понедельник, 16 марта 2020 г.

Петр Федорович Соколов, акварельные шедевры


Петр Федорович Соколов, акварельные шедевры
Автор текста: Перова Е.
Источник: Перова Е. АКВАРЕЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ ПЕТРА СОКОЛОВА. / Е. Перова.// Юный художник. - 2004, № 8. - с.22-25. – (Сокровища ГИМа)
Соколов Петр Федорович. Портрет графини О.А.Орловой. 1829. Бумага, акварель, карандаш, перо. Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф. Орлова, с 1857 года князя. В 1847 году была пожалована в статс-дамы. Коллекция галереи «Попов и Ко» https://www.liveinternet.ru/users/5859277/post409860905/
Петра Федоровича Соколова (1791 — 1848) можно смело назвать «летописцем» Пушкинской эпохи: созданные им портреты составляют целую гале­рею образов родственников и знакомых, друзей и врагов поэта, да и самого А.С. Пушкина Соколов писал трижды.
Петр Соколов происходил из небогатой семьи, к тому же отец его увлекался картами и промотал состояние. Девяти лет от роду Петр был принят в Санкт-Петербургскую Акаде­мию художеств, где можно было учиться на казенный счет. Его учителями были А.Е. Егоров и В.К. Шебуев, и уже в 1805 году он был назван первым в наградном списке удостоенных малой серебряной медали за рисунок. Золотой медали, даю­щей право на поездку за границу за казенный счет, Соколов так и не удостоился и окончил Академию в 1810 году со зва­нием «свободного художника». Хотя учился он в классе ис­торической живописи, увлечение портретом пересилило и принесло ему впоследствии заслуженную славу.

Соколов Петр Федорович. «Портрет А.С.Пушкина». 1836. Бумага, акварель. 20,3х16,6. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург http://cultobzor.ru/2014/08/petr-f-sokolov-gallery/05-1161/
На первых порах Соколову пришлось перебиваться ча­стными уроками и жить в домах своих учеников. К счас­тью, акварельная живопись была в моде, и многие любите­ли стремились брать уроки у профессиональных художни­ков. Уже к началу 1820-х годов Соколов достиг большой популярности как мастер акварельного портрета, и зака­зов поступало множество.
Соколов Петр Федорович. Портрет Ю.П. Соколовой. Около 1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С. Пушкина. Юлия Павловна Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с 1820 года жена П.Ф. Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее вкусы», — вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных портретов был, по словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в одно утро».
Соколов учился в Академии вместе с братьями Брюл­ловыми — Карлом и Александром, первый из которых вырос впоследствии в крупнейшего рус­ского живописца, другой стал архитек­тором и акварелистом. С семьей Брюл­ловых Петра связывали не только дру­жеские узы — в 1820 году, укрепив к тому времени свое материальное поло­жение, он женился на Юлии Павлов­не, сестре братьев Брюлловых. Все трое сыновей Петра Федоровича также стали художниками: Петр — известный акварелист, Павел — превосходный ил­люстратор произведений А.С. Пушки­на и А.С. Грибоедова, Александр — по­добно отцу, хотя и не с его мастерст­вом, писал акварельные портреты.
Соколов Петр Федорович. Портрет княгини М.Н. Волконской. жены декабриста, с сыном Николаем. 1826. http://putdor.ru/famous/dekabrist-sergey-grigorevich-volkonskiy-i-mariya-nikolaevna-volkonskaya.html
В 1839 году, когда мастерство Пет­ра Соколова находилось на вершине, Академия художеств возвела его в зва­ние академика — «по известным тру­дам его по части портретной акварель­ной живописи».
В 1842 году семья художника от­правилась в заграничное путешествие и некоторое время пробыла в Баден-Бадене, где жена Соколова поправляла свое здоровье целебными водами, а за­тем переехала в Париж. Здесь худож­ник пережил творческий подъем и пи­сал много заказных портретов. Акваре­ли его пользовались большим успехом, ему даже предложили поехать работать в Лондон, но Соколов отказался и осе­нью 1843 года вернулся в Россию.
Некоторое время он жил в Петер­бурге, занимаясь семейными делами, потом переехал в Москву. Работать над многочисленными заказами Петру Федоровичу уже становилось труднее, так как зрение художника ухудшалось. В 1848 году графиня Н.А. Орлова-Давыдова пригласила его погостить в имение близ Харькова. Там Петр Федорович заразился хо­лерой и скоропостижно умер.
