четверг, 5 марта 2020 г.

Гжельская майолика от Николая Туркина


Гжельская майолика от Николая Туркина
Автор текста МУХОТИНА Н.
Источник: МУХОТИНА Н. «Писал неизвестный художник Николай Туркин...»./ Н. МУХОТИНА.// Юный художник. – 1991. - № 10. – с.23-25. – (Народное творчество)
На снимке: художник Н. Туркин
Недалеко от Москвы, в сто­роне от широких дорог, распо­ложена небольшая деревня Фенино, ничем не знаменитая. Вдоль горизонта тянется поло­ска леса, и на его фоне очень уют­но выглядят дома с кружевны­ми наличниками. В этой дерев­не размещен один из заводов знаменитой Гжели. Делают здесь майолику — керамику из крас­ной глины: кувшины, блюда, кружки для кваса, шкатулки, солонки и многое другое. В Фенине работает художник Нико­лай Туркин.
Изделия из майолики не в мо­де у коллекционеров, сейчас бо­лее популярен фарфор с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в XVIII веке, пленив всех теп­лотой и рукотворностью — из­делия из нее словно овеяны сол­нечным светом. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской кера­мики покоряет и по сей день.
Н. Туркин. Часы «Фенинские». Майолика. 1990

В Фенино редко заезжают ту­ристы и поклонники Гжели, здесь в тиши собрались молодые художники-единомышленники, они много работают и спорят. Если устраиваются чаепития, то непременно звучат шутки, кто-нибудь расскажет небылицу. Но незаметно такие беседы обо­рачиваются жаркими спорами о судьбах народного искусства, о новой Гжели... Именно здесь, в деревне, раскрылся талант Ни­колая Туркина, и некоторые ра­боты его — своеобразная лето­пись жизни небольшого коллек­тива художников. Например, скульптуры «Муза» и «Гончар», кувшинчик «Фенинский аль­бом», питьевой набор «Гончары».
Николай очень любит лепить, и первыми его творениями были скульптуры. Позже художника привлекли традиционные воз­можности гжельской посуды — особенно ее формы, сложной, весомой в сочетании со скульп­турным убранством. Его персона­жи — домашние животные — собаки, петушок. Лепит он и сво­их товарищей за работой — с кувшинами, горшками.
Н. Туркин. Шкатулка «Деревенская». Майолика. 1990
Как и в давние времена, худож­ник украшает свои изделия пей­зажной росписью. В майолике XVIII века пейзаж был навеян миниатюрой, иконописью — по­тому появились сказочные хра­мы и терема. А современный ма­стер стремится вдохнуть в свои произведения дух нашего вре­мени, и объектом его внимания становятся уголки деревенских улочек, небольшие церквушки гжельских сел.
В росписи Николая Туркина легко узнать конкретный мо­тив: вот знакомые деревенские дома, дорога и даже водонапор­ная башня. Николай так и назы­вает свой питьевой набор «Лето в деревне Фенино». Но происхо­дит перевоплощение: меняется масштаб, объемы предметов ста­новятся собраннее, да и сам пей­зажный фрагмент служит ча­стью большого целого — он рас­положен на тулове кумгана, лег­ко вписан в круглую поверх­ность.
Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали по­являются зеленые кроны деревь­ев и узоры трав, теплые желто­ватые оттенки в изображении архитектуры и цветочных орна­ментов, а еще — синий и корич­невый. В XVIII веке цветовая гамма была ограничена возмож­ностями натуральных красите­лей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской майолики: ведь за столетия накопил народ множе­ство приемов росписи, сложи­лись представления о том, как сделать и украсить керамиче­скую вещь.
Н. Туркин. Чайник с кружками. Майолика. 1988
Долгое время художник нахо­дился во власти впечатлений от природы Подмосковья, его вдох­новляли ясные очертания рус­ского пейзажа, неяркие краски. Эти композиции напоминают ви­ды из окошка мастерской.
Еще одним источником вдох­новения стал русский печатный лубок, вдумчивый и задорный, где поэтическое начало сосед­ствует с иронией. Гжельские рос­писи в майолике очень похожи на раскрашенный рисунок. На белой эмали четко обозначен темный контур, остальные кра­ски расцвечивают его. Туркин изображает и композиции с пти­цами и цветами, геометрически­ми орнаментами, декоративные и обобщенные.
Настоящим открытием для Ни­колая были росписи по дереву и керамике Валентины Булыгиной, у которой он учился в Аб­рамцевском художественно-про­мышленном училище. На обыч­ных бытовых вещах — блюдах, солонках, шкатулках по воле художницы появляется целая панорама событий... Туркин с ин­тересом всматривался в росписи своего педагога, ведь и сам стре­мился поведать о повседневной жизни с помощью условных по­нятий, навеянных искусством русского примитива. Еще в годы учебы в МСХШ Николай инте­ресовался народным искусством, поэтому, когда стал художни­ком, приехал в Гжель.
Современный промысел про­должает традиции русской кера­мики, которую делали в старину гжельские крестьяне. Трудно понять майолику Гжели без свя­зи с крестьянским бытом. Мно­гие мотивы и символы народно­го искусства повторяются в вы­шивке, дереве, керамике, метал­ле. Например, изображение птиц или геометрический орнамент.
Н. Туркин. Доска «Кот Гжельский». Майолика. 1987
