среда, 18 марта 2020 г.

Керамика Гжель


Керамика Гжель
Авторы текста: АСТРАХАНЦЕВА Т., ПЛАТОНОВА Н.
Источник: АСТРАХАНЦЕВА Т., ПЛАТОНОВА Н. Новая жизнь Гжели. / Т. АСТРАХАНЦЕВА, Н. ПЛАТОНОВА.// Юный художник. - 2004, № 8. - с.29-31. – (НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ)
Е. Будашкина. Блюдо «Праздничное». 2003
Название «Гжель» означает не толь­ко географически конкретную дерев­ню, но и целый регион Раменского района Московской области, включа­ющий около 30 деревень. Здесь кера­мику делали с древнейших времен. Са­ма природа позаботилась об этом: зем­ли были богаты хорошей глиной, окре­стные леса давали топливо для печей-горнов, в которых обжигалась посуда. К сожалению, при­ходится употреблять глаголы в прошедшем времени.

Сего­дня глину завозят издалека (местные запасы истощились), а для печей используют электричество, способное дать нужную по технологии обжига температуру. Считается, что само слово «Гжель» — измененное для удобства произно­шения «жгель» (от слова «жечь»). Сейчас одно из новых производств по выпуску бытовой посуды и декоративных изделий так и называется «Жгель».
А. Крумплевская-Новикова. Блюдо «Осетр»
С XVIII века Гжель уже становится ведущим центром русской керамики. За прошедшее время промысел не раз переживал высокие взлеты и глубокие падения. Начав с вы­пуска майолики, гжельские мастера в начале XIX века удивительно быстро перешли на выпуск фарфора, фаянса — материалов, техно­логически более совершенных. И уже в 1830 — 1840-е годы на промысле суще­ствовало 50 фарфоро-фаянсовых пред­приятий и 40 живописных мастерских. Многие из владельцев этих «заводов» были старообрядцами. Память о них хранит стоящая на дороге в селе Новохаритоново церковь Святого Георгия, построенная на деньги фарфорозаводчика И.Е Кузнецова к 100-летию Боро­динской битвы. Изображения этой церкви нередко можно видеть в роспи­сях изделий современных гжельских мастеров (навершия крышек шкатулок, различных сосудов, пасхальных яиц).
Из дорожных примечатель­ностей, когда едешь по Егорьевскому шоссе, обращает внимание на обилие доб­ротных домов и коттеджей, принадле­жащих не криминальным авторитетам, а семьям потомственных гжельских ма­стеров. Поражают также вывески мно­гочисленных магазинов и магазинчи­ков, продающих изделия объединения «Гжель» (его извест­ный знак — синяя птица на белом фоне), керамического за­вода Московского Союза художников, новых фирм ООО «Галактика», «Шекма-Гжель» и других.

Завод «Шекма-Гжель»
А.Рогов. Чашка с блюдцем, молочник, сахарница, чайник
Сложный путь пришлось пройти предприятию — Шевлягинскому заводу специ­альной керамики «Шекма-Гжель». Он организовался из преуспевающего до перестройки опытного завода Инсти­тута электрокерамики, работающего на нужды нашей атомной и космической промышленности. После Черно­быльской аварии для завода настали трудные времена, а в 90-х годах он остался вовсе без заказов. Чего только не пе­репробовал завод, чтобы сохранить уникальное производ­ство и кадры, из которых больше половины имели высшее и среднеспециальное образование. Делали и зубные про­тезы, и керамику, по прочности равную стали. Но глав­ным спасителем оказался все-таки гжельский фарфор.
А.Рогов. Штоф « Городок»
Директор завода Валентин Иванович Цапаликов сам вырос в семье потомственных керамистов, но в юности от­носился к этому занятию несколько свысока. Сам он лю­бил технику, точные науки, а заниматься «черепушками» казалось делом несерьезным. Но в критической ситуации именно генетическая память отцов и дедов выручила.
А. Рогов. Конфетница «Ажурная»
Ре­шили на заводе возродить производство художественных изделий. Уже имеющиеся навыки по производству технической керамики пригодились, и специалисты быстро от­работали качественную рецептуру глазури и кобальтовой краски. Это положительно сказалось на качестве выпуска­емой продукции. Черепок изделий имеет высокую белиз­ну, глазурь — прозрачность, кобальтовая краска — соч­ность, ярко-синий цвет и голубой оттенок.
В.Бидак, А.Рогов, С.Симанов. Набор чайный, блюдо, фруктовница
На заводе была создана творческая группа, куда входи­ли художники, окончившие местный Гжельский художе­ственно-промышленный техникум при МВХПУ (б. Стро­гановское): Е.Гольдберг, А.Гриньков, С.Исаев, А.Рогов. Последний из них — потомственный гжельский керамист.
Сувениры: В.Бидак. «Снегурочка», «На прогулке», «Еж». А.Рогов. «Гаишник». Е.Ефимов. «Мышь». С.Исаев. «Гусляр». Е.Гольдберг. «Свадьба».
На предприятии собственная система обучения кадров в процессе непосредственной практической работы. Этим занимаются прекрасные художники, лауреаты Государст­венной премии России B.C. и Н.Т. Бидак.

