суббота, 7 марта 2020 г.

О портретах хирурга С.С. Юдина


О портретах хирурга С.С. Юдина
Автор текста: ТКАЧЕНКО Е.
Источник: ТКАЧЕНКО Е. МГНОВЕННОЕ И ВЕЧНОЕ (о двух портретах С.С. Юдина)./ Е. ТКАЧЕНКО, старший научный сотрудник ГТГ.// Юный художник. – 2003. - № 2. – с.26-27. – (ХУДОЖНИК И МОДЕЛЬ)
Сергей Сергеевич Юдин был непревзойденным хирургом. Его авторитет был столь высок, что институт им. Склифосовского, где он работал в 30 - 40-е годы, превратился в своего рода хирургическую Мекку.
По воспоминаниям современников, он поражал мастерством хирурга, заражал своим оптимизмом, страстностью. Если к этому добавить свойственный Сергею Сергеевичу радикализм, решимость, смелость и всегда присущее воодушевление, то станет понятно значение Юдина как хирурга.
М.В. Нестеров. С.С. Юдин во время операции (1933), Государственный Русский музей
Он в совершенстве владел несколькими иностранными языками. Был  знатоком Пушкина, тонким ценителем живописи; летчиком-спортсменом, заядлым автомобилистом; страстным охотником на горных баранов на альпийской высоте.
Человек высокого интеллекта и эрудиции, остроумный и живой, С.С. Юдин оказался в центре внимания сразу двух великих мастеров XX века - М.В. Нестерова и В.И. Мухиной.

