Поэт, священник, художник – это человек, который обладает способностью видеть мир с точки зрения Неба. Такое зрелище захватывает душу и возносит над повседневностью. Поэт даст другим ощущение их огромной значимости перед Господом в этом мире. В первую очередь, конечно, он даст эту радость тем, с кем общается.
…служительницы служителей избавляют последних от нищеты, которая вредна создающему новую красоту. Впрочем, и богатство ему не пойдёт на пользу, да он обычно и не желает его. И вот почему: служение людям и светлое творчество относятся к райским радостям, и они отличаются от обычных так же, как любовь апостола от подростковой влюблённости.
Калмыков Аркадий Петрович. Портрет Александра Блока. 2016. Акрил
Александр Блок говорил: «Не следует давать имя искусства тому, что называется не так». Талант не может создавать красоту, не служа при этом добру и свету. Иначе и сам дар его искажается. В настоящем творчестве всегда есть «приращение бытия», умножение красоты. Оно вызывает слёзы благодарности, и перед ним человек говорит: «Господи, как же некрасиво я живу. Сегодня же, сейчас же буду жить по-другому» (С. Довлатов).
Великий автор старается умножить свет, а автор ничего не стоящий, какой-нибудь постмодернист, старается увековечить своё имя. Но такое имя не переживёт и трёх дней, потому что ничего не стоит на весах вечности.
Чистота творения возможна только по мере чистоты жизни. Поэтому автору важно смотреть, что именно у него получилось.
Искушение для одарённого человека – приписать дар самому себе, считать себя источником красоты. В то время как на самом деле в сердце всякой красоты лежит только благодать Господня. И если бы она не сияла в творении, то поляна цветов ничем не отличалась бы от навозной кучи.
Если автор невнимателен к своей внутренней, духовной жизни, то он невнимателен и к тому, что он создаёт. Подлинное произведение не может славить страсти, порок, зло. Как говорил Е. Евтушенко: «Еще никогда не была победа большого искусства хоть малой победа зла».
В начале XX века святой писатель Иоанн Кронштадтский говорил, что если на душу лёг мрак, уныние, тоска, печаль и другие страсти, то нужно в это время не писать и не говорить, но изгнать из души зло и уже только тогда возвращаться к писательскому труду. Другое дело, когда мы в акте творчества преодолеваем душевный мрак и снова приходим к добру. Тогда мы приведём к свету своим произведением и читателя тоже.
Матюшкин Сергей Анатольевич (род. 1954) Портрет Марины Цветаевой. 2000 г. https://news-life.org/219532505/
…Когда у человека есть дар, то есть и ощущение важности того, что он делает, бытийной ценности создаваемой им красоты. Это совсем не похоже на гордость, но на осознание того, что творимое тобой причастно к Богу, а потому будет жить вечно. Именно по этой причине критическая оценка Гёте по отношению к Гейне не смогла помешать Гейне и дальше писать стихи. Как и ахматовская критика Цветаевой. Чтоб углядеть красоту другого таланта, важно не только иметь талант самому, важно смотреть на другого глазами любви...
Айвазовский Иван Константинович. Пейзаж http://feedback.nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=24019&news_page=12
Представьте себе луч без солнца или лист без дерева. Лист вначале зелен, но потом теряет и краски, и вид, высыхает. А луч без солнца растеряет свой свет в пространстве. Так и человек, имеющий дар, когда он живёт вне источника всех светлых даров – Бога и Его Церкви. Сначала такой человек чувствует весну сил, но постепенно вдохновение покидает его, и он не знает, чем восполнить утерянное. В этом смысл творческого кризиса, который будет длиться до прикосновения благодати к сердцу.
Один известный композитор, когда вдохновение оставляло его, шел в свою комнату, по чёткам молился Богородице и снова чувствовал прилив сил для творчества.
Фреска. Причащение Апостолов. Монастырь Грачаница, Косово, Сербия,1321 г. http://www.brooklyn-church.org/bog-vochelovechilsya-chtoby-chelovek-stal-bogom-po-blagodati.html
…По себе знаю, что бывает так: приходит время, и не знаешь, о чём писать, не чувствуешь внутренней потребности. Но стоит только пойти в храм на Причастие, как ещё по пути сердце открывается и начинает петь. А тогда только «подставляйте миски и тарелки», как сказала бы Цветаева. Только успевай записывать то, что открывается душе в этот час. Церковные Таинства – Исповедь и Причастие – кроме спасения, дают ещё и творческие силы человеку. При условии, конечно, что человек ищет в них не новые силы, а Самого любимого Господа. Когда в сердце человека есть любовь, и он сам живёт для других, то не знает никаких кризисов, но творит новую красоту постоянно и неизменно ощущает свой труд как счастье.
