вторник, 10 марта 2020 г.

Русский скульптор Ф.П. Толстой


Русский скульптор Ф.П. Толстой
Автор текста: Баранова Ю.
Источник: Баранова Ю. ВЕЧНО СОВРЕМЕННЫЙ СКУЛЬПТОР./ Ю. БАРАНОВА, ст. научный сотрудник ГТГ// Юный художник. - 2004, № 7. - с.8-12. - (МАСТЕРА РУССКОГО ИСКУССТВА)
Михайлов П.Н. (1786 – 1840) Портрет Ф.П. Толстого. 1809. холст, масло. 69 х 58. Научно-исследовательский музей АН СССР
https://auction.ru/offer/mikhajlov_portret_f_p_tolstogo_1983_g_6-i57757901806414.html#1
Один из лучших скульпторов первой половины XIX века, Федор Петрович Толстой, уникален в своем творчестве. Его романтический классицизм, про­низанный чарующей теплотой и любовью к интимному быту, сближает понимание прошлого и настоящего. Такие известнейшие скульпторы, как И.П. Витали, В.И. Демут-Малиновский, Н.С. Пименов, продолжавшие в своем творчестве традиции мировой академической пластики, не были новаторами в искусстве, в то время как творчество Ф.П. Толстого открыло нам новую, незабываемую страни­цу в изобразительном искусстве. «Он один из немногих живет вне эпохи, он современник нам и будущим [поколе­ниям]. Он родился в XVIII веке и еще долго не умрет... Он сын своего времени только частично; он одинаково поэт прошлого и будущего. В своем национализме он эллин, а в эллинизме - славянин. Он полюбил Грецию не оттого, что родился в конце XVIII века. Если бы он жил в двадцатом столетии, он одинаково бы любил Древний мир. Он воспе­вал Отечественную войну не потому, что ее все воспевали. Если бы в России не было героев, он бы их создал в своей мечте. Толстой любил прошлое, чувствуя, что он пере­живет свой век. Он вспоминал красоту, когда она была еще жива в жизни... Его Греция не на берегах Эгейского моря, а у серого безразличия Невы» (Н .Врангель).

Граф Федор Петрович Толстой родился в феврале 1783 года в Санкт-Петербурге, в доме у Поцелуева моста, где раз­мещался Кригс-комиссариат, в семье небогатого человека графа Петра Андреевича Толстого, управлявшего в то время Конторой Кригс-комиссариата, на которую возлагалось полное обеспечение русской армии, бригадира (по совре­менному представлению генерала) эпохи правления Екате­рины II. Прадедом графа П.А. Толстого был Петр Андрее­вич Толстой - знаменитый дипломат и государственный де­ятель при Петре Великом, первый граф Толстой. Среди его потомков было немало людей, оставивших заметный след в общественной, военной, государственной и особенно в культурной деятельности. (Писатель Алексей Константино­вич Толстой приходился Федору Петровичу родным пле­мянником, а Лев Николаевич Толстой - двоюродным.)
Ф.П. Толстой. Автопортрет. 1805–1810. Барельеф. Воск. ГРМ
Федор Толстой с детских лет любил искусство. С 1802 года, окончив в чине мичмана Морской кадетский корпус, посещал медальерный класс Императорской Академии ху­дожеств, копировал медали, а затем обучался в других клас­сах в качестве вольноприходящего слушателя. Он пользо­вался советами скульптора И.П. Прокофьева, живописца О.А. Кипренского, а также своего соратника по медальерно­му классу М.А. Шилова, научившего его технике воскового барельефа. Толстой полюбил и тщательнейшим образом изучал искусство и быт Древней Греции. Не парадная внешняя сторона прошлого, а интерес к уютной, чарующей своей теплотой, "домашней" жизни определил в его произ­ведениях особенности, казалось бы, холодного стиля ам­пир, сближая представления о современном и прошлом.
В 1804 году Федор Толстой вышел в отставку по насто­янию императора Александра I. В своих «Записках» он вспоминает, как государь, хваля его работу, заметил: «Я обещал перевести вас в Кавалергардский полк, но так как у меня много кавалергардских офицеров, и я могу их нажаловать сколько захочу, а художников нет, то мне бы хо­телось, чтобы вы при вашем таланте к художествам пошли по этой дороге». Федор Толстой остается в Петербурге по настоянию императора, хотя в его намерения входило бросить все и поступить в действую­щую армию, посылаемую Александ­ром I на защиту Австрии. С этого мо­мента началась для Толстого совсем другая жизнь - жизнь, полностью от­данная служению искусству.