Написание портретов для Нестерова было знаком дружбы, свидетельством расположения к человеку. "В портретах меня влекли те люди, путь которых был отражением мыслей, чувств, деяний их", - писал живописец. Художник никогда не отделял портретируемого от его жизненного дела. На каждом портрете Нестерова есть «говорящая" деталь, уточняющая основное дело человека, его страсть и суть. Высоко оценивая в человеке деятеля, творца, он с особой пристальностью относился к изображению рук. Их выразительность и характерность для него значили ничуть не меньше, чем лицо. Вот почему справедливо говорить "о портретах лиц и рук" в произведениях мастера. (Руки Сергея Сергеевича были не только ловкими, сильными и красивыми. Такие кисти рук встречаются достаточно часто и не только у хирургов: у музыкантов, скульпторов, живописцев… У Юдина плюс ко всему перечисленному пальцы и вся кисть обладали не характерными для нормальных людей физиологическими особенностями. Его пальцы на руках могли сгибаться не только в ладонную сторону, но и в противоположную, как мы говорим, тыльную сторону. Таким же манером могла вести себя и вся кисть, имея возможность сгибаться в тыльную сторону)
Нестерова привлекла самобытность Юдина, его артистизм, одухотворенность. Художник неоднократно посещал институт Склифосовского, и первый портрет 1933 года изображал Юдина в операционной, но не удовлетворил живописца.
М. Нестеров. Портрет С.С. Юдина. Масло. 1935. ГТГ
В 1935 году Нестеров приступил к написанию второго широко известного портрета, где С.С. Юдин ведет лекцию-беседу с врачами, съехавшимися со всего Союза (их нет, но они как бы подразумеваются). Он изображен за рабочим столом, заваленным бумагами, медицинскими журналами. Чернильница, пепельница, банки с препаратами - все эти вещи - среда действия и жизни хирурга.
Убедительно профильное решение портрета. Юдин корпусом подался вперед к слушателям, захваченный тем, что рассказывает. Его фигура, взятая силуэтом, необычайно пластична. Спокойная линия спины плавно идет вверх, переходя в обтекаемую линию берета, но в лице этого спокойствия уже нет, лоб изрезан морщинами, четко вырисовывается острый, энергичный профиль, резко выделяется нос и полуоткрытые губы. Нестеров прекрасно уловил динамическую устремленность, заключенную в абрисе лица Юдина.
Жест левой руки порывист и быстр. Эта рука, высоко выпростанная над столом, говорит, убеждает. Бросается в глаза благородная, почти обнаженная нервность кисти.
В портрете два основных центра: профиль лица и профиль левой руки хирурга. Нестеров использует жест как прием характеристики. Этот жест выявляет натуру, беспокойный темперамент пытливого исследователя, дает ощущение мгновенности, сиюминутности.
Строгая и острая четкость линий заставляет говорить о графичности портрета. Здесь господствуют ритм, энергия рисунка. Красок мало, но все цвета претерпевают тончайшее влияние среды, отсветов, рефлексов. Падающий слева свет зажигает край уха, теплом высвечивает кисть левой руки, ве­селыми бликами играет на предметах на столе. Белый цвет, "хирургически-стерильный", с оттенками голубоватых, зеленых, фиолетовых тонов, словно передает интеллектуальный холодок атмосферы, в которой царит этот уникальный человек.
Кукрыниксы. Шарж на Юдина
Работавший вместе с Юдиным хирург К.С. Симонян писал, что отличительной чертой врача была крайняя подвижность, "особенно живым было его лицо с резкими неправильными чертами, на котором каждая складка, казалось, жила своей собственной жизнью. Когда он говорил, губы его постоянно кривились, а голова и шея не уставали двигаться и в сочетании с выразительными жестикулирующими руками производили несколько странное впечатление. Вообще он был очень нервным и экс­пансивным... Руки Юдина поражали - они постоянно двигались, они совершенно точно иллюстрировали любую мысль, которую он выражал словами".
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина. Гранит. 1940
Через пять лет В.И. Мухина создает портрет С.С.Юдина, отлитый в бронзе. Здесь нет жеста, позы,  фона,  окружающих предметов,  как это было у Нестерова. Юдин дан не в общении, а самоуглубленным. У Мухиной главное - человеческое лицо, умное, с резкими запоминающимися чертами. 
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина. Гранит. 1940
Скульптурный язык весьма энергичен: крепкая структура формы, конструктивная мощь головы. Слегка обозначены коротко остриженные волосы. Лоб изрезан   морщинами. Брови Юдина приподняты. Глаза насмешливы и проницательны. Форма рта говорит о господстве рассудка, иронии. Это человек много переживший, но не потерявший ни интереса к жизни, ни сознания своей многоопытности.
В. Мухина. Портрет С.С. Юдина. Гранит. 1940
Произведения скульптуры полагается рассматривать с разных сторон. Каждый новый ракурс привносит новый оттенок. При обходе блики бронзы оживляют форму, как бы приводят черты лица в легкое движение.
Как и Нестеров, Мухина акцентирует динамику словно рвущегося вперед профиля, нервность, остроту. Его асимметричное лицо становится чрезвычайно подвижным.
При взгляде слева заметна как бы большая интенсивность жизни, участие и интерес к окружающему. Приподнятая в удивлении бровь вносит оттенок теплоты; улыбка, чуть тронувшая губы, свидетельствует о душевности.
Справа Юдин более сосредоточен. Улыбка, видимая в фас и слева, растворяется. Она уже неуловима. Тут доминирует внимание человека, привыкшего смотреть на мир изучающе, осмысливающего жизненные явления во всей их драматической сложности. Портрет создан в 1940 году. В нем угадывается поток душевных переживаний, горечь, трагизм.
Жизнь каждого человека бесконечно сложна. Множество событий оставляет следы на его лице. Мы видим итог, то, что принято называть печатью жизни.
При встрече с этими двумя портретами мгновенное и вечное сливаются в нашем восприятии, способствуют созданию многогранного образа человека, неординарного и талантливого.