Портрет архимандрита Иоанна Крестьянкина https://nebo365.ru/images/detailed/100/93063_3509_01.jpg
– В 2007 году в России умер всемирно известный подвижник, человек святой жизни, священник Иоанн Крестьянкин. Когда он был молод, с ним произошел такой случай. Он закрылся в своей комнате и писал проповедь, которую должен был произнести на следующий день в храме. Проповедь была о добрых делах. Вдохновение давало ему силы и мысли, как вдруг в дверь постучала соседка. И он, вопреки обыкновению, решил не открывать, чтоб она не мешала ему писать. Окончив труд, наутро он шел в храм. У порога его встретила соседка и сказала: «Как жаль, что вас вчера не было дома... У меня закончилась еда, и я приходила к Вам попросить хлеба с картошкой»... Услышав это, священник выбросил свою проповедь и в тот день не произнёс в храме ни слова...
Наши слова не автономны от нас, но всецело зависят от содержания нашего сердца. И если человек закрывает своё сердце от близких, если он не стремится жить для любимых, то во всё, что он делает, приходит закрытость и разобщение. Нелюбовь нельзя оправдать никаким высоким и важным делом, даже молитвой.
Древние святые говорили, что если мы молимся и вот прямо сейчас Господь удостоил нас откровения, а на земле к нам подходит нищий и просит хлеба, мы должны оторваться от молитвы и откровений и подать ему то, что он просит. Всякий другой человек, просящий нашей любви – тот же нищий... Как и мы нищи в отношении тех, от кого ждём света и понимания.
Поленов Василий Дмитриевич. Московский дворик. 64.5 х 80.1, холст, масло, Третьяковская галерея https://zet-isnotdead.livejournal.com/312235.html
… создание стиха связано с благодарением и светлым взглядом на мир. Чуковский говорил, что художник всегда говорит миру «да», даже когда в стихе говорит «нет». Воспользуемся словами Блока: «Сотри случайные черты – и ты увидишь: мир прекрасен».
Святые отцы «Добротолюбия» утверждали, что если человек видит мир светлым, хорошим, пронизанным Богом, то он видит мир правильно. То есть светлый взгляд и есть правильный взгляд. Но с годами человек накапливает страсти и пороки – он теряет Христа, а потому начинает снова всё видеть криво. Покаяние же может помочь вернуть утраченное ликование о бытии, а ликование уже родит песню, подобно как Ангелы у престола Господня из века в век воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф». Так, веселясь о Боге, близких и мире, могли бы петь и чистые люди земли.
Икона. Спаситель Иисус Христос в белом хитоне. Писана новомучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым)
http://alexandr-nevskiy.ruskline.ru/monitoring_smi/2016/dekabr/2016-12-17/afonskaya_skoroposlushnica_na_neve/
Катарсис – это когда свет благодати, заключённый в произведении, пронзает душу читателя или зрителя, а тот обретает перемену собственной жизни через скорбь о содеянном прежде зле и несправедливостях по отношению к тем, кого любит.
Катарсис – это замирание сердца, вдруг открывшего, что мир по сути своей необыкновенно прекрасен и светел. Не книга, не картина, не музыка – но сам большой мир, в котором живёт зритель, читатель, слушатель. И этой красоты не может преодолеть никакое зло. В таком взгляде хоть зла и море, но добра – океан! И человек тогда так же ясно видит, что его собственное, гнездящееся в сердце зло закрывает от него эту красоту, что причина искажения мира – его страсти, и всей душой устремляется к свету, к Небу, чтобы никогда больше не вернуться к этому злу в себе. Поэтому катарсис – это религиозное переживание, это прикосновение Бога, Который скрыл Себя в произведении искусства, а теперь вот коснулся людского сердца.
Пластов Аркадий . Рисующий Коля 1935.  ttps://hu.pinterest.com/pin/542050505143259629/
– По этому поводу мне вспоминаются известные строки Вероники Батхен:
«Талант» отнюдь не значит «прохиндей»,
Но встретить настоящего поэта –
Как честного найти среди судей.
Его, как иностранную монету,
Фальшивым посчитают. И за это
Я не люблю талантливых людей.

Талант – это ещё не весь человек, и степень красоты всегда зависит от нравственной красоты творящего. В то, что мы создаём, проникают свет и тьма, живущие в сердце нашем. Зависть, как и другие страсти, свойственна сердцу нечистому, страстному.
У праведников и детей всё бывает иначе. Я помню, как, когда мне было лет 13, разложил на столе своё тогдашнее сокровище – модели машинок и солдатиков. Неожиданно к столу подошла сестра, которой тогда было 5 лет. Она взглянула на мои игрушки восхищённо и без тени зависти воскликнула: «Какие тяти!». Услышав это, я стал плакать, столько было в её словах восхищения перед чужой красотой, радости, что красота вообще существует в мире, вне зависимости от того, кому она принадлежит. «Всё, что добро, – всё наше», – говорил Иустин Философ. А потому, если душа автора настроена правильно, он равно радуется и своему стиху, и стиху Пастернака или Ахматовой.

Источники:
https://elitsy.ru/profile/29585/1901536/ - Елицы. Интервью о творчестве с Артёмом Перликом.
Сатья: Великий мастер старается умножить свет и красоту, а ничего не стоящий – увековечить свое имя: Интервью о творчестве с Артемом Перликом.// Душа – 2019, № 7. – с.30 - 36
Репродукции из открытых Интернет-ресурсов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...