«Галактика»
A. Киселев. Люстра «Триумф». 1996
Наш деловой маршрут начинается с «малого предпри­ятия» с космическим названием «Галактика». Уже при въезде на заводской двор создалось впечатление вполне благоприятное: недавно построенные производственные здания, работали строители, возводились новые корпуса. Разговор с директором В.А. Петровым подтвердил эти впе­чатления. Сам Василий Алексеевич — энергичный, дело­вой — отвлекающийся во время нашего разговора на реше­ние разных насущных вопросов — был олицетворенным образцом успешного предпринимателя.
B. Климов. Лампа «Нежность». 2001
— Сейчас на заводе занято 90 человек, — рассказывает директор. — Мы начинали пробовать свои силы с 1989 го­да, но официально зарегистрированы в 1992 году. С само­го возникновения выпускаем свой ассортимент изделий, который в значительной мере определяет наш узнаваемый стиль. Это электросветильники, настольные лампы с худо­жественной ручной росписью. Так что наша связь с «Га­лактикой» это не только образный символ, но и вполне конкретное воплощение в продукции. Мы искали свой стиль и в традиционных предметах — вазах, фруктовницах, чайниках и так далее.
В. Ремизов. Лампа настольная «Капель». 2000
Действительно, главный художник предприятия В.А. Ре­мизов работает в этой области уже 15 лет. Он активно зани­мается разработкой новых изделий. А.В. Киселев окончил отделение керамики Тбилисской художественной академии, ведущий специалист предприятия, работает на нем с мо­мента его основания. Ему помогают 15 профессиональных живописцев, как их называют, писарих, окончивших Гжельский художественно-промышленный колледж.
В. Климов. Киот «Праздничный» 2003
Особенностью гжельской росписи является импрови­зация. Основной принцип Гжели — ни один мастер не ко­пирует тот или иной рисунок, создавая каждый раз новые варианты узора и меняя в процессе работы начертания мотивов. Каждый художник работает индивидуально, имея свой стиль росписи.
Традиционным является применение всех ее видов: рас­тительный, сюжетный, орнаментальный. И хотя местные мастера отдают дань модным в разные периоды стилям в росписи, они сохранили свою приверженность к преобла­данию орнаментальных, растительных мотивов, лубочной их трактовке, сочности и сочетанию контрастных красок.
Разрабатываются все новые виды и формы электро­приборов: лампы, канделябры, люстры, бра и другие све­тильники из фарфора.
В. Климов. Пасхальный набор. 2002. Фарфор, подглазурная роспись кобальтом (во всех изделиях на данных иллюстрациях). 2002
Значительный художественный интерес представляют декоративные блюда, тарелки и церковный ассортимент: киоты, лампады, пасхальные на­боры. Ярким средством художественной выразительности являются налепы в виде раков, рыб и так далее, роспись согласуется с ними округлостью мазков и контуров изоб­ражений. (Автор — художник А.Крумплевская-Новикова.)
В будущем предприятие не собирается только наращи­вать объем выпуска продукции. Главная цель, по словам В.А.Петрова, качество изделий, соответствие всем требо­ваниям цивилизованного рынка.
А.Новикова, В. Ремизов. Блюдо «Рак». 1999
Сегодня слава Гжели не замыкается на деятельности только одного, пусть и большого объединения. Народный промысел - это очаг национальной традиционной культу­ры. Носители традиции — люди, мастера, передающие се­креты своего искусства, технологии из поколения в поко­ление. И пусть будет больше форм бытования промысла — семейных, групповых, частных и государственных. Глав­ное, чтобы они были объединены традицией, формой и стилистикой, общим типом создаваемых изделий. Каждое из них имеет перспективу развиваться, создавать свое про­чтение и воспроизведение традиций.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...