понедельник, 9 марта 2020 г.

Красота храмов в картинах С.А. Сиренко


Красота храмов в картинах С.А. Сиренко
Автор текста ГАВРИЛЯЧЕНКО С.
Источник: ГАВРИЛЯЧЕНКО С. Сергей СИРЕНКО./ С. ГАВРИЛЯЧЕНКО, заслуженный художник России// Юный художник. - 2004, № 7. - с.36-37. - (ХУДОЖНИК О ХУДОЖНИКЕ)
Сергей СИРЕНКО

Сиренко С.А. Загорье. Кирилло-Белозерский монастырь. Масло. 1982
«Не ветры осыпают пущи,
Не листопад златит холмы.
С голубизны незримой кущи
Струятся звездные псалмы…» (С. Есенин)
Детство, определяя будущее, влияет даже на такую прихотливую профессию, как художество. Ребята из семей военных обычно навсегда приобретают любовь к организованности, инициативность и удивительную легкость на подъем. Сергей Сиренко родился в Лейпциге во времена нашего твердого стояния в Европе, детство провел в Крыму, юность на Дальнем Востоке и в Приморье. У него врожденная привязанность к калейдоскопическому многообразию мира. Ему интересно писать этюды и в уже, кажется, до последнего камня освоенной художниками Флоренции, часами выдерживать невыносимо жгучую пустынность Туркмении, щедро кормить несметных комаров ради мало кем замечаемой прелести тюменских болот…

Разнообразных поездок было особенно много за время учебы в Суриковском институте, в то еще недавнее, «золотое» время, когда государство, пестуя искусство, давало возможность молодым художникам при желании объехать хоть всю страну.
Сиренко С.А. Киев в мае. Андреевский спуск. 1994 х,м 50х60 http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/kiev-v-mae/
Из каждого путешествия привозились десятки этюдов. Какие-то осели на стеллажах мастерской памятью о необычных местах, другие отложились в то потаенное, из чего вызрела творческая особость.
Будучи коренным «суриковцем», Сиренко выше всего ценит достоинства московской школы с ее живым, реалистическим, предметно-образным видением и любовью к цвету. Мы знаем Сергея Анатольевича в основном как пейзажиста, но окончил он институт по монументальной мастерской, руководившейся в то время профессором Клавдией Александровной Тутеволь. Учась, художник приобрел не только многообразное знание техник стенного письма, но, прежде всего, представления об организации архитектурных пространств. Об этом следует сказать, потому что на выставках Сиренко показывает свою станковую живопись, в то время как его немногочисленные монументальные работы отмечены профессиональными премиями.
Сиренко С.А. Москва. Весна. Василий Блаженный. 1997 х,м 80х100 http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/vasiliy-blagennyi/
По мере вхождения в зрелый возраст у художника обычно складывается круг пристрастий и предпочтений - образных, формальных, сюжетных. Нет, Сергей Сиренко по-прежнему легко откликается на соблазн неожиданных поездок. Но среди передвижений последних пятнадцати лет сложиласьустойчивая триада - Киев, Гороховец, Ростов Великий. Художник пишет пейзажи исторических городов Украины и России, интерьеры храмов-святынь, портреты-памятники тех, кого с почтением следует поминать потомкам, дабы не кануть в безродство.
Сиренко С.А. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра. Масло. 1993 — 1994
Россия и Украина. Еще многое нам предстоит уразуметь в нашей неразрывной истории. Сергей Сиренко сердцем художника переживает общую родовую судьбу. Весенняя Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, нерушимая конха-стена Софии Киевской, сияние паникадил в Успенском и таинственное мерцание иконостаса в Благовещенском соборах Московского Кремля - эти образы общеславянских православных святынь стоят над сомнениями, помрачениями сегодняшнего дня.
Сиренко С.А. Солнце на лето. Масло. 1999
Гороховец, пограничный между Владимирской и Нижегородской землями, - особое место для художников. Более тридцати лет студенты институ­та выезжают на практику в этот дивный, застывший в прошлых веках городок. Сергей Сиренко оказался в летнем Гороховце сначала студентом, позднее преподавателем института, сейчас ездит каждый год осенью и зимой. Особенно ему полюбилась ранняя весна с ее бодрящим морозцем, радостным солнцеворотом, звенящей капелью, изобильностью красок.
Сиренко С.А. Гороховец. 1981 х,м 60х80 http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/gorohovetz/
Гороховец удивительно прилаженный, устроенный город. Храмы, монастырь на горе, купеческие лабазы, палаты XVII века, русский деревянный «модерн», домики - все это так сроднено с землей, небом, рекой Клязьмой, заречными лесными далями, что любой вид оказывается совершенным - только пиши! О нем и написаны сотни холстов, большинство из которых, при всех их достоинствах, несколько впрямую передают открытую для всех внешность. И лишь немногим, в том числе и Сергею Сиренко, город, убедившись в верной преданности, приоткрывает свои глубинные, душевные тайники.
Сиренко С.А. Интерьер Архангельского собора Московского Кремля. Масло. 1990
Вторая привязанность художника - храмовый интерьер. Жанр церковного интерьера возродил в наше время замечательный русский художник Вячеслав Николаевич Забелин - один из учителей Сергея Сиренко. Живописный церковный интерьер - особый образ. Даже если передавать облик храма просто добросовестно объективно, и то ухватишь частичку первосовершенства. Сергей Сиренко решился написать интерьеры трех великих соборов Московского Кремля - Успенского, Благовещенского, Архангельского.
Сиренко С.А. Благовещенский собор Московского Кремля. 1991 х,м 106х80 http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/blagoveschenskiy-sobor/
Каждая картина интересна художническим переживанием образа света-цвета, которое не может заменить даже самая совершенная фотофиксация. Особое таинство живет в световом многообразии - лучащемся, сияющем, мерцающем, льющемся потоками... Когда Сиренко писал кремлевские соборы, он и не знал о подобных работах художника середины XIX века С.М. Шухвостова. И вот в недавно вышедшем альбоме В. Калашникова и Т. Астраханцевой «Москва глазами живописцев» на разных страницах, разделенных временными главами, опубликованы репродукции «видов» Благовещенского собора двух художников. Как много общего в почтительном стремлении быть предельно точными в передаче зримого облика! Как много изменений произошло за последние полтора века! Какое удовольствие внимательному глазу находить отличия, убеждаться в вечной целостности первоосновы.
Сиренко С.А. Успенский собор Московского Кремля. 1989 х,м 105х81 http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/uspenskiy-sobor/
Сиренко один из немногих, кому в жизни удается органично соединять творчество с общественным служением, с желанием и умением учить искусству. Создавая станковые картины, участвуя в росписях Храма Христа Спасителя, художник одновременно преподает в МГАХИ им. В.И. Сурикова, является ведущим экспертом программы «Новые имена» Российского Фонда культуры, публикует статьи по вопросам академического образования в профессиональных изданиях. Все, чем занимается Сергей Анатольевич, он делает с видимым удовольствием и врожденной организованностью, а значит, с несомненной пользой


http://smalti.ru/gallery/sirenko-sergey/ ЗДЕСЬ ПОДРОБНО О ХУДОЖНИКЕ С.А. СИРЕНКО

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...