П.Ф. Соколов. В мастерской художника. Акварель. Около 1824
Коллекция произведений П.Ф. Соколова в ГИМе складывалась на протяжении десятилетий. Основной «костяк» образовался в 1905 году, когда в музей поступило в дар со­брание Петра Ивановича Щукина, содержащее настоя­щие шедевры.
В 1920 - 1930-х годах коллекция пополнилась за счет по­ступлений из Государственного музейного фонда и музеев. И на сегодня насчитывает около 50 работ Петра Федоровича Соколова, в которых отражены все периоды его творчества.
П.Ф. Соколов прошел в своем творческом развитии путь, четко разделяемый на три периода: работы 1810-х - начала 1820-х годов - это, в основном, рисунки итальянским ка­рандашом и сангиной; позднее он создавал изящные аква­рели в изысканной и сдержанной гамме, а к 1840-м годам его портреты становятся более яркими и декоративными.
Соколов Петр Федорович. Неизвестная. Из альбома Доротеи Ленц. Итальянский карандаш, сангина, 1814
Среди ранних рисунков — портреты братьев Никиты и Александра Муравьевых, Н.М. Карамзина, а также не­сколько альбомных рисунков, выполненных мягкими штрихами итальянского карандаша и сангины, среди ко­торых редкий для П.Ф. Соколова профильный портрет, возможно, владелицы альбома Доротеи Ленци. В это вре­мя Соколов еще разрабатывал свой собственный стиль, поэтому его ранние работы во многом напоминают произ­ведения О. Кипренского.
Соколов Петр Федорович. Портрет императрицы Александры Федоровны. Акварель. 1821
К числу несомненных шедевров относится портрет ве­ликой княгини Александры Федоровны — супруги велико­го князя Николая Павловича и матери будущего императо­ра Александра II. Виртуозно выписанный перламутрово-жемчужный наряд контрастирует с холодным, даже жест­ким взглядом голубых глаз, создавая неоднозначный образ.
У художника было два рода приемов при работе над ак­варелью: живопись лица выполнялась мельчайшими мазка­ми тонкой кисти, сродни технике миниатюры, а одежда и фон решены более свободно, широкими движениями кисти и заливками. Это позволяло все внимание сосредоточить на лице персонажа и создать многоплановость изображения.
Работая дома у заказчика, Соколов обычно делал рису­нок лица и очерк фигуры, а завершал портрет в домашней мастерской, где дописывались одежда и аксессуары. В предварительных эскизах прошедший академическую вы­учку художник только намечал основные контуры и объе­мы тела и одежды, чтобы позже «расцветить» их со всей силой своего таланта. В готовых акварелях бывают замет­ны следы карандаша, вносящие дополнительный цветовой акцент в общее изображение.
Соколов Петр Федорович. Портрет П.П. Ланского. Акварель. 1825 - 1828
Иногда художник прибегал к интересному способу, выявить который помогла реставрация: при раздублировании портрета П.П. Ланского было обнаружено, что на подложке имеется выполненный тушью авторский подготовительный рисунок, точно совпадающий с акварельным. Скорее всего, рисунок подкладывался под тонкую бумагу, сквозь которую просвечивал, что давало художнику возможность писать по верхнему листу прямо акварелью, без карандашного наброска. Такой прием придавал аква­релям П.Ф.Соколова ту характерную воздушность и прозрачность, незамут­ненную присутствием серого каран­дашного штриха.
Соколов Петр Федорович. Портрет П.П. Ланского. Рисунок тушью. 1825 — 1828
Просвечивая сквозь тонкую бумагу, нижний рисунок, вы­полненный резкой линией, подчерки­вает и углубляет тени на портрете, придавая образу офицера необходи­мую мужественность, что наглядно видно, если убрать нижний рисунок — акварель теряет глубину и портрет ка­жется чересчур нежным.
В более поздние годы портреты, со­зданные П.Ф. Соколовым, становятся ярче и красочнее.
Соколов Петр Федорович. Портрет князя Сергея Васильевича Трубецкого (1815-1859). 1830-е гг. https://i.pinimg.com/originals/c7/d7/82/c7d782531d94dccbf192a0205a172595.jpg
Прекрасен романтический портрет Сергея Трубецкого. Глядя на этого красивого юношу с мечтательным взглядом, трудно представить, что он «за кутежи и шалости» был переведен из кавалергардов в кирасиры, а затем, как член «кружка шестнадцати», вмес­те с М.Ю. Лермонтовым сослан в дей­ствующую армию на Кавказ. Трубец­кой был свидетелем ссоры М.Ю. Лер­монтова с Н.С. Мартыновым и стал се­кундантом последнего. Один из эпизо­дов жизни Трубецкого Б. Окуджава взял в качестве сюжета для своего ро­мана «Путешествие дилетантов»: в 1851 году Трубецкой пытался бежать за границу с возлюбленной — Л.Д. Жадомировской, был судим военным судом и разжалован в солдаты.