Ф.П.Толстой. Портрет В.Ф. Сухотина. Барельеф. Воск на стекле. 1807. Третьяковская галерея
Портрет мичмана В.Ф.Сухотина, с которым Ф.П. Толстой учился в Мор­ском кадетском корпусе, создан скульптором за год до его геройской гибели. В.Ф.Сухотин погиб в двадца­тичетырехлетнем возрасте, во время русско-шведской войны (1806 — 1808 гг.), уничтожив сигнальные книги на шведском корабле, гемаме "Сторн-Биорн". По композиции портрет Сухоти­на близок серии многочисленных се­мейных портретов, выполненных Ф.Толстым в воске.
Ф.П. Толстой очень нуждался, жил в подвале и неустанно при этом рабо­тал, совершенствуя свое мастерство. В 1806 году он устроился на должность в Эрмитаж, и жизнь начала постепенно налаживаться. В 1809 году за четыре восковых рельефа он был избран по­четным членом Императорской Акаде­мии художеств. С 1810 по 1828 год ра­ботал на Монетном дворе «по медаль­ерной части» как медальер. Его связь с Санкт-Петербургской Академией ху­дожеств не прерывалась: с 1825 по 1828 год Ф.П.Толстой преподавал в медаль­ерном классе, а с 1842 года стал про­фессором медальерного искусства.

Ф.П.Толстой. ( 1783 - 1873). Модели центральных наружных дверей западного портала Храма Христа Спасителя в Москве. Гальванопластика (медь), гальваностегия (позолота). 1843 - 1844. Русский музей. За исполнение двенадцати дверей для Храма Христа Спасителя в Москве Ф.П. Толстой в 1849 году получил звание профессора скульптуры Санкт-Петербургской Академии художеств
В 1849 году за работы для Храма Христа Спасителя в Москве получил звание профессора скульптуры. Ф.П.Толстой исполнил модели для скульптур и барельефов, украшавших двенад­цать дверей Храма. С 1828 по 1859 год граф Ф.П.Толстой был вице-президентом Санкт-Петербургской Им­ператорской Академии худо­жеств, с 1859 по 1868-й назначал­ся товарищем президента, с 1852 го­да одновременно являясь управляю­щим художественным отделом Моза­ичного заведения при Академии.
Действительный член Королевской академии в Берлине, почетный член Флорентийской Академии художеств, участник Парижского салона, Ф.П.Толстой получил широкое при­знание еще при жизни. Свою художе­ственную деятельность он отразил в частично сохранившихся «Записках», которые вместе с «Воспоминаниями» о нем Т.П. Пассек были переизданы в 2001 году. Художественная одарен­ность и человеческая неординарность, присущая представителям рода Тол­стых, воплотилась в его «Записках». В них есть описание курьезного случая, связанного с рельефным портретом Александра I «в виде Родомысла», ко­торый был растиражирован «каким-то берлинским чугунным заводчиком» по гипсовому слепку с вырезанной собственноручно Ф. Толстым формы им же сочиненного портрета.
Ф.П.Толстой. Родомысл девятаго на десять века. Барельеф. Воск на аспидном сланце. 1813 - 1814. Аллегорическое изображение императора Александра I. Русский музей
«Многие из на­ших гвардейских офицеров накупили в Берлине этих вылитых из чугуна порт­ретов нашего царя и привезли сюда в полном убеждении, что это произведе­ние берлинского артиста, а многие из них, покороче со мной знакомые, при­носили мне показывать, чтобы пора­зить меня искусством прусских медалиоров. Я предложил им потрудиться, если они умеют читать по-русски, про­честь находящуюся под портретом подпись имени художника, произвед­шего этот портрет, и показал им вы­лепленного мною из воску Родомысла и вырезанную мною же с него в меди форму. Насчет же отливки из чугуна я объяснил им, что тут нет никакого осо­бого искусства и что всякой чугунный заводчик так же отливает, как в Берли­не и Париже, и Лондоне, и всюду». Т.П.
Пассек описывает похожий слу­чай, произошедший с Ф.П. Толстым в 1845 году в Риме у антиквара Вискон­ти, который демонстрировал Толстому свое прекрасное приобретение - бронзовую медаль, по его мне­нию, сделанную в Париже, и очень ее хвалил.
Граф Тол­стой сразу же узнал в ней одну из своих бронзовых медалей «Ос­вобождение Москвы. 1812». Вискон­ти был изумлен и даже выразил свое сомнение, что столь тонкая работа бы­ла выполнена в России, но пришел в восторг, узнав, что эта медаль одна из двадцати, сочиненных и резанных соб­ственноручно графом Федором Тол­стым по случаю войны 1812 — 1814 го­дов по собственной восковой модели.
