четверг, 5 марта 2020 г.

Великий портретист России: о Валентине Серове


Великий портретист России: о В. Серове
Автор текста: ЕФРЕМОВА Е.
Источник: ЕФРЕМОВА Е. Великий портретист России: о В. Серове./ Е. ЕФРЕМОВА.// Юный художник. – 1991. - № 10. – с.12-17. – (Мастера русского искусства)


В. Серов. Автопортрет. Карандаш. 1885
Художественное наследие Ва­лентина Александровича Серова огромно: только известных произ­ведений мастера насчитывается около тысячи. Он работал в раз­ных жанрах, но более всего по­ражает обилие портретов: живо­писных, рисованных, гравирован­ных. Живопись и графика Серова хранятся в основном в Третьяков­ской галерее и Русском музее -это наиболее изученная часть нас­ледия художника. Но есть и менее известные работы из част­ных коллекций, музеев Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Одес­сы, Ульяновска.) 
Зритель убеждается, что главной чертой его художественной натуры явля­ется интерес к человеческому ха­рактеру, таким проблемам, как личность и современность, лич­ность и история. В этом видна прочная связь его искусства с ра­ботами русских художников предшествующих поколений, прежде всего Ильи Ефимовича Репина - учителя, друга и наставника.

В. Серов. Портрет Н.Я. Дервиз с ребенком. Масло. 1888—1889. 142 X 71.
В детские годы Серов близко познакомился также с В. Поле­новым, М. Антокольским, многими другими художниками, писателя­ми, музыкантами, часто бывавши­ми в доме его родителей — Алек­сандра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых. Отец худож­ника был автором популярных опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вра­жья сила», а мать — первая в Рос­сии женщина-композитор и музы­кальный критик. Рассматривая ри­сунки юного Серова, все находи­ли мальчика талантливым.
В. Серов. Портрет П. П. Чистякова. Карандаш. 1881
Сам П.П. Чистяков — знаменитый учитель русских художников — высоко отзывался о способностях шестнадцатилетнего Серова, ре­комендованного Репиным для по­ступления в Академию худо­жеств. Ко времени ученичества относятся два рисунка 1881 года, показанные на выставке,— ав­топортрет и портрет самого Чис­тякова. Скрупулезная передача особенностей человеческого лица, виртуозная штриховка, тщатель­ная разработка света и тени — все эти приемы академического ри­сования, привитые практикой учебного процесса, позволяют ху­дожнику добиться безусловного сходства, передать в модели самое характерное. До конца жизни сохранилось у Серова качество, унаследованное от Чистякова,— отрицание всего приблизительно­го и спешного. С поразительным упорством, иногда беря по сто сеансов для написания одного портрета, художник использует композиционное построение, цвет, линию, добиваясь драгоценного единства правды и красоты.
В. Серов. Девочка с персиками
Исключительную роль в творче­ском становлении Серова сыграло Абрамцево, подмосковная усадь­ба Мамонтовых, в которой гостили и работали художники. Именно здесь 22-летний Серов создаст «Девочку с персиками» — карти­ну, в которой наиболее ярко воп­лотилась основная тема человека и природы, их гармония и красота. Портрет написан в ре­кордные сроки — за один месяц, в состоянии творческого подъема, внутренней сосредоточенности и в то же время легкости, которые всегда сопутствуют вдохновению.
В. Серов. В деревне. Баба с лошадью. Пастель. 1898. 53 X 70.
Серов выходит из членов Академии художеств в связи с со­бытиями 1905 года, протестует на страницах печати против произво­ла властей, создает серию поли­тических карикатур. /Из-под его кисти рождаются поразительные по психологизму и критической на­правленности, нигилистичес­кие по глубинной сути портреты Э.Л. Нобеля, супругов О.О. и Р.Г. Грузенбергов, В.О. Гиршмана. Создавая произведения острые, с намеренным преувеличе­нием тех свойств, которые пока­зывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто на­зывал себя «злым»), художник до­стигает особой эмоциональности, даже экспрессивности. Кисть Се­рова подобна скальпелю — она обнажает душу человека. Совре­менники рассматривали эти рабо­ты, и особенно нашумевший в свое время портрет М.А. Морозова, как социальные карикатуры.
