воскресенье, 8 марта 2020 г.

Архитектура в рисунках Чивикова Е.К.


Архитектура в рисунках Чивикова Е.К.

Автор текста Чивиков Е.К.

Источник: Чивиков Е.К. АРХИТЕКТУРА И ПРИРОДА.// Юный художник. - 2004, № 7. - с.32-35. - (УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)

АРХИТЕКТУРА И ПРИРОДА


Чивиков Е.К. Ростов Великий
Как рисовать архитектурные достопримечательности? Следует ли пользоваться при этом линейкой и угольником или рисовать «на глазок»? Надо ли стремиться к буквальной достоверности или некоторые здания позволительно на этюде «подвинуть»? Как быть с ландшафтным окружением, какую роль оно должно играть? Обо всем этом беседует на основе своих работ художник, педагог, архитектор, доцент кафедры рисунка Московского архитектурного института Е.К. Чивиков.



ПОЧЕМУ Я РИСУЮ ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ?

Чивиков Е.К. Дом Пашкова 
Это просто очень интересно. При помощи нехитрого инструмента - карандаша и акварели возникает возможность попутешествовать в прошлое, побеседовать с зодчими. И если внимательно, с уважением к пропорциям рисовать, они подробно рассказывают о красоте и стиле, особенностях компоновки, огромном значении детали. От этого занятия я получаю удовольствие и тихую радость. После рисования хочется узнать побольше про данное место. Покупаю книги, читаю, изучаю историю. Полученные знания затем отражаются в работе.
Одно и то же место рисую несколько раз в разную погоду. Практически не пользуюсь фотоаппаратом, фотографиями. Так и не научился - некогда и не хочется. Много копирую старых мастеров. Стараюсь копию сделать близко к оригиналу. У всех учусь.

КАК КОМПОНОВАТЬ РИСУНОК?
Композиция обычно возникает во время прогулки. Начинаешь в голове прикидывать, как это место нарисовать. Сколько дать неба, земли, здания, деревьев. Композиция на листе захватывает меня так же, как беседа с зодчим из прошлого. Мы архитектуру воспринимаем в момент нашего движения.
Чивиков Е.К. Яузский бульвар
Данная композиция возникла, пока я ехал в трамвае вдоль бульвара. Вышел, чтобы посмотреть. Затем спланировал время для рисования с натуры. Чем хорошо это место? Там представлено несколько архитектурных эпох. Здание на переднем плане слева - стиль модерн, дальше - церковь Троицы в Серебряниках и колокольня с храмом Иоанна Предтечи. Справа - жилой дом, где, по некоторым данным, жил И. Левитан. В промежутке между колокольней и жилым домом видно высотное здание в Котельниках. Это - Москва со своим наслоением эпох.
Если бы я рисовал строго, то главка Троицкой церкви была бы заслонена фасадом левого здания. Поэтому я подвинулся немного и поместил главку в картину.
Посмотрел на уступчатый забор и немного его разнообразил, сделав проездную арку в стене. В результате ремонта здания погибли мелкие деревья и кустарник. Пришлось деревья на втором плане нарисовать с другого бульвара. На переднем плане - деревья с натуры. Они тоже одна из причин, почему я стал рисовать это место.

НЕКОТОРЫЕ СЕКРЕТЫ КОМПОНОВКИ
Чивиков Е.К. Климентовский переулок
Церковь Св. Климента, построенная в 1720 году, расположена в довольно узком переулке. Если рисовать все, как в натуре, то соседний жилой дом закрывает половину церкви и колокольню. Поэтому этюд сделан последовательно с трех разных точек, расположенных друг от друга метров на 10 - 15.
После того, как на натуре намечен карандашный рисунок, я проверяю в домашней обстановке вертикальность стен, крестов, крашу небо. Затем снова еду на место и стараюсь как можно точнее в цвете передать архитектуру. После чего пишу деревья и людей.

МЕТОД АРХИТЕКТОРА
Чивиков Е.К. Прага. Мостецкая улица.
Мостецкая улица в Праге - продолжение Карлова моста, строительство которого было начато Карлом IV в 1357 году и закончено в XV веке. Эта улица была частью маршрута коронационного шествия чешских королей от Пороховой башни до собора Св. Витта в Пражском граде.
Работа выполнена акварелью по предварительному тщательному рисунку. Остановимся на особенностях компоновки. Я немного расширил улицу, отодвинул левую ее часть от колокольни храма Св. Николая. Правую часть я тоже чуть-чуть отодвинул, чтобы увидеть изящную башню на крыше собора. В этой работе использовал знание метода архитектора, применяя линейку и угольник для разбивки перспективы левой стороны, основных масс простенков и окон.
На следующий день на натуре отрисовал всю архитектуру с деталями, покрасил акварелью небо, падающие тени, цвет стен, землю. В конце работы оживил композицию изображением людей.
Рассказываю так подробно о работе над этюдом для того, чтобы все желающие смогли попробовать сделать все в этой же последовательности.