Соколов прославился детскими портретами, мастерски передавая все очарование юных лиц, не впадая при этом в слащавое умиление и не изображая детей как «маленьких взрослых».
Соколов Петр Федорович. Портрет Пети Апраксина Акварель. 1830
Необычайно трогательный образ создал худож­ник в портрете Пети Апраксина, правнука пушкинской «Пиковой дамы» Натальи Петровны Голицыной. Еще мла­денческой пухлости румяных щек и маленьких ручек не­сколько противоречит серьезный, даже строгий взгляд больших голубых глаз — в нем как бы предчувствие скоро­го ухода: мальчик умер от холеры в возрасте семи лет.
Акварели П.Ф.Соколова 1840-х годов поражают своей яркой «нарядностью». Художник «одевает» модели в блестя­щий черный атлас, в сочный красный мундир или сияющую золотую кирасу, придавая им декоративность; добавляет выразительные аксессуары: затейливый веер, пеструю шаль, сверкающие ордена и украшения.
Соколов Петр Федорович. Портрет А.П. Голицыной. Акварель. 1840-е
Необычайно изыскан портрет Аглаиды (Аделаиды) Павловны Голицыной, урожденной Строгановой. Худож­ник внес в сдержанную серо-голубую гамму акварели толь­ко две ярких ноты — красный платочек на шее и зеленый атлас шубки. Некоторая нарочитость позы и затейливый чепец слегка контрастируют с прелестным грустным личи­ком модели, смотрящей прямо в глаза зрителю. Аглаида Го­лицына — дочь Павла Александровича Строганова, внучка А.С.Строганова — президента Акаде­мии художеств. Муж Аглаиды Павлов­ны — Василий Сергеевич Голицын, флигель-адъютант Александра I, со­провождал тело умершего императора из Таганрога в Петербург.
Соколов Петр Федорович. Неизвестная с веером в черном платье. Акварель. 1840-е.
Петр Соколов прекрасно владел цветом. Он, как никто другой из со­временных ему художников, сумел по­казать все достоинства именно аква­рельной техники, создавая портреты, поражающие виртуозностью исполне­ния и свежестью восприятия модели. Такое впечатление, что портреты со­здавались чрезвычайно легко и быстро — но за этой легкостью скрывались мастерство и талант.
Действительно, многие его работы «делались в один сеанс и почти в одно утро», как вспоминает сын художника Александр: «...с замечательной смелос­тью правдивый тон лица, платья, кру­жев, аксессуара или фона ложился сра­зу, почти в полную силу и детализиро­вался смешанными, преимущественно сероватыми тонами, с замечательною прелестью и вкусом, так что ход кисти, ее удары, опускание краски на «нет» оставались на виду, не мешая полной законченности всех частей. От этого в работах его никогда не было заметно никакой замученности и труда: все вы­ходило свежо, легко и вместе с тем ре­льефно и эффектно в красках. Работал он быстро, и хотя позднейшие его пор­треты отличались большею силою и за­конченностью, но краткость времени, потраченного на них, изумляла всех, близко следивших за его трудами».
Прелесть и притягательность аква­рельного портрета складывается не только из внешней привлекательности модели и мастерства художника, эти небольшие произведения как бы впи­тали эмоции и чувства своих владель­цев: если иконы называют — намолен­ными, то портреты можно назвать налюбованными. Их берегли, украшали ими стены комнат, возили с собой в путешествия, чтобы в любой момент увидеть черты родного лица. Портре­там придавалось даже некоторое сим­волическое значение. Написанные Соколовым парные свадебные портре­ты считались залогом хорошей семей­ной жизни, и заказчики стремились, чтобы Петр Федорович «благословил» будущий союз своим талантом, «а то как бы и брак не действителен!».
Творчество П.Ф. Соколова явилось образцом для многих профессиональ­ных художников и любителей на пол­века вперед, пока жанр акварельного портрета не пришел в упадок, вытес­ненный широко распространившейся фотографией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...