Гжельцы выполняли из майо­лики всю необходимую в домаш­нем обиходе посуду — от горш­ков до сервизов, но делали здесь и вещи, которые сегодня имеют художественную ценность — дарственные квасники и кумганы. Николай тоже создает эти традиционные произведения, ко­торые радуют глаз особой строй­ностью, неожиданной пластикой. По форме они напоминают свой прообраз — глиняную флягу, но благодаря росписи и деталям приобретают «живой», завора­живающий характер. Дисковидное тулово твердо стоит на но­гах — львиных лапах, его вен­чает объемная крышка, которая возвышается на изящной шейке. Завершают изделие стройные изогнутые носик и ручка. Едва ли кто-нибудь с уверенностью может сказать, как появились на нашей земле эти «восточные» по своему абрису произведе­ния — может быть, они попали в подмосковные деревни по Каси­мовскому тракту из Золотой Ор­ды? Или служили славянам как жертвенные сосуды еще в языческих обрядах? Сейчас об этом можно лишь догадываться или спорить, но гжельские крестьяне сумели еще в те времена уловить пластику «восточной» формы, вы­полнить ее из глины на гончар­ном круге. Кумганы и квасни­ки словно воплощали собой меч­ты о прекрасном и необычном.
В своих произведениях масте­ра из народа воссоздают карти­ну мира. Поэтому так часто на плечиках сосудов размещаются целые сценки из скульптурных персонажей — это и музицирую­щие пары, и крестьяне с детьми, а иногда батальные сцены. Оче­видно, гжельские мастера полу­чали много впечатлений от архи­тектурных форм XVIII века и их пластики, знаком им был и лу­бок.
Н. Туркин. Скульптура «Гончар» Майолика. 1988
Николай Туркин относится к своей работе как исследователь. Первое время он подолгу рабо­тал в запасниках музеев, изучал коллекции старинной керамики Гжели, пытался представить се­бе истинный облик этого промы­сла. Каждое изделие молодого художника — своего рода раз­мышление об истории и совре­менности Гжели, о том, как соотносится это искусство с на­родной культурой.
В последнее время Николай за­интересовался старинными рус­скими изразцами и архитектур­ной графикой. Это помогает художнику проникнуть в харак­тер той эпохи, когда Гжель пе­реживала свой расцвет. В его произведениях появляются ассо­циации с прикладным искус­ством и формами убранства ин­терьера старинной усадьбы. Роспись иногда становится моно­хромной — это изображения ва­зонов или портреты, которые на­поминают гризайль. Поверх­ность изделий все чаще украша­ется рельефными мотивами. Художник словно совершает не­ожиданный экскурс из одного пласта культуры — простона­родного, в иной — в сферу про­фессионального искусства, кото­рое видится глазами крестьян­ского мастера.
Он включает в свои произве­дения и самые неожиданные пер­сонажи. На крышке чайницы ря­дом с привычными сельскими до­миками появляется скульптурка слона, а в композиции декора часов «Фенино» можно увидеть собаку с яблоками. Да это и не­удивительно. Ведь во все време­на художники из Гжели изображали «диво дивное», мечтали о чудесах.
Майолика XVIII века сохра­нила дарственные посвящения, где указывалось имя заказчика, год создания вещи, иногда — имя исполнителя. Мастера из народа гордились своей грамот­ностью. Следуя этой традиции, Туркин тоже украшает свои из­делия надписями. Они просты, ироничны, современны: «Люблю рисовать деревенские цветы» или «Писал неизвестный художник Николай Туркин». Его творчест­во покоряет жаждой открытия нового и острым чувством сов­ременности, потому его про­изведения не кажутся копией старой Гжели, они созвучны сегодняшним размышлениям о судьбах русской культуры.
«И напоследок я скажу…»
Художник-керамист, заслуженный художник России – Николай Борисович Туркин. (1962 – 2019 гг.) http://tshdpi.ru/images/easyblog_images/42/Image00007_20150318-144557_1.jpg
Не канет в Лету никогда
Загадка, что Душой зовется!
Пусть в нашем сердце отзовется
И не исчезнет без следа…
Туркин Николай Борисович родился в 1962 г. в г. Киржач Владимирской области в семье художника по тканям Бориса Туркина. Занимался в изостудии Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1969-1973), учился в Московской средней художественной школе имени В. И. Сурикова (1973-1977). В 1981 г. окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. С 1982 по 1990 гг. работал художником с 1990 по 1997 гг. главным художником майоликового цеха в дер. Фенино (Гжель). Член Союза художников СССР (1987). Заслуженный художник Российской Федерации (1996). Член Московского Союза художников (1998). С 1999 года – член Международной ассоциации изобразительных искусств (ЮНЕСКО). 13 сентября 2019 года не стало Николая Борисовича Туркина.
Н. Туркин. Сырная доска «Кот Гжельский» Майолика. 1986 г. https://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/gzhel/syrnaya-doska-kot/
«Николай Борисович не раз пытался достучаться до нас, говоря о том, что Гжельское искусство ВСЕГДА шло в ногу со временем, подчас, опережая его. В нём изначально заложена колоссальная энергетика созидания и гуманистическое начало творчества, миссия Гармонии. В ней первостепенная роль принадлежит Художнику! Роль Художника в искусстве в целом и в Гжельском искусстве, в частности, никто не вправе отменить или заменить суррогатом, ассорти из поверхностного восприятия темы! Многие молодые художники приходили работать в Гжель со своими новыми, подчас, революционными идеями. Но свои лучшие произведения, настоящие шедевры керамического искусства, будь, то майолика, фарфор, мелкая пластика, шамот или гончарная керамика, они создавали, пройдя непростой и долгий путь Школы Гжельского искусства. Именно она погружала художника в тему, формировала способность восприятия глубинного смысла искусства, его предназначения, способствовала становлению и развитию индивидуального стиля, почерка, ЛИЦА Авторской керамики. Без художников, их идей, вдохновения и одухотворенного СМЫСЛОМ творчества, народному художественному промыслу Гжели не жить!»


https://www.facebook.com/media/set/?set=a.193088228702458&type=3 ЗДЕСЬ много работ Николая Борисовича Туркина

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...