ПРИДУМАТЬ СИТУАЦИЮ
Центральная часть с одной главкой - церковь Иоанна Богослова на Бронной (конец XVI века), Никольский придел (1694г.), колокольня в стиле барокко (1740 г.).
Чивиков Е.К. Тверской бульвар. Церковь Иоанна Богослова на Бронной
На первый взгляд похоже на натуру. На самом деле из-за хоздвора Драмтеатра им. Пушкина виднеется только правая часть храма. Поэтому я решил сделать на картине весь фасад, а хоздвор переместить в сторону.
Деревья создают вокруг храма своего рода арку. Тоненькие деревца подчеркивают изящество пропорций. С одной стороны, нужно рисовать с натуры точно, но в то же время не все, что видишь: следует выбирать и немного придумывать ситуацию.

СМЕШЕНИЕ ТЕХНИК И МАТЕРИАЛОВ
Чивиков Е.К. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, основанный в 1352 году, входил в число пяти крупнейших монастырей России. Своими размерами, обилием сохранившихся каменных построек, мощными стенами со сторожевыми башнями он производит впечатление самостоятельного древнерусского города. В 1642 году в родовой усыпальнице на территории монастыря был погребен русский национальный герой князь Дмитрий Пожарский. В настоящее время в монастыре несколько музеев: истории книги, исторический, церковных даров. В центре монастыря находится звонница, единственная в своем роде. Здесь можно послушать колокольный звон - один из видов традиционного музыкального искусства Древней Руси.
Работа выполнена на серой бумаге пастелью и акварелью. В первую очередь нужно подготовить бумагу так, чтобы ее цвет был интересным. Для этого я использую солнечное освещение. Скотчем укрепляю бумагу на оконной раме, и она в течение месяца выгорает, приобретая нежный перламутровый оттенок.
В начале работы надо поверить, что цвет бумаги - цвет неба. Данный рисунок сделан без применения карандаша. Силуэт выполнен ребром пастельной палочки, снег - пастелью. После этого акварелью залиты стволы деревьев, а пастелью, легким касанием кисти плашмя - тонкие ветки. Яркий цвет одежды людей - масляная пастель.
Рисунок создан быстро, в течение полутора часов на легком морозце. Выбор материалов обусловлен обстоятельствами и погодой. Одеваться же на осенние и зимние этюды советую очень тепло.

ПАСТЕЛЬ, ТЕМПЕРА, АКВАРЕЛЬ
Чивиков Е.К. Коломенское
Село Коломенское одно из самых красивых мест старой Москвы. Здесь летом жили великие московские князья, русские цари.
На переднем плане изображены Передние ворота, архитектурное убранство которых отличается сдержанностью. Они украшены белым резным камнем и узорными оконными решетками. Карнизы декорированы камнем, поставленным на ребро, и двуцветной росписью. Основание ворот разделено двумя арками: широкая - для конного въезда, узкая - для пешеходов. Над арками ранее помещалась органная палата, где находился искусно сделанный механизм. Специальным приводом он соединялся со стоящими внизу, у Передних ворот, скульптурами львов, которые, приветствуя гостей, вращали глазами, поднимали лапы и издавали рев.
Когда рисовал, было раннее осеннее утро. Вся архитектура - силуэтом. И на фоне этой изысканной архитектуры деревья: липы, осины, клены и золотым ковром - желто-красная листва.
Последовательность исполнения: бумага темно-серая, подготовленная выгоранием на солнце. Этот цвет я оставил на крыше фряжского корпуса слева от ворот. Рисунок начал карандашом. Затем покрыл акварелью церковь Воскресения, проездные ворота, колокольню, водовзводную башню, стены. Отмыл темперными белилами небо, наметил пастелью и акварелью стволы деревьев. Темперой (сиеной жженой) покрасил землю. Щетинной кистью, слегка касаясь бумаги, обозначил ореол крон деревьев. Затем темперными белилами с желтой акварелью написал последние листочки на деревьях. В конце работы изобразил фигурки людей на дальнем плане. И все сразу ожило.