Ф.П.Толстой. Подвиг брига «Меркурий». Воск на аспидном сланце. 1837. Третьяковская галерея. Бриг «Меркурий» - 20 пушечный корабль Черноморского флота, экипаж которого совершил подвиг во время русско-турец­кой войны 1828 - 1829 годов и удостоен высокой награды - права носить Георги­евский флаг.
Барельеф "Подвиг брига "Меркурий" единственный сохранившийся до наших дней оригинал в воске из се­рии медальонов, посвященных войнам с Турцией и Пер­сией 1826 - 1829 годов. Вся серия из двенадцати медаль­онов в технике гальванопластики хранится в Государст­венном Русском музее. Подвиг брига «Меркурий» один из незаслуженно забытых в настоящее время эпизодов отечественной истории. Небольшой русский корабль в неравной схватке победил два турецких линейных ко­рабля. Бриг получил 22 пробоины в корпусе, более 300 повреждений в парусном снаряжении, ему неоднократ­но пришлось тушить пожары, но он ушел от преследова­телей и, сохранив боевые качества, присоединился к русской эскадре. Название «Память Меркурия» присва­ивалось кораблям Черноморского флота. В Севастополе поставлен памятник капитану «Меркурия» с надписью: «А.И. Казарскому. Потомству в пример». В аллегоричес­ком барельефе Ф.П.Толстого «Меркурий», обнаженный юноша, с победно развевающимся над ним Андреевским флагом, который, словно античный герой между Сциллой и Харибдой, проходит невредимым меж двух морских ги­гантов, замахнувшихся на него огромными палицами.
Ф.П.Толстой. Автопортрет с семьей. Фрагмент. Горельеф. Воск на стекле. 1812. Третьяковская галерея. Изображены Ф.П. Толстой, его жена А.Ф. Дудина, дочь Елизаве­та и пудель Гектор. По воспоминаниям М.Ф. Каменской, Ф.П. Толстой был очень счастлив со своей первой женой, ставшей его музой. Это была лучшая пора его творчества
Одно из лучших произведений ма­стера - "Автопортрет с семьей", испол­ненный особой теплоты и сердечности человеческих чувств. В струящихся тканях античных одежд портретируе­мые пребывают в состоянии созерца­тельности и покоя. Толстой мастерски владеет пластической формой, искус­ством композиции, оживляя пластиче­ские массы, заставляя их жить вечной жизнью истинного произведения ис­кусства. На переднем плане фигуры почти приближаются к круглой пластике, затем скульптор постепенно снижает высоту релье­фа, уводя глаз зрителя в глубину, где полупрозрачный воск легкой дымкой намечает листву деревьев, сквозь ко­торую просвечивает аспидный фон. "После моей свадьбы через положенное природою время родилась у нас вчера дочь. О небесной радости, которою мы с женой были ис­полнены при первом взгляде на нашего ребенка, говорить невозможно. Подобные чувства не могут быть переданы ни словами, ни пером, их можно только чувствовать, ими наслаждаться, но никогда - постигнуть их посредством письма и рассказов. Языка чувств, души и сердца мы не имеем, а язык же ума, которым мы владеем, слишком не­достаточен, в лексиконе его нет слов, которые могли бы передавать в полной силе, как чувствуется душой и серд­цем". Так вспоминал Ф.П.Толстой в своих «Записках» радостное событие своей жизни и сумел передать это состояние "небесной радости" в «Автопортрете с семьей» в 1812 году.
Ф.П.Толстой. Бородинская битва 1812 года. Медальоны из серии, посвященной Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813 - 1814 годов. Барельеф. Воск на аспидном сланце. 1816. Русский музей

Ф.П.Толстой. Бой при Малом Ярославце в 1812 году. Барельеф. Гипс тонированный. 1819. Третьяковская галерея.
Знаменитая серия гипсовых медальонов, посвященных Отечественной войне 1812 года и военным действиям 1813 -1814 годов, пользовалась огромной популярностью, неод­нократно повторялась в различных материалах и видах ис­кусства, от медальерного до монументально-декоративного. В 1834 — 1836 годах А.П.Лялиным и А.А.Клепиковым были изготовлены медали. Увеличенные повторения медальонов украшают Александровский зал южного корпуса Зимнего дворца. Для этого по рисункам Ф.П.Толстого были выпол­нены еще четыре медальона: «Занятие Варшавы», «Взятие Бремена», «Взятие Касселя», «Сражение при Госсе».
Ф.П.Толстой. Одиссей убивает женихов Пенелопы. Барельеф из серии на сюжеты поэмы Го­мера «Одиссея». Гальванопластика (медь), гальваностегия (серебрение). 1820. Третьяковская галерея. Одиссей пронзает стрелой Евримаха. На помощь Одиссею и трем его соратникам приходит богиня Афина в образе друга Одиссея Ментора. Никто не спасся от праведного гнева Одиссея, все убиты. Только дивный певец Фемий, положив на пол свою цитру, на коленях умолил Одис­сея пощадить его, да старик Медонт, пре­данный Телемаху и Пенелопе, прятав­шийся от гнева Одиссея под коровьей ко­жей, оставлен в живых по просьбе Теле­маха. Впоследствии глашатаю Медонту удастся своей речью предотвратить рас­праву родственников погибших женихов над Одиссеем и его семьей
Не менее известна серия из четырех барельефов на сю­жеты поэмы Гомера «Одиссея». Повторения серии в гип­се и в технике гальванопластики находятся во многих му­зеях России и за рубежом. В Государственном Русском му­зее имеются медные формы, выполненные Ф.П. Толстым в 1818, 1820 и 1822 годах. Восковой барельеф «Пир жени­хов Пенелопы» 1814 года и исполненный автором на тот же сюжет, по модели 1818 года, в технике гальванопласти­ки позволяет увидеть мастерство скульптора в различных материалах. Римский антиквар Висконти привел к Ф.П.Толстому лучшего в Риме резчика Б.Боканино, чтобы показать ему вырезанные графом в меди, а также отли­тые гальванопластическим способом композиции «Одис­сеи». Тот долго расспрашивал его об этом искусстве, не предполагая возможным делать такие сложные барелье­фы, с множеством фигур, греческих зданий и внутренних украшений. По воспоминаниям Т.П.Пассек, итальянцы «еще не знали гальванопластического способа осаждать из раствора синего купороса медь в медные формы, а произ­водили это только в восковые, стеариновые или гипсовые формы, ...с медалей и других небольших вещиц, натертых графитом». Граф показал ему, как он делает свои слепки простым способом в стеарине, воске и глине, покрытой графитом, но не открыл, как это делают в медные формы, «оставляя им самим догадаться». Итальянский резчик не хотел верить, что в России производят способом гальвано­пластики большие статуи. В 1840 году в Санкт-Петербур­ге было создано первое гальванопластическое предприя­тие. Метод гальванопластики предложил в 1838 году Б.С.Якоби - русский физик и изобретатель. Орнаменталь­ная и фигурная позолоченная скульптура для Исаакиевского собора и Храма Христа Спасителя была выполнена в середине XIX века способом гальванопластики и гальва­ностегии - нанесения защитных или декоративных по­крытий на поверхность металлических изделий методом электролитического осаждения: золочение, а также - сере­брение, никелирование, хромирование и так далее.
Ф.П.Толстой. Морфей. Бюст-герма. Мрамор. 1852. Третьяковская галерея. Русский музей. Морфей в греческой мифологии бог сновидений, сын Гипноса - божества, олицетворяющего сон. Иносказательно Морфей - сладкий сон
В круглой пластике Толстой исполнил несколько скульптурных памятников и бюстов. Мраморный «Мор­фей» одно из лучших его произведений в круглой скульп­туре. Фронтальная постановка бюста, обращение к форме античной гермы, четкость линий, ясность форм сближают это произведение с портретными скульптурами мастеров классицизма и вводят в заблуждение даже маститых искус­ствоведов, предполагающих, что Толстой использовал ан­тичный прототип, например, бюст Амона из Геркуланума. Но, в облике Морфея узнаются автопортретные черты, хоть в целом скульптура и производит впечатление памят­ника античного времени.
Один из современников декабриста Марлинского пи­сал ему: «Я не знаю, чем бы я ни пожертвовал за слепок Морфея графа Толстого. Много длинных ночей провожу я, но один взгляд на Морфея наверно бы усыпил меня сладким сном, сном безмятежным». П.Каменский в «Оте­чественных записках» 1839 года писал, что современная критика считала голову Морфея «удивительным создани­ем художника».
Федор Толстой прожил долгую жизнь, оставаясь боль­шим мастером, «одиноким жрецом умершей красоты... среди полного разложения искусства... мещанского без­вкусия» (Н. Врангель). Он умер на девяносто первом году жизни и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Его единственный ученик и по­следователь, Павел Петрович Уткин, умер раньше него, в 1852 году. Однако талант Толстого, который «чувствовал красоту вместе с вереницей предков», на протяжении двух столетий был популярен, востребован, современен не только в России, но и за рубежом. Его произведения слу­жили моделями для художественных заводов Германии, Франции, Италии, России, тиражировавших в фарфоре, чугуне, гипсе, мраморе, гальванопластике, незабываемые по тонкости и изяществу рельефы, бесподобно созвучные и прошлому, и настоящему, благодаря ясности их аллего­рического содержания, изысканности и безупречности их исполнения. Произведения Ф.П. Толстого и сейчас вызы­вают восхищение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...