«И напоследок я скажу…»
С.С. Юдин в Серпухове
Он лично оперировал тысячи больных с заболеваниями желудка и кишечника, сотни (большинство детей) с повреждениями пищевода. За разработку и применение пластики пищевода при ожогах ему была присвоена Сталинская премия 1-й степени (вторая).
Хирург имел потрясающее трудолюбие при данном Богом таланте. Ни дня без операций, без чтения, ни дня без научного поиска. В любых условиях он сам себе создавал условия, даже, если для этого требовался просто физический труд, далекий от его хирургического рукоделия.
Работал С.С. Юдин на износ. Как выразился кто-то из его окружения: «Он жег свечу с обеих сторон». Кроме чисто хирургической работы, он писал и редактировал книги, статьи, участвовал с докладами и сообщениями на съездах, конференциях, семинарах. Еще до переезда в Москву он был приглашен Н.Н. Бурденко на должность приват-доцента на кафедру и читал лекции студентам и врачам. У него был цикл  лекций, которые он называл «покаянными», в которых подробно разбирал собственные диагностические и лечебные ошибки.
Хирурги во всех уголках нашей страны считали С.С. Юдина своим Учителем.
Во время Великой Отечественной войны он часто выезжал в районы боевых действий, оперировал в госпиталях тяжелых раненных, учил молодых врачей  и не только молодых,  правилам и принципам военно-полевой хирургии. Уже в 1941 году под его редакцией выходит двухтомное руководство  «Заметки по военно-полевой хирургии». Он одним из первых врачей в нашей стране был награжден боевым орденом – Красной Звезды.
Сергей Юдин в тюрьме
Но, не смотря на все его потрясающие заслуги,  многие руководители были очень недовольны его личными контактами с послом Гарриманом, частной перепиской с премьер-министром Англии Уинстоном Черчиллем и другими известными зарубежными деятелями.
О Юдине в пятидесятые годы говорили часто: самый популярный в то время в СССР хирург, обласканный властью: дважды лауреат сталинской премии, академик, член хирургических ассоциаций почти всех европейских стран и США  вдруг был арестован за шпионаж и на 10 лет выслан в Сибирь.
В ночь ареста начался допрос Юдина старшим следователем полковником Комаровым в присутствии заместителя Берии Абакумова. Полковник избил Юдина, выбив ему почти все зубы, раздел догола и, лежащего на полу, бил резиновой палкой. Был применен к нему и хорошо известный конвейерный метод допроса, при котором  круглосуточно без перерыва арестованного допрашивают меняющиеся следователи. Юдин мужественно переносил все, что с ним делали, кроме одного – когда его веки специальными щипцами заворачивали в трубочку, боль при этом возникала такая, что ему приходилось кричать, и он терял сознание.
Юдина обвиняли во вражеских действиях против СССР и шпионаже в пользу английской разведки. Кроме того, в процессе допросов от него требовали компрометирующих данных на крупных военачальников (Жукова, Конева, Толбухина и др.). Он с ними был хорошо знаком, часто встречался во время своих поездок на фронт, высоко ценил их талант полководцев, особенно, Г.А. Жукова, сравнивая его с Суворовым. Ни на кого он не дал никаких порочащих показаний. Но через три года он уже не смог вытерпеть все, что с ним делали в МГБ, и подписал обвинение в своей «шпионской» деятельности. В 1952 году он был осужден на 10 лет ссылки и отправлен в город Бердск Новосибирской области.
вскоре после смерти Сталина Сергея Сергеевича полностью реабилитировали, и он возвратился в свой родной «Склиф», но в должности не главного хирурга, а заведующего хирургическим отделением. Ему еще пришлось пережить тяжелое собрание сотрудников Института, на котором его ученик Б.А. Петров и его немногочисленное окружение пытались доказать, что Юдин был осужден справедливо, так как всегда не любил Власть, хвалил все заграничное и весь Институт работал на его славу. Но справедливость восторжествовала, и Сергея Сергеевича возвратили на его законную должность.
После реабилитации С.С. Юдин прожил всего 11 месяцев и умер от инфаркта в своем кабинете. Его похоронили на Новодевичьем кладбище.

https://gazeta-licey.ru/public/people/2877-sergej-yudin-tragicheskaya-sudba-velikogo-xirurga  - ЗДЕСЬ подробная биография С.С. Юдина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...