О ДЕРЕВЬЯХ
Чивиков Е.К. Ветлы в Переделкино
Этот этюд, сделанный на натуре, не передает архитектурного сооружения. Здесь царствует дерево.
Я покрасил небо в два слоя. Сначала - желто-охристая прокладка, затем - легкие сиреневые облака. Пока бумага была влажная, написал лес в перспективе щетинной кистью. Потом наметил второй и третий планы. Четвертым планом я называю общепринятый первый. Его делаю по почти просохшей бумаге. Дерево пишу темперой (сиеной жженой). Ветви изображаю большой щетинной кистью, ветки потолще - круглым колонком. По темному стволу делаю белые ветки и блики. Для этого смешиваю белила темперные с акварелью и рисую пером. Для того чтобы ореол деревьев и крона были мягкими, предварительно смачиваю бумагу мокрой губкой или кистью. Потом пишу ветви, слегка касаясь щетинной кистью. Этот прием прирдает исполнению легкость.
Главное - точно рисовать дерево: липу, осину, ясень, тополь, дуб. Все они имеют характер и свое лицо. У меня деревья своими ветвями и стволами обнимают, подчеркивают, а не зачеркивают архитектуру, они помогают понять ее стройность.
Чивиков Е.К. Тверской бульвар
Зимой интересно рисовать сумерки. Деревья в синем инее, черные ветки, окошки, как бриллианты, просвечивают сквозь кружево деревьев, и видно еще цветное, но уже угасающее небо. На переднем плане - чугунная ограда бульвара и люди, быстро идущие по своим делам среди этого чарующего великолепия.
Чивиков Е.К. Москва. Сретенка
Я не всегда рисую то, что в данный момент вижу перед собой. Как ни странно, люблю зиму писать весной или жарким летом. Чтобы соблюсти верность деталей, пользуюсь натурой, а цветовое состояние передаю то, что осталось в памяти.
Композиционные наброски очень полезны. Предлагаю вашему вниманию свои зарисовки. Выполнены они без предварительной карандашной наметки.
Чивиков Е.К. Москва. Улица Рождественка
Что хотелось бы пожелать юным художникам? Рисовать нужно быстро, точно и изящно

«И напоследок я скажу…»
Чивиков Евгений Константинович - архитектор, художник (1946-2013), член Союза архитекторов и Союза художников в Москве http://www.lesoreades.ru/_img/photoalbums/160_3538_lg_P7180126_b.jpg
"Я просто хочу, чтобы у вас было такое дело, которое будет делать вас счастливыми". (Чивиков Е.К.)
"Рисуйте так, как будто вам в последний раз в жизни дали в руки карандаш и бумагу". (Чивиков Е.К.)
 "Рисование должно стать для вас способом получения удовольствия". (Чивиков Е.К.)
 "Когда вы рисуете, вы становитесь хозяевами пространства". (Чивиков Е.К.)
Чивиков Евгений Константинович окончил МАРХИ в 1978 г. Художник декоративного искусства. Окончил МВХПУ Строгановское в 1971г.
С 1981г. - член союза Архитекторов Москвы.
С 1997г. - член союза Художников Москвы.
С 1985-1989гг. преподавал в МВХПУ Строгановское на кафедре монументальной живописи.
Доцент кафедры Рисунка МАРХИ с 1989 г.
Преподавал рисунок на Подготовительных курсах МАРХИ с 1975 г. с небольшими перерывами до 1999 г.

С 1975 по 1989 гг., работая в ЦНИИЭП им.Б.С. Мезенцева главным архитектором проектов, построил:
Театр оперы и балета в Красноярске http://i.imgur.com/8glE3ws.jpg
Театр оперы и балета в г. Красноярске -1978 г.;

Дворец спорта Динамо -1979 г.;

Областная библиотека в Самаре https://pbs.twimg.com/media/EJ-IubEXkAIRB1S.jpg
Областную библиотеку в Самаре - 1982г.; Проект санатория МВД в Пицунде;


Электронный кинотеатр Ролана Быкова http://www.tttpro.com/InFo-data/item_016/b_img_0000708.jpg
электронный кинотеатр Ролана Быкова в 1997г.

Мебель для ресторана «Годунов» в 1999г. на Никольской ул. https://www.restoran.ru/upload/resize_cache/iblock/084/1000_667_1ecda9200b395d49b21a355839cb65e9f/image00001.jpg

Выставки: на Кузнецком мосту – «Русский север»(1981г.), в Доме Архитекторов (весенние и осенние), в Манеже - Россия-Турция; в ЦДХ – «Возрождение», в академии художеств (1993г.)- «Русь, вечно живая».
В свободное время много путешествовал и рисовал: Соловки, Малые Карелы, Суздаль, Ростов, С-Петербург, Павловск, Рига, Хива, Бухара, Самарканд, Тбилиси, Ереван, Кишинев, Вильнюс, Каунас, Таллинн, Братск, Прага, Будапешт, София, Золотые пески, Варна.

https://all-drawings.livejournal.com/646867.html ЗДЕСЬ много его рисунков
https://www.liveinternet.ru/users/4714731/post424089815 ЗДЕСЬ много его рисунков

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...