В. Серов. Портрет М.А. Морозова. Масло. 1902. 215,5 X 80,8
Действительно, ироничное отно­шение автора к модели сразу бро­сается в глаза. В новом свете пред­стал перед публикой известный промышленник и коллекционер французской живописи, приват-доцент Московского университета, автор монографий по истории. Есть в этом произведении некое противостояние мнимо основательного и значительного, ценного и притязающего на ценность, нич­тожного и возвышенного. Многих это шокировало, но только не за­казчика, которому портрет понра­вился, и доброе отношение к ху­дожнику он сохранил до конца дней. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию, а тем, что широко образованный про­мышленник «разгадал» замысел автора: воплотить в художествен­ном образе типаж русского купца конца XIX века. Как правило, это были люди энергичные, деятель­ные, хваткие и вместе с тем обра­зованные, интеллигентные. Этот замысел был реализован художни­ком в галерее портретов, и тем самым Серов создал бесценный памятник этому сословию.
Большой ценностью обладают выполненные Серовым портреты известных художников, писателей, композиторов. К людям творче­ским он всегда относился с боль­шой симпатией. Продуманностью композиции, тончайшим изыска­нным колоритом отмечены показанные на выставке портреты итальянского оперного певца Ф. Таманьо, живописца и коллек­ционера И. С. Остроухова, худож­ников К.А. Коровина и И.И. Левитана. Великолепны графические портреты И. Е. Репина, писателя Л. Н. Андреева, выполненные в последнее десятилетие творче­ства, когда мастер, окончательно отказавшись от академических приемов, рисует свободно, сосре­доточив внимание не на штуди­ровании натуры, а на изучении характера.
В. Серов. Потрет балерины Т.П. Карсавиной. 1909
Один из самых удивительных рисунков Серова — портрет балери­ны Т.П. Карсавиной — шедевр графического искусства. Четкая и в то же время «тающая» линия уверенно очерчивает красивый изгиб фигуры, придавая ей лег­кость и воздушность.
Стремление к эстетическому идеалу сказалось в работе над «античным» циклом произведений. Художник создает совершенный мир и населяет его гармоничными людьми. Написанные после путе­шествия по Греции, под впечатле­нием античного искусства и мифо­логии картины «Похищение Евро­пы», «Одиссей и Навзикая» прони­заны полнотой жизни, естествен­ностью чувств, единением челове­ка и природы. Этот идиллический мир Серов противопоставляет су­етной, дисгармоничной действи­тельности.
В репрезентативных портретах художник остается верен себе — его интересует в первую очередь человек, а не титул. Максимальная объективность выступает на пер­вый план в портретах княгини 3. Н. Юсуповой, великого князя Павла Александровича.
В. Серов. Портрет императора Николая II. Масло. 1900. 71 X 58,8
…Портрет Николая II. В интимном изображе­нии императора Серов стремится к постижению сокровенных глубин его души, передает не просто внешнее сходство, но и дает почув­ствовать беспокойство, пережи­вания человека, неизбежные в жизни каждого, в том числе и монарха. Николай II привлекате­лен на этом портрете — умное лицо, большие глаза, излучающие свет, смотрят строго и вниматель­но. Лаконичность изобразитель­ных средств, предельно простая композиция помогают восприятию характера.
По своему исполнению портрет практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, законченно лиричен и прост. Удивительное сходство государя отмечали все современники. Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия.
Такое ощущение,что Серов как бы предугадал в портрете трагическую судьбу Николая Второго. Магия грустного взгляда через века ...
Смерть настигла Валентина Серова ра­но — в 46 лет. «В лице Серова,— пишет И. Э. Грабарь,— ушел по­следний великий портретист старо­го типа. Мастеров света, красок, красивых композиций найдется еще немало, но что-то не видно ему наследника, и едва ли скоро явится художник, который был бы способен так бесконечно углуб­ляться в человека — безразлич­но, люб он ему или нелюб — и умел бы так вскрывать его сокровенную сущность, как делал это Серов. Ушел последний убежденный